Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:49, курсовая работа
В современных условиях туризм превратился в один из ведущих
секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является
высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью
экономики. Туристский бизнес в нашей стране на стадии структурной
перестройки, институционального становления, формирования
внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.
Введение
Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой
1.1. Сущность теорий стратегического управления
1.2. Методические подходы к формированию системы стратегического управления организацией.
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы
2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы
Глава 3. Направления развития туристской фирмы
3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.
3.2. Характеристика туристского рынка г.________
3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы
Заключение
Введение
Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой
1.1. Сущность теорий стратегического управления
1.2. Методические подходы
к формированию системы
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы
2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы
Глава 3. Направления развития туристской фирмы
3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.
3.2. Характеристика туристского рынка г.________
3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы
Заключение
Введение
Актуальность темы.
В современных условиях
туризм превратился в один из ведущих
секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он
является
высокодоходной и наиболее динамично
развивающейся отраслью
экономики. Туристский бизнес в нашей
стране на стадии структурной
перестройки, институциональног
внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей. В течение 90-х годов, основная предпринимательская деятельность в сфере туризма была связана с отправкой российских граждан за рубеж. Въездному и внутреннему туризму не уделялось достаточно внимания, тогда как именно эти виды обеспечивают использование туристского потенциала страны, способствует созданию рабочих мест, развитию инфраструктуры и гарантирует приток денежных средств (в том числе валюты) в государственную казну. Необходимо отметить, что Россия имея огромный туристский потенциал, в настоящее время занимает скромное место на мировом рынке въездного туризма, на ее долю приходиться лишь 1,5 % мирового туристского потока. Вместе с тем, Россия как страна с огромным накопленным историческим и культурным потенциалом, должна в первую очередь обратить внимание на продвижение культурного турима. В европейских странах доля культурного туризма составляет около 37 % международного туризма.
Санкт-Петербург имеет статус культурной столицы и огромное культурное наследие, являющееся объектом показа для недостаточного на данный момент туристского потока, а также близость города к основным мировым центрам по отправке туристов в рамках программ культурного туризма, большинство которых находится в странах Европы. Культурный туризм в рамках роста туристского потока будет способствовать развитию инфраструктуры в городе, оздоровления социальной обстановки, созданию новых рабочих мест, притоку инвестиций. В связи с этим актуальным
4 становиться вопросы стратегического планирования и управления в области туризма. На рынке Санкт-Петербурга в настоящее время работает порядка 15 % от общего числа туристских фирм специализирующихся на приеме иностранных и российских граждан и предоставлении программ культурного туризма. Специализация туристской фирмы на культурном туризме, дает ей устойчивое конкурентное преимущество. В связи с эти для туристской фирмы специализирующейся на культурном туризме целесообразным будет исследование, разработка и использование в своей деятельности основ стратегического планирования и управления, что позволит ей сориентироваться в сложной социально-политической и экономической ситуации, справиться с быстро меняющимися условиями, укрепить свое положение на рынке. Помимо этого эффективная работа туристской фирмы в области прима по программам культурного туризма, увеличит въездной поток в Санкт-Петербург, что соответствует основным целям развития туристкой отрасли города в целом.
Анализ исследования
в области теории и практики стратегического
управления и обеспечения конкурентоспособ
Основной целью данной работы является формирование
стратегических ориентиров развития туристкой фирмы,
специализирующейся на культурном туризме, на
основе исследования
опыта стратегического планирования и
управления, подходов к
формированию стратегического
предприятии, подходов к
оценке и обеспечения
В соответствии с определенной целью в диссертационном исследовании поставлены и обоснованы следующие задачи:
6
систему стратегических
целей и задач для развития
туристской фирме,
работающей на рынке культурного туризма, определив
стратегические ориентиры развития, для завоевания прочного
положения на рынке в условиях нарастающей конкурентной
борьбы.
Определить основные подходы к организации
стратегического
управления.
Объект диссертационного исследования.
Объектом диссертационного исследования являются
индустрия
культурного туризма в рамках Санкт-Петербурга
и туристская
фирма, занимающейся приемом туристов в области культурного туризма на рынке Санкт-Петербурга.
Предмет исследования.
Предметом исследования
являются методические проблемы
совершенствования стратегического управления и планирования,
обеспечивающие конкурентоспособные позиции туристской
фирмы,
функционирующей на рынке
Петербурге.
Теоретическая и методологическая основа исследования.
Теоретической и методологической
основой стали труды по
экономической теории отечественных и
зарубежных ученых, реальные
социально-экономические процессы и результаты
экономических реформ
конца XX века в России. В процессе работы над
диссертацией автором
применяются научные методы познания
общественных явлений и
процессов, а также системно - аналитические,
логические, статистические,
моделирование и др. исследования являются
современная теория
стратегического управления, планирования
и анализа, основы
конкурентоспособности фирмы в рыночных условиях хозяйствования.
Рассматривается современная теория туризма, труды отечественных и зарубежных ученых и практиков, по вопросам развития туристкой отрасли и управления туристской фирмой, нормативно- правовые акты, статистические данные, а также полученные материалы, о результатах деятельности туристской фирмы в Санкт-Петербурге, работающей на рынке культурного туризма.
Используемая в исследовании методика основана на применении общенаучных методов разработки стратегий и выработки стратегических альтернатив, экономического анализа полученной информации,
Научная новизна.
Научная новизна диссертационного
исследования состоит в том, что
в нем определены методические подходы
к организации системы
К основным результатам определяющим научную новизну относятся следующие:
конкурентоспособности туристской фирмы (модель «пяти сил конкуренции», модель «национального ромба» и др.);
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что выводы и результаты, полученные в ходе проведенного исследования, могут быть использованы туристскими фирмами в работе для их развития на рынке культурного туризма. Кроме того, содержащиеся в работе предложения используются при чтении лекций и проведении практических занятий по курсу «Стратегическое планирование» в Санкт-Петербургском Государственном Университете экономики и финансов. Также результаты исследования были использованы туристской фирмой «Гаудеамус-тур» (Санкт-Петербург) для разработки стратегических ориентиров своего развития.
9
Структура и объем работы.
В связи с поставленными задачами диссертационная работа
состоит из введения, трех глав, заключения. Содержит 181 страницу.
Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цели и задачи, предмет и объект исследования, отражаются научная новизна и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Теоретические основы стратегического управления туристской фирмой в условия транзитивной экономики России» рассмотрены основы и методические положения теории стратегического менеджмента, подходы к организации стратегического планирования и управления в сфере туризма, особенности стратегического управления туристкой фирмой.
Во второй главе «Методические подходы к оценке и обеспечению конкурентоспособности деятельности туристской фирмы» рассмотрены основные составляющие туристской индустрии, понятие и классификация туристских услуг, проведена оценка конкурентоспособности туристской фирмы, определены основные факторы обеспечения конкурентоспособности деятельности туристской фирмы.
В третьей главе «Стратегические ориентиры развития туристской фирмы, специализирующей на культурном туризме» рассмотрены стратегии поведения туристской фирмы в условиях конкурентной среды, проведен анализ туристского рынка Санкт-Петербурга и перспективы развития культурного, проведена оценка продуктов культурного туризма Санкт-Петербурга и намечены стратегические ориентиры развития туристкой фирмы на рынке культурного туризма.
В заключении обобщены результаты проведенного исследования, обладающие признаками научной новизны, сформулированы основные выводы и рекомендации.
Глава 1. Теоретические основы стратегического управления туристской фирмой в условиях транзитивной экономики России
1.1.
Основные понятия и
од теорией управления принято понимать научную базу управленческой деятельности, которая определяет направления и пути совершенствования процесса управления в целом, методы реализации его обобщенных функций и вытекающих их них управленческих задач. Ключевым положением теории стратегического управления является системный подход, который представляет собой логический образ мышления, согласно которому процесс обоснования и выработки любого управленческого решения отталкивается от общей цели развития системы и подчиняет ее достижению деятельность всех элементов системы. Такой подход выделяет две основные категории: субъект управления (различные уровни иерархии управления) и объект управления (это любой элемент национальной экономики, на которое направлено управленческое воздействие).
Методология стратегического
менеджмента - это совокупность
принципов, специфических методов принятия
стратегических решений и
способов их практической реализации
для достижения целей,
позволяющих организации оптимально использовать существующий
потенциал и оставаться восприимчивой
к требованиям внешней среды
[66]. Появление стратегического управления
было вызвано объективными
причинами (главным образом усилием изменчивости
среды, в которой
действует организация) и явилось результатом
эволюционного
развития подходов к управлению развитием организаций. До него существовали методы и формы долгосрочного и текущего планирования, основанные на оптимизационном моделировании, научно-техническом и экономическом прогнозировании, с помощью которых стремились
11
определить тенденции развития производства, направления и характер деятельности организации. Эти меры были довольно эффективны в условиях относительно стабильных производственных целей, состоявших в наращивании потенциала организаций и насыщении рынка товарами, и более или менее постоянной внешней среды, создаваемой с помощью протекционистской политики правительств государств, ограниченных требований, предъявляемых потребителями к товару, а также мягкого законодательства в области социальной ответственности организаций, охраны окружающей среды.