Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 00:37, реферат
Концепция маркетинга представляет собой систему целей, принципов и методов управления производственно-сбытовой и торговой деятельностью предприятия, ориентированную на потребности рынка. Она основывается на теории индивидуального выбора, исходящего из принципа приоритета потребителя и отражает происходящие изменения подходов к организации производственной и сбытовой деятельности предприятия в новых условиях и новой обстановке на рынке. Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы вся деятельность предприятия (производственная, научно-техническая, сбытовая, в области капитальных вложений) основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе.
Становление и развитие маркетинга
Сущность и основные принципы маркетинговой деятельности
Специфика маркетинга Японии
Нюансы японского маркетинга
Японская деловая этика и специфика маркетинга в Японии
Традиции в Испании
«Трудовой» менталитет испанцев
Успешная маркетинговая деятельность в современных условиях позволяет сформировать рынок оптимальных поставщиков товаров на основе их предварительного изучения; определить наиболее эффективные сегменты рынка; исследовать конкурентов, выявить их слабые, сильные стороны и определить свою позицию на рынке; сформировать оптимальный товарный ассортимент предприятия; определить наиболее приемлемую ценовую политику как для потребителя, так и для предприятия, обеспечивающую максимальную прибыль на данном рынке; организовать эффективную систему товародвижения и сервисного обслуживания покупателей; сформировать спрос и стимулировать продажи на основе системы коммуникаций.
Таким образом, современный маркетинг представляет собой многоплановое явление, охватывающее различные виды человеческой деятельности и являющееся одной из систем управления и организации деятельности по разработке, производству и сбыту товаров (услуг) с целью получения прибыли через удовлетворение потребителя на основе учета процессов, происходящих на рынке. Важной особенностью современного маркетинга является его направленность на перспективу. Поэтому многие специалисты считают, что маркетинг – это процесс, который заключается в прогнозировании потребностей потенциальных покупателей и в удовлетворении этих потребностей путем предложения соответствующих товаров – изделий, технологий, услуг и др.
Сущность маркетинга определяется следующим: производить только то, что безусловно находит сбыт, а не пытаться навязывать покупателю свою продукцию, то есть необходимо производить то, что продается, а не продавать то, что производится. Ориентация на потребителя означает изучение не производственных мощностей, а реальных и потенциальных потребностей рынка. При этом товары и услуги являются средством достижения цели, а не самой целью. Основной целью маркетинга предприятия является получение прибыли через удовлетворение потребностей покупателя с помощью товара или услуги предприятия. Иными словами, предприятие на рынке предлагает не изделия и услуги, а средства решения проблем покупателей.
С позиций интегрированного маркетинга координируются такие виды деятельности как финансирование, производство, конструирование, исследования и разработки и т. д. Иначе говоря, предприятия, фирмы, организации, предприниматели ставят перед собой определенные цели и используют принципы и методы маркетинга для их достижения. Этими целями могут быть прибыль, лекарства, туризм, пищевые товары и др. Маркетинг является руководством к управлению, планированию, действию предприятия в условиях рынка, комплексной стратегией в отношении товара, рынка, потребителей и конкурентов, а также способом вскрытия и использования потребностей покупателей в коммерческих целях предприятия.
Основными принципами маркетинга, вытекающими из его сущности, являются:
всесторонние научно-практические исследования рынка, экономической конъюнктуры, изучение потребителей, производственно-сбытовых возможностей предприятия (учет потребностей, состояния и динамики спроса, рыночной конъюнктуры). Потребители порой не знают, чего именно они хотят. Как правило, они хотят наилучшим образом решить свои проблемы. При помощи маркетинговых исследований маркетологи предприятия должны понять проблемы покупателей и помочь их решить;
нацеленность на достижение конечного практического результата производственно-сбытовой деятельности в соответствии со структурой и динамикой реального и потенциального спроса путем стимулирование сбыта и маркетинговых коммуникаций;
сегментация рынка;
создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса, исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы, что требует внимания к прогнозным исследованиям, разработки на основе их результатов товаров рыночной новизны, обеспечивающих прибыльную деятельность предприятия;
применение в единстве и взаимосвязи стратегии и тактики активного приспособления к требованиям потенциальных покупателей с одновременным целенаправленным воздействием на них (воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы);
планирование.
Маркетинг в Японии отличается от западной модели по причине географических, социальных, исторических особенностей и государственного устройства. Такие национальные факторы, как тесное сотрудничество промышленности и правительства, сама промышленная атмосфера и высококачественные товары, ориентированные исключительно на мировой, а не на внутренний рынок, прямо и косвенно оказывают воздействие на стратегию японского маркетинга.
