Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях туризм превратился в один из ведущих
секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является
высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью
экономики. Туристский бизнес в нашей стране на стадии структурной
перестройки, институционального становления, формирования
внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей.

Содержание

Введение
Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой
1.1. Сущность теорий стратегического управления
1.2. Методические подходы к формированию системы стратегического управления организацией.
1.3. Особенности стратегического управления в туризме.
Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы
2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы
2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы
Глава 3. Направления развития туристской фирмы
3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.
3.2. Характеристика туристского рынка г.________
3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Конкурентоспособность туристической фирмы.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Введение

Глава 1. Основы стратегического управления туристской фирмой

1.1. Сущность теорий стратегического управления

1.2. Методические подходы  к формированию системы стратегического управления организацией.

1.3. Особенности стратегического управления в туризме.

Глава 2. Обеспечение конкурентоспособности туристской фирмы

2.1. Оценка конкурентоспособности туристкой фирмы

2.2. Факторы обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы

Глава 3. Направления развития туристской фирмы

3.1. Поведение туристкой фирмы в условиях конкуренции.

3.2. Характеристика туристского  рынка г.________

3.3. Стратегические ориентиры развития туристской фирмы

Заключение

 

 

Введение 

Актуальность темы.

В современных условиях туризм превратился в один из ведущих 
секторов мирового хозяйства. Во многих странах мира он является 
высокодоходной и наиболее динамично развивающейся отраслью 
экономики. Туристский бизнес в нашей стране на стадии структурной 
перестройки, институционального становления, формирования

внутриотраслевых, межотраслевых и внешнеэкономических связей. В течение 90-х годов, основная предпринимательская деятельность в сфере туризма была связана с отправкой российских граждан за рубеж. Въездному и внутреннему туризму не уделялось достаточно внимания, тогда как именно эти виды обеспечивают использование туристского потенциала страны, способствует созданию рабочих мест, развитию инфраструктуры и гарантирует приток денежных средств (в том числе валюты) в государственную казну. Необходимо отметить, что Россия имея огромный туристский потенциал, в настоящее время занимает скромное место на мировом рынке въездного туризма, на ее долю приходиться лишь 1,5 % мирового туристского потока. Вместе с тем, Россия как страна с огромным накопленным историческим и культурным потенциалом, должна в первую очередь обратить внимание на продвижение культурного турима. В европейских странах доля культурного туризма составляет около 37 % международного туризма.

Санкт-Петербург имеет  статус культурной столицы и огромное культурное наследие, являющееся объектом показа для недостаточного на данный момент туристского потока, а также близость города к основным мировым центрам по отправке туристов в рамках программ культурного туризма, большинство которых находится в странах Европы. Культурный туризм в рамках роста туристского потока будет способствовать развитию инфраструктуры в городе, оздоровления социальной обстановки, созданию новых рабочих мест, притоку инвестиций. В связи с этим актуальным

 

4 становиться вопросы стратегического планирования и управления в области туризма. На рынке Санкт-Петербурга в настоящее время работает порядка 15 % от общего числа туристских фирм специализирующихся на приеме иностранных и российских граждан и предоставлении программ культурного туризма. Специализация туристской фирмы на культурном туризме, дает ей устойчивое конкурентное преимущество. В связи с эти для туристской фирмы специализирующейся на культурном туризме целесообразным будет исследование, разработка и использование в своей деятельности основ стратегического планирования и управления, что позволит ей сориентироваться в сложной социально-политической и экономической ситуации, справиться с быстро меняющимися условиями, укрепить свое положение на рынке. Помимо этого эффективная работа туристской фирмы в области прима по программам культурного туризма, увеличит въездной поток в Санкт-Петербург, что соответствует основным целям развития туристкой отрасли города в целом.

Анализ исследования в области теории и практики стратегического  управления и обеспечения конкурентоспособности туристской фирмы, работающей на рынке культурного туризма, показал, что для решения задач диссертационного исследования имеются определенные научные предпосылки. Актуальность и недостаточная степень разработанности проблем стратегического управления туристской фирмой, занимающейся культурным туризмом, в особенности в Санкт-Петербурге, настоятельно требует, чтобы данная тема стала объектом специального научного исследования, в котором бы теоретические, методические аспекты сочетались бы с практическими вопросами, и были направлены на совершенствование процесса стратегического управления туристской фирмы. Цель работы и основные задачи.

