Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 08:28, курсовая работа
Цель работы. Изучение теоретических и практических основ бизнес-планирования.
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:
1) изучить теоретические основы бизнес-планирования,
2) подготовить проект бизнес-плана для стоматологического кабинета «Стоматология «+»»
Объектом исследования является - стоматологический кабинет в г. Новосибирск.
Введение
1. Теоретические основы бизнес-планирования
1.1 Бизнес-планирование: определение, сущность, характеристики
1.2 Структура бизнес-плана
1.3 Особенности бизнес-планирования в России
2. Разработка бизнес-плана
2.1 Описание проекта
2.2 Общая характеристика предприятия, отрасли, продукции
2.3 Анализ отрасли и основных конкурентов
2.4 Производственная деятельность
2.5 План маркетинговой деятельности
2.6 Финансовый план
Заключение
Список используемых источников и литературы
4) Демонстрация солидного подхода к собственному бизнесу. Затрачивая усилия на составление бизнес-плана, руководитель тем самым подтверждает собственное уважительное отношение к своему бизнесу и ожидает такого же отношения от своих партнеров. Кроме того, бизнес-план может стать составной частью программы формирования имиджа.
5) Взвешенная оценка принимаемых решений. Отвечая на вопросы при составлении бизнес-плана, руководитель имеет возможность комплексно оценить всю ситуацию и принимать решение в условиях достаточной информации.
6) Возможность обнаружения проблем, угроз и неиспользованных возможностей для развивающегося бизнеса. Технология бизнес-планирования содержит ряд методик, представляющих самостоятельную ценность, одной из таких методик является анализ проблем, возможностей.
7) Обеспечение целенаправленности бизнеса. Сам факт наличия бизнес-плана говорит о наличии цели, к достижению которой стремится предприниматель, что в значительной мере увеличивает эффективность бизнеса.
8) Инструмент для управления и контроля. Бизнес-план является основой для управления проектом, прежде всего, ресурсами, затратами, сроками, персоналом и т.д. Наличие плана позволяет осуществлять контроль выполнения и принимать эффективные решения.
9) Средство самообучения. Последняя в перечне функция на самом деле является одной из наиболее значимых, так как подготовка бизнес-плана заставит предпринимателя пополнить свои знания в тех или иных разделах, научит делать выводы из финансовой информации и понимать результаты анализа.
Любой из девяти функций было бы достаточно для выбора бизнес-плана как инструмента при организации и развитии бизнеса.
Существует один испытанный принцип составления любого бизнес-плана: он всегда должен быть кратким, но компетентным.
Бизнес-план может иметь следующую примерную структуру:
– Обложка
Обложка (титульный лист) и первая страница бизнес-плана предполагают решение двух задач: сформировать хорошее впечатление о документе и зафиксировать определенный минимум информации. Если предприниматель хочет сразу расположить к себе предполагаемых инвесторов, то ему нужно уделить отдельное внимание обложке.
Будет лучше, если обложка сделана на хорошей бумаге с логотипом фирмы. Это придаст бизнес-плану определенную солидность. В то же время нужно сделать обложку как можно проще.
Должна быть представлена следующая информация: информация об авторе, информация о предприятии, деловая часть (описание целей и сути предлагаемого проекта, потенциальных возможностей и перспектив), размер необходимых инвестиций – текущие и ожидаемые потребности (стоимость проекта), ссылка на конфиденциальность информации.
– Содержание
Содержание должно отразить основные разделы бизнес-плана и помочь будущим инвесторам понять суть предложения предпринимателя.
– Деловое резюме
Деловое резюме иначе называют кратким изложением. Этот раздел может быть написан только после завершения работы над самим бизнес-планом, но обычно помещается в начале.
Резюме – это часть бизнес-плана, с которой знакомятся в первую очередь и которая в определенном смысле представляет собой «визитную карточку» всего мероприятия. По сути, это единственная часть бизнес-плана, которую инвесторы будут читать наиболее внимательно. Нужно добиться того, чтобы резюме можно было прочесть за несколько минут. Более того, если бизнес-план содержит конфиденциальную информацию, то деловое резюме должно быть сформулировано как достаточный документ без каких-либо ссылок, чтобы инвестор мог принять решение о необходимости ознакомления с секретной информацией.
В резюме нужно в нескольких пунктах раскрыть бизнес-план в сжатой форме:
Раздел 1. Цель плана. Основные задачи. Цель бизнеса.
Раздел 2. Привлекательность бизнеса, его уникальные преимущества.
Раздел 3. Анализ рынка (характеристики сегмента рынка и его размер).
Раздел 4. Описание предприятия. Описание продуктов и услуг.
Раздел 5. Маркетинговая стратегия. Сбытовая стратегия.
Раздел 6. Собственники и управляющие предприятия.
Раздел 7. Оценки будущих прибылей и объемов продаж.
Раздел 8. Процедуры возврата займов и кредитов инвесторам.
Раздел 9. Потребность в капитале или других ограниченных ресурсах.
Такое резюме позволит сделать быстрый обзор всего бизнес-плана.
– Общая ситуация в сфере бизнеса, выбранной предпринимателем.
Этот раздел подготавливает читателя к лучшему пониманию того, что ему предлагает предприниматель, т.е. как предприятие вписывается в общую картину. Какие существуют перспективы в той отрасли деятельности, к которой относится описываемый бизнес.
– Описание предприятия.
При описании предприятия необходимо ответить на такие вопросы: точная характеристика предприятия, историческая справка о бизнесе или о разработках продукции, экономические тенденции развития отрасли, описание организационной структуры предприятия, факторы, влияющие на бизнес (экономические факторы, сезонность, зависимость от потребителей или поставщиков), характер исследований и разработок, наличие контрактов и соглашений, подходы к осуществлению производственной деятельности.
– Анализ рынка
В данном разделе нужно обратить внимание на следующие моменты:
экономико-географические данные предполагаемого рынка, в т.ч. размер и данные по населению;
потребители продукции или комплекса услуг;
возможный потенциал роста для намеченного рынка;
способность предлагаемого проекта удовлетворять потребности рынка;
принципы привлечения новых клиентов без потери прежних.
При описании выбранного рынка необходимо помнить, что силу анализа определит именно проведенное исследование. Чтобы не тратить понапрасну время, нужно использовать таких помощников, как: библиотеку, средства массовой информации и телефон. Можно также воспользоваться уже имеющейся информацией и статистикой по данному вопросу, которую можно найти в книгах и журналах.
– Ожидаемые проблемы и меры по их преодолению.
Этот раздел бизнес-плана достаточно часто отсутствует по двум причинам: отсутствие стандартных рекомендаций при выявлении сильных и слабых сторон и нежелание составителя указывать свои недостатки и проблемы. Данный раздел должен определить стратегию предпринимателя на случай непредвиденных обстоятельств для преодоления возможных препятствий. Вот некоторые из них: юридические факторы (возможные изменения в законодательстве, политическая обстановка в стране), работа на конкурентном рынке (возможные действия конкурентов), слабые стороны данного бизнеса (появление новой продукции на данном рынке, появление более дешевой продукции), защита авторских прав и информации, непредвиденные обстоятельства, связанные с персоналом (реакция на уход ведущего персонала и руководства), кадровые проблемы (возможное увеличение продолжительности работы).
– Маркетинговый план
Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана, поскольку в нем непосредственно говорится о характере намечаемого бизнеса и способах, благодаря которым предприниматель может рассчитывать на успех.
Маркетинг является одним из важных условий на пути фирмы к успеху. Многие фирмы, имевшие действительно нужный потребителю товар, потерпели неудачу из-за неправильного маркетинга или вообще отсутствия такового. Поэтому при оценке бизнес-плана огромное внимание предприниматель обязан уделить именно этому разделу. Если не определена реальная потребность в товарах или услугах, то никакой талант, никакие капиталы не помогут фирме добиться успеха в данной области.
Всегда нужно помнить о четырех ключевых моментах маркетинга:
а. Реклама.
б. Обширные деловые связи.
в. Искусство сбыта товаров и услуг.
г. Исследование рынка.
– Финансовые прогнозы
Этот раздел – основа основ бизнес-плана, точка отсчета во времени. Именно его необходимо посвятить планированию финансового обеспечения деятельности фирмы с целью наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств. Потенциальные инвесторы с особой тщательностью и интересом проанализируют финансовые принципы предлагаемого проекта.
Необходимо разработать совокупность следующих документов: оперативный план (прогноз) продаж, план (прогноз) о прибылях и убытках, план (прогноз) движения денежных средств, прогнозный баланс.
Подобный перечень документов становится привычным и для российских предпринимателей, он соответствует требованиям мировой практики. В российском законодательстве прослеживается устойчивая тенденция приближения к мировым стандартам.
Продолжительность планово-отчетных периодов в зависимости от конкретных условий может изменяться в пределах: месяц, квартал, полгода, год.
