Комерческая тайна и механизм ее защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 22:31, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая посвящена исследованию системы защиты коммерческой информации туристической фирмы и предложению мер по ее улучшению.

В новых рыночно-конкурентных условиях возникает масса проблем, связанных с обеспечением безопасности не только физических и юридических лиц, их имущественной собственности, но и предпринимательской (коммерческой) информации, как вида интеллектуальной собственности. Для защиты предпринимательских информационных потоков от различного рода посягательств используются как правовые, так и специальные меры, а в необходимых случаях комплексное их применение. Анализ и выявление этих мер в данной работе поможет способствовать безопасности информации на представленном мною предприятии.

Содержание

Введение 2

1. Комерческая тайна
1.1 Понятие Комерческой тайны 3
1.2 Промышленный шпионаж 6

2. Анализ системы безопасности информации в туристической фирме ООО «Ди-Тревел»
2.1 Краткая характеристика предприятия 12
2.2 Методы и способы защиты коммерческой тайны на ООО «Ди-Тревел» 13

3. Недостатки действующего механизма защиты коммерческой тайны и пути его совершенствования 15

Заключение 16

Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсач.docx

— 43.18 Кб (Скачать файл)

       В данной туристической компании работает небольшое количество сотрудников: Генеральный директор, бухгалтер, старший менеджер, менеджер по организации детских поездок, менеджер по организации индивидуальных туров  зарубежного направления, менеджер внутреннего направления, курьер.

     Офис  оснащен кассовым терминалом фирмы  «Verger», в который входит сканирующее устройство, фискальный регистратор, клиент-компьютер, сервер, с помощью которого производится учет денег поступающих в предприятие торговли и осуществляется расчет  с покупателями, ведется количественный учет путевок. Офисная площадь оборудована стеллажами, заполненными каталогами, приспособленных для наилучшего обслуживания клиентов, а также для подбора тура и качественного информирования сотрудников. Имеется различный рекламный инвентарь в виде каталогов, наклеек и сувенирных магнитов с символикой фирмы. Весь инвентарь и оборудование удобно в эксплуатации. Создан привлекательный интерьер офиса, путем оснащения соответствующей мебелью сочетаемых цветов  и светового освещения. В офисе есть камера наблюдения, установлена сигнализация, имеется камера хранения.  Предприятие находится под охраной ЧОП «Антошка», которое обеспечивает комплексную защиту помещения от всех видов чрезвычайных ситуаций. 

2.2 Методы и способы  защиты коммерческой  тайны на ООО  «Ди-Тревел»

     Анализируя  работу данной фирмы,  я выявила  особенности системы безопасности коммерческой информации. Главное место  в организации надежной защиты секретной  информации должно отводиться работе  с кадрами. Эта работа должна начинаться со дня приема человека на должность в компании. В данном случае было проведено анкетирование кандидатов. 

     Анкетированное  исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью  методов, позволяющих производить  количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической  информации.

     Данное  анкетирование позволяет получить общие сведенья о кандидате, уровне образования.

     При осуществлении этого исследования был произведен запрос на предыдущее место работы с целью получения  характеристики его морально-деловых  качеств, а также данных о погашенных судимостях.

     При приеме на работу имело место проведение воспитательной работы, информация о  соблюдении режима секретности, вознаграждение в успехе выполнения этого режима, а также обучение  правилам  соблюдения режима секретности, разъяснение ценность секретных материалов.

     На  данном предприятии предусмотрена  защита коммерческих тайн фирмы в  виде заключения контракта с кандидатом на должность, хотя не все возможные  данные, которые относятся к коммерческой информации, были освещены в этом документе. Упущение этого момента может  спровоцировать утечку информации, т.к  сотрудник не был поставлен в  известность. Как показывает зарубежная практика работы частных фирм, утечка информации зачастую происходит по инициативе их же сотрудников. В мотивационной основе совершаемых поступков, кроме случаев несвоевременного оповещения сотрудника, лежит корысть(получить значительную сумму денег) или месть(не исключая заодно и материальную выгоду), например, со стороны уволенного работника, имевшего доступ к предпринимательской информации.

     Руководство данной компании предусмотрела возможную  кражу информации на бумажных носителях  с помощью:

     - Контроля помещений и оборудования (охрана предприятия ЧОП и установка  в помещении камеры слежения)

     -  Отправка почты производится  только заказными письмами и письмами с уведомлением о вручении адресату.

     - При работе с документами нельзя отлучаться из офиса, а если приходится выходить, то необходимо закрыть дверь на ключ (если в офисе больше нет сотрудников) . Посторонних к документам допускают.

     - Документы, которые правомерно могут потребовать сотрудники налоговой инспекции или правоохранительных служб, держат отдельно от остальных конфиденциальных бумаг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Недостатки действующего  механизма защиты  коммерческой тайны  и пути его совершенствования

      Мы  рассмотрели механизм защиты информации на примере работы компании «Ди-Тревел». Выявив некоторые недостатки данной системы, можно предложить возможные  меры по исключению этих недостатков  или их минимизации.

      В первую очередь, хотелось заметить, что  мы рассматривали маленькое предприятие, бюджет которого явно не рассчитан  на создание системы безопасности профессионалами, несмотря на то, что безопасность данных -  очень важный элемент ведения бизнеса.

      Для того чтобы не затрачивать большие  средства на работу специализированных агентств, нужно изначально предположить:

  • какая информация нуждается в защите;
  • кого она может заинтересовать;
  • каков “срок жизни” этих секретов;
  • во что обойдется их защита.

     Затем следует подготовить план по охране коммерческой тайны.

     Из  нынешнего механизма защиты информации видно, что такая работа была проведена  не очень тщательно. Задача данного курсового проекта предложить меры усовершенствования данной системы.

Недостатки      Предложения по улучшению
1. Свободный  доступ для всех сотрудников  к документам, содержащим конфиденциальную информацию. 1. Организовать  порядок работы с конфиденциальными документами, контроль за прохождением секретных документов, контроль за публикациями, рассекречивание и уничтожение конфиденциальных документов, охрана секретов других фирм.
2. Свободный  доступ для всех сотрудников  к данным компьютера, отсутствие  учетных записей и паролей. 2. Создание систем защиты электронной информации от несанкционированного к ней доступа, обеспечение контроля за пользованием компьютером.
3. Документы  физическим способом не защищены. 3. Установить  сейфы или специальные контейнеры  для хранения документов.
4. Отсутствие  в трудовом контракте сотрудника  перечня документов, относящихся  к коммерческой тайне 4. Пересмотреть  договора о неразглашении и  трудовые контракты.
 

     Заключение

     В данном курсовом проекте рассматривались  вопросы по коммерческой тайне предприятия  и ее защите. Мы познакомились с работой туристической фирмы «Ди-тревел» и комплексом мер по сохранению коммерческой тайны. Так же были выявлены положительные и отрицательные моменты этого комплекса, а в завершении предложены меры по устранению найденных недостатков.

     Подводя итоги теоретической и расчетной  части данного проекта можно сказать, что Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей реализовать эти цели, то есть создает угрозы безопасности предпринимательской деятельности. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

     1. «Гражданский кодекс Российской Федерации», “ИНФРА-М”, М, 1995

     2. Закона Российской Федерации «О государственной тайне»

     3. Постановление Правительства РСФСР "О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" от 5 декабря 1991 № 35.

     4. Долгополов Ю.Б.,“Предпринимательство и безопасность”, “Универсум”, М., 1991

Информация о работе Комерческая тайна и механизм ее защиты