Основной целью данной работы является формирование

стратегических ориентиров развития туристкой фирмы,

 

специализирующейся на культурном туризме, на основе исследования 
опыта стратегического планирования и управления, подходов к 
формированию стратегического управления на современном

предприятии, подходов к  оценке и обеспечения конкурентоспособности  на рынке.

В соответствии с определенной целью в диссертационном исследовании поставлены и обоснованы следующие задачи:

  1. Изучить и обобщить методические и методологические основы стратегического управления на предприятии. Определить современные тенденции развития теории стратегического управления.
  2. Выявить особенности стратегического управления и планирования в туризме, определив особенности спроса на туристский продукт.
  3. Рассмотреть понятие туристкой услуги, проанализировать подходы к систематизации туристских услуг, определить и оценить методы конкурентной борьбы на рынке туристских услуг.
  4. Исследовать вопросы оценки конкурентоспособности туристской фирмы и определить ключевые факторы обеспечения конкурентоспособности деятельности туристской фирмы в условиях транзитивной экономики.
  5. Рассмотреть базовые стратегии поведения туристской фирмы в условиях конкурентной борьбы, и возможности их использования в современных условиях хозяйствования.
  6. Провести анализ развития туризма в Санкт-Петербурге, и дать оценку перспектив развития и эффективности для города культурного туризма в городе, как наиболее перспективного направления в рамках современной ситуации экономики. В рамках данной цели провести дать оценку продуктов кЗльтурного туризма в Санкт-Петербурге.
  7. Провести анализ (в разрезе «возможности / угрозы», «сила / слабости") туристской фирмы, занимающейся приемом туристов в Санкт-Петербурге по программам культурного туризма. Сформировать
  8.  

6

систему стратегических целей и задач для развития туристской фирме, 
работающей на рынке культурного туризма, определив

стратегические ориентиры развития, для завоевания прочного

положения на рынке в условиях нарастающей конкурентной борьбы. 
Определить основные подходы к организации стратегического

управления.

Объект диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования являются индустрия 
культурного туризма в рамках Санкт-Петербурга и туристская

фирма, занимающейся приемом  туристов в области культурного туризма на рынке Санкт-Петербурга.

Предмет исследования.

Предметом исследования являются методические проблемы 
совершенствования стратегического управления и планирования,

обеспечивающие конкурентоспособные позиции туристской фирмы, 
функционирующей на рынке культурного туризма в Санкт-

Петербурге.

Теоретическая и методологическая основа исследования.

Теоретической и методологической основой стали труды по 
экономической теории отечественных и зарубежных ученых, реальные 
социально-экономические процессы и результаты экономических реформ 
конца XX века в России. В процессе работы над диссертацией автором 
применяются научные методы познания общественных явлений и 
процессов, а также системно - аналитические, логические, статистические, 
моделирование и др. исследования являются современная теория 
стратегического управления, планирования и анализа, основы

конкурентоспособности фирмы в рыночных условиях хозяйствования.

Рассматривается современная  теория туризма, труды отечественных  и зарубежных ученых и практиков, по вопросам развития туристкой отрасли и управления туристской фирмой, нормативно- правовые акты, статистические данные, а также полученные материалы, о результатах деятельности туристской фирмы в Санкт-Петербурге, работающей на рынке культурного туризма.

Используемая в исследовании методика основана на применении общенаучных методов разработки стратегий и выработки стратегических альтернатив, экономического анализа полученной информации,

Научная новизна.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что  в нем определены методические подходы  к организации системы стратегического управления в условиях конкуренции.

К основным результатам  определяющим научную новизну относятся  следующие:

  • На основе анализа методических принципов стратегического управления классифицированы конкретные методы стратегического менеджмента, позволяющие создать систем управления организацией, функционирующей адекватно современным условиям хозяйствования (система определения позиций и система своевременной реакции);
  • Определены специфические особенности организации системы стратегического управления туристской фирмой (трудная измеримость целей, влияние стейкхолдеров, неотделимость туристского продукта от источника его формирования);
  • На основе концептуальных положений теории М. Портера предложены методические подходы к оценке
  •  

конкурентоспособности туристской фирмы (модель «пяти сил конкуренции», модель «национального ромба» и др.);

  • На основе анализа туристского рынка Санкт-Петербурга, обоснована целесообразность развития культурного туризма и разработка данного направления туристкой фирмы работающей на рынке Санкт-Петербурга, как конкурентоспособного для фирмы в целом и эффективного для города.
  • Определены ключевые факторы успеха по обеспечению конкурентоспособности туристкой фирмы, работающей на рынке культурного туризма (проведен анализ внешней и внутренней среды организации).
  • На основе сформулированных базовых стратегий поведения туристской фирмы определены стратегические ориентиры развития туристской фирмы Санкт-Петербурга, работающей на прием туристов по программам культурного туризма в условиях нарастающей конкурентной борьбы.

Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что выводы и результаты, полученные в ходе проведенного исследования, могут быть использованы туристскими фирмами в работе для их развития на рынке культурного туризма. Кроме того, содержащиеся в работе предложения используются при чтении лекций и проведении практических занятий по курсу «Стратегическое планирование» в Санкт-Петербургском Государственном Университете экономики и финансов. Также результаты исследования были использованы туристской фирмой «Гаудеамус-тур» (Санкт-Петербург) для разработки стратегических ориентиров своего развития.

 

9

Структура и объем  работы.

В связи с поставленными задачами диссертационная работа

состоит из введения, трех глав, заключения. Содержит 181 страницу.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цели и задачи, предмет и объект исследования, отражаются научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Теоретические основы стратегического управления туристской фирмой в условия транзитивной экономики России» рассмотрены основы и методические положения теории стратегического менеджмента, подходы к организации стратегического планирования и управления в сфере туризма, особенности стратегического управления туристкой фирмой.

Во второй главе «Методические  подходы к оценке и обеспечению  конкурентоспособности деятельности туристской фирмы» рассмотрены основные составляющие туристской индустрии, понятие и классификация туристских услуг, проведена оценка конкурентоспособности туристской фирмы, определены основные факторы обеспечения конкурентоспособности деятельности туристской фирмы.

В третьей главе «Стратегические ориентиры развития туристской фирмы, специализирующей на культурном туризме» рассмотрены стратегии поведения туристской фирмы в условиях конкурентной среды, проведен анализ туристского рынка Санкт-Петербурга и перспективы развития культурного, проведена оценка продуктов культурного туризма Санкт-Петербурга и намечены стратегические ориентиры развития туристкой фирмы на рынке культурного туризма.

В заключении обобщены результаты проведенного исследования, обладающие признаками научной новизны, сформулированы основные выводы и рекомендации.

 

Глава 1. Теоретические основы стратегического  управления туристской фирмой в условиях транзитивной экономики России

 

1.1. Основные понятия и методологические  положения теорий стратегического управления

од теорией управления принято понимать научную базу управленческой деятельности, которая определяет направления  и пути совершенствования процесса управления в целом, методы реализации его обобщенных функций и вытекающих их них управленческих задач. Ключевым положением теории стратегического управления является системный подход, который представляет собой логический образ мышления, согласно которому процесс обоснования и выработки любого управленческого решения отталкивается от общей цели развития системы и подчиняет ее достижению деятельность всех элементов системы. Такой подход выделяет две основные категории: субъект управления (различные уровни иерархии управления) и объект управления (это любой элемент национальной экономики, на которое направлено управленческое воздействие).

Методология стратегического  менеджмента - это совокупность 
принципов, специфических методов принятия стратегических решений и 
способов их практической реализации для достижения целей, 
позволяющих организации оптимально использовать существующий 
потенциал и оставаться восприимчивой к требованиям внешней среды 
[66]. Появление стратегического управления было вызвано объективными 
причинами (главным образом усилием изменчивости среды, в которой 
действует организация) и явилось результатом эволюционного

развития подходов к  управлению развитием организаций. До него существовали методы и формы долгосрочного и текущего планирования, основанные на оптимизационном моделировании, научно-техническом и экономическом прогнозировании, с помощью которых стремились

 

11

определить тенденции  развития производства, направления  и характер деятельности организации. Эти меры были довольно эффективны в условиях относительно стабильных производственных целей, состоявших в  наращивании потенциала организаций и насыщении рынка товарами, и более или менее постоянной внешней среды, создаваемой с помощью протекционистской политики правительств государств, ограниченных требований, предъявляемых потребителями к товару, а также мягкого законодательства в области социальной ответственности организаций, охраны окружающей среды.

Информация о работе Конкуренция