Исследование формирования товарной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 14:14, контрольная работа

Краткое описание

Улучшение качественных характеристик товара основывается на соответствии их запросам потребителей, повышении уровня конкурентоспособности, учете периода жизненного цикла на рынке, использовании достижений научно-технического прогресса и т.п. При этом совершенствуются сами полезные качества продукта, материальный вид товара, а также весь комплекс услуг по приобретению и эксплуатации.

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинг.docx

— 69.08 Кб (Скачать файл)

Задачи, решаемые формированием  ассортимента:предприятие, устанавливая ассортимент, определяет специализацию и концентрацию своей деятельности;предприятие создает необходимые источники ресурсов, ориентированные на товар с более низкой себестоимостью производства и соответствующего качества;лучшее использование рабочего времени;эффективное использование материально-технической базы;улучшение коммерческо-хозяйственных связей;обеспечение необходимой устойчивости объема и структуры производимой продукции, оптового и розничного товарооборота.

Этапы формирования ассортимента

1. Определение текущих  и перспективных потребностей  на рынке с учетом покупательского  поведения в целевых сегментах.

2. Оценка соответствующих  аналогов конкурентов по совокупным  направлениям потребительской ценности  ассортиментных товаров.

3. Обоснование концепции  нового товара в целях своевременного  снятия с производства устаревших  образцов.

4. Решение вопросов полноты  ассортимента с учетом возможностей  использования привлекательных  инвесторов.

5. Планирование и управление  ассортиментом в целях:

а) разработки производственной программы;

б) программы маркетинга;

в) мероприятия рекламы  и паблик-рилейшинз;

г) разработки сервиса и  системы стимулирования сбыта.

Известно, что спрос является важнейшим элементом рыночного  механизма. Спрос определяет емкость  рынка – ту часть товарного  предложения, которая должна быть реализована  в обмен на платежные средства субъектов рынка. Это представленные на рынке конкретные платежеспособные потребности, удовлетворяемые при  наличии товарного предложения. Таким образом, спрос отражает не только определенную сумму денег, но и требования, предъявляемые к  потребительным стоимостям. А главной  целью формирования товарного ассортимента и является именно удовлетворение покупательского  спроса. С развитием рыночных отношений  стало необходимостью учитывать  требования потребителей к составу  товарного предложения, потребительские  оценки товаров.

Потребительские оценки –  это объективное отношение покупателей  к конкретному изделию или  его отдельным функциональным и  эстетическим свойствам: престижности; доступности по цене; надежности; удобству в использовании; модности и другим требованиям в процессе выбора покупки  товара на рынке. Потребительские оценки могут проявляться в форме  прямого предпочтения или отказа от покупки, либо в форме суждений о его преимуществах или недостатках  перед другими товарами аналогичного назначения, высказанных потенциальными потребителями при ознакомлении с товарным ассортиментом. При формировании ассортимента производится группировка  товаров по функционально-потребительским  признакам. На основе этой группировки  разрабатывается потребительский  комплекс – перечень разновидностей групп товаров, направленных на формирование ассортимента и удовлетворение комплексного спроса. Сбалансированность спроса и  предложения позволяет удовлетворить  интересы всех субъектов рынка. Необходимая  рынку продукция создает реальную основу для включения ее в формируемый  товарный ассортимент. Причем, существенная роль отводится сервисному обслуживанию. Товар должен быть представлен необходимого качества, в удобном для потребителей месте, в определенное время, в противном  случае можно говорить о неудовлетворении потребительского спроса.

При всем этом исследование рынка начинается не с продукта, а с потребностей покупателей. Потребность  конкретизируется в спрос на определенные технологические способы ее удовлетворения. Технологические способы могут  реализовываться с помощью различных  конкретных технико-технологических  решений. На следующем уровне выбираются конкретные типы выпускаемых товаров. В рамках продукта определенного  типа существуют конкретные виды продукта, которые имеют так же свои жизненные  циклы, обычно короткие, хотя марки  могут оставаться на рынке очень  долго, если фирма успешно и своевременно осуществляет ряд мероприятий, обеспечивающих сохранение основных качеств марки: смену технологий, дизайна, обслуживающих составляющих.

