Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:22, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть государственное регулирование деятельности предприятий.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• дать общую характеристику предприятия;
• рассмотреть регулирующие функции государства;
Введение
Глава 1. Регулирующая функция государства
1.1. Принципы и цели государственного регулирования
1.2. Правовое регулирование
1.3. Государственное предпринимательство
Глава 2. Сущность и назначение государственного регулирования деятельности предприятия.
2.1. Цели, методы и методика государственного регулирования деятельности предприятий
2.2. Необходимость государственного регулирования деятельности предприятий в условиях рыночного хозяйствования
Глава 3. Государственное регулирование деятельности предприятия
3.1.Размещение государством ресурсов в предприятия.
3.2. Получение государством ценных бумаг
3.3. Создание конкуренции
3.4. Бюджетная и кредитная политика государства
3.5. Налогообложение
3.6. Научно-техническое перевооружение производства
3.7. Кадровая политика
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение |
3 | ||
Глава 1. Регулирующая функция государства |
5 | ||
1.1. Принципы и цели государственного регулирования |
6 | ||
1.2. Правовое регулирование |
7 | ||
1.3. Государственное предпринимательство |
8 | ||
Глава 2. Сущность и назначение государственного регулирования деятельности предприятия. |
10 | ||
2.1. Цели, методы и методика государственного регулирования деятельности предприятий |
10 | ||
2.2. Необходимость государственного регулирования деятельности предприятий в условиях рыночного хозяйствования |
13 | ||
Глава 3. Государственное регулирование деятельности предприятия |
17 | ||
3.1.Размещение государством ресурсов в предприятия. |
18 | ||
3.2. Получение государством ценных бумаг |
22 | ||
3.3. Создание конкуренции |
24 | ||
3.4. Бюджетная и кредитная политика государства |
25 | ||
3.5. Налогообложение |
27 | ||
3.6. Научно-техническое перевооружение производства |
29 | ||
3.7. Кадровая политика |
30 | ||
Заключение |
31 | ||
Список использованной литературы |
32 | ||
Приложения |
34 |
Введение
Развитие экономических реформ в России в связи с переходом ее к рынку обусловило необходимость адекватного научного обеспечения стратегии государственного регулирования предприятий, отраслей промышленности и всей экономики в целом. Существуют различные теоретико-методологические подходы к исследованию основ государственного регулирования деятельности предприятий.
В экономике действуют в основном юридически и экономически независимые от государства предприятия, которые осуществляют сознательное саморегулирование, включающее в себя внутреннюю и внешнюю координацию хозяйственных отношений. Необходимость корректирующего воздействия со стороны государства обусловлена стремлением повышения эффективности действия механизмов внутреннего и внешнего саморегулирования.
Государственная поддержка предприятий является составляющим элементом государственного регулирования, которое, с одной стороны, выполняет ограничительную функцию, с другой же осуществляет стимулирующее воздействие, реализуясь через систему государственной поддержки. Государственная политика поддержки предприятий предусматривает оказание им экономической, организационной, технической и иной помощи, направленной на создание условий для их успешного функционирования в соответствии с рыночными принципами хозяйствования.
В рамках реализации поставленных задач в работе исследуется механизм государственной поддержки предприятий, включающий в себя функции, цели, формы, методы и инструменты, а также институциональный механизм её реализации (субъекты, объекты).
Составными элементами институционального механизма реализации государственной поддержки выступают субъекты - государственные органы управления и контроля, объекты (то, на что направлена деятельность субъектов) - реальный сектор экономики (предприятия, отдельные виды производств, отрасли).
Цели государственного регулирования развития промышленности направлены на поддержание экономической стабильности, сбалансированности спроса и предложения на всех уровнях и сегментах рынка, так, чтобы это способствовало совершенствованию структуры национальной экономики и повышению уровня жизни населения.
Цель работы – рассмотреть государственное регулирование деятельности предприятий.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• дать
общую характеристику
• рассмотреть регулирующие функции государства;
• рассмотреть методы и цели государственного регулирования деятельности предприятий.
В качестве исходной информационной
базы для написания курсовой работы
были изучены теоретические
Глава 1. Регулирующая функция государства.
Если исходить из того, что рынок образуется хозяйствующими субъектами, а государство лишь выполняет роль "ночного сторожа", станет понятна регулирующая роль государства. Она заключается в том, что государство обеспечивает стабильную и бесперебойную работу этого рынка. Достигается это несколькими способами, важнейшие из которых можно представить следующим образом:1
1. Создание и защита правовой основы рыночного хозяйства. В этом случае государство обеспечивает принятие комплекса нормативно-правовых документов, которые регламентируют права и обязанности хозяйствующих субъектов по отношению друг к другу и государству. Кроме того, государство поддерживает систему судопроизводства, которая необходима для защиты нарушенных прав. Сюда же относится поддержание неимущих слоев населения с тем, чтобы гарантировать социальную стабильность (установление минимального размера заработной платы, изъятие части средств предприятий для финансирования социально-значимых программ). Особенно важно в данной функции поддержание здоровой конкуренции среди хозяйствующих субъектов и недопущение монополизации рынков.
2.Экономическое регулирование.
3.Прямое участие в
хозяйственной жизни.
1.1. Принципы и цели государственного регулирования.
Общая стратегия государственного регулирования базируется на следующих принципах:2
1. Государство должно финансировать только те социально значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес.
2. Государственное предпринимательство должно не конкурировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
4. Государственное вмешательство в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более "рыночную" форму оно облачено.
5. Особую значимость государственное регулирование приобретает в период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических отношений.
Таким образом, современная рыночная экономика является "государственно регулируемой". Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.
Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:
• минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,
• создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,
• обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.
Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.
1.2. Правовое регулирование.
Правовое регулирование состоит в разработке законов, обеспечивающих нормы функционирования рыночных структур, предпринимательства и коммерции, защиту прав покупателей и интересов общества, равноправие рыночных субъектов, посредничество между предпринимателями и наемными работниками, борьбу с теневой экономикой и т. д. В системе таких регулирующих норм исключительное значение имеет "антимонопольное законодательство" и "дефляционная политика".3
Антимонопольная политика включает административные и экономические меры, препятствующие монополизации производства и торговли отдельными субъектами: жесткий контроль над ценами предприятий- монополистов, дезинтеграцию сверхкрупных управленческих, производственных и коммерческих структур, поддержку конкуренции, поощрение диверсификации, антимонопольную экспертизу принимаемых законов.
Столь же актуальна и дефляционная политика государства, поскольку современной рыночной экономике присущи деформирующие ее инфляционные процессы. В строго экономическом смысле инфляция есть рост цен как результат опережения объема платежеспособного спроса по сравнению со стоимостным объемом предложения. Поэтому дефляционная политика ограничена выбором: или стабилизация совокупного платежеспособного спроса, что требует жесткого ограничения прироста денежных доходов населения, или переход к равновесным рыночным ценам, что в условиях инфляции всегда означает рост цен, или увеличение предложения, что требует стимулирования предпринимательской активности.
1.3. Государственное предпринимательство.
Государство выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически не эффективными для целей частного бизнеса. Часть государственных предприятий полностью финансируется из государственного бюджета. Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и предоставление концессий - сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов. В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно - коммерческих операциях.
Задача государства в регулировании деятельности предприятий — с помощью государственных планов (программ) направлять частный интерес в русло общественного. Можно выделить основные методы, с помощью которых государство достигает своей цели:4
1. Структурное регулирование. Структура экономики - это соотношение отраслей, сфер и видов производства. Государство на основе долгосрочных интересов нации должно стимулировать приоритетные отрасли.
2. Регулирование цен.
Через ценовой контроль
3. Социальная функция
государства. Термин “
4. Налоги и госбюджет.
Гибкая государственная
5. Госзаказ. Становится
рычагом централизованного
6. Правовая обеспеченность
государством хозяйственной
Глава 2. Сущность и назначение государственного регулирования деятельности предприятия.
2.1. Цели, методы и методика государственного регулирования деятельности предприятий