Вопрос
№7
Комплекс
маркетинга и его отдельные составляющие.
Управленческий и альтернативные подходы
в маркетинге.
Понятие комплекса маркетинга
впервые появилось в 50е гг., когда
были сформулированы 12Р. 4Р (товар, цена,
продвижение, распространение) были сформулированы
в 60е гг. Американской маркетинговой
школой и рассчитаны на массовый потребительский
рынок. В 60-70е гг. стало понятно, что
модель 4Р (классический подход) не применима
в промышленном маркетинге и маркетинге услуг,
и появляются некоторые другие теории:
- Маркетинг отношений - делает акцент на удержание потребителей, на долгосрочные отношения с покупателями.
- Нордик школа (Финляндия) - предложена концепция 5Р (для маркетинга услуг) +Р (люди). Предложена классификация людей на предприятии:
Контакты с
покупателями |
Люди занимаются
маркетинговой деятельностью |
Люди не занимаются
маркетинговой деятельностью |
Частые |
Отделы маркетинга, сбыта |
Швейцар, директор |
Редкие |
Специалист по рекламе, информационным
технологиям |
Бухгалтер, технолог |
Нельзя производить обособление
функций маркетинга, концепцию маркетинга
должны осознавать все работники
предприятия. Поэтому существует мнение,
что создание на предприятии отдельного
маркетингового отдела вредно.
- Сетевой подход (Швеция, университет Упсала). Данная теория появилась из практики, а не наоборот, как обычно.
Уровень информированности
одинаков у потребителей и продавцов
(покупатель, прежде чем купить, получает
всю информацию от продавца). Исчезают
границы между организациями. Организация
все цепочки от продавца к покупателю.
Котлер предложил понятие мега-маркетинга:
добавить еще 2Р - паблик рилейшен и политику.
Все школы игнорируют друг
от друга.
Понятие комплекса
маркетинга в классическом подходе
Комплекс маркетинга
- одно из основных понятий современной
системы маркетинга. Комплекс маркетинга -
набор поддающихся контролю переменных
факторов маркетинга, совокупность которых
фирма использует в стремлении вызвать
желаемую ответную реакцию со
стороны целевого рынка. В комплекс маркетинга
входит все, что фирма может предпринять
для оказания воздействия на спрос своего
товара. Многочисленные возможности можно
объединить в четыре основные группы
(4Р): товар, цена, методы распространения
и продвижения.
Товар - это набор изделий и услуг,
которые фирма предлагает целевому
рынку.
Цена - денежная сумма, которую потребители
должны уплатить для получения товара.
Распространение - всевозможная деятельность,
благодаря которой товар становится доступным
для целевых потребителей.
Продвижение - всевозможная деятельность
фирмы по распространению сведений о достоинствах
своего товара и убеждению целевых потребителей
покупать его.
1. Товар
Товар является одним из
элементов комплекса маркетинга,
наряду с ценой, методами распространения
и продвижения. Товар - все, что
может удовлетворить нужду или потребность
и предлагается рынку с целью привлечения
внимания, приобретения, использования
или потребления. Это могут быть не только
физические объекты, но и услуги, лица,
места, организации, идеи и т.д.
Следует отличать понятие
«товар» от понятия «товарной
единицы». Товарная единица -
обособленная целостность, характеризуемая
показателями величины, цены, внешнего
вида и прочими атрибутами. Например, зубная
паста - товар, а тюбик пасты «Колгейт»
фирмы «Колгейт» стоимостью 25 руб. - товарная
единица.
Существует три уровня товара:
товар по замыслу, товар в реальном исполнении
и товар с подкреплением.
1. Товар по замыслу -
сердцевина понятия товара в целом. На
этом уровне дают ответ на вопрос: что
в действительности будет приобретать
покупатель? Ведь, по существу, любой товар-это
заключенная в упаковку услуга для решения
какой-то проблемы. Например, покупатели
приобретают не сверла определенного
диаметра, а отверстия того же диаметра.
