Конкурентоспособность товара и ее оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 08:33, контрольная работа

Краткое описание

Конкурентоспособность товара — это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, которые определяют его успех на рынке.
Одной из составляющих конкурентоспособности является качество продукции (услуги.
Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства являются: использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности и ритмичности процессов.[

Содержание

1.Конкурентоспособность товара и ее оценка
1.2 Виды конкуренции
1.3 Составляющие конкурентоспособности товара
1.4 Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг
1.5 Параметры оценки конкурентоспособности товара
2. Основные направления маркетинговых исследований
3.Практическое задание
Список, использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

12 вар.docx

— 49.28 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

1.Конкурентоспособность товара и ее оценка

 

1.2 Виды конкуренции

1.3 Составляющие конкурентоспособности  товара

1.4 Пути повышения конкурентоспособности  товаров и услуг

1.5 Параметры оценки конкурентоспособности  товара

 

2. Основные направления  маркетинговых исследований

 

3.Практическое задание

 

Список, использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Конкурентоспособность товара и ее оценка

 

Конкурентоспособность товара — это комплекс потребительских  и стоимостных характеристик  товара, которые определяют его успех  на рынке.

Одной из составляющих конкурентоспособности  является качество продукции (услуги). Качество продукции — это определенная совокупность свойств товара, способная  в той или иной мере удовлетворять  требуемым потребностям при их использовании  по назначению, включая утилизацию или уничтожение.[2]

Производственная деятельность любого предприятия в современных  условиях зависит от того, насколько  успешно решаются проблемы, связанные  с конкурентоспособностью выпускаемой  продукции. Только решив эту проблему, предприятие может эффективно функционировать  и развиваться в рыночной среде. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Успешная работа предприятий  в условиях конкуренции зависит  от системы взаимосвязей внешнего и внутреннего характера. Наибольшее воздействие на конкурентоспособность предприятий оказывают, по мнению многих ученых, интегральные факторы и, прежде всего, инвестиционные, инновационные и финансовые.

Основными требованиями для  достижения конкурентоспособного производства являются: использование прогрессивной  технологии, современных методов  менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности  и ритмичности процессов.[2]

Конкуренция - это самый эффективный механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства, поскольку систематически заставляет снижать индивидуальные издержки производства производителя, экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства. [3]

Процесс продажи может  не состояться, если произведенные  товары не соответствуют условиям их реализации и не пользуются спросом. Итак, конкуренция характеризуется:

 

а) наличием нескольких соперников;

 

б) одной и той же сферой деятельности;

 

в) совпадающей целью[6]

 

 

 

1.2 Виды конкуренции

 

Причины (факторы), которые  обусловливают превосходство одной  организации над другой, могут  быть самыми разнообразными.[8]

1) С позиций маркетинга конкуренция бывает следующих видов:

-  Функциональная конкуренция.

Она обусловлена тем, что  потребность может быть удовлетворена  разнообразными способами. Все товары, обеспечивающие удовлетворение определенной потребности, являются функциональными  конкурентами. Типичным примером являются товары, удовлетворяющие потребности  времяпрепровождения в дороге (шахматы, домино, книги, газеты, портативные  магнитофоны и др.). Функциональная конкуренция характерна и для  выбора концертных мероприятий, посещения  музеев, театров и т.п.

- Видовая конкуренция.

Она является следствием того, что существуют товары, предназначенные  для одной и той же цели, но отличающиеся друг от друга по каким-то существенным параметрам и, соответственно, имеющие различные виды (например, велосипеды различных марок, мотоциклы, автомобили).

2) По методам конкуренция подразделяется следующим образом:

- Ценовая конкуренция - это та форма конкуренции, которая основана на более низкой цене (себестоимости) предлагаемого товара (услуги). Различают прямую ценовую конкуренцию, когда широко проводится открытая реклама снижения цен на выпускающиеся и имеющиеся на рынке товары (услуги); а также скрытую ценовую конкуренцию, при которой на рынок выводится новый товар (услуга) с существенно улучшенными потребительскими свойствами, цена при этом повышается незначительно.

- Неценовая конкуренция - это форма конкуренции, которая основана на факторах, косвенно связанных или вовсе не зависящих от цены; решающую роль при этом играет качество продукции, ее новизна, дизайн, упаковка, фирменный стиль, последующий сервис, внерыночные методы воздействия на потребителя.

3) На отраслевом уровне различают межотраслевую и внутриотраслевую конкуренцию.[8]

Межотраслевая конкуренция - борьба между организациями разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного  спроса. Возникает между организациями, производящими межродовые товары-конкуренты. Например, межотраслевая конкуренция  существует между предприятиями  пищевой промышленности и сферой услуг общественного питания, легкой промышленностью (швейной, обувной  и) и сферой бытового обслуживания.

Однако это не означает, что все предприятия конкурирующих  отраслей вступают в конкурентную борьбу. Например, отдельные предприятия  разных отраслей могут связывать  партнерские отношения. Так, некоторые подотрасли пищевой промышленности поставляют сырье фирмам-конкурентам (муку, крупу, макароны, сахар и т.д.), необходимое для производства товаров-конкурентов (например, пищевых концентратов).

Внутриотраслевая конкуренция - борьба между организациями одной  отрасли за ограниченный объем платежеспособного  спроса. Возникает между организациями, производящими межгрупповые и внутригрупповые  товары-конкуренты. Например, между  предприятиями крупяной, макаронной и пищеконцентратной промышленности (отрасль - пищевая промышленность) возникает внутриотраслевая конкуренция, так как крупы, макаронные изделия и пищевые концентраты на их основе являются межгрупповыми товарами-конкурентами. Предприятия мукомольной промышленности, производящие манную крупу, конкурируют с крупяными заводами, поскольку те и другие производят разные виды круп и относятся к внутригрупповым товарам-конкурентам.[9]

При рыночных отношениях, когда  ведомственная подчиненность предприятий  не предполагает жесткого регулирования  их хозяйственной деятельности со стороны  государства, внутриотраслевая конкуренция  становится мощным стимулом для повышения  конкурентоспособности выпускаемой  продукции.

4) На уровне предприятии (организаций) различают межфирменную и внутрифирменную конкуренцию.[9]

Межфирменная конкуренция - борьба между предприятиями одной или разных отраслей за ограниченный объем платежеспособного спроса. Возникает между предприятиями, производящими товары или предоставляющими услуги, которые относятся к межродовым, межгрупповым, внутригрупповым и межфирменным товарам-конкурентам. Примером могут служить предприятия швейной промышленности, производящие одежду, а также ателье по пошиву одежды, Между предприятиями первой группы возникает внутриотраслевая конкуренция, а первой и второй групп - межотраслевая.

Внутрифирменная конкуренция - конкуренция, возникающая между  различными видами, подвидами и торговыми  марками товаров, выпускаемыми одним  предприятием. Такие товары относятся  к внутривидовым конкурентам.

1.3 Составляющие  конкурентоспособности товара

Борьба за потребителя  — это, прежде всего, борьба за сферу  влияния на рынке, а она в свою очередь зависит от низкой цены и  качества производственной продукции, то есть потребительной стоимости. В  ходе конкуренции устанавливается  общественная необходимость в данной продукции, дается оценка с определением уровня цен.[3]

Прочность положения предприятия  на рынке определяется конкурентоспособностью производимых ею продуктов и возможностями  вести конкурентную борьбу.

 

Конкурентоспособность отражает качественную сторону предлагаемой продукции. Конкурентоспособным является тот товар, комплекс потребительских  и стоимостных свойств которого обеспечивает ему коммерческий успех  на рынке. Конкурентоспособный товар  — это товар, выгодно отличающийся от аналогов-конкурентов по системе  качественных и социально-экономических  признаков. (Рис.1)

 

 Рис. 1 Индикаторы конкурентоспособности товара[3]

 

 

В практической деятельности и в теоретических изысканиях нередко ставится знак равенства  между качеством и конкурентоспособностью либо вообще не делается различий между  ними. Имеют место также споры  относительно того, какое из двух понятий  шире. Постараемся ответить на эти вопросы.

Качество, равно как и  его понятие, прошло многовековой путь развития. Качество развивалось по мере того, как развивались, разнообразились  и множились общественные потребности  и возрастали возможности производства по их удовлетворению. Особенно динамично  процесс развития и изменения  сущности качества, его параметров происходил в последние десятилетия, когда быстро менялись само понятие  качества, требования и подходы к  нему. Наиболее интенсивно этот процесс  протекал, в частности, в Японии, ставшей в 70-80-е годы фактически мировым  лидером в определении уровня качества по многим видам товаров.

Первый уровень - "соответствие стандарту". Качество оценивается  как соответствующее либо нет  требованиям стандарта (или другого  документа на изготовление продукта - технические условия, договор и  т.п.).

Второй уровень - "соответствие использованию". Продукт должен удовлетворять  не только обязательным требованиям  стандартов, но и эксплуатационным требованиям, чтобы пользоваться спросом  на рынке.

Третий уровень - "соответствие фактическим требованиям рынка". В идеальном варианте это означает выполнение требований покупателей  о высоком качестве и низкой цене товара.

Четвертый уровень - "соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям". Предпочтение у покупателей получают товары, обладающие в дополнение к  другим потребительскими свойствами, удовлетворяющими потребности, которые  у потребителей носили неявный, мало осознаваемый ими характер.

1.4 Пути повышения  конкурентоспособности товаров  и услуг

 

В конкурентной политике относительно товара принимаются во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, т.е. способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке. Так, прекрасный дизайн легкового автомобиля при плохом техническом обслуживании не спасет новую марку автомобиля от провала на рынке.

Производитель, создавая конкурентоспособный  товар, применяет различные стратегии. Он, например, может:

 

  • Добиться отличия товаров предприятия в глазах покупателей от товаров конкурентов;
  • Выбрать из намеченных к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным для всех покупателей, и осуществить на этой основе прорыв на рынке;
  • Отыскать новое применение выпускаемым товарам;
  • Своевременно изъять экономически неэффективный товар из сбытовой программы предприятия;
  • Найти выход на новые рынки как со старыми, так и с новыми товарами;
  • Осуществлять модификацию выпускаемых товаров в соответствии с новыми вкусами и потребностями покупателей;
  • Регулярно развивать и совершенствовать систему сервисного обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.[8]

Широкое распространение  конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных  товаров и новых рынков их сбыта. В международной практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор. Чем обширнее параметрические ряды и ассортиментные наборы, тем выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и т.п. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков. Если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца.

Чтобы оценить конкурентоспособность  товара, необходимо решить широкий  круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех  рынках, где уже реализуется или  предлагается сбывать товар, о его  конкурентах. Анализу рынков уделяется  основное внимание. Особенно это относится  к оценке тех потребностей, которые  предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и  положительных свойств этого  товара, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует  ли в данный момент производимая продукция  по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность  его в результате комплексного исследования рынка.

Информация о работе Конкурентоспособность товара и ее оценка