Исследование внешней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование внешней среды предприятия ООО «Сантехмонтаж» и разработка практических рекомендаций по повышению эффективности этого процесса.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Провести анализ и обобщение теоретической и методической литературы по исследуемой проблематике;
• Дать общие сведения об объекте исследования – ООО «Сантехмонтаж»;
• Исследовать влияние факторов микро- и макроокружения на деятельность ООО «Сантехмонтаж»;
• Разработать предложения по повышению эффективности процесса исследования внешней среды на ООО «Сантехмонтаж».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Содержание и необходимость проведения анализа внешней среды 5
1.2. Исследование макроокружения 8
1.3. Исследование микроокружения 11
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ООО «САНТЕХМОНТАЖ» 15
2.1. Общая характеристика предприятия 15
2.2. Исследование макроокружения ООО «Сантехмонтаж» 17
2.3. Исследование микроокружения ООО «Сантехмонтаж». 21
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «САНТЕХМОНТАЖ» 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - Исследование внешней среды предприятия.doc

— 247.00 Кб (Скачать файл)

В первую очередь, следует отметить тот факт, что в настоящее время ни на одном из предприятий, успешно действующем на рынке, не игнорируется влияние воздействия внешней среды, и, следовательно, осуществляется данного рода исследование. Об этом говорят результаты опроса руководителей разных рангов, показывающие, что в целом сегодня руководство осознает важное значение внешней среды и большое влияние ее факторов на экономическое развитие их предприятий. При этом основное внимание обращается на факторы микросреды организаций, оказывающих прямое непосредственное воздействие. В то же время факторам макросреды, за исключением экономических условий в стране, получают довольно низкую оценку, хотя они могут иметь самое решающее значение для предприятия. В связи с этим можно сделать вывод, что еще не все руководители достаточно четко представляют значение для предприятий ряда факторов внешней среды.

В целом можно отметить, что на ООО «Сантехмонтаж» руководители предприятия и структурных подразделений находятся в курсе событий и изменений, происходящих во внешней среде, так как постоянно в своей повседневной деятельности ощущают ее влияние и получают информацию о ней из разных источников. Так, например, основным связующим звеном между организацией и внешней средой (преимущественно компонентами микроокружения) является отдел сбыта и отчасти отдел снабжения, которые изучают потребителей, посредников, конкурентов, транспортные организации, поставщиков, а также находятся в курсе изменений экономических условий в стране (рисунок 6).

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 6 - Факторы внешней среды ООО «Сантехмонтаж», изучаемые

некоторыми неспециализированными для этого подразделениями

 

Однако анализ внешней среды  не является доминирующей задачей этих структурных подразделений (аналогично обстоит дело и с другими службами), поэтому информация о факторах внешней среды у руководителей имеется в недостаточном объеме, она не всегда достоверна или поступает к ним несвоевременно. Кроме того, на ООО «Сантехмонтаж» существует еще один недостаток: сбор, анализ и передача данного рода информации в значительной мере осуществляется нецеленаправленно, спонтанно и случайно (за исключением может быть отдела маркетинга, но и он функционирует не столь эффективно как нужно). Поэтому на сегодняшний момент информация о внешней среде на ООО «Сантехмонтаж» в значительной степени разрознена и не дает о ней целостного представления, в результате чего можно заключить, что многие руководители представляют будущий характер внешней среды, полагаясь на интуицию, а некоторые вообще практически не имеют о ней должного представления.

Одной из главных причин подобного  положения дел на ООО «Сантехмонтаж» является отсутствие четких методических рекомендаций по комплексному исследованию внешней среды. Кроме того, это обусловлено неудовлетворительным информационным и другими видами взаимодействия между различными подразделениями, недостатком квалифицированных кадров и, прежде всего, специалистов по маркетингу, а также отсутствием или нехваткой необходимых финансовых ресурсов.

По вышеизложенным причинам для  повышения эффективности анализа внешней среды на ООО «Сантехмонтаж» необходимо использовать следующую методику комплексного исследования данной проблемы, использующую логическую последовательность этапов и процедур, представленных на рисунок 7.

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 7 - Предлагаемая схема комплексного исследования внешней среды ООО «Сантехмонтаж»

 

На первом этапе необходимо установить стратегическую цель анализа, в качестве которой должно быть регулярное и своевременное предоставление руководителям предприятия и структурных подразделений разнообразной информации о внешней среде для устранения или снижения уровня рисков при принятии управленческих решений, а также при разработке стратегии дальнейшего развития организации. Также конкретные цели могут быть определены и скорректированы высшим руководством, для решения какой-либо неотложной проблемы, не забывая о приоритете стратегической цели и не отдавая предпочтение одному из объектов анализа.

