Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 12:15, курсовая работа
Большинство компаний осознают значимость инновационного процесса и не боятся идти по пути внедрения инноваций, которые перестают быть разовыми, превращаясь в непрерывный процесс, обеспечивающий компании более выгодную позицию в долгосрочной перспективе. Существует множество подходов к определению инновации, и в научной литературе понятие инновации освещено довольно подробно.
Однако большинство работ посвящены продуктовым инновациям, и почти не встречается работ рассматривающих в качестве инновации систему управления персоналом.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….4
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ………………………………………………………….……….6
1.1 Сущность системы управления персоналом………………………………..6
1.2 Инновации в сфере управления предприятием……………………………10
1.3 Особенности системы управления персоналом как инновации………….19
2.АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЕВРОСЕТЬ-РИТЕЙЛ» ……………….29
2.1 Комплексный экономический анализ деятельности предприятия……….29
2.2 Характеристика и структура предприятия. ………………………………..33
2.3 Анализ товарооборота и ассортимента товаров. ………………………….40
3.РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИННОВАЦИЙ В РАБОТУ С ПЕРСОНАЛОМ ООО «ЕВРОСЕТЬ-РИТЕЙЛ»…………………46
3.1. Разработка мотивационного механизма, ориентированного на рынок. ..46
3.2 Внедрение сервисного принципа в управлении персоналом…………….52
3.3 Формирование системы обучения принимаемых на работу продавцов-консультантов. ………………………………………………………………..…54
Рекомендации по мероприятиям………………………………………………..57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………62
- означают первое использование
новшества на предприятии
- нуждаются в творческом
подходе и связаны с рисками.
Инновации не могут
В данной дипломной работе будут рассматриваться управленческие нововведения, которые можно определить как любые организованные решения, системы, процедуры или методы управления, существенно отличающиеся от сложившейся практики и впервые используемые в данной организации. При этом необходимо учитывать, что новизна соотносится с практикой управления именно в данной организации.
Инновационный процесс совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, кадровой или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии). Инновационный процесс, может осуществляться на разных уровнях: федеральном, региональном, на уровне фирмы или подразделения.
Таблица 1 - Различия инновационного и стабильного процесса
Характеристика процесса |
Инновационный процесс |
Рутинный процесс
|
1 |
2 |
3 |
Конечная цель |
Удовлетворение новой общественной потребности |
Удовлетворение сложившейся общественной потребности |
Пути достижения цели |
Многочисленны и неопределенны |
Немногочисленны и известен оптимальный |
Риск при достижении цели |
Высокий |
Низкий |
Тип процесса |
Дискретный |
Непрерывный |
Управляемость как целым |
Низкая |
Высокая |
Возможность планирования |
Долгосрочные планы, возможна их корректировка. |
Краткосрочные планы, имеющие характер директивных производственных заданий |
Развитие системы, в рамках которой осуществляется процесс развития |
Переход на новый уровень |
Сохранение данного уровня |
Взаимодействие процесса со сложившейся системой интересов участников |
Вступает в противоречие |
Основывается на них |
Степень совпадения интересов участников процесса |
Низкая |
Высокая |
Распределение сфер ответственности |
Перераспределяет |
Стабилизирует |
Формы организации |
Гибкие, со слабой структуризацией системы |
Жесткие, основанные на нормах и регламентах |
Выделим особенности инновационного процесса:
- адресный характер (ориентация на конкретные тактические и стратегические цели организации);
- рискованность (фактор неопределенности результата)
- конфликтность (между старым и новым);
- многоаспектность (изменения одной подсистемы организации вызывают изменения в других подсистемах и в организации в целом).
Структурируя инновационный процесс, можно построить такую схему: определение потребности в нововведении - исследование – разработка – внедрение – использование.
Потребность в нововведении может быть осознана как под давлением внешних факторов (возросшая конкуренция, изменения в экономике, появление новых законодательных актов и т.п.), так и внутренних (снижение производительности, наличие конфликтных ситуаций и т.д.). После осознания потребности в нововведении необходимо провести диагностику (собрать соответствующую информацию) с целью определения истинных причин возникновения проблем. Для устранения выявленных проблем формируется инновационная команда, которая осуществляет поиск новых и уникальных решений этих проблем, т.е. непосредственно занимается разработкой инновации.
