Источники финансирования учреждений культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 21:21, реферат

Краткое описание

Организации (учреждения, предприятия) культуры в Республике Беларусь делят по содержанию деятельности – на культурно-просветительские и театрально-зрелищные; по основной цели деятельности – на коммерческие и некоммерческие; по форме собственности – на государственные и частные. Некоммерческие организации культуры создаются в форме учреждений, общественных объединений, фондов и ассоциаций (союзов). Коммерческие организации культуры создаются в хозяйственных товариществах и обществах, творческих кооперативах и унитарных предприятиях.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа Источники финансирования.docx

— 90.15 Кб (Скачать файл)

    Создание  культурно-спортивного комплекса  – это новый подход к культурному  обслуживанию населения, который позволяет  обеспечивать, с одной стороны, единство структур входящих в него учреждений культуры и спорта, а с другой – интеграцию всех видов управления сферой досуга.

    Предприятия бытового обслуживания организуют на базе КСК различные кружки: рукоделия, кулинарии, моделирования и пошива одежды, ремонта бытовой техники  и т.п., расширяют формы совместной с учреждениями культуры работы по обслуживанию малых населенных пунктов, полевых станов, отдаленных участков и ферм, изучают вместе с работниками  КСК спрос населения на различные  виды товаров и услуг и оказывают  посильное влияние на формирование разумных потребностей.

    Организованная  таким образом целенаправленная деятельность учреждений культуры, спорта и других организаций, объединенных в культурно-спортивный комплекс, позволяет  избежать одностороннего увлечения  отдельными культурно-досуговыми программами, обеспечить взаимосвязанное развитие всех направлений досуговой деятельности для реализации комплексного, системного подхода к процессу организации досуга.

    Оптимальное сочетание отраслевого и территориального принципов может быть достигнуто тогда, когда учреждения, входящие в  КСК, подчиняются единому директору  и отчитываются перед своими вышестоящими организациями за всю содержательную и финансово-хозяйственную деятельность, когда КСК имеет статус юридического лица.

              7. Молодежные центры досуга и кафе

              Современная организация рационального  использования досуга привела  к созданию молодежных центров  досуга и кафе.

    Появление новых типов учреждений культуры находится в неразрывной связи  с новыми реальными методами хозяйствования, новыми формами организации труда, такими, как бригадный и семейный подряд, индивидуальная трудовая и  кооперативная деятельность. Так  появились молодежные центры досуга и кафе, которые проводят широкую  культурно-досуговую деятельность в специфических условиях.

    Молодежные  центры досуга функционируют по принципу центров досуга.

    Механизм  образования денежных средств молодежного  центра досуга, расходуемых на оплату труда его работников, идентичен  формированию единого фонда оплаты труда предприятий, объединений  и организаций, переведенных на полный хозрасчет и самофинансирование.

    Доход молодежного центра досуга образуется за счет выручки от реализации продукции, работ, услуг в действующих ценах, рассчитанных в соответствии с методическими  рекомендациями по расчету цен на платные услуги и другими соответствующими ценами. Доход молодежного центра досуга является источником производственного  и социального развития, оплаты труда, он находится в распоряжении центра и используется им самостоятельно.

    Следует отметить, что имеется несколько  вариантов нормативов распределения  дохода, в которых учитываются  практически все аспекты финансово-хозяйственной  деятельности молодежных центров дохода.

    Недостаток  собственных оборотных средств  может компенсироваться хозрасчетным доходом, а их пополнение осуществляется за счет собственных ресурсов.

    Доход от реализации имущества направляется в фонд развития, а убытки, которые  могут быть при передаче, продаже  или списании имущества, покрываются  за счет соответствующих отчислений из фондов молодежного центра досуга.

    В молодежном кафе может осуществляться культурно-досуговая деятельность.

    Администрация молодежного кафе обеспечивает наиболее благоприятные условия для организации  отдыха молодежи. Прежде всего речь идет об оснащении кафе удобной мебелью, необходимым оборудованием, о художественном оформлении интерьеров, обеспечении культинвентарем, звукоусилительной и видеоаппаратурой, другими средствами культурно-просветительной работы.

    Вся культурно-досуговая деятельность в молодежном кафе проводится на принципе самоокупаемости.

    Смета расходов на проведение культурно-досуговых программ в молодежном кафе рассматривается и утверждается в соответствии с Положением о любительском объединении, клубе по интересам.

    О финансировании

    В настоящее время организации  социально-культурной сферы Республики Беларусь финансируются различными способами: на основе хозяйственного расчета (на условиях самоокупаемости и самофинансирования), в порядке сметного либо смешанного финансирования. Ведутся активный поиск  и внедрение новых форм управления, планирования и финансирования.

    Финансовые  ресурсы социально-культурной сферы  формируются:

  • из средств бюджета;
  • средств юридических и физических лиц (платежи за оказание услуг);
  • благотворительных взносов и пожертвований;
  • кредитов банков;
  • других источников.

    Получение ресурсов возможно также в результате проведения операций на финансовом рынке, однако в Беларуси он практически  не развит.

    Финансовые  средства социально-культурной сферы  отличаются множественностью источников формирования. Структура и границы  использования финансовых средств  зависят от ряда факторов. Для небюджетных организаций источником финансовых ресурсов являются только средства, полученные в результате их деятельности.