Затем должна быть разработана программа  исследования, в которой определяется необходимая информация, источники  и методы ее сбора и анализа, методы прогнозирования факторов внешней среды, а также конкретные исполнители исследований, календарный план и сроки предоставления полученных результатов. При реально сложившейся ситуации на ООО «Сантехмонтаж» данного рода анализ должен быть возложен на сотрудников отдела маркетинга, который, по нашему мнению, имеет еще значительные внутренние резервы для осуществления этой задачи, в силу недоиспользования своего потенциала. При этом создание новой специализированной структурной единицы для такого предприятия является излишней, поскольку это может быть оправдано только в очень крупных организациях, к которым ООО «Сантехмонтаж» не относится.

Следующим этапом должен быть поиск  и сбор информации о внешней среде  для разработки и принятия стратегических решений. При этом необходимо использовать как можно большее количество источников информации, как внутренних, так и внешних, в целях получения более полной и достоверной картины о внешней среде (рисунок 8). Сбор информации о компонентах макро- и микроокружения из внутренних источников следует проводить, как изучая различные документы и материалы подразделений предприятия, имеющих какие-либо контакты с внешней средой, так и проводя экспертные опросы их сотрудников. При сборе внешней «вторичной» информации необходимо использовать различные газеты, журналы, официальные издания, справочники, сборники, каталоги, другую печатную рекламу, справочно-правовые системы, электронную сеть Internet.


 

 


 

 

 

 

 

 

      - направление  аккумулирующейся в отделе маркетинга  информации;


      - направление  предоставления собранной, обработанной  информации.


 

Рисунок 8 - Схема сбора и дальнейшей передачи информации о

внешней среде в ООО «Сантехмонтаж»

 

Для получения исчерпывающей информации о потребителях, конкурентах и других субъектах рынка, относящихся к микросреде предприятия, следует также собирать «первичную» информацию с помощью методов наблюдения, опросов и экспериментов. Параллельно со сбором информации о внешней среде для решения стратегических задач должен осуществляться мониторинг внешней среды. Он необходим для предоставления руководству оперативной информации для своевременного принятия управленческих решений уже при появлении «слабых сигналов» каких-либо изменений во внешней среде.

После сбора информации ее необходимо соответствующим образом обработать: вначале проверить на достоверность  и непротиворечивость, затем систематизировать по отдельным факторам внешней среды так, чтобы ее было удобно анализировать и хранить.

На этапе анализа собранной  информации при помощи методов экстраполяции, структурно-аналитических и экспертных методов следует определить состояние внешней среды и выявить открывающиеся для предприятия возможности и угрозы.

Вся собранная, обработанная и проанализированная информация должна храниться в базах  данных по потребителям, поставщикам, конкурентам и макросреде в целом. Их следует построить таким образом, чтобы можно было предоставить информацию о внешней среде разным пользователям с необходимым для них уровнем детализации. Все базы данных должны быть взаимосвязаны друг с другом и должны обновляться по мере поступления новой информации, в том числе в ходе мониторинга.

Для разработки стратегических планов предприятия и их ежегодной корректировке  необходимо проводить прогнозирование  внешней среды. При этом также  могут быть использованы методу экстраполяции, структурно-аналитические и экспертные методы.

Заключительным этапом исследования внешней среды является подготовка и предоставление отчетов руководству предприятия и его подразделениям. Они должны содержать основные выводы и результаты исследований, а также рекомендации по использованию новых возможностей во внешней среде или устранению (минимизации) угроз для предприятия.

Для эффективного приведения в действие данной схемы исследования внешней среды на ООО «Сантехмонтаж» необходимо создать и соответствующие организационно-экономические предпосылки. При исследовании отдельных направлений внешней среды предприятие может обращаться к специализированным исследовательским организациям, таким как консалтинговые и информационные фирмы, научно-исследовательские институты, высшие учебные заведения и т.п. Вместе с тем, ООО «Сантехмонтаж» должно самостоятельно проводить комплексное исследование внешней среды, в основном силами отдела маркетинга. При этом целесообразно объединить усилия отдела маркетинга с другими подразделениями, занимающимися изучением отдельных аспектов внешней среды.

 

Заключение

 

Проведенное исследование в курсовой работе позволяет сделать следующие выводы.