Поэтому, задача деятеля рынка - выявить
скрытые за любым товаром нужды и продавать
не свойства этого товара, а выгоды от
него.
2. Разработчику предстоит
превратить товар по замыслу
в товар в реальном
исполнении. Губная помада, компьютеры
и т.д. - все это товары в реальном исполнении.
Товар в реальном исполнении может обладать
пятью характеристиками: качеством, свойствами,
внешним оформлением, марочным названием
и упаковкой.
3. И, наконец, разработчик
может предусмотреть предоставление
дополнительных услуг и выгод
(поставку и кредитование, монтаж,
послепродажное обслуживание, гарантии),
составляющих товар с подкреплением.
Если рассматривать компьютер, то подкреплением
к товару служат инструкции, рабочие программы,
услуги по доставке, программированию,
ремонту, гарантии и др. Идея подкрепления
товара заставляет деятеля рынка присмотреться
к существующей у клиента системе потребления
в целом.
Классификация товаров
в условиях маркетинга. Группы товаров:
- Товары длительного пользования – выдерживают многократное использование;
- Товары кратковременного пользования – потребляются за один или несколько циклов использования;
- Услуги.
Классификация товаров широкого
потребления:
- Товары повседневного спроса: приобретаются без раздумий и сравнения;
- Основные товары повседневного
спроса – зубная паста, кетчуп;
- Товары импульсивной
покупки – журнал, жевательная
резинка;
- Товары для экстренных
случаев – зонтики, лопаты.
- Товары предварительного выбора: перед приобретением сравниваются варианты:
- Схожие – одно качество,
разные цены;
- Несхожие – должны
иметь широкий ассортимент.
- Товары особого спроса: имеют уникальные характеристики и марочные предпочтения, не сравниваются;
- Товары пассивного спроса: об их покупке не задумываются (страхование жизни, энциклопедии). Требуют личной продажи.
Потребительские
свойства товара:
- Свойства социального назначения: востребованность товара потребителями, зависит от платежеспособности и общественных норм потребления. Кроме того, от сезона, стиля и моды.
- Функциональные свойства: способность удовлетворять потребности покупателя. Делятся на три группы:
Показатели совершенства
выполнения основной функции – полезный
эффект потребления (качественные и
количественные показатели);
Показатели универсальности
– широта диапазона применения товара;
Показатели выполнения вспомогательных
функций – характеристики товара
при транспортировке, хранении, обслуживании
и ремонте.
- Надёжность товара в потреблении: способность товара полноценно выполнять свои функции в течение срока службы. Группы показателей надёжности:
Безотказность – способность
непрерывно сохранять работоспособность
в течение срока службы или
наработки;
Показатели долговечности
– срок службы и ресурс;
Ремонтопригодность –
приспособленность изделия к
обнаружению и ликвидации возможных
повреждений и отказов. Во многом
зависит от унификации применяемых
компонент.
Сохраняемость – способность
сохранять работоспособность после
хранения или транспортировки (в
днях и т.п.). Важна для определения
срока гарантии.
- Эргономические свойства: удобство и комфорт эксплуатации изделия на всех стадиях в системе «человек – товар - среда». Группы показателей эргономических свойств:
Гигиенические – влияние
товара на человека в процессе эксплуатации:
освещённость, запылённость, температура,
влажность, гигроскопичность, шум, вибрация,
возможность содержания товара в
чистоте.
Антропометрические –
соответствие товара и его элементов
форме и массе человеческого
тела: размер, вес.
Физиологические и психофизические
– соответствие товара силовым, скоростным,
энергетическим, зрительным, вкусовым,
звуковым, вкусовым и обонятельным
возможностям человека.
Психологические – соответствие
товара имеющимся и формирующимся
навыкам человека, т.е. его восприятию,
мышлению и памяти.