    Государственное финансирование выступает основой  государственных гарантий сохранения и развития социально-культурной сферы. Бюджетное финансирование таких  организаций предполагает безвозвратное  использование ими денежных средств для осуществления уставной деятельности. При этом для эффективного контроля за рациональным использованием бюджетных средств применяется классификация расходов по целевым направлениям. Финансирование социально-культурных учреждений осуществляется по кодам бюджетной классификации при условии экономии и расходовании средств, соблюдении финансовой дисциплины, контроле со стороны финансовых органов за целевым расходованием средств.

    Основным  плановым документом является смета расходов социально-культурного учреждения. Она определяет объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований на все предвидимые расходы организации.

    Выделяют  три основных принципа сметного финансирования.

  1. Смета расходов на планируемый период является финансовым планом учреждения, а средства выделяются учреждению по мере выполнения им плана работ с учетом использования ранее полученных средств.
  2. Сметное финансирование осуществляется с использованием специально разработанных нормативов, с помощью которых обосновывается необходимая потребность в материальных, трудовых и финансовых ресурсах и обеспечивается возможность контроля.
  3. Ассигнования группируются в строго обозначенном порядке расположения отдельных статей доходов и расходов, что позволяет обеспечить четкость бюджетного планирования и единство в составлении смет разного вида.

    Сметная форма финансирования широко применяется, однако считается, что такой порядок  выделения средств ослабляет  связь между результатами работы предприятия и денежными поступлениями (качество работы учитывается косвенно через уровень образования, трудовой стаж работников), т. е. стимулы эффективной  работы существенно снижены.

    Качество  статей бюджетной классификации, используемых для бюджетного финансирования, значительно  возросло по сравнению с их числом в фореформенном периоде, что усложнило процесс детализации расходования бюджетных средств. Всякое изменение направлений расходования средств при сметном финансировании требует согласования, что важно для осуществления контроля. При этом в значительной мере ограничивается самостоятельность финансируемых учреждений. За рубежом для устранения названных недостатков применяются другие формы финансирования (например, контрактные отношения между государством и соответствующими организациями и учреждениями социальной сферы).

    Для большинства организаций социально-культурной сферы характерны непрерывность, регулярность их деятельности. В связи с этим особую значимость для нормальной работы учреждения имеет регулярное, своевременное поступление финансовых средств в полном объеме.

    Расчет  потребности учреждений социально-культурной сферы в финансовых ресурсах по отдельным  статьям и под- статьям сметы базируется на использовании норм. Расчетными единицами служат показатели деятельности учреждений, характеризующие обслуживаемый контингент и время функционирования таких предприятий в течение года. Например, в сфере образования нормы по отдельным предметным статьям устанавливают исходя из затрат, приходящихся на одного среднегодового приведенного обучающегося, одного проживающего в общежитии, 1 м3 и 1 м2 учебно-административных зданий и общежитий и др. Потребность в средствах определяется на основе ограниченного набора критериев.

    Кроме бюджетных ассигнований организациям социально-культурной сферы государством могут предоставляться дополнительные источники поддержки в виде финансовых льгот и др.

    В современных условиях возрастает значимость внебюджетных источников финансирования, однако в государственных учреждениях они являются дополнительными, а не замещающими по отношению к бюджету. Внебюджетная деятельность может осуществляться по широкому спектру направлений, при этом внебюджетные средства в бюджетных учреждениях формируются в пределах разрешенных видов деятельности. Объем внебюджетных поступлений определяется возможностями материально-технической базы 28 и кадровым потенциалом учреждений, а также рыночной конъюнктурой.

    Все дополнительные средства при сметном  порядке финансирования проходят по сметам доходов и расходов внебюджетных средств (по каждому виду средств).                                                                                             

    Материально-техническая  база — необходимое условие функционирования организаций, предприятий и учреждений социально-культурной сферы. Наличие современных зданий и сооружений, оснащенных в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, позволяет успешно решать сложные социальные проблемы общества. Уровень и качество оснащенности труда работников социально-культурной сферы определяют возможность не только увеличения объема, повышения качества и культуры обслуживания, но и роста, эффективности труда.

    Одним из показателей, характеризующих материально- техническую базу, является стоимость  основных фондов (основных средств, основного капитала): зданий, сооружений, передаточных устройств, рабочих, силовых машин и оборудования, вычислительной техники, транспортных средств, инструментов, производственного и хозяйственного инвентаря и принадлежностей, рабочего и продуктивного скота, многолетних насаждений, внутрихозяйственных дорог и др.

    В соответствии с действующим в  системе статистического учета  Республики Беларусь классификатором  отраслей народного хозяйства, все основные фонды делят на две группы. К первой относят основные фонды отраслей, производящих товары (промышленности, сельского хозяйства, строительства и др.). Вторая группа включает основные фонды отраслей, оказывающих услуги (транспорта и связи, торговли и общественного питания, жилищного хозяйства, образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры, социального обеспечения и др.). Используется также традиционное деление основных фондов на производственные и непроизводственные.

    Бюджетное и внебюджетное финансирования

    Сам термин финансирование означает- снабжение денежными средствами, финансами. Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовой базой сохранения и развития отечественной культуры является целая серия законов, которые принимают Правительство любой Республики в согласии с Президентом, но основные  пункты приведены на Таблице № 1 
 
Таблица № 1

     
1
     
осуществление бюджетного финансирования учреждений культуры
     
2
     
стимулировать бюджетное финансирование посредством предоставления налоговых  льгот предприятиям, физическим лицам, вкладывающим свои средства в эти  цели.
     

     
устанавливать особый порядок налогообложения  некоммерческих организаций культуры
     
4
     
способствовать развитию благотворительности  в области культуры
     
Примечание: составлено автором.

Информация о работе Источники финансирования учреждений культуры