Внешняя среда включает в себя совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность. В соответствии с наиболее широко распространенным подход во внешней среде любых организаций выделяют два уровня: макросреду (макроокружение) и микросреду (микроокружение). Необходимость тщательного исследования факторов внешней среды определяется их взаимосвязанностью, а также такими характеристиками внешнего окружения, как сложность, подвижность и неопределенность.

Проведенное исследование внешней среды ООО «Сантехмонтаж» показал, что среди факторов макроокружения наибольшее влияние на деятельность организации оказывает текущая ситуация и перспективы развития строительной отрасли Калининградской области. В настоящее время в регионе наблюдается послекризисное восстановление строительной отрасли, что является хорошей основой для роста в подотраслях, обслуживающих строительство. В частности к ним относится сектор строительно-монтажных услуг и проведения инженерных работ по устройству внутренних и наружный сетей и коммуникаций, в котором работает ООО «Сантехмонтаж».

При анализе микроокружения было выявлено, что влияние клиентов на деятельность ООО «Сантехмонтаж» можно назвать умеренным, так как в связи со значительным ростом строительной отрасли в регионе требуется выполнять большой объем строительно-монтажных работ, которые недостаточно дифференцированы. Влияние поставщиков на работу ООО «Сантехмонтаж» также незначительно ввиду их многочисленности в строительном комплексе. Основное влияние на деятельность организации оказывают конкуренты, но ООО «Сантехмонтаж» имеет ряд конкурентных преимуществ (большой опыт работы в отрасли, налаженные связи с поставщиками и заказчиками, наличие лицензии на строительство зданий и сооружений высотой до 40 метров и т.д.), которые позволяют организации сохранять конкурентные позиции. Тем не менее, конкуренция в отрасли достаточно сильная, причем возможно появление новых мощных фирм-соперников с большими финансовыми, материальными и административными ресурсами.

Также в ходе исследования выяснилось, что в настоящее время практически все основные функциональные подразделения ООО «Сантехмонтаж» имеют определенное представление о внешней среде. Однако процедуры сбора, анализа и передачи информации о ней осуществляется в большинстве случаев нецеленаправленно, спонтанно и случайно, поэтому она не дает целостного представления о внешней среде и ее влиянии на результаты деятельности предприятия.

В силу вышесказанного можно сделать  вывод, что для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития данного предприятия необходимо повышенное внимание к исследованию внешней среды. В курсовой работе предложена методика комплексного исследования данной внешней среды организации, использующая логическую последовательность этапов и процедур – от постановки целей и задач данного процесса до подготовки и предоставления отчетов руководству и заинтересованным лицам предприятия. При создании этого направления работы целесообразно объединить усилия отдела маркетинга с другими подразделениями, занимающимися изучением отдельных аспектов внешней среды. Отдел маркетинга должен не только собирать информацию от подразделений, но и координировать и направлять их усилия на более активный сбор информации о внешней среде. Для этого необходимо разработать и предоставить методические рекомендации работникам предприятия о том, какую, где и от кого следует собирать информацию.

Таким образом, можно сделать общий  вывод, что поставленные задачи в  курсовой работе решены, а продекларированная цель успешно достигнута.

 

Список использованных источников

 

  1. Целевая программа Калининградской области «Жилище» на 2006-2010 годы / Утв. Постановлением Правительства Калининградской области от 26 сентября 2006 г. № 700.
  2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. -М.: Экономистъ, 2006.
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник, 4-е изд. – М.: ЮНИТИ, 1999.
  4. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика: Учебное пособие для вузов. — M.: Аспект Пресс, 2002.
  5. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 2005.
  6. Крылова Г.Д., Соколова М.И. Маркетинг. Теория и практика: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  7. Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг. – СПб.: Питер, 2004.
  8. Маркетинговая стратегия. Курс МВА / О. Уолкер-младший. – М.: Вершина, 2006.
  9. Маркетинговые основы теории и практики / под ред. В.И. Беляева. – М.: КноРус, 2005.
  10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Учебник. - 3-е изд. - М.: Вильямс, 2007.
  11. Портер М. Конкуренция. - М., Вильямс, 2000.
  12. Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. – М.: Вильямс, 2002.
  13. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: теории и практика. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2004.
  14. Статистический сборник «Калининградская область в цифрах, 2009» -Территориальный орган федеральной службы госстатистики по Калининградской области, 2010.



Информация о работе Исследование внешней среды предприятия