Отличительной особенностью промышленности Японии является конкуренция в духе сотрудничества. Производственные концерны ведут непримиримую борьбу, которая иногда приобретает настолько жесткий характер, что сами японцы говорят: «Если компания смогла выжить на внутреннем рынке, то выживание и доходность на зарубежном пройдет легко и просто». Дух сотрудничества заметен при попытках промышленности решать свои проблемы в переговорах с правительством. В трудные времена ведущие компании образовывают ассоциации для защиты своих отраслевых интересов.
Японский маркетинг базируется на трех китах – безусловном приоритете потребителя, развитых информационных технологиях и предпринимательском духе, стимулирующем творчество.
Проводимые японской ассоциацией маркетинга исследования выявили ключевые признаки маркетинга в Японии XXI века. Это «инициатива», «скорость» и «удовлетворенность потребителя». И если последний критерий является базовым постулатом всей маркетинговой науки, то два первых – японское ноу-хау. Современный маркетинг, по мнению большинства японцев, обязан базироваться на быстром и достаточно гибком планировании инициатив, в центре которых всегда – потребитель. Самые амбициозные и инициативные компании больше ориентируются на выявление потребностей и их удовлетворение, а не просто реагируют на возникший спрос.
Далее по списку идут «прибыль», «бренд» и «здравый смысл». Лишь 4,6% японских маркетологов уверены, что создание бренда важнее создания нового продукта. Прибыль компании не является основным показателем эффективности. Для бизнесменов Японии более важен такой параметр, как завоеванная доля рынка.
В американском и западноевропейском маркетинге акцент всегда делается на стратегический аспект, то есть на определение потребностей покупателей для достижения организационных целей. Маркетинг по-японски рассматривает вкусы и желания покупателей как врожденные особенности, которые необходимо удовлетворять без особых рассуждений. В западных концепциях основными задачами маркетинга являются убеждение и уговоры потенциального покупателя. К слову, должность «менеджер по продажам» обязана своим происхождением американской модели. Лозунг японского маркетинга звучит так: «Пусть за себя говорят товары и услуги» вместо западного «Пусть говорят продавцы».
Инновационный подход к маркетингу по-японски выразился в модели SINIC, разработанной менеджментом компании OMRON ELECTRONICS и получившей название по первым буквам девиза: «От зерна-инновации – к побегу-потребности». Суть этого подхода заключается в прогнозировании потребностей рынка в технологичной продукции и осуществлении стратегического планирования. Производители выпускают на рынок современную и необходимую продукцию, которая сама находит путь к потребителю. На смену «силовому сбыту» приходит «распродажа-всасывание».
Японский бизнес нашел единственно верный способ выжить – максимально приблизиться к клиенту. Его новый девиз «Красиво продавать качественные товары и услуги по низкой цене» реализуется в оптимизации цены при повышении качества и в новом подходе к проблемам разработки, производства, продвижения и сбыта товара. Вместе со структурой управления и системой мотивации меняется и маркетинг. Формула «от масштаба – к индивидуальности» выводит маркетинг взаимодействия на передовые позиции.
Но японская модель индустриального маркетинга доказывает и то, что традиции живы. Успеху компании способствуют правильный выбор профиля деятельности, грамотная диверсификация, присутствие на самых прибыльных сегментах рынка, эффективная сбытовая сеть, действенная реклама и имидж самой компании в глазах потребителей. Необходимо подчеркнуть, что индустриальный фактор играет решающую роль в розничной торговле продуктами питания. Помимо этого технологические решения создают базу активного общения с покупателем посредством телеэкранов, стимулируют формирование глобальных сетей и снижают стоимость услуг.
Японский вариант рассматривает вкусы и желания покупателя как врожденные черты, которые надо удовлетворять без рассуждений. Но это не значит, что японские компании выступают в роли пассивных исполнителей прихоти клиентов. Более того, учитывая советы клиентов и покупателей с помощью отлично налаженной обратной связи, компании стараются не упускать инициативу из своих рук. "Вести за собой потребителей, создавая новые продукты, а не спрашивать их, какие товары им хотелось бы иметь", говорил бывший президент фирмы "Sony" А. Морита, выражая позицию многих руководителей японских компаний. Например, братья Касио, основатели одноименной компании, утверждали, что "не потребность является матерью изобретения, а изобретение является матерью потребности". Такая уверенность возможна только, когда производитель и отлично знает собственные возможности, и правильно понимает потребности клиентов.
