Источники финансирования учреждений культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:21, реферат

Краткое описание

Организации (учреждения, предприятия) культуры в Республике Беларусь делят по содержанию деятельности – на культурно-просветительские и театрально-зрелищные; по основной цели деятельности – на коммерческие и некоммерческие; по форме собственности – на государственные и частные. Некоммерческие организации культуры создаются в форме учреждений, общественных объединений, фондов и ассоциаций (союзов). Коммерческие организации культуры создаются в хозяйственных товариществах и обществах, творческих кооперативах и унитарных предприятиях.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Источники финансирования.docx

— 90.15 Кб (Скачать файл)

    Функция образования и воспитания основывается на информативных и экспрессивных свойствах музейного предмета. Она обусловлена познавательными и культурными запросами общества и осуществляется в различных формах экспозиционной и культурно-образовательной работы музеев.

    Помимо  этих двух функций для музея характерна еще и функция организации свободного времени, которая обусловлена общественными потребностями в культурных формах досуга и эмоциональной разрядке. Она является производной от функции образования и воспитания, поскольку посещение музея в свободное время связано в основном с мотивами познавательно-культурного характера. Эта функция в скрытом виде исторически присуща музейным учреждениям хотя бы по той причине, что посещение музеев связано, как правило, с использованием досуга.

    Музеи, являющиеся структурными подразделениями  академии наук, научно-исследовательских  институтов и вузов, работают по общему с ними плану и совместно организуют свои исследования. Большинство музеев являются самостоятельными учреждениями и разнообразие выполняемых ими функций придает особую важность вопросам организации их научных исследований. Научная работа музеев, с одной стороны, должна соотноситься с общими направлениями научного поиска в области профильных дисциплин и вносить свой вклад в фундаментальные исследования. Но с другой стороны, она должна учитывать полифункциональный характер музея и в силу этого сохранять известную специфику. Первостепенными для музеев являются темы, связанные с изучением музейных предметов и среды их бытования, а также темы, способствующие постоянному пополнению фондов, максимально продолжительному хранению и эффективному использованию собранных материалов.

    Вся деятельность музея прямо или  косвенно опирается на научные исследования. Без них невозможно ни успешное комплектование фондов, ни максимально продолжительное их хранение, ни создание полноценной экспозиции, ни проведение действенной культурно-образовательной работы. Поэтому научные исследования являются необходимым условием нормального функционирования музея.

    Направления научно-исследовательской работы музея  обусловлены его полифункциональным характером и связаны как с научным поиском в рамках профильных научных дисциплин (история, биология, искусствознание, литературоведение и т.д.), так и с изысканиями в области музееведения.

           Одна из особенностей научно-исследовательской  работы в музеях заключается в ее органической связи с комплектованием фондов, с пополнением их материалами, полученными в процессе исследования. Формированием коллекций занимаются и специализированные научные учреждения, однако в силу сложившейся практики все собранное ими, в конечном счете, передается в музей на вечное хранение. В музеи исторического профиля поступают археологические находки и этнографические материалы, в естественнонаучные музеи — природные объекты, найденные во время экспедиций.

    От  прочих научных учреждений музеи  отличаются и формами публикации результатов своих исследований. Эти результаты находят отражение не только в печатной продукции, но и в научно подобранных и обработанных коллекциях, а также в экспозициях и выставках.

    Научно-исследовательская  работа в музеях нуждается в правильной организации и планировании, чтобы отдельные темы согласовывались между собой, становясь звеньями единой цепи проблем, решение которых имеет наиважнейшее значение для развития музея.

    Музеи предоставляют свои коллекции историкам, археологам, этнографам, искусствоведам, палеонтологам, биологам, литературоведам и другим специалистам, тем самым принимая участие в их работе. Собственные исследования музеев открывают для науки новые источники и обогащают разработку проблематики профильной науки.

    Согласно  современным представлениям, экскурсия  — коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени.