Разработка инновации завершается ее внедрением. В процессе внедрения, с помощью механизмов контроля, определяется, в какой степени планируемые изменения помогают поправить неудовлетворенное положение вещей, как их воспринимают и как можно улучшить их осуществление. Таким образом, в процессе внедрения инновация может подвергнуться некоторым изменениям с целью достижения более высокой эффективности. Также в процессе внедрения нововведения необходимо, используя механизмы стимулирования, достигнуть поддержки и принятия нововведения персоналом.
Внедрение является наиболее сложной стадией инновационного процесса. Существуют параметры, по которым можно проанализировать сложность внедрения инновации: разница между новым и старым; масштабы и взаимосвязанность изменений; необходимость программы целенаправленной деятельности; неопределенность, непредвиденные проблемы и возможности. В целом же проблема внедрения содержит несколько аспектов, а именно:
- задержка во времени необходимых организационных перестроек;
- низкая эффективность, а иногда и просто нежизненность нововведений в управлении;
- значительный разрыв между разработкой теоретиками менеджмента новых систем и методов управления и их использованием на практике.
Основными причинами проявления проблем внедрения управленческих инноваций являются:
1. Противоречивость целей, мотивов деятельности, интересов участников инновационного процесса; сопротивление персонала новому; возникновение бюрократических барьеров на пути внедрения управленческих нововведений.
2. Дезинтеграция инновационного процесса, его разорванность, распределение отдельных стадий (разработка, распространение и внедрение) между различными участниками.
3. Неудовлетворительная работа разработчиков нововведения и специалистов, организующих процесс его внедрения.
Решение о внедрении нововведения в значительной степени зависит от свойств самой организации. Те из них, кто чаще и быстрее осваивают новые методы и формы управления, - более восприимчивы к нововведениям, обладают большим инновационным потенциалом. Восприимчивость организации к управленческому нововведению представляют как функцию :
В = f(Л, С, К),
где Л - личностно-психологические характеристики персонала;
С - характеристики организационной структуры (структурные переменные);
К – характеристики внешнего окружения (контекстуальные переменные).
Помимо инновационного потенциала, в качестве факторов, влияющих на успех нововведения, выделяют наличие источника творческих идей (без творчества не может быть нововведения); эффективную систему отбора и оценки проектов; эффективное управление проектами и контроль; соответствие целям организации; индивидуальную и коллективную ответственность; ориентацию на рынок, а также качество персонала. Существуют общие факторы, влияющие на инновационную деятельность (таблица 2) .
Таблица 2 - Факторы, препятствующие и способствующие инновационной деятельности
Группа факторов |
Факторы, препятствующие деятельности |
Факторы, способствующие деятельности
|
1 |
2 |
3 |
Технико-экономические |
Недостаток средств для финансирования рискованных проектов; слабость материально- и научно- технической базы; отсутствие резервных мощностей; доминирование интересов существующего производства |
Наличие резерва финансовых и материально-технических средств; наличие необходимой хозяйственной, материальной и научно-технической инфраструктуры; поощрение за инновационную деятельность |
Юридические |
Ограничения со стороны законодательства |
Законодательные меры (льготы), поощряющие инновационную деятельность |
Организационно-управленческие |
Устоявшиеся организационные структуры; излишняя централизация и консервативность управления; иерархические принципы построения организаций; преобладание вертикальных потоков информации; индикативность планирования; ведомственная замкнутость, трудность межотраслевых действий; жесткость в планировании; ориентация на сложившиеся рынки; ориентация на краткосрочную окупаемость; сложность согласования интересов участников инновационных процессов |
Гибкость организационных структур; демократичный стиль управления; преобладание горизонтальных потоков информации; допущение корректировок; децентрализация, автономия, формирование межорганизационных, взаимоцелевых, проблемных групп |
Социально- психологические |
Сопротивление изменениям, которые могут вызывать такие последствия, как изменение статуса, необходимость поиска новой работы перестройка устоявшихся способов деятельности, нарушение стереотипов поведения, сложившихся традиций; боязнь неопределенности; опасение наказаний за неудачу; сопротивление всему новому, что поступает извне ("синдром чужого изобретения") |
Моральное поощрение, общественное признание; обеспечение возможностей самореализации, творческого труда |
Отдельно выделяют и мотивационные факторы, влияющие на нововведения (таблица 3) .
Таблица 3 - Мотивационные факторы, влияющие на нововведения
Факторы, способствующие нововведению |
Факторы, препятствующие нововведению |
1 |
2 |
1. Личные интересы работников |
1. Личные интересы работников |
Увеличение заработной платы в результате нововведения; Расширение прав; Сокращение обязанностей; Улучшение положения и позиций (в организации и вне её); Улучшение шансов на будущее (в организации и вне её); Улучшение возможностей для самоутверждения; Полное использование знаний и возможностей; Хорошая информированность (в организации и вне её); Повышение престижа (в организации и вне её); Расширение неофициальных возможностей улучшения благосостояния работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.) |
Уменьшение заработной платы в результате нововведения; Сокращение прав; Расширение обязанностей; Ухудшение положения и позиций (в организации и вне её); Ухудшение шансов на будущее (в организации и вне её); Ухудшение возможностей для самоутверждения; Неполное использование знаний и возможностей; Плохая информированность (в организации и вне её); Сокращение неофициальных возможностей улучшения благосостояния работника и членов его семьи (образование, досуг, медицина и др.) |
2. Отношения с другими |
2. Отношения с другими |
Улучшение отношений с руководством в результате нововведения; Улучшение отношений с подчиненными; Улучшение отношений с сотрудниками; Соответствие нововведения сложившимся коллективным нормам, традициям, целям, ценностям |
Ухудшение отношений с руководством в результате нововведения; Ухудшение отношений с подчиненными; Ухудшение отношений с сотрудниками; Несоответствие нововведения сложившимся коллективным традициям, целям, нормам ценностям |
3. Характер и содержание труда |
3. Характер и содержание труда |
Более интересная работа в результате нововведения; Более удобный режим работы в результате нововведения |
Менее интересная работа в результате нововведения; Менее удобный режим работы в результате нововведения |
Решающим фактором эффективного внедрения инновации является персонал организации и его отношение к ней. Поэтому задача руководителей при внедрении инновации - сформировать психологическую готовность персонала, которая проявляется в осознании производственной и экономической необходимости осуществления нововведения, личной и коллективной значимости нововведения, а также способов личного включения в осуществление нововведения.
Выделяют шесть форм отношения работников к нововведениям :
- принятие нововведения и активное участие в его реализации;
- пассивное принятие нововведения;
- пассивное неприятие нововведения; активное неприятие нововведения, выступления против;
- активное неприятие, связанное с оказанием противодействия нововведению;
- крайние формы непринятия нововведения (игнорирование и саботаж внедрения нововведения).
Эти позиции формируются на основе психологических барьеров, которые необходимо учитывать при внедрении инновации. Необходимо учитывать, что сопротивление персонала нововведениям обусловлено тремя основными причинами: неопределенность, ощущение потерь и убеждение, что перемены ничего хорошего не принесут. Поэтому в инновационном процессе необходима максимальная поддержка персонала со стороны руководства и обеспечение его как можно более полной информацией о предстоящих изменениях. Также, необходимо учитывать факторы, влияющие на инновационную деятельность персонала :
1. К поддерживающим факторам относятся:
- предоставление необходимой свободы при разработке нововведения, обеспечение новаторов необходимыми ресурсами и оборудованием, поддержка со стороны высшего менеджмента предприятия;
- проведение систематических дискуссий и свободного, поощряемого обмена идей;
- поддержание эффективных коммуникаций с коллегами, другими подразделениями, внешними научными организациями, вузами;
- углубленное взаимопонимание в среде персонала предприятия.
2. Усиливающими факторами считаются:
- развитие и поддержка менеджментом стремление работников к постоянному повышению квалификации;
- возможность высказывать собственное мнение о проводимых изменениях;
- преодоление барьеров и «размывание границ» между функциональными обязанностями;
- систематическое проведение совещаний рабочих групп;
- постоянная поддержка атмосферы восприимчивости к изменениям.
3. Блокирующими инновационную деятельность факторами служат:
- недоверие менеджеров к выдвигаемым снизу идеям;
- необходимость множества согласований по новым идеям;
- вмешательство других подразделений в оценку новаторских предложений;
- мелочная опека и контроль шагов новатора;
- кулуарное принятие решений по новаторскому предложению;
- возникновение у вышестоящих менеджеров синдрома «всезнающих экспертов».