Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 21:35, курсовая работа
В современных условиях знание теории и практики маркетинга имеет не просто познавательное значение, но является одной из основных предпосылок создания новой модели управления производством. Многие предприятия уже вводят в арсенал практических действий маркетинговый подход к принятию управленческих решений в сфере бизнеса, создают маркетинговые отделы, службы и даже целые департаменты. Как следствие – растёт число заказов на маркетинговые исследования. Теперь руководителей не надо убеждать, что применение маркетинга способствует качественно новому уровню решения производственных проблем, насыщению внутреннего потребительского рынка отечественными товарами, приобретению ими конкурентоспособности на мировом рынке.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы маркетинговой деятельности……............7
Управление маркетингом, его основные цели и задачи…………….7
Концепция управления маркетингом……………………………………8
Методы маркетинговых исследований………………………………...11
Глава 2. Анализ маркетинговых исследований на ОАО «Русский алкоголь»……………………………………………………………………........18
2.1. Технико-экономическая деятельность ОАО «Русский алкоголь»…...18
2.2. Исследование маркетинговой деятельности ОАО «Русский алкоголь»…………………………………………………………………………23
2.3. Подходы к изучению рынка на основе маркетинговых исследований…………………………………………………………………….27
2.4. Рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности ОАО «Русский алкоголь»……………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………
Глава 2. Анализ маркетинговых исследований на ОАО «Русский алкоголь»
2.1. Технико-экономическая деятельность ОАО «Русский алкоголь»
ОАО «Русский алкоголь» является одним из лидеров по объему производства и реализации винно-водочных изделий в Московской области. По опросам покупателей, основными достоинствами продукции эмитента является репутация предприятия и высокое качество выпускаемых изделий.
Открытое Акционерное Общество было создано в 1998 г. ОАО «Русский алкоголь» по всей области имеет сеть торговых точек. Данное предприятие занимается следующими видами деятельности: производством, хранением, поставкой и реализацией:
- спирта этилового ректификованного;
- спирта этилового, в том числе денатурата;
- масла сивушного;
- углекислоты;
- дрожжей хлебопекарных;
- сока яблочного натурального;
- вин плодово-ягодных;
- напитков винных;
- водки и ликероводочных изделий;
- виноматериалов плодово-ягодных и сброженно-спиртованных;
- спиртосодержащей не пищевой продукции, а также другие виды производственной деятельности, при осуществлении которых в качестве сырья или вспомогательного материала используется этиловый спирт.
Не основными видами деятельности Общества являются:
- торгово-закупочная деятельность (оптовая и розничная торговля), в том числе на комиссионных началах;
- общественное питание;
- производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции;
- коммерческая и посредническая деятельность;
- внешнеэкономическая деятельность;
- производство строительных, ремонтных и реставрационных работ;
- осуществление грузопассажирских перевозок;
- бытовые услуги. [26, стр. 75]
Сеть фирменных торговых предприятий состоит из 8 торговых точек, включая ресторан, кафе. Для реализации ликероводочной продукции организован акцизный, оптовый склад. Сельско-хозяйственный комплекс имеет площадь сельхозугодий - 1824 га, в том числе наличие пашни составляет - 1049 га.
Среднегодовая мощность производства:
- спиртового: 908,9 тыс. дал.
- дрожжи хлебопекарные: 3,04 тыс. тонн
- углекислота жидкая: 1140 тонн
- напитки винные, вино плодовое
- ликероводочные изделия: 242 тыс. дал.
- водка: 245,2 тыс. дал.
ОАО «Русский алкоголь» производит выпуск спирта в следующем ассортименте:
- Спирт высшей очистки;
- Спирт «Экстра»;
- Спирт «Люкс». Ликероводочной продукции:
- Винные напитки - 4 наименования;
- Вина - 5 наименований;
- Настойки - 3 наименования;
- Водку - 21 наименование;
- Дрожжей - 1 наименование.
Ликероводочная продукция выпускается в бутылках емкостью 0,25л., 0,5л. Сувенирная продукция выпускается в оригинальной упаковке емкостью от 0,45л. до 4,8л. Дрожжи в расфасовке по 100 г и 1000 г.
Помимо основных видов продукции общество является производителем и другой продукции. В её состав входит молоко, мясо КРС, свинина, зерно, яблоки нескольких сортов, 41 наименование кондитерских изделий (торты, пирожные), 17 наименований продукции цеха полуфабрикатов (пельмени, зразы, голубцы, манты, салаты в ассортименте).
В 2008-2010 гг. в связи с введением системы ЕГАИС и перелицензированием покупателей продукции эмитента объем производства и сбыта уменьшился. В 2010 году рынок производства и сбыта спирта и алкогольной продукции постепенно стабилизируется.
Основной хозяйственной деятельностью предприятия является производство, хранение и реализация спирта этилового ректификованного (пищевого), винно-водочных изделий, хлебопекарных и спиртованных дрожжей.
Таблица 2.1. Основная хозяйственная деятельность предприятия
Виды основной хозяйственной деятельности |
Доля выручки в общей сумме полученных доходов за отчетный квартал |
Спирт |
26,4 |
Винно-водочные изделия |
39,5 |
Дрожжи хлебопекарные |
16,4 |
Итого от основной деятельности |
82,3 |
Анализ технико-экономических показателей (Приложение 1) ОАО «Русский алкоголь» включает расчет многих показателей, первым из которых является товарная продукция. Данные за базовый и отчетный год говорят об уменьшении данного показателя на 26919 тыс. руб.
Следующим рассматриваемым показателем выступают материальные затраты на выпуск товарной продукции. На ОАО «Русский алкоголь» данный показатель увеличился в 2011 году до уровня 141745 тыс. руб., что говорит об увеличении материальных затрат на 20485 тыс. руб. (или на 16,8%).
Размер чистой прибыли на ОАО «Русский алкоголь» уменьшился до 44521 тыс. руб., что на 4659 тыс. руб. меньше, чем в 2010 году.
Рассматривая себестоимость товаров, продукции, работ, услуг нельзя не заметить также уменьшения на 10371 тыс. руб.
Фонд оплаты труда на ОАО «Русский алкоголь» уменьшился на 2363,5 тыс. руб. по сравнению с 2010 годом и составил 43448,4 тыс. руб. в 2011 г. Такой показатель как среднемесячная зарплата одного работника увеличилась на 731,4 руб.
Ряд следующих показателей отражает такое понятие как прибыль – чистый доход, созданный в сфере материального производства. В 2010 г. – 11288 тыс. руб., в 2011 г. уже 5386 тыс. руб. Наблюдается уменьшение на 5902 тыс. руб.
Среднегодовая стоимость основных средств (многократно участвующие в производственном процессе, но сохраняющие свою натуральную форму до полного изнашивания; свою стоимость переносят на стоимость вновь созданной продукции по частям в виде амортизационных отчислений). Данный показатель определяется как среднее между стоимостью основных фондов на начало и на конец года. В 2010 г. данная стоимость составила 66558,5 тыс. руб., в 2011 г. – 64958,5 тыс. руб. наблюдается уменьшение.
Таким образом, ОАО «Русский алкоголь» в период с 2010 по 2011 годы является платежеспособным, но необходимо уделить внимание полученным финансовым результатам, так как постоянное снижение чистой прибыли и рентабельности продаж свидетельствует о колебаниях в финансовом состоянии.
Далее следует провести исследование маркетинговой деятельности на ОАО «Русский алкоголь».
2.2. Исследование маркетинговой деятельности ОАО «Русский алкоголь»
Для выявления тенденций и описания зависимости воспользуемся стандартными методами статистической обработки информации показателей.
Исходная информация с данными статистической обработки предприятия приведена в таблице 2 (Приложение Б):
Таблица 2. Динамика абсолютных показателей деятельности предприятия ОАО «Русский алкоголь».
Показатели |
Период исследования |
Ср.знач |
Q |
W |
K | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
Сртемп | |||||
Q продукции |
абс.зн. |
145533 |
108043 |
135090 |
318481 |
176787 |
82943 |
0,469172 |
2,94773 |
индекс |
1 |
0,74239 |
0,92824 |
2,18837 |
1,2983 | ||||
Выручка |
абс.зн. |
211196 |
284920 |
212260 |
83070 |
197862 |
72700 |
0,367431 |
3,42988 |
индекс |
1 |
1,34908 |
1,00504 |
0,39333 |
0,73269 | ||||
Себестои-мость |
абс.зн. |
179180 |
24208 |
140025 |
40263 |
95919 |
65417 |
0,682008 |
7,40169 |
индекс |
1 |
0,1351 |
0,78148 |
0,22471 |
0,60796 | ||||
Прибыль от реализации продукции |
абс.зн. |
32016 |
260712 |
72235 |
42807 |
101943 |
92840 |
0,910709 |
8,14318 |
индекс |
1 |
8,14318 |
2,25622 |
1,33705 |
1,10166 |
Анализируя таблицу 2, следует сделать такие выводы: в рассматриваемом периоде среднее значение объема продукции составляла 176787 руб. Рассматриваемый показатель во втором периоде снизился на 26%, из-за чего сложилась ярко-выраженная тенденция его роста и в 4-ом периоде. Показатель достигает максимальной величины. Средний разброс данных от среднего уровня составил 82943 руб. или 47%, что является нестабильностью показателя. Резерв роста объема продукции составил 2,947, т. е. объем продукции мог бы еще увеличиваться.
Однако у показателя выручки сложилась совсем иная тенденция. Во втором периоде показатель достиг своей максимальной величины, а в 3-ем и в 4-ом периодах заметно его снижение. При этом средний разброс данных составил 72700 руб. или 36,7%. Хотя резерв роста этого показателя составил 3,429. Показатель себестоимости во втором периоде упал на 86,5% при среднем значении 95919 руб. В третьем периоде он снова возрос на 64,5%, а в 4-ом периоде - снизился на 55,5%. При этом средний разброс данных составил 65417 руб. или 68%.
Показатель прибыли, начиная с третьего периода, имел тенденцию к снижению. Его среднее значение составило 101943 руб., но во втором периоде фирма получила наибольшую прибыль, потому что в этом периоде себестоимость была самой низкой из всех 4-х периодов. Средний разброс данных составил 92840 руб. или 91%. Однако, остается еще очень большой резерв роста (8,143 раза).
Следует также отметить, что фирма реализует не всю продукцию, особенно это видно в 4-ом периоде. Это, может быть следствием того, какую фирма избрала товарную политику, политику распределения или ценообразования.
Во втором периоде удельные текущие затраты равны 0,18 %, что меньше единицы. Это говорит о том, что при таком количестве удельных текущих затрат предприятие ОАО «Русский алкоголь» получило наибольшую прибыль (таблица 3 «Динамика абсолютных показателей деятельности предприятия») и с наименьшей себестоимостью (таблица 3). Также, еще одним фактором является то, что объем продукции, был выше, чем себестоимость.
В третьем и четвертом периодах удельные текущие затраты также остаются меньше единицы (0,84% и 0,102% соответственно), но в течение этих периодов фирма получала гораздо меньшую прибыль. Это объясняется тем, что возрос, объем продукции и вместе с ним, возросла и себестоимость.
Таблица 3. Влияние структуры товарной номенклатуры на рентабельность продаж и рентабельность производства
На основе рисунка 1 и таблицы 3 (Приложение В) можно сделать вывод, что наибольшую долю в реализуемой продукции ОАО «Русский алкоголь» занимает товарная группа «вино-водочная продукция». Она приносит постоянный и наибольший доход, чем другая товарная группа. Также группа «дрожжи» влияет на рентабельность продаж и рентабельность производства.
Таким образом, ОАО «Русский алкоголь» является одним из лидеров по объему производства и реализации винно-водочных изделий в Московской области в период с 2010 по 2011 годы и является платежеспособным. В ОАО «Русский алкоголь» спрос на товарную группу «вино-водочная продукция» продолжался на протяжении всех четырех месяцев. Значит, предприятию выгоднее работать с этой группой, а не с товарной группой «дрожжи».
2.3. Подходы к изучению рынка на основе маркетинговых исследований
Рынки потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения изучаются главным образом на основе использования трех подходов:
- посредством анализа вторичной информации;
- путем исследования мотивации и поведения потребителей;
- путем анализа выпускаемой и реализуемой продукции.
В рамках первого подхода изучаются все документы, представляющие интерес для предприятия, изданные статистическими органами, различными министерствами, торговыми палатами, региональными органами управления, а также являющиеся результатом специальных не маркетинговых исследований. Такая информация является достаточно дешевой, даже бесплатной, относительно легко доступной. Очевидно, что информация может являться закрытой, неполной, недостаточно детализированной. Поэтому для получения надежных результатов ее обычно явно недостаточно.
Изучение документов не может дать оперативной информации требуемого качества; оно дает лишь некоторую статистику о производстве и сбыте изучаемой продукции. Однако номенклатура продукции обычно слишком укрупнена, поэтому данную информацию порой невозможно использовать для нужд конкретного предприятия. [25, стр. 41]
Второй подход к изучению рынка предполагает исследование мо-тивации и поведения потребителей путем проведения специальных обследований: интервьюирования, собеседований, заполнения анкет. В любом случае в качестве опрашиваемых выступают профессионалы-эксперты, глубоко разбирающиеся в проблеме: пользователи, влияющие на выбор продавца, покупатели, для которых продукт не имеет никаких тайн. Поэтому специалист, который проводит подобное исследование, должен хорошо знать соответствующий рынок и исследуемый продукт, обладать информацией о компаниях-производителях и посреднических организациях.
Информация о работе Исследование маркетинговой деятельности предприятия