- Эстетические свойства: способность товара выражать свою социокультурную значимость, степень полезности и совершентсва в воспринимамых человеком признаках, такие как соответствие формы содержанию, стилю, моде, окружающей среде, пропорциональность и пр.
- Экологические свойства: уровень вредных или полезных воздействий товара на окружающую среду при хранении, транспортировке и потреблении.
- Безопасность потребления: характеризует безопасность использования товара. Виды безопасности: электрическая, химическая, механическая, пожарная, биологическая, транспортных средств.
- Экономические свойства: расход материала для создания товара и топлива и энергии – в процессе потребления.
2. Цена
Прежде чем приступить
к рассмотрению методик ценообразования,
необходимо осознать, что ценовая
политика продавца зависит от типа
рынка. Экономисты выделяют четыре типа
рынков, каждый из которых ставит свои
проблемы в области ценообразования:
- Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей какого-либо схожего товарного продукта, например пшеницы, меди, ценных бумаг. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих рыночных цен товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по этой рыночной цене. Не будут продавцы запрашивать и цену ниже рыночной, поскольку могут продать все, что нужно, по существующей рыночной цене.
- Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят разницу в предложениях и готовы платить за товар по-разному. Чтобы выделиться чем-то, помимо цены, продавцы стремятся разработать разные предложения для разных потребительских сегментов и широко пользуются практикой присвоения товарам марочных названий, рекламой и методами личной продажи.
- Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, компьютеры). Небольшое количество продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов. Если какая-то сталелитейная компания снизит свои цены на 10 %, покупатели быстро переключатся на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа или объема услуг. Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-то долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру. И тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкурентов.
- При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей. Она может установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть назначена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение «справедливой нормы прибыли», которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И, наоборот, в случае нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, которую только выдержит рынок. И, тем не менее, по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Тут и боязнь введения государственного регулирования, и нежелание привлекать конкурентов, и стремление быстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка.
Таким образом, возможности
и проблемы политики цен меняются
в зависимости от типа рынка. За исключением
случаев работы на рынках чистой конкуренции,
фирмам необходимо иметь упорядоченную
методику установления исходной цены
на свои товары. Методика расчета цен
состоит из шести этапов:
1. Постановка задач
ценообразования
Прежде всего, фирме предстоит
решить, каких именно целей она
стремится достичь с помощью
конкретного товара:
- Обеспечение выживаемости становится основной целью фирмы в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиентов. Чтобы обеспечить работу предприятий и сбыт своих товаров, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. Выживание важнее прибыли.
- Максимизация текущей прибыли. Многие фирмы стремятся максимизировать текущую прибыль. Они производят оценку спроса и издержек применительно к разным уровням цен и выбирают такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат. Во всех подобных случаях текущие финансовые показатели для фирмы важнее долговременных.
- Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Другие фирмы хотят быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они идут на максимально возможное снижение цен.
- Завоевание лидерства по показателям качества товара. Фирма может поставить себе целью добиться, чтобы ее товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.
2. Определение
спроса
Любая цена, назначенная
фирмой, так или иначе скажется
на уровне спроса на товар. Зависимость
между ценой и сложившимся
в результате этого уровнем спроса
представлена кривой спроса. Кривая показывает,
какое количество товара будет продано
на рынке в течение конкретного
отрезка времени по разным ценам,
которые могут взиматься в
рамках данного отрезка времени.
В обычной ситуации спрос и
цена находятся в обратно пропорциональной
зависимости, т.е. чем выше цена, тем
ниже спрос. И соответственно, чем
ниже цена, тем выше спрос. Однако в
случаях с престижными товарами
кривая спроса иногда имеет положительный
наклон. Например, парфюмерная фирма
обнаружила, что, повысив цену, она
продала духов не меньше, а больше.
Потребители посчитали более
высокую цену показателем более
высокого качества или большей желательности
этих духов.