Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:31, курсовая работа
Данная курсовая посвящена исследованию системы защиты коммерческой информации туристической фирмы и предложению мер по ее улучшению.
В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение. Анализ и выявление этих мер в данной работе поможет способствовать безопасности информации на представленном мною предприятии.
Введение 2
1. Комерческая тайна
1.1 Понятие Комерческой тайны 3
1.2 Промышленный шпионаж 6
2. Анализ системы безопасности информации в туристической фирме ООО «Ди-Тревел»
2.1 Краткая характеристика предприятия 12
2.2 Методы и способы защиты коммерческой тайны на ООО «Ди-Тревел» 13
3. Недостатки действующего механизма защиты коммерческой тайны и пути его совершенствования 15
Заключение 16
Список литературы 17
Возникает два тесно взаимосвязанных обстоятельства :
-Предприниматель вынужден выступать в качестве защитника своих секретов (ценной информации)
- Предприниматель вынужден в целях конкуренции добывать (воровать, покупать) чужие защищаемые секреты. то, что не защищается, особой ценности в рассматриваемом плане не имеет.
Возникает вопрос о том, как рассматривать промышленный (коммерческий) шпионаж с позиций действующего законодательства . В литературе о промышленном шпионаже за рубежом отмечается, что рассматриваемая деятельность вовсе не считается преступной и не влечет уголовной ответственности. Если в процессе хищения секретной информации предприятию, учреждению или сотрудникам причиняется ущерб, то уголовному наказанию виновное лицо повергается именно за последнее деяние, а не за сам факт хищения ценнейших сведений. В принципе такой поход является правильным, поскольку сам предприниматель не заинтересован в том, что когда он будет совершать хищение материалов, а заниматься этим он вынужден в силу рыночной деятельности, то будет находиться под угрозой применения к нему уголовного наказания. Предпочтительнее обратить внимание на охрану своих тайн, чем прибегать к уголовно-правовой защите.
В этих целях более подробно рассмотрим признаки, характеризующие промышленный шпионаж. К ним относятся:
• субъект (кто может заниматься данным видом деятельности)
• предмет (на что посягается промышленный и иной шпионаж)
• способ, средство (действия, с помощью которых осуществляется овладение закрытыми сведениями)
• адресат (кто выступает заказчиком).
Субъектами
промышленного (коммерческого) шпионажа
могут быть граждане России, иностранные
граждане, лица без гражданства, относящиеся
и не относящиеся к сотрудникам
предпринимательских
Анализ зарубежной практики показывает, что у частных служб безопасности, специализирующихся на хищении чужих секретов, имеется значительная по числу клиентура заказчиков и покупателей. Например, в Великобритании одно из частных сыскных агентств, наряду с расследованием фактов о промышленном шпионаже, обеспечением безопасности предприятий и фирм, занимается также добыванием (хищением) информации о конкурентных частных предприятиях. Подобные фирмы не стремятся особо конспирировать, скрывать свою деятельность. Их координаты имеются в специальных справочниках. В настоящее время в странах рыночной экономики действуют сотни и тысячи агентств и десятки тысяч промышленных шпионов
Подобные агентства начинают образовываться и действовать и на территории Российской Федерации. Однако резкий рост таких служб следует ожидать только в условиях сформировавшейся рыночно-конкурентной экономики, аналогичной западным странам.
По вполне понятным причинам выдать секреты могут и сотрудники фирмы. Если лицам, не работающим на предприятии, необходимо преодолевать физические и технические препятствия для проникновения к секретам, то работникам фирмы не требуется прилагать подобные усилия. Тайной информацией они уже обладают или имеют возможности собрать ее. Мотивацией таких действий могут служить корысть, месть и т.д. Поэтому при формировании коллектива сотрудников необходимо учитывать, кому из них доверять свои тайны, а кому нет. Решают этот вопрос сами предприниматели. Так, сотрудники общеизвестного АНТа на страницах газет довольно подробно делятся информацией о том, как они занимались внутренней безопасностью своего кооператива [10]. Вначале принимали к себе на работу только тех, кого знали лично и могли им доверять. Расширение штата сотрудников увеличивало опасность утечки информации. Поэтому руководством АНТа принимается решение о создании специального подразделения - департамента по проверке людей, поступавших к ним на работу. На кандидатов заводились досье, в которых концентрировались результаты их изучения и проверок. Проверяемые могли знакомиться с досье на себя. Трудно пока вести речь о том, что любой предприниматель может иметь такие же возможности или создать их. Но подход к защите своих секретов у них был правильный и их опыт может использоваться другими фирмами с учетом своих возможностей и потребностей.
Следующим признаком, характеризующим шпионаж, является предмет посягательства, т.е. информация, которая представляет ценность для ее обладателя и закрыта к доступу посторонних лиц. Носители такой информации самые разнообразные: документы, чертежи, схемы, патенты, дискеты, кассеты, в которых содержатся научные исследования. бухгалтерские материалы, контракты, планы и решения руководства предпринимательских фирм. Предметом промышленного шпионажа может быть не только информация предпринимательских фирм, но и государственных предприятий и учреждений.
Определенные
трудности возникают при
Следующим
признаком промышленного
К средствам получения секретов относятся различные технические системы. Если у нас пока основными владельцами разведывательных технических средств являются специальные государственные органы (службы), то на Западе они находятся в пользовании и частных лиц. Это позволяет предпринимателям широко использовать средства электронной разведки в получении необходимой информации. Снятие ее с телефонных переговоров, ЭВМ, помещений, где ведутся секретные беседы, и т.д. Применение тех или иных средств зависит от информации, которую намеревается получить субъект. Один вид информации может быть похищен, другой прослушан, третий - сфотографирован или сделаны зарисовки, четвертый записан на магнитофон, пятый - снят кинокамерой и т.д. Иногда используется комплекс специальных мер по ее получению. В зависимости от вида получения информации принимаются соответствующие меры защиты. Например, существуют приборы, с помощью которых можно с расстояния до 500 м лазерным лучом снимать речевую информацию за счет вибрации оконных стекол. В ответ, для предотвращения утечки информации таким способом, немецкая фирма Сименс начала выпуск специальных оконных рам, ослабляющих на 110дБ проникновение электромагнитных излучений в определенных диапазонах.
Адресатами (заказчиками) получения промышленной (коммерческой) информации выступают предприниматели малого и крупного бизнеса, руководители государственных предприятий, а также правительства иностранных государств. Защита секретов промышленных и коммерческих фирм и проникновение к ним являются двумя сторонами одной медали. К ним в одинаковой мере проявляют интерес как частные лица, так и сотрудники государственных служб.
Один из руководителей
американской разведки, выступая в 1990г.
в Национальном пресс-клубе, заявил,
что “экономическая мощь является
ключом к господству и власти во
всем мире.” В речи этого руководителя,
произнесенной в Американском университете,
прозвучало, что “в предстоящие
годы мы станем свидетелями резкого
возрастания напряженности в
международных экономических
Говоря о возможных методах получения коммерческой информации о других предприятиях, необходимо подчеркнуть, что 90—95% всей необходимой информации может быть получено легальными методами. Остальную информацию (как правило, наиболее ценную и тщательно охраняемую) дает промышленный шпионаж с такими присущими ему методами, как похищение документов и образцов новой продукции, шантаж, подкуп сотрудников конкурирующей фирмы, подслушивание разговоров, съемка и оптическое наблюдение, несанкционированное подключение к системам связи и вычислительным сетям, засылка и вербовка агентов и даже физическая ликвидация конкурентов или их предприятий [9].
Одновременно
с развитием промышленного
Достаточно
подробно специфические вопросы
использования технических
К числу наиболее доступных легальных источников получения информации можно отнести:
• устные выступления работников предприятия -на различных конференциях, семинарах и т.п.
• открытые публикации предприятия и его отдельных работников
• экспонаты различных ярмарок, выставок и презентаций
• данные товарных и фондовых бирж
• объявления об имеющихся вакансиях, конкурсах на замещение должностей и др.
Систематизация и анализ такой информации требуют от предприятия больших затрат материальных и трудовых ресурсов. Нередко этим занимаются специально созданные службы, поскольку объемы информации велики, а ее достоверность иногда вызывает сомнение.
В промышленно
развитых странах (например в США) соответствующих
государственных органах
Для предотвращения утечки коммерческой тайны через работников государственных органов управления и контроля, руководитель предприятия должен знать их реальные права и предоставлять им только ту документацию, которая необходима для выполнения их служебных функций, а не любую, которую они потребуют. Прежде всего это относится к действиям работников статистической службы, антимонопольного комитета, милиции, финансовой, налоговой, санитарной, пожарной и других инспекций. Предпринимателю также необходимо знать и соблюдать порядок обжалования неправомерных действий государственных служащих, должностных лиц и работников правоохранительных органов, механизм возмещения материального и морального ущерба, причиненного фирме в результате их действий.
Каждый предприниматель
должен быть знаком с процедурами
приглашения консультантов, адвокатов,
экспертов, а также с порядком
их участия в передаче информации,
относимой к категории
2. Анализ системы безопасности информации в туристической фирме ООО «Ди-Тревел»
2.1 Краткая характеристика предприятия
"ДИ-Тревел"
- бренд, который объединяет
Здание данного предприятия является встроенным в жилой дом. Действует организация на основании Устава. Так же она занесена в соответствии с законодательством РФ туристическая фирма "ДИ-Тревел" внесена в Единый Федеральный Реестр туроператоров под номером ВТ 013012(внутренний туризм). Страховое обеспечение ответственности на сумму 500000 (пятьсот тысяч) рублей 00 копеек обеспечивается ОАО "Московская страховая компания" (Договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта №1405-0000020/1 от 08/02/2008, действующий до 31/05/2009). Адрес места нахождения страховой компании: г.Москва, Долгоруковская ул., д. 40