Изучение мнения потребителей по поводу их собственных нужд необходимо не для того, чтобы потом неукоснительно этим мнениям следовать, а чтобы компании могли составить реальное представление о действительных запросах потенциальных покупателей (обязательно учитывая субъективный человеческий фактор "хочу, не хочу") и затем разрабатывать отвечающую этим запросам продукцию. Большинство японских компаний-лидеров стали таковыми благодаря тому, что смогли уловить запросы потребителя раньше, глубже и полнее, чем он сам, а затем предложить ему действительно жизненно необходимые товары и услуги, о существовании которых он до появления их на рынке и не подозревал. Не только уловить желание покупателей сегодня, но думать, что он захочет завтра, следуя правилу: "У покупателя есть потребности, которые выражаются через желания. Маркетинг не может формировать желания, он должен опираться на существующие потребности". Если первым шагом в маркетинге является поворот лицом к потребителю, то вторым осознание того, что понять его запросы "по наитию", полагаясь лишь на интуицию, нельзя, что сделать это можно только с помощью науки. И, возможно, самое существенное в маркетинге - это способ выявления этих запросов. Японская специфика обнаруживается и здесь, выражается она также в более тесном контакте с потребителем и изобретательности в методах.
Японская деловая этика и специфика маркетинга в Японии
Экономическое «чудо» страны, история которой полна драматизма,
до сих пор вызывает восхищение мировой
общественности. Как удалось небольшому
островному государству за столь короткий
временной отрезок превратиться в одну
из самых могучих и влиятельных экономических
империй мира? Ответ кроется не только
в грамотно выстроенной маркетинговой
политике, но и в особенностях японского
менталитета. Все без исключения стороны
жизни этой страны глубоко пронизаны самобытной
японской культурой и психологией.
Успех в развитии внешнеэкономических
партнёрских связей во многом зависит
от соблюдения традиций и своеобразной
деловой этики Японии. Известная многим
любовь японцев к церемониям, распространяется
и на бизнес - отношения, которые выстраиваются
согласно устоявшимся строгим правилам.
Так, японский бизнес не допускает сближения
с партнёрами посредством телефонных
переговоров – предпочтение всегда отдаётся,
организованным на должном уровне, личным
встречам. При этом подразумевается обязательное
присутствие посредника, который в равной
степени знаком с будущими партнёрами.
Японцы очень скрупулезная нация, поэтому
поступающее деловое предложение должно
сопровождаться исчерпывающей финансовой
информацией. В Японии не доверяют словам
- здесь признают только точные расчёты.
Не стоит ожидать незамедлительного решения
всех стратегических вопросов при первом
же контакте. Японцы не любят форсировать
события – во многих крупных компаниях
окончательный ответ на бизнес-предложение
часто зависит даже от мнения рядовых
сотрудников, В этом нет ничего удивительного
- здоровый коллективизм является частью
японской философии и основой любой бизнес
- команды.
Деловые отношения в Японии предусматривают
обязательный обмен визитными карточками
– здесь это не просто дань моде, а необходимый
ритуал, который не может быть проигнорирован.
Учитывая низкий уровень преступности
и мошенничества, «визитки» в Японии, порой,
могут заменять документы. Если на визитной
карте указано имя серьёзной компании
- это гарантия того, что её владелец надёжный,
кредитоспособный человек.
В случае принятия японскими партнёрами
положительного решения о взаимном сотрудничестве,
повторная встреча, как правило, проводится
в более раскрепощённой обстановке –
например, в ресторане. В этом плане особо
популярны бизнес-центры Токио - Гиндза
и Акасака. Именно здесь находится наибольшее
количество высококлассных ресторанных
заведений, в которых проходят исключительно
деловые встречи.
В отличие от переговоров с западными
бизнесменами, японцы стараются не выражать
своих эмоций по поводу неприятия тех
или иных маркетинговых ходов. Они часто
удерживаются от жёстких ответов и решений,
так как это считается неуважением и даже,
своего рода, унижением партнёра, что абсолютно
неприемлемо для японской философии.
Что касается особенностей внешнего вида,
то в деловых японских кругах приветствуется
консерватизм в сочетании с исключительной
опрятностью.
Японский этикет не допускает тесных объятий
и широких жестов. Максимум, что позволительно
– это небольшой поклон или традиционное
рукопожатие.
Несмотря на сдержанность, кажущуюся медлительность
и излишнюю скрупулёзность, представители
Японии считаются самыми уважаемыми и
надёжными бизнес-партнёрами.