Конкурентоспособность товара и ее оценка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 08:33, контрольная работа

Краткое описание

Конкурентоспособность товара — это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, которые определяют его успех на рынке.
Одной из составляющих конкурентоспособности является качество продукции (услуги.
Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства являются: использование прогрессивной технологии, современных методов менеджмента, своевременное обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности и ритмичности процессов.[

Содержание

1.Конкурентоспособность товара и ее оценка
1.2 Виды конкуренции
1.3 Составляющие конкурентоспособности товара
1.4 Пути повышения конкурентоспособности товаров и услуг
1.5 Параметры оценки конкурентоспособности товара
2. Основные направления маркетинговых исследований
3.Практическое задание
Список, использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

12 вар.docx

— 49.28 Кб (Скачать файл)

Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности  товара, принимается решение о  дальнейшей производственно-сбытовой политике:

  • Продолжать ли производство данного товара и его сбыт;
  • Провести ли модернизацию для превращения товара в товар рыночной новизны;
  • Снять ли его с производства и приступить к выпуску нового товара;
  • Приступить ли к поиску нового рынка сбыта с учетом достаточности финансовых и материальных ресурсов, наличия товаре проводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.[1]

1.5 Параметры оценки конкурентоспособности товара

Номенклатура параметров, которая используется при оценке конкурентоспособности товара, состоит  из двух обобщающих групп:

• Параметры качества (технические параметры);

• Экономические параметры

К техническим параметрам относят параметры потребности, характеризующие содержание этой потребности  и условия ее удовлетворения (рис.2).

Рис.2 Технические параметры [3]

 

2. Основные направления маркетинговых исследований

Исследования маркетинга представляют собой сбор, обработку  и анализ данных с целью уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений. Исследованиям  подвергаются рынок, конкуренты, потребители, цены, внутренний потенциал предприятия. Основой исследований маркетинга служат общенаучные и аналитико-прогностические  методы. Информационное обеспечение  складывается из кабинетных и полевых  исследований, а также из различных  источников информации (внутренних и  внешних, собственных и платных  и др.).

Конкретным результатом  исследований маркетинга являются разработки, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики  маркетинговой деятельности предприятия. [1]

* Исследование рынка - самое распространенное направление в маркетинговых исследованиях. Оно проводится с целью получения данных о рыночных условиях для определения деятельности предприятия. Как подчеркивают специалисты, без рыночных исследований невозможно систематически собирать, анализировать и сопоставлять всю информацию, необходимую для принятия важных решений, связанных с деятельностью на рынке, выбором рынка, определением объема продаж, прогнозированием и планированием рыночной деятельности.

Объектами рыночного исследования являются тенденции и процессы развития рынка, включая анализ изменения  экономических, научно-технических, демографических, экологических, законодательных и  других факторов. Исследуются также  структура и география рынка, его емкость, динамика продаж, барьеры  рынка, состояние конкуренции, сложившаяся  конъюнктура, возможности и риски. Основными результатами исследования рынка являются прогнозы его развития, оценка конъюнктурных тенденций, выявление  ключевых факторов успеха. Определяются наиболее эффективные способы ведения  конкурентной политики на рынке и  возможности выхода на новые рынки. Осуществляется сегментация рынков, т.е. выбор целевых рынков и рыночных ниш.

* Исследование потребителей позволяет определить и исследовать весь комплекс побудительных факторов, которыми руководствуются потребители при выборе товаров (доходы, социальное положение, половозрастная структура, образование). В качестве объектов выступают индивидуальные потребители, семьи, домашние хозяйства, а также потребители-организации. Предметом исследования является мотивация потребительского поведения на рынке и определяющие ее факторы. Изучается структура потребления, обеспеченность товарами, тенденции покупательного спроса. Кроме того, анализируются процессы и условия удовлетворения основных прав потребителей. Разработками здесь являются типология потребителей, моделирование их поведения на рынке, прогноз ожидаемого спроса. Появляется возможность разработать пути предоставления выбора потребителям. Цель такого исследования - сегментация потребителей, выбор целевых сегментов рынка. [1]

* Основная задача исследования конкурентов заключается в том, чтобы получить необходимые данные для обеспечения конкурентного преимущества на рынке, а также найти возможности сотрудничества и кооперации с возможными конкурентами. С этой целью анализируются сильные и слабые стороны конкурентов, изучаются занимаемая ими доля рынка, реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов (совершенствование товара, изменение цен, товарные марки, поведение рекламных кампаний, развитие сервиса).[4] Наряду с этим изучаются материальный, финансовый, трудовой потенциал конкурентов, организация управления деятельностью. Результатом таких исследований становятся выбор путей и возможностей достижения наиболее выгодного положения на рынке относительно конкурентов (лидерство, следование за лидером, избегание конкуренции), определение активных и пассивных стратегий обеспечения ими ценового преимущества или преимущества за счет качества предлагаемых товаров.

* Изучение фирменной структуры рынка проводится с целью получения сведений о возможных посредниках, с помощью которых предприятие будет в состоянии «присутствовать» на выбранных рынках. Помимо коммерческих, торговых и иных посредников предприятие должно иметь правильное представление о других «помощниках» в своей деятельности на рынках. Это транспортно-экспедиторские, рекламные, страховые, юридические, финансовые, консультационные и другие компании и организации, создающие в совокупности маркетинговую инфраструктуру рынка.

* Главной целевой установкой исследования товаров является определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров, обращающихся на рынках, запросам и требованиям покупателей, а также анализ их конкурентоспособности. Исследования товара позволяют получить сведения относительно того, что хочет иметь потребитель, какие потребительские параметры изделия (дизайн, надежность, цену, эргономику, сервис, функциональность) он более всего ценит. Наряду с этим можно получить данные для формирования наиболее удачных аргументов рекламной кампании, выбора подходящих торговых посредников. Объекты исследования - потребительские свойства товаров-аналогов и товаров-конкурентов, реакция потребителей на новые товары, товарный ассортимент, упаковка, уровень сервиса, соответствие продукции законодательным нормам и правилам, перспективные требования потребителей. Результаты исследования дают возможность предприятию разработать собственный ассортимент товаров в соответствии с требованиями покупателей, повысить их конкурентоспособность, определить направления деятельности в зависимости от различных стадий «жизненного цикла» изделий, найти идею и разработать новые товары, модифицировать выпускаемые изделия, усовершенствовать маркировку, выработать фирменный стиль, определить способы патентной защиты.

* Исследование цены направлено на определение такого уровня и соотношения цен, который бы давал возможность получения наибольшей прибыли при наименьших затратах (минимизация затрат и максимизация выгоды). В качестве объектов исследования выступают затраты на разработку, производство и сбыт товаров (калькуляция издержек), влияние конкуренции со стороны других предприятий и товаров-аналогов (сравнение технико-экономических и потребительских параметров); поведение и реакция потребителей относительно цены товара (эластичность спроса). В результате проведенных исследований выбираются наиболее эффективные соотношения «затраты-цены» (внутренние условия, издержки производства) и «цена-прибыль» (внешние условия).

* Исследование товародвижения и продаж преследует цель определить наиболее эффективные пути, способы и средства быстрейшего доведения товара до потребителя и его реализации. Главными объектами изучения становятся торговые каналы, посредники, продавцы, формы и методы продажи, издержки обращения (сопоставление торговых расходов с размерами получаемой прибыли).[10] Исследования включают также анализ функций и особенностей деятельности различных типов предприятий оптовой и розничной торговли, выявление их сильных и слабых сторон, характера сложившихся взаимоотношений с производителями. Такие сведения позволяют определить возможности увеличения товарооборота предприятия, оптимизировать товарные запасы, разработать критерии выбора эффективных каналов товародвижения, разработать приемы продажи товаров конечным потребителям.

* Исследование системы стимулирования сбыта и рекламы - также одно из важных направлений маркетинговых исследований. Оно преследует цель выявить, как, когда и с помощью каких средств лучше стимулировать сбыт товаров, повысить авторитет товаропроизводителя на рынке, успешно осуществлять рекламные мероприятия. В качестве объектов исследования выступают: поведение поставщиков, посредников, покупателей, эффективность рекламы; отношение потребительской общественности; контакты с покупателями. Результаты исследований позволяют выработать политику «паблик рилейшнз» (взаимоотношения с публикой); создать благоприятное отношение к предприятию, его товарам (сформировать «имидж»); определить методы формирования спроса населения, воздействия на поставщиков и посредников; повысить эффективность коммуникационных связей, в том числе рекламы. [1]

* Исследование рекламы предполагает апробацию средств рекламы (предварительное испытание), сопоставление фактических и ожидаемых результатов от рекламы, а также оценку продолжительности воздействия рекламы на потребителей. Исследования рекламы позволяют принимать решения по активизации рекламных кампаний, вести поиск новых средств воздействия на потребителя, повышения его интереса к продукции предприятия.

Стимулирование продвижения  товаров на рынок касается не только рекламы, но и других сторон сбытовой политики предприятия. В частности, необходимо исследовать эффективность  конкурсов, скидок, премий, награждений  и других льгот, которые могут  активно применяться предприятием в их взаимодействии с покупателями, поставщиками, посредниками.[12]

* Исследование внутренней среды предприятия ставит целью определение реального уровня конкурентоспособности предприятия в результате сопоставления соответствующих факторов внешней и внутренней среды. Именно здесь нужно получить ответ на вопросы о том, что нужно сделать, чтобы деятельность предприятия была полностью адаптирована к динамично развивающимся факторам внешней среды.

3. Назовите товар (услугу), особенно хорошо известный (известную) Вам как пользователю и в отношении которого (которой) Вы можете считать себя экспертом. Определите характеристики или атрибуты, которые кажутся Вам наиболее важными, и сопоставьте их с атрибутами, которые подчеркиваются в рекламе товара и услуги. Какие советы дали бы Вы рекламодателю?

 

Товар, который мы будем  исследовать, допустим, возьмем бутылочка для новорожденных Philips AVENT

 

Определим основные его характеристики:

 

1. Не содержит бисфенола-A

2. Антиколиковая система из соски Philips AVENT и соединительного кольца

3. Легкий захват благодаря уникальному клапану соски.

4. Соответствие цены и качества;

5. Цена должна быть доступна всем слоям населения

 

Мы видим рекламу тех или иных бутылочек для кормления. И почти каждая из них говорит о легком захвате и антиколиковой системе. Также можно посоветовать рекламодателям, чтобы они делали не только рекламу, которая информирует население, но и мотивирующую, т.е. рекламу, которая бы способствовала увеличению спроса на данную марку бутылочек. Для этого необходимо снизить цену на комплектующие к бутылочкам, таким как соски, ручки, кольца и колпачки сделать и т.д. Но самое главное, чтобы сказанное в рекламе на самом деле соответствовало действительности, т.к. если потребитель найдет несоответствие между написанным на упаковке и содержимом, то он может донести эту информацию до других потребителей и тогда спрос на данный товар стремительно будет падать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список, использованной литературы:

  1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика — М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.
  2. Горбашко Е.А. Менеджмент качества и конкурентоспособности. — СПб.: СПбГУЭФ, 2002
  3. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения// Маркетинг. - 2003.
  4. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: маркетинг. М.,1998.
  5. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.: "Бизнес – книга", "ИМА – Кросс. Плюс", 1995.
  6. Портер М.Э. Конкуренция: Учеб. пособие. — М.: ИД Вильямс, 2000.
  7. Тарасова И.А. Потребитель выбирает // Маркетинговые исследования в России и за рубежом, 2006, № 4.
  8. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации — Казань, Лана, 2005.
  9. Философова Т.Г Конкуренция и конкурентоспособность — М.: Экзамен, 2007.

 

Интернет-ресурсы:

 

  1.  www.marketing.spb.ru/read/m19/4.htm

 

  1. www.marketing2.ru

 

  1. www.aup.ru

 


Информация о работе Конкурентоспособность товара и ее оценка