Конкуренция и методы маркетинга в конкурентной борьбе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:03, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинг начинается с изучения внешней среды, под которой понимается совокупность демографических, политических, социально-культурных, природных, технологических, экономических факторов. Далее следуют этапы: определения целесообразности выхода на рынок, выбора конкретного рынка и методики выхода на него, разработки плана маркетинга и решения вопросов реализации этого плана. У маркетинга есть свои принципы, цели и функции, программы и планы. Существуют разнообразные маркетинговые коммуникации, приемы и методы, стратегии и тактики, разрабатываемые и применяемые как для отдельных видов продукции, так и распространяющиеся на всю продукцию фирмы.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований 6
1.1 Роль маркетинга в деятельности предприятия 6
1.2 Критерии конкурентоспособности 9
2. Анализ конкурентоспособности предприятия 13
2.1 Общая характеристика ЗАО «Стейтон» 13
2.2 Оценка конкурентоспособности ЗАО «Стейтон» 15
3. Пути повышения конкурентоспособности предприятия 21
Заключение 29
Список использованной литературы и источников информации 32

Вложенные файлы: 1 файл

Marketing_Kursovaya_1.docx

— 68.90 Кб (Скачать файл)

По достижении платежеспособности возникает естественная задача достижения прибыльности деятельности. На этом этапе маркетинговые меры необходимо дополнить мерами экономическими (анализ затрат на производство, анализ себестоимости и ценообразования) и организационно-технологическими (анализ эффективности производства, технологичности ит.п.).

После решения насущных текущих  задач возникают задачи другого уровня. Первой ключевой характеристикой на втором уровне является стратегичность управления. Предприятие после решения текущих задач должно сосредоточить свое внимание на более долгосрочных целях и задачах. Возникает задача понимания того, какой должна быть компания в средне - и долгосрочном будущем. Для ее решения разрабатываются стратегическая концепция, стратегия предприятия и, на основе SWOT-анализа и бизнес-планов, стратегии для каждого подразделения.

Следующей важной задачей для предприятия  является структурирование и соответствующая этой проблеме характеристика - адаптивность системы управления. Под адаптивностью системы управления предприятием будем понимать соответствие организационной структуры, методов, принципов и механизмов управления предприятием целям, функциям и стратегиям предприятия и его подразделений. Система управления должна способствовать реализации стратегической концепции компании.

Другой актуальной проблемой для  предприятия становится обеспечение  финансовой и управленческой прозрачности. Эта ключевая характеристика подразумевает  наличие у предприятия финансовой структуры (выделение так называемых центров финансового учета и  ответственности), финансовой и учетной  политики, соответствующей международным принципам и стандартам учета (GAAP, IAS). Обеспечение финансовой и управленческой прозрачности достигается также своевременным и правильным использованием таких инструментов, как: финансовый анализ, бюджетирование (финансовое планирование, прогнозирование и принятие решений на основе составления планов (бюджетов)), менеджмент привлечения заемных средств, менеджмент размещения свободных средств, управление портфелем инвестиций, антикризисное управление, лизинг, факторинг, страхование и др.

Настоящее время - время новых производственных и управленческих технологий, интернационализации конкуренции, глобализации мировой экономики, быстро меняющихся условий внешней среды, широкого применения системного подхода в управлении - ставит перед менеджментом новые задачи. В процессе своего развития предприятие сталкивается с так называемыми проблемами роста. Симптомами проблем этого уровня могут быть следующие: усложнение информационных, материальных и иных потоков на предприятии, ухудшение финансового состояния, снижение общей организованности (повышение уровня энтропии предприятия как системы), сбои в основных бизнес-процессах предприятия и многое другое. Возникает задача, а вместе с ней очередная характеристика состояния предприятия - управляемость бизнеса.

Решение данных проблем на современном  уровне предполагает применение тех или иных управленческих методик, предлагаемых многими западными и российскими консультационными компаниями, внедрение современных информационных технологий, адекватных проблемам. При этом возникает необходимость согласования и организации интегрированного взаимодействия множества финансовых и управленческих методик и информационных систем, внедренных на предприятии, а также создания и ведения на предприятии библиотеки или хранилища оптимальных управленческих решений, экспертных систем, средств и систем поддержки принятия решений. Такая библиотека должна стать своего рода «генетической памятью» компании.

Выполнение этих двух условий должно запустить сложные процессы самоорганизации и адаптации бизнеса в меняющихся внешних и внутренних условиях, обеспечить дополнительные конкурентные преимущества вследствие эффекта синергизма и повысить уровень управляемости и конкурентоспособности предприятия.

Задача выбора ресурсов, источников финансирования, форм и способов инвестирования является насущной для менеджеров каждого предприятия. Причем зачастую привлекаются деньги не только российских акционеров и инвесторов, но средства, мобилизуемые на западных рынках капитала. Поэтому предприятия постоянно сталкиваются с необходимостью обеспечения инвестиционной привлекательности - седьмой ключевой характеристики состояния предприятия. Обеспечение инвестиционной привлекательности - важная задача как для предприятий, акции которых котируются на фондовом рынке, так и для закрытых компаний. Решение ее позволит предприятию увеличить свою капитализацию и, следовательно, повысить стоимость капитала, вложенного собственниками.

