Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:59, курсовая работа
Целью написания данной курсовой работы является изучение факторов внешнего влияния на поведение потребителей, а именно такого из них, как культура общества. Особенности воздействия на человека культуры и этнических факторов следует изучать прежде всего с точки зрения методологии исследования.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Культура как внешний фактор потребительского поведения. ……...5
Культура, субкультура: сущность понятий, их значение для современного видения маркетинга ………………………………………….5
Категории и структура культуры ……………………………………….9
Механизм действия культуры ………………………………………….13
Глава 2. Сравнительный анализ особенностей потребительского поведения жителей Японии и России………………………………………………………18
2.1 Особенности потребительского поведения россиян……………………18
2.2 Особенности потребительского поведения японцев…………………...24
2.3 Сравнительный анализ…………………………………………………....28
Заключение………………………………………………………………………31
Список литературы………………………………………………………...…….33
Глава 2. Сравнительный анализ потребительского поведения жителей Японии и России по заранее определенным критериям.
2.1. Особенности
потребительского поведения
Российский потребитель
в массе своей еще не стал
потребителем в полном смысле
этого слова, не вполне
Однако в последние десятилетия в ценностных
ориентация жителей нашей страны произошли
существенные изменения. Усилилась ориентация
на себя, опора на собственные силы (волевые
качества, рациональность в поведении,
стремление действовать самостоятельно
и решительно) и в снижении роли и значения
качеств личности, особенно важных в контактах
с другими людьми (чуткость, уважение к
другому, умение выслушать и понять другого
и т.п.). Наряду с сохраняющимися базовыми
ценностями русской культуры в сознании
жителей России происходит изменение
ценностей в сторону большего индивидуализма.
Молодое поколение демонстрирует в качестве приоритетных такие ценности, как самоуважение, независимость, достижение успеха, свобода, зрелая любовь, выбор собственных целей. При этом на простые обещания, эмоциональные приманки и т.п. молодые потребители реагируют мало. Постепенно приходит время тех, кто за свою работу, за свои деньги хочет получить четкие гарантии будущего успеха, желает скрупулезно разобраться во всех достоинствах и недостатках товара.
Результаты исследования показывают сильную выраженность возбудимой акцентуации. Это означает недостаток уравновешенности, благоразумия и управляемости. Можно сказать, что при совершении каких-либо действий, в том числе и покупок, рациональность восприятия и голос разума иногда уступают неконтролируемым побуждениям.
Исходя из вышесказанного, можно выделить следующие особенности, которые помогут привлечь российского потребителя:
Концепция товара должна соответствовать
мироощущениям российских потребителей,
таким как национальные предпочтения,
особенности религии и
Российскому потребителю необходимо аргументировано разъяснить все достоинства товара.
Необходимо рекламой товара сформировать у потребителя чувство значимости, принадлежности к избранному кругу, давать ощущение, что, пользуясь данным товаром, человек оказывается чуть выше тех, кто использует другую продукцию.
Потребительские привычки населения
России определяются несколькими крупными
и множеством мелких факторов. Наиболее
сильным фактором, особенно для российских
потребителей, который предопределяет,
что именно и в каком количестве
население или отдельный
Таблица 1.
Ежемесячные расходы россиян за 2009 г.
продукты питания |
56% |
жилье и коммунальные услуги |
5% |
мебель, домашняя утварь |
6% |
одежда и обувь |
14% |
медицинское обслуживание |
5% |
услуги транспорта и связи |
5% |
отдых и развлечения |
данных нет |
прочее |
11% |
Как видно из таблицы, средний россиянин тратит на продукты питания 56% от своих доходов. Это очень много и говорит о низком потребительском уровне в стране. Но этот фактор далеко не единственный. Имея одинаковый доход, разные группы населения сильно отличаются друг от друга по иным характеристикам.
Не очень хорошо в России обстоит дело с потреблением разнообразных промышленных товаров. Несомненно, за последние 15 лет покупательная способность такого вида товаров возросла в разы, однако она всё ещё не дотягивает до уровня западных стран. Так, например, различные бытовые приборы - холодильники, цветные телевизоры, стиральные машины, пылесосы - имеются практически в каждой городской семье, однако если взять более низкие слои населения, складывается печальная картина. Микроволновые печи, персональные компьютеры имеет около 31 - 35% населения.
Что касается досуга – только 30% россиян могут позволить себе отдых за границей раз в год. При этом, ещё примерно столько же выезжают на курорты внутри страны. Это связано не только с уровнем дохода, но и особенным для России мышлением «копилки». Многие россияне предпочитают не тратить денежные средства на нематериальные вещи, а откладывать средства «на чёрный день».
В процессе развития потребительского
поведения в новых условиях наша
история создала специфический
бэкграунд, связанный с трудностями
перехода экономики страны от рынка
производителя к рынку
Сейчас фактически все
бренды, известные западному
Отношение к фирменным и к безмарочным товарам также меняется. За последние десять лет ситуация изменилась на противоположную – популярное раньше безмарочное сливочное масло заменилось на популярно-марочное «Олейна».
Конечно, пока еще определяющую роль при выборе фирменных товаров у российских потребителей играет соотношение цена - качество. Хотя мы уже знаем, что фирменные товары лучше, и мы это проверили, но чаще все равно предпочитаем более низкую цену. Так, если с утверждением "Фирменные товары лучше, чем товары неизвестных марок" согласны 60 %, то на спецпредложения любимых марок при покупке товаров обращает внимание только 30% опрошенных. Анализ всей совокупности данных говорит о том, что принадлежность к марке имеет все большее и большее значение, но пока еще доминирует цена.
И на свое здоровье россияне пока обращают внимание скорее вербально, не проявляя большой готовности чем-либо пожертвовать ради натуральных продуктов.
Точно такое же отношение
наблюдается к вопросу
По аналогии с Западом, в России проводилось количественное исследование, в результате которого была получена типология российского потребителя. Оно было призвано определить то, как потребители себя ведут на рынке: покупают ли новые продукты, или, наоборот, все традиционное; покупают ли био-продукты или то, что подешевле; где чаще совершают покупки: в супермаркетах или на рынках и толкучках и т.д. В итоге в результате кластерного анализа российские потребители были сгруппированы по тем или иным своим привычкам и стилям потребления в группы или кластеры.
Сравнивая итоги исследования 2007 и 2008 гг. , можно отметить, что с 1999 года интерес российских потребителей к новой продукции значительно уменьшился. Например, в 2001 году порядка 14 % опрошенных россиян говорили, что пробуют каждый новый продукт, появляющийся на рынке. В 2002 году таких было уже меньше - 11-12%. По данным 2009 года уровень новаторства российских потребителей с трудом достигает 9-10 %. Новаторы в России наиболее характерны для городов-миллионников и для Москвы, но москвичи уже не так сильно выделяются среди жителей крупных городов.
"Неноваторские кластеры"
- "традиционалисты" и "
Создаются типологии, в основе которых лежат ментальные характеристики населения - его жизненные ценности и установки. Для них в анкетах вопросы стоят по-иному: не "Как вы покупаете?", а "Как вы живете?" или "Вы стремитесь путешествовать или сидеть дома?". Причем, ментальные и потребительские типологии, созданные для одного рынка, хорошо корреспондируют. И в той и в другой типологии существуют кластеры традиционалистов, правда, немного разные. А вот по кластеру победителей ментальная типология корреспондирует с типологией потребительской условно, потому что "победителями" в нашем обществе являются люди, не ориентированные ни на какие социально-устойчивые базы - грубо говоря, люди, строящие дикий капитализм. Они не думают о завтрашнем дне, для них главное - сегодняшний успех. Но они очень новационны и активны.
Еще одна специфика российской типологии в том, что в России больше традиционалистов, причем на западе практически отсутствуют такие кластеры, как "стремящиеся вверх" - люди, резко меняющие свои потребительские привычки, а также "спонтанные" - они попросту "размазываются" между другими кластерами.
По отношению потребителей к рекламе, по влиянию рекламы на покупательский спрос населения кластеры также сильно различаются. Наиболее сильно "западают" на рекламу, стремятся покупать новинки и престижные вещи представители кластера "стремящиеся вверх", хотя этот кластер не обладает высоким потребительским потенциалом.
Из групп с высоким
потребительским потенциалом
Не кидаются на новинки
и рекламируемые товары и благополучные
"стабильные", и листовки с прайс-листами
и спецпредложениями скорее всего
попадут в руки "спонтанных"
со средним потребительским
Область потребления - это
та сфера, в которой мы наиболее быстро
вливаемся в общую
2.2. Особенности потребительского поведения японцев.
Современная Япония - общество с высокоразвитой экономикой и технологией, с высоким уровнем образования и потребления, с высокими социальными достижениями. Как и другие высокоразвитые страны, она пребывает в том состоянии, которое социологи определяют понятием "массовое общество".
Принято считать, что существует прямое противопоставление традиций и культуры Японии традициям и культуре Запада в целом. Во-первых, западное общество стремится к полному гуманному выражению личности, японское же общество хочет подчинить личность целям достижения гармонии в группе. Во-вторых, на Западе люди считаются "равными", даже если к ним не всегда относятся как к равным, а в Японии полагают, что людям "свойственно" быть "неравными" и у каждого есть свое место в иерархии. В-третьих, западный гражданин утверждает, что как "свободный человек" он обладает определенными неотъемлемыми правами, а "японец считает, что как член семьи-нации он имеет определенные долги и обязанности".
Дело в том, что в Японии формирование психологии массового человека происходило на фоне стремительного развития новых форм жизни в послевоенное время под воздействием процессов урбанизации, бюрократизации, информатизации, роста социальной мобильности. В результате этого в городской жизни исчезали возможности для поддержания традиционных социальных отношений на основе кровного родства и соседских и земляческих связей; люди лишались чувства человеческой общности, поскольку утратили общие традиции и обычаи. Поэтому межличностные отношения в группе и вне ее приобрели временный, фрагментарный характер и стали контактами при исполнении чрезвычайно фрагментарных ролей. Освобождение человека от тесных социальных и эмоциональных человеческих связей привело к потере морали и сознания сопричастности. Рост индивидуализма привел к росту эгоизма.
В этих процессах Япония очень сходна с другими странами и особенно с США. Но, будучи современным высокоразвитым обществом и разделяя с ведущими западными странами все проблемы массового общества, Япония сохраняет много традиционных черт, делающих весьма своеобразным сам процесс развития массового общества Японии.