– Календарный план
Эта часть бизнес-плана наиболее полно соответствует названию (план) и определяет следующие этапы действий:
1) устанавливает время ожидаемого финансирования;
2) определяет все маркетинговые действия с привязкой к реальному календарю;
3) представляет производственную программу и график поставок, обеспечивающий требуемый объем продаж.
Именно календарный план поможет обеспечить систематический контроль за деятельностью предприятия. Он имеет решающее значение для компании.
Особое место в рамках календарного плана занимает производственный план. В этом разделе должны быть описаны все производственные или другие рабочие процессы, имеющие место на фирме. Здесь нужно рассмотреть все вопросы, связанные с помещениями, которые фирма занимает, их расположением, оборудованием, персоналом. Кроме того, в этом разделе должно быть уделено внимание планируемому привлечению субподрядчиков.
Кроме производственного плана, календарный план должен включать и организационный план. Выделение организационного плана в отдельный раздел необходимо только при создании новых организаций. Организационный план должен ответить на следующие вопросы: организационная структура проекта, основные выполняемые функции работниками, структура персонала и требования к нему. Организационный план заканчивается определением издержек на оплату труда и содержание организационной структуры.
– Расчет потребности в финансовых ресурсах и эффективность проекта.
Если в первую очередь цель составления бизнес-плана – это получение финансовых ресурсов под проект или новое предприятие, то этот раздел даст точную сводную потребность в нужном капитале и определит порядок использования ресурсов. В случае финансирования расчеты движения наличных средств должны также отражать и порядок возврата кредитов.
– Приложение.
Данный раздел бизнес-плана может включать такие документы, как: комментарии по тексту, библиографию, дополнительные документы, графики и чертежи, глоссарий терминов, патенты, лицензии, авторские права и сертификаты.
Исходя из знания примерной структуры бизнес-плана, можно сформировать собственную структуру бизнес-плана с учетом специальных требований потенциальных инвесторов, особенностей производства или продукции, уникального преимущества при продажах, особенностей финансовой ситуации, особенностей рынка.
Общеизвестно, что процесс планирования в современной России крайне осложнен общей экономической и политической неопределенностью, а также несовершенством системы финансового и бухгалтерского учета. Можно выделить следующие основные проблемы и особенности экономики переходного периода:
неподготовленность и отсутствие опыта современного бизнес-планирования и управления проектами у большинства руководителей производств,
практическое отсутствие опыта маркетинговых исследований и разработки обоснованных планов маркетинга,
высокая переменная инфляция - обоснование сметных цен, их структуры и динамики,
проблемы паритета валют и оценки удельной (долларовой) капиталоемкости инвестиционных проектов,
правовые и экономические проблемы оценки стоимости активов реконструируемых предприятий и их доли в инвестициях,
изменяющаяся экономическая и законодательная ситуация,
определение и количественная оценка рисков.
Поэтому в большинстве случаев методики бизнес-планирования принятые на Западе в России неприменимы.
Так, например, основополагающие документы бизнес-плана (Поток наличных средств, баланс и отчет о доходах и убытках) в условиях российской действительности не информативны. Поэтому для предприятий, чьи фонды формировались достаточно давно, бухгалтерский баланс нужен только как форма официальной отчетности. Безусловно, можно провести переоценку фондов в соответствии с современными рыночными ценами для нужд планирования, однако работа эта очень трудоемка, да и к тому же пока что не существует более или менее достоверных единых методик такой переоценки, так что методика должна разрабатываться для каждого конкретного предприятия. Отчет о прибыли и убытках имеет тот недостаток, что доходы и расходы, лежащие вне анализируемого периода не отражаются в нем и очень сильно нарушают картину. К примеру, оплата за услуги была произведена в прошлом году, это означает, что в отчете за текущий год эти расходы не будут учтены и отчет может указывать на прибыль, несмотря на то, что на самом деле предприятие убыточно. За рубежом эти недостатки устраняются путем «сведения» (reconciliation) баланса, отчета и потока наличности, тогда то, что не может быть учтено в одном документе, обязательно отразится в другом. В российских условиях практически единственным действительно реалистичным документом, более или менее полно отражающем картину, является поток наличности. Именно поэтому имеет смысл строить бизнес-планирование именно вокруг этого документа. Безусловно, должны присутствовать и баланс и отчет, однако, эти документы носят более справочный характер. При этом поток наличности должен охватывать более длительный период, компенсируя таким образом отсутствие (или нереалистичность) балансов прошлых лет.