Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 01:22, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть государственное регулирование деятельности предприятий.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
• дать общую характеристику предприятия;
• рассмотреть регулирующие функции государства;
Введение
Глава 1. Регулирующая функция государства
1.1. Принципы и цели государственного регулирования
1.2. Правовое регулирование
1.3. Государственное предпринимательство
Глава 2. Сущность и назначение государственного регулирования деятельности предприятия.
2.1. Цели, методы и методика государственного регулирования деятельности предприятий
2.2. Необходимость государственного регулирования деятельности предприятий в условиях рыночного хозяйствования
Глава 3. Государственное регулирование деятельности предприятия
3.1.Размещение государством ресурсов в предприятия.
3.2. Получение государством ценных бумаг
3.3. Создание конкуренции
3.4. Бюджетная и кредитная политика государства
3.5. Налогообложение
3.6. Научно-техническое перевооружение производства
3.7. Кадровая политика
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Государственное регулирование производственно-
Мировой опыт свидетельствует: не все функции жизни общества могут быть реализованы через рыночные отношения. В связи с этим рыночные механизмы необходимо дополнять системой государственного вмешательства, которой свойственна управленческо-плановая и контрольная деятельность соответствующих органов власти. Государство определяет приоритетные направления развития экономики, концентрирует ресурсы на этих направлениях, выделяет субсидии, предоставляет льготы предприятиям, регулирует внешне-экономическую деятельность производителей продукции, укрепляет ту часть хозяйственного управления, через которую осуществляется непрерывная связь между поставщиками и потребителями продукции.5
Основные принципы государственного регулирования экономики: минимальное вмешательство государственных органов в экономические процессы; влияние на развитие социально-экономических процессов, установление государством экономических регуляторов и нормативов.
Функции государства в области регулирования экономики: разработка хозяйственного законодательства, определяющего порядок формирования и функционирования элементов рыночного механизма; стратегическое планирование экономического развития народного хозяйства; регулирование инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, определение основных направлений научно-технического прогресса; создание государственной системы финансирования, кредитования, налогообложения и ценообразования; нормирование амортизационных отчислений; перераспределение централизованных доходов и ресурсов, стабилизация экономики и социальная защита населения (установление минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий; предоставление налоговых льгот; регулирование допустимых границ размеров инфляции и безработицы; бюджетное финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, вооруженных сил и т.п.); регулирование процессов воспроизводства и охраны окружающей среды, гарантирование экологической безопасности, разработка и реализация экологических программ.6
Необходимость воздействия на производственно-хозяйственную деятельность предприятия возникает в виду: обеспечения эффективности функционирования рыночной экономики; создания экономической стабильности и расширенного воспроизводства; решения экономических и социальных проблем государства в целом. Основными целями воздействия государства на производственно-хозяйственную деятельность предприятий функционирующих в условиях рынка являются – повышение эффективности рыночной экономики государства в целом; возможность законного регулирования самих условий производственно-хозяйственной деятельности; эффективная научно- техническая, промышленная и социальная политика проводимая государственными структурами. Основными формами воздействия на производственно-хозяйственную деятельность предприятий являются – поддержание и регулирование путем законодательных и нормативно-правовых актов, стимулирование производителя путем снижения налогового бремени, усовершенствования таможенного и налогового законодательства.
К основными методам государственного регулирования производственно-хозяйственных отношений предприятий действующих в условиях рыночных отношений являются: административные (базируются на силе государственной власти т.е. это мероприятия запрета, разрешения, принуждения при помощи указов и распоряжений); правовые (методы и способы регулирования производственно-хозяйственной деятельности предприятий воплощенные с помощью законов, таких как антимонопольное законодательство, закон о рекламе, закон о малом предпринимательстве и др.); экономические методы (основываются на использовании налоговых платежей, денежно-кредитных рычагов регулирующих цены и тарифы).7
Методы государственного
регулирования производственно-
К основным Законам и нормативным актам, регулирующим производственно-хозяйственную деятельность предприятий действующих в условиях рыночных отношений относятся: Конституция РФ, ГК РФ ч.1,2, «О государственной поддержке малого предпринимательства З.РФ от 14.06.95, - Федеральные законы об организационно - правовых формах предприятий, Закон об упрощённой системе налогообложения; Закон о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности; Закон о лицензировании производственно-хозяйственной деятельности; законы и нормативные акты о ведении бухгалтерского учета; Налоговый кодекс РФ ч.1,2, Закон о защите прав потребителей и др.
2.1. Необходимость государственного регулирования деятельности предприятий в условиях рыночного хозяйствования.
В современных условиях
происходит усиление государственного
регулирования и содействия развитию
производственно-хозяйственной
Целью государственного
регулирования производственно-
В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят: -разработка, принятие и контроль законодательства, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей; - повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;- ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля деятельности предприятий; - создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;
- обеспечение товарно-денежного
и бюджетного равновесия
Характеризуя государственное
регулирование экономики в
- осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации; - повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;
- поиск и использование
возможностей долгосрочного
- укрепление положения
в приоритетных и наиболее
прогрессивных отраслях
- пересмотр форм связей
между краткосрочными и
- использование мер
воздействия на процесс
Глава 3. Государственное регулирование деятельности предприятия.
Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками:10
1. "Регулирующий объект". Роль государства в механизме рыночной экономики - основная проблема современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт становления рыночной экономики - ее освобождение от удушающих пут государства. И долгое время невмешательство государства в сферу частного бизнеса осталось условием реальности рыночной экономики как системы свободного предпринимательства.
2. "Внерыночное происхождение государственного дохода". "Рыночным" является такой экономический субъект, который получает постоянный доход, за счет которого осуществляет расходы. Следовательно, государство в той мере включено в рыночную экономику, в какой располагает доходом и производит расходы. Если убрать ограниченную сферу государственного предпринимательства, то доход государства возникает как результат неэкономических действий - как следствие перераспределения части доходов "первичных" рыночных субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет квалифицировать государство как "вторичный", "производный" рыночный субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.
3. "Императивный статус государства". Государство - единственный субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны для всех негосударственных субъектов.
Основной механизм экономического вмешательства государства - "налоги", "закупки", "платежи". Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки.
3.1.Размещение государством ресурсов в предприятия.
Одним из основных способов является размещением государством ресурсов в предприятия либо оказание инвестиционной поддержки потенциальным субъектам рыночных отношений. Как правило, размещение ресурсов осуществляется на конкурсной основе, что позволяет, во-первых, должным образом разместить непосредственно государственные средства, во-вторых, привлечь средства других инвесторов - отечественных и иностранных. Другими целями конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов являются повышение инвестиционной активности, рост общеэкономической и коммерческой эффективности инвестиций по всем видам собственности, включая государственную, сокращение продолжительности строительства предприятий и сооружений. Порядок конкурсного размещения централизованных ресурсов по инвестиционным проектам определяет этапы и условия организации и проведения конкурса, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, Комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений, а также оформление результатов конкурсов.11