Для правильной ориентации в перспективности определенного  продукта надо знать обо всех составляющих жизненного цикла потребностей. Но даже когда характер кривой жизненного цикла удается идентифицировать, остается не совсем ясным, как использовать данную информацию, т.к. нет однозначности  в определении проявления характеристик, идентифицирующих ту или иную стадию. Принято считать, что на стадии быстрого роста продаж быстро растет и величина прибыли, однако, если барьеры входа  на данный рынок низкие, а конкуренция  в отрасли высока, то рост прибыли  в отрасли может быть низким.

Поэтому главное попытаться вывить причины изменений, а не изучать  их последствия с помощью кривых жизненного цикла. Выявление этих причин позволит предвидеть будущие изменения  и выработать товарную политику, максимально  к ним адаптированную. При разработке и проведении товарной политики следует  учитывать, что один и тот же продукт  на разных рынках может находиться на различных стадиях жизненного цикла. На практике чаще всего большинство  фирм торгуют несколькими продуктами на разных рынках. Поэтому можно  использовать такое понятие как  товарный портфель. Товарный портфель – это совокупность продуктов, выпускаемых  фирмой. Он должен быть сбалансирован  и включать продукты, находящиеся  на разных стадиях жизненного цикла, что обеспечит преемственность  производственно - сбытовой деятельности организации. Постоянное получение прибыли, снизит риск неполучения ожидаемой величины прибыли от реализации товаров, находящихся на начальной стадии жизненного цикла.

Одним из направлений развития товарной политики является разработка соответственной товару упаковки и  маркировки. Возможности этих составляющих трудно переоценить. Отдельно следует  отметить роль упаковки как составляющей для поддержания конкурентоспособности  товара. Ее главнейшая функции – обеспечение сохранности товара и его качества плюс удобство транспортировки в настоящее время составляет лишь незначительную часть в общем объеме ее функционального предназначения. Упаковка информирует потенциальных покупателей о товаре, является рекламоносителем, принимает участие в формировании как имиджа товара, так и производящей фирмы, способствует узнаваемости фирмы и товара, его идентификации. Роли маркировки при разработке товарной политике мы касались ранее, в частности всякое отсутствие марки снижает цену товара до 20% по сравнению с конкурентами.

Упаковка, маркировка, сервисность определяют эмоциональный фактор, т.е. то какие чувства вызывает этот товар у потребителя при первом знакомстве с ним. И безусловно влияет на принятие окончательного решения о покупке. Что особо актуально в условиях существующей на рынке конкуренции – катализатора постоянного движения и развития. Эффективная товарная политика позволяет диктовать конкурентам свои условия, заинтересовать покупателей, повышать уровень монополизма (в хорошем его проявлении). Постоянная необходимость в пересмотре и обновлении товарного предложения поставила проблему разработки выпуска товаров с совершенно новыми и лучшими товарными характеристиками, чем у конкурентов. Если потребительское качество нового товара отвечает требованиям субъектов рынка – потребителей этого товара, то он завоевывает прочное место на рынке, являясь при этом условием увеличения емкости рынка за счет вовлечения дополнительных денежных вложений из средств, находящихся у потребителей. В основе разработки товаров, способных составить сильную конкуренцию на рынке, лежат идеи, вытекающие из достижений научно-технического прогресса (ресурсосбережения, комплектности, потребительской привлекательности.).

Систематизируя выше сказанное  можно выделить определенные принципы, необходимые при реализации товарной политики фирмы:

1. Ориентация на маркетинговые  исследования.

2. Выявление не удовлетворенных  потребностей и запросов покупателей  на том сегменте (ах) рынка на которых планируется фирмой осуществлять свою основную деятельность.

3. Координация взаимосвязанных  видов деятельности в сфере  производства, научно-исследовательской,  проэктно-конструкторской и технологической.

4. Координация взаимосвязанных  видов деятельности в сфере  обращения (исследование конъюнктуры  рынка, обеспечение сбалансированного  спроса и предложения, организация  товародвижения).

5. Дифференциация и модификация  товаров.

6. Формирование сервисной  стратегии фирмы.

7. Систематический контроль  за поведением товара на рынке,  за его ЖЦ.

8. Принятие решения об  оставление или изъятии товаров из ассортиментной программы, разработке новой или совершенствование уже выпускаемой товарной продукции.

9. Принятие принципиальных  решений относительно товарного  ассортимента, упаковки, маркировки.