    Экскурсии присущ ряд характерных признаков, Главный из которых — приоритет  зрительного восприятия, которое  сопровождается необходимым словесным комментарием. Зрительное и вербальное восприятие усиливается моторным — передвижением по заданному маршруту, осмотром объекта с разных сторон, на разном расстоянии, иными словами, экскурсия предполагает двигательную активность экскурсантов. Ее характерным признаком является также коллективность осмотра вследствие которой в группе людей, связанных совместным интересом и имеющих возможность обмена мнениями, возникает особая психологическая атмосфера, вызванная общностью переживаемых эмоций. Она способствует воспитанию и усвоению увиденного и услышанного. Экскурсия проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определенному маршруту, т.е. она имеет организованный характер. Обладая всеми чертами, свойственными экскурсии как таковой, музейная экскурсия имеет определенную специфику: она проводится в специально организованном музейном пространстве.

    Музейные  экскурсии достаточно разнообразны и различаются по месту проведения и объектам показа, по характеру  тематики, по целевой направленности, по составу экскурсантов.

    Экскурсии могут проводиться в здании музея  — по экспозиции, выставкам, открытому хранению фондов, а также за пределами музейного здания — по памятникам и памятным местам. Практикуются также комплексные экскурсии, которые объединяют единой темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиях.

    По  характеру тематики выделяют обзорные экскурсии и экскурсии на темы профильной дисциплины. Обзорные экскурсии предназначены для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и коллекциях.

    По  целевой направленности различают культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и. учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. К числу последних относят и методические экскурсии для музейных работников, которые знакомят с принципами построения экспозиции, особенностями хранения фондов, проведения экскурсий.

    По  составу экскурсантов выделяют экскурсии  для детской или взрослой аудитории, для туристов или для местных  жителей, для групп однородных или  разнородных по составу (например, для  родителей с детьми).

           Экскурсия является главной, но не единственной формой культурно-образовательной деятельности музея.

           Экскурсия, лекция, консультация, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), встреча с интересным человеком, концерт (литературный вечер, театрализованное представление, киносеанс), праздник, историческая игра — это звенья музейной практики и культурно-образовательной деятельности. Музеи обязаны содействовать реализации прав посетителей музеев, обслуживать их в соответствии со статусом музея, расширять доступ к музейным предметам и музейным коллекциям, обеспечивать целостность и сохранность музейных предметов и коллекций.

    Вместе  с тем ряд музеев имеет некоторые  особенности в своей деятельности на территории Республики Беларусь. Это историков культурные музеи-заповедники, Национальные музеи, Народные музеи, статус которых определяется отдельными нормативными актами страны. Первые образуют комплексы и ансамбли недвижимых материальных историко-культурных ценностей, которые имеют особое культурное, историческое, научное и художественное значение вместе с.территорией, исторически и культурно связонной с ними. Другие находятся в республиканской собственности и вносят значительный вклад в развитие музейного дела Республики Беларусь. Третьи приобретают статус при условии осуществлении ими на соответствующем профессиональном уровне музейной деятельности не менее 10 лет. Музейные предметы и музейные коллекции в процессе музейной деятельности используются в целях общественности культурных ценностей отечественной и мировой культуры. Совокупность музейных фондов государственных музеев и отдельных частных музеев составляют музейный фонд Республики Беларусь.

    Музейные  предметы и музейные коллекции, включенные в Музейный фонд Республики Беларусь, подлежат централизованному учету. Государственный контроль его состояния осуществляется в формах проверки целостности и сохранности учетных документов и др.

    Показателями  деятельности музеев являются:

  • число единиц хранения основного музейного фонда с распределением по видам (живопись, графика, скульптура, драгметаллы и др.);
  • число экспонатов в экспозиции;
  • количество выставок;
  • численность посетителей;
  • показатели кадрового состава работников музея;
  • размер музейных площадей, в том числе подэкспозиции;
  • поступления и использование новых поступлений.

