Классификация затрат предприятия, ее виды, назначение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 15:33, контрольная работа

Краткое описание

Классификация затрат позволяет решать вопросы управления затратами на предприятии путем изучения процессов формирования затрат и взаимоотношений между их отдельными группами.
В зависимости от целей и методов различают несколько способов классификации затрат.

Содержание

1. Классификация затрат предприятия, ее виды, назначение………………3
2. Расчет стоимости собственного (акционерного) капитала………………10
3. Вариантные расчеты по определению порога рентабильности…………14
4. Список литературы………………………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

к.р..docx

— 66.34 Кб (Скачать файл)

7. Отчисления на социальное  страхование.

8. Расходы на подготовку  и освоение производства.

9. Износ инструментов и  приспособлений целевого назначения  и прочие социальные расходы.

10. Расходы на содержание  и эксплуатацию оборудования.

11. Цеховые расходы.

12. Общезаводские расходы.

13. Потери от брака.

14. Прочие производственные  расходы.

15. Внепроизводственные расходы.

 

   Проблема отнесения  различных затрат на себестоимость  продукции (работ, услуг) является очень  важной для предприятий. С помощью  механизма формирования себестоимости  продукции (работ, услуг) можно стимулировать  или, наоборот, «подавлять», делать  невыгодными для предприятий  различные виды затрат. А в  совокупности с налоговыми льготами  этот механизм является мощным  рычагом воздействия на финансово-хозяйственную  деятельность предприятий.

 

По месту возникновения.

По статьям расходов затраты группируются в зависимости от места и цели (назначения) их возникновения и относятся на каждый вид изделия прямым или косвенным методом. Эта классификация специфична для каждой отрасли промышленности, поэтому состав расходов в каждой отрасли различен. Существуют разные виды себестоимости по месту возникновения затрат:

  -   технологическая – это сумма затрат на осуществление техпроцесса изготовления продукции, кроме затрат на покупные детали и узлы (она включает – зарплату основных производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование, материалы, электроэнергию на технологические нужды, техническое обслуживание, ремонт и амортизацию оборудования, стоимость инструмента и приспособлений);

  • цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;
  • производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;
  • полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

По роли в производственном процессе.

    При классификации  расходов по их роли в производственном процессе все затраты, составляющие себестоимость продукции, подразделяются на основные и накладные. Это необходимо для выделения затрат, зависящих от изменения объема производства.

   К основным относятся технологически неизбежные расходы, без которых вообще не может быть изготовлена продукция (затраты на сырье и материалы, на полуфабрикаты, топливо и энергию, заработную плату основных рабочих с отчислениями на социальные нужды, расходы на подготовку и освоение производства, износ приспособлений целевого назначения).

   К накладным относятся расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства. По месту возникновения они подразделяются на общепроизводственные расходы цеха (в котором выделяются расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и общецеховые расходы) и общехозяйственные расходы, прочие производственные и коммерческие расходы предприятия.

 

По изменяемости в зависимости от объемов производства.

        По степени зависимости от объема производства затраты делятся на условно – переменные (пропорциональные) и условно-постоянные (непропорциональные). При росте объема выпуска в натуральном выражении условно-переменные расходы увеличиваются пропорционально, не и меняясь при этом в расчете на каждое изделие. Условно-постоянные наоборот – при росте объема выпуска в натуральном выражении не изменяются (т.е. не зависят от роста объема), но уменьшаются при расчете на одно изделие.

Условно-постоянные расходы (амортизация, аренда помещений, налог на имущество, повременная оплата труда рабочих, зарплата и страхование административно-хозяйственного аппарата) остаются стабильными при изменении объема производства, а условно-переменные (сдельная зарплата производственных рабочих, сырье, материалы, технологическое топливо, электроэнергия) изменяются пропорционально объему производства продукции.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени

 

Y = a + bx

 

где Y – сумма затрат на производство продукции;

а — абсолютная сумма постоянных расходов;

b — ставка переменных расходов на единицу продукции (услуг);

x — объем производства продукции (услуг).

  Эти зависимости условные, так  как действуют лишь при не  значительном росте объема выпуска, пока не произошло качественных  изменений в нормах расхода  на изделие и структуре управления  предприятием (которые существенным  образом зависят от объемов  производства), соответственно качественных  изменений в структуре затрат  на производство продукции в  целом. Поэтому и затраты называются  условно – постоянными и условно-переменными.

Данная классификация затрат необходима при планировании производства, а также при анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

 

 

По способу отнесения затрат на себестоимость.

    По способу отнесения расходов на себестоимость конкретных видов продукции их подразделяют на прямые и косвенные. К прямым относятся расходы, которые планируются и учитываются отдельно для каждого вида продукции и относятся на себестоимость только этой продукции.

    К косвенным относятся расходы, связанные с производством нескольких видов продукции и распределяемые между ними с помощью специальных (косвенных) методов. Сюда обычно относятся все накладные расходы, кроме тех случаев, когда в цехе выпускается один вид продукции и «Общепроизводственные расходы» становятся прямыми. В производствах с комплексной переработкой сырья все расходы, как правило, распределяются косвенными методами.

   Классификация затрат на прямые и косвенные необходима для организации раздельного учета полных и частичных затрат на производство.

 

 

 

Расчет стоимости собственного (акционерного) капитала.

 

Стоимость собственного капитала - это денежный доход, который хотят получить держатели обыкновенных акций. Различают несколько моделей, каждая из которых базируется на использовании информации, имеющейся в распоряжении того, кто оценивает капитал.

Модель прогнозируемого роста дивидендов. Расчет стоимости собственного капитала основывается на формуле

, (6.1)

где Се - стоимость собственного капитала,  
Р - рыночная цена одной акции,  
D1 - дивиденд, обещанный компанией в первый год реализации инвестиционного проекта,  
g - прогнозируемый ежегодный рост дивидендов.

Данная модель применима к тем компаниям, величина прироста дивидендов которых постоянна. Если этого не наблюдается, то модель не может быть использована.

Ценовая модель капитальных активов (CAPM: Capital Assets Price Model). Использование данной модели наиболее распространено в условиях стабильной рыночной экономики при наличии достаточно большого числа данных, характеризующих прибыльность работы предприятия.

Модель использует существенным образом показатель риска конкретной фирмы, который формализуется введением показателя  . Этот показатель устроен таким образом, что  , если активы компании совершенно безрисковые (случай сколь желаемый, столь же редкий). Показатель   равен нулю, например, для казначейских облигаций США. (Декларировано также, что облигации внутреннего государственного займа в Украине также имеют нулевую степень риска). Показатель  , если активы данного предприятия столь же рисковые, что и средние по рынку всех предприятий страны. Если для конкретного предприятия имеем: 0< <1, то это предприятие менее рисковое по сравнению со средним по рынку, если  >1, то предприятие имеет большую степень риска.

Расчетная формула модели имеет вид

, (6.2)

где   - показатель прибыльности (отдачи) для безрискового вложения капитала, СМ - средний по рынку показатель прибыльности,

 - фактор риска.

Изменение Се согласно модели (6.2) в зависимости от риска иллюстрируется графически с помощью следующего рисунка.

Рис. 6.1. Доходность собственного капитала компании

Возникает вопрос: как определить показатель   для данного предприятия? Единственный разумный способ - это использование данных прошлых лет. По сравнительным данным прибыльности анализируемого предприятия и средней рыночной прибыльности строится соответствующая прямолинейная регрессионная зависимость, которая отражает корреляцию прибыльности предприятия и средней рыночной прибыльности. Регрессионный коэффициент этой зависимости служит основой для оценки   - фактора. В передовых западных странах для ориентации потенциальных инвесторов печатают справочники, содержащие показатель   для большинства крупных фирм.

Модель прибыли на акцию. Данная модель оценки стоимости собственного капитала базируется на показателе прибыли на акцию, а не на величине дивидендов. Многие инвесторы считают, что именно показатель величины прибыли на акцию отражает реальный доход, получаемый акционерами, независимо от того, выплачивается ли он в виде дивидендов или реинвестируется с тем, чтобы принести инвесторам выгоды в будущем. Инвесторы пристально следят за показателем прибыли на одну акцию, который публикуется в отчетных документах компании, а управляющие компанией стремятся не создавать ситуаций, приводящих к падению этого показателя. Итак, согласно данной модели стоимость собственного капитала определяется по формуле

, (6.3)

где П - величина прибыли на одну акцию,

Р - рыночная цена одной акции.

К сожалению, все приведенные выше модели являются лишь оценочными. Действительность такова, что ни одна из моделей не может точно предсказать истинную стоимость собственного капитала и обычно все модели в конечном итоге приводят к различным результатам.

Модель премии за риск. Данная модель занимает особое место, так как носит договорной характер. Договор заключается между предприятием и потенциальным инвестором о том, какая должна быть премия за риск вложения капитала. Если Сн - уровень отдачи на вложение денег инвесторам в обычные (номинальные) для него возможности, то стоимость капитала, вложенного в данное предприятие оценивается по формуле:

, (6.4)

где RP - премия за риск.

Потенциальных западных инвесторов можно привлечь для вложения капитала в предприятия Украины и других стран СНГ только большой величиной премии за риск. Совокупный инвестор в виде множества физических лиц, проживающих за рубежом, не может стать таким инвестором по очевидным причинам. Следовательно, украинскому предприятию приходится рассчитывать лишь на некоторое достаточно большое зарубежное предприятие в качестве инвестора. И в этом случае придется прибегнуть к модели (6.4), поскольку никакой другой информации нет.

Для государственных предприятий из всех перечисленных выше моделей в большей мере подходит модель прибыли на акции при условии ее адаптации для условий государственного предприятия в условия самофинансирования. Стоимостью капитала в данном случае может служить отношение ежегодной прибыли предприятия к сумме его собственных средств, накопленных к рассматриваемому году.

, (6.5)

где П - годовая прибыль предприятия, оставшаяся в его распоряжении,

S - сумма собственных средств предприятия по его балансу на конец года.

Формула (6.5) может быть использована как для существующих данных, отражающих результат деятельности предприятия в прошлом году, так и для плановых показателей.

Стоимость вновь привлеченного капитала. Требуемый доход на новый (вновь привлеченный) собственный капитал обычно выше, чем требуемый доход на существующий собственный капитал. Когда компания выпускает дополнительные акции, то обычно она получает чуть меньше рыночной цены существующих акций. Это связано с дополнительными затратами по выпуску новых акций и, кроме того, с желанием обеспечить быструю распродажу новых акций (их продают по цене слегка ниже рыночной).

При расчете стоимости вновь привлеченного капитала принято использовать следующую формулу в рамках модели роста дивидендов:

, (6.6)

где F - так называемая стоимость выпуска, отражающая закономерное

снижение рыночной стоимости вновь выпускаемых акций.

Модель определения стоимости привилегированных акций.

Данная модель является весьма простой, поскольку доход на привилегированные акции устанавливается обычно весьма простым способом: по привилегированным акциям обычно выплачивается фиксированный дивиденд и сверх этого дивиденда, независимо от размера прибыли, ничего не выплачивается. Поэтому доходность по привилегированным акциям (стоимость привилегированных акций) рассчитывается по следующей формуле

, (6.7)

где D - величина ежегодного дивиденда на акцию,

Информация о работе Классификация затрат предприятия, ее виды, назначение