10.Разработка направлений  по повышению потребительской  ценности товара.

11.Финансовая поддержка  рационализации товарной политики.

1.2. Этапы разработки  товарной политики предприятия

Товарная политика - это  определённый курс действий предприятия  в отношении производимых им товаров и услуг.

Разработка и осуществление  плана товарной политики требуют  соблюдения следующих условий: четкое представление о целях производства и сбыта; наличие маркетинговых  стратегий согласованных между  собой; хорошее знание рынка характера  его требований и перспектив его  развития; реальное представление о  возможностях предприятия в настоящее  время и в перспективе.Все эти условия необходимо учесть при планировании товарной политики предприятия.

Разработка плана товарной политики предприятия состоит из нескольких основных этапов взаимосвязанных  между собой.

1. Постановка целей и  задач.

Определяются основные цели и задачи в области товарной политики предприятия. Цели товарной политики могут  касаться таких проблем, как: ассортимента производимых товаров и услуг; темпов обновления продукции в целом  и по отдельным её видам; вывод  на рынок принципиально новых  изделий; изменение соотношения  новых и старых товаров; внедрение  новых форм обслуживания клиентов; повышение конкурентоспособности  изделий и т.д.

В плане маркетинга необходимо сформулировать цели и задачи. как товарной политики предприятия в целом, так и для отдельных товаров или групп товаров.

2. Выбор товарных стратегий.

К решению задач товарной политики необходим стратегический подход. Любое решение в данной области должно приниматься с  учетом долгосрочных целей предприятия. Разработанные товарные стратегии  в течении периода ( 3 - 5 лет), на который составлен план маркетинга, как правило, должны практически остаться неизменными.

В плане маркетинга необходимо дать формулировку и описание стратегий, которые намерено использовать предприятие  в своей товарной политике.

Товарные стратегии должны согласовываться с главными стратегиями  и стратегиями отдельных инструментов комплекса маркетинга.

3. Выбор концепции товарной  политики.

1) Ассортиментная концепция.

Ассортимент, или товарная номенклатура - это вся совокупность изделий выпускаемых предприятием.

Ассортиментная концепция  выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. Цель концепции  ассортимента - сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.

В ассортиментной концепции  должны быть отражены следующие моменты:

Характеристика текущих  и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенности покупательского  поведения на соответствующих целевых  рынках.

Оценка существующих товаров  конкурентов и анализ конкурентоспособности  выпускаемых предприятием товаров.

Анализ возможностей производства новых или усовершенствованных  продуктов, учитывая вопросы цен, себестоимости  и рентабельности.

Решение вопросов: какие  продукты должны быть включены в ассортимент; какими должны быть ширина и глубина  ассортимента; каким образом и  в каком направлении будет  проходить изменение ассортимента со временем; какими партиями выпускаться.

Основные рекомендации в  отношении качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д.

Рекомендации в отношении  создания новых товаров, технологии производства, хранении, транспортировки, методам продаж и продвижению.

Перечень маркетинговых  исследований и методы их проведения необходимых для успешного управления ассортиментом.

Методы управления ассортиментом  и контроля.

Ассортиментная концепция  является одной из важных решений  в плане маркетинга, к которой  необходимо подойти очень серьёзно, так как в дальнейшем исправление  ошибок обойдётся предприятию дорого.

2) Концепция нового товара.

Концепция нового товара - это  описание физических и воспринимаемых конечных характеристик товара и  набора выгод, которые он обещает  определённой группе пользователей.

В концепции нового товара должны отражаться следующие моменты.

· Основные требования к  новому товару, которым он должен удовлетворять  с учётом прогнозов будущих требований потребителей и их потребностей.

· Анализ конструкторского и творческого потенциала фирмы.

· Прогнозы рынка к моменту  выхода товара и далее по времени.

· Прогнозируемые технико - экономические показатели новых товаров.

· Характер возможной конкуренции  и степень её развития.

· Позиционирование товара - определение места товара в ряду других товаров.

Проработанные концепции  оцениваются руководством предприятия. При необходимости составляются бизнес-планы.

3. Составление товарного  плана.

Сущность планирования заключается  в том, чтобы товаропроизводитель  своевременно предлагал определённую совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям  покупателей.

Информация о работе Исследование формирования товарной политики предприятия