              5. Кинотеатры

              Наиболее популярным типом учреждений  культуры является кинотеатр.  Кинотеатр – учреждение, предназначенное  для осуществления показа кинофильмов  населению. Кинотеатры бывают  стационарные и передвижные. Основное  помещение – зрительный зал,  оснащен кинопроекционной аппаратурой,  светоотражающим звукопрозрачным экраном, громкоговорителем. Совокупность технических средств, используемых в кинотеатре, отличает их друг от друга. Кинотеатры различают по величине экрана: широкоэкранный и обычный формат.

    Кинотеатры  располагают портативной кинопроекционной установкой в основном для демонстрации узкопленочных (16 мм) кинофильмов.

    Кинотеатры  проводят широкую культурно-досуговую деятельность: перед началом кинофильма организуются встречи с депутатами, концерты профессиональных и самодеятельных коллективов, лекции, беседы и т.д.

    В последнее время на базе кинотеатров  стали организовываться киновидеоцентры, киносалоны. В стоимость билета в видеоцентрах входит набор безалкогольных напитков, мороженое и сладости.

    . Культурные комплексы

             Поиски в совершенствовании организации  деятельности учреждений культуры  привели к мысли о создании  культурных комплексов, предусматривающих  интенсификацию деятельности системы  культурного обслуживания населения.  На селе этому способствует  консолидация учреждений культуры, сведение их в пределах того  или иного региона в комплекс. Для села это особенно важно,  ибо взятые в отдельности, в  отрыве друг от друга действующие  там учреждения культуры по  своим возможностям выглядят  пока что весьма ограниченными.  Но объединенные в определенную  систему, построенную на основе  постоянного и всестороннего  взаимодействия, они могут обрести  новое качество и немалые возможности  для улучшения своей работы.

    Культурные  комплексы создаются на принципах  добровольного слияния учреждений культуры, независимо от их ведомственной  принадлежности, в пределах одного или нескольких хозяйств и объединения  материальных средств местных органов, собственных доходов и ассигнований хозяйств из фонда социально-культурных нужд и спонсорской помощи. При  такой организации дела, координации  руководства учреждениями культуры достигается значительное укрепление материальной базы культурного обслуживания населения и заметно повышаются качественные и количественные показатели всей культурно-досуговой деятельности.

    При всем многообразии социально-экономических  условий и состояния сети органы культуры неизменно фиксировали, что  во всех случаях, когда периферийные учреждения культуры объединялись, происходило  значительное улучшение обслуживания населения как в центрах хозяйства, так и на производственных участках, возрастали количественные и качественные показатели культурно-досуговой деятельности, укреплялась материальная база, поднимался престиж кадров, расширялся общественный актив.

             6. Культурно-спортивные комплексы

             Формирование гармонической личности во многом зависит от взаимодействия всех социальных институтов, участвующих в этом процессе: семьи, школы, трудового коллектива, общественных организаций, средств массовой информации, учреждений культуры, спорта, отдыха, творческих союзов.

    Осуществить такое взаимодействие можно лишь при умелой интеграции всех государственных  и общественных организаций, причастных к культурно-досуговой деятельности.

    Совершенствование управления в сфере досуга должно идти, как нам представляется, по линии совершенствования организационной  структуры учреждений культуры, механизма  экономического стимулирования.

    Создание  культурно-спортивных комплексов имело  несколько параллельно развивающихся  и действующих направлений: культуры, которая включала сеть театров, концертных залов, кинотеатров, парков, клубов, музеев и т.п.; физкультуры и спорта –  сеть стадионов, спортзалов, футбольных полей, спортивных площадок, плавательных бассейнов и т.п.; отдыха – сеть учреждений отдыха и туризма, площадок, детских клубов и кружков по месту жительства, различных добровольных обществ типа охотников и рыболовов, любителей книги и т.д.

    Каждое  направление реализуется по присущим ему видам культурного обслуживания населения.

Информация о работе Источники финансирования учреждений культуры