Взаимосвязь выявленных ключевых характеристик  состояния предприятия с его конкурентоспособностью и качеством менеджмента представлена на рисунке 1.[2]

 

 

  1. Анализ конкурентоспособности предприятия

2.1 Общая характеристика ЗАО «Стейтон»

 

Закрытое акционерное общество «Стэйтон» учрежденное в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, является правопреемником акционерного общества закрытого типа «Стэйтон».

Местонахождение Общества: г. Владикавказ, ул. Куйбышева, 20.Общество создается  путем объединения денежных средств  и иного имущества акционеров посредством выпуска акций, удостоверяющих обязательные права акционеров по отношению к Обществу, для осуществления хозяйственной деятельности.

Основной целью деятельности Общества является получение прибыли.

Основными видами деятельности Общества является:

1. Проведение на коммерческой  основе торгово-закупочных, снабженческо-сбытовых, маркетинговых, лизинговых, консалтинговых инжиниринговых и посреднических операций.

2. Внедрение прогрессивных технологий, техники, машин, оборудования.

3. Предоставление посреднических  услуг по сбыту продукции и приобретению товаров.

Размер уставного капитала Общества составляет 760000 рублей и  складывается из 760 обыкновенных именных акций номинальной, стоимостью 1000 рублей каждая.

Имущество Общества составляют основные фонды и оборотные средства, а также иное имущество, стоимость которого отражена в его самостоятельном балансе. Имущество Общества образуется за счет взносов учредителей, поступлений от размещения акций и других ценных бумаг; доходов от реализации продукции, работ, услуг, а также иных видов хозяйственной деятельности; кредитов, капитальных вложений, безвозмездных и благотворительных взносов; иных законных источников.

Страхование имущества и рисков Общества осуществляется по его усмотрению, если иное не предусмотрено действующим на территории Российской Федерации законодательством.

Органами управления Общества являются:

- Общее собрание акционеров.

- Наблюдательный совет.

- Генеральный директор.

Органом контроля Общества является:

- Ревизионная комиссия (ревизор).

Общая площадь ЗАО «Стэйтон»  составляет -705,4 м2, торговая - 380,8м2, подсобная -130,2 м, складская -194,4 м2.

В штате ЗАО «Стэйтон» числится 100 сотрудников. Трудовые отношения, включая вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, условий оплаты труда, гарантий и компенсаций, в Обществе регулируются коллективным договором, индивидуальными трудовыми договорами (контрактами) в соответствии с трудовым законодательством РФ.

Руководящий состав Супермаркета представляют высококвалифицированные специалисты с большим опытом работы в данной отрасли. Генеральный директор имеет высшее образование и пятнадцатилетний стаж работы в области управления.

Основных поставщиков супермаркета условно можно разделить на три группы:

1. Местные (Частные предприниматели,  Агрокомбинат «Альфа»)

2. Региональные (Краснодарский мясокомбинат, Пятигорский хладокомбинат, представительство компании "Кока-кола").

3. Московские (Импортеры алкогольных напитков "Океан", "Русь-импорт", Производители кондитерских изделий "Коркунов", Комбинат "Бабаевский").

2.2 Оценка конкурентоспособности ЗАО «Стейтон»

 

По результатам исследований и  оценке специалистов предприятия главным конкурентом супермаркета является магазин «Гурман», его посещают 37.1% потенциальных покупателей супермаркета «Стэйтон». Основные преимущества этого магазина:

- широкий ассортимент морепродуктов  и большой выбор готовых изделий;

-  наличие стабильного ассортимента продукции;

Недостатки:

-  небольшая площадь;

-  низкий уровень культуры обслуживания;

-  наличие в продаже товара с истекшим сроком реализации;

-  отсутствие стоянки для автотранспорта.

Кроме того, около 17% покупателей являются приверженцами супермаркета «Алан». К Преимуществам магазина по сравнению с супермаркетом «Стэйтон» можно отнести:

-  большая площадь;

-  новизна;

-  интерьер;

-  широкий ассортиментный ряд. Отрицательными моментами являются:

-  невысокий уровень обслуживания; отсутствие консультантов;

- низкое качество кондитерских  и кулинарных изделии собственного производства.

Среди преимуществ супермаркета «Стэйтон»  можно выделить:

-  продукцию кондитерского цеха и готовых изделий;

-  самообслуживание;

-  интерьер;

-  компактность;

-  высокий уровень качества товаров;

Среди недостатков в работе супермаркета необходимо отметить: высокую текучесть кадров и как следствие падение уровня профессионализма персонала в торговом зале. Несоблюдение принципа эффективного запаса, т.е. закупки товара производятся непропорционально продажам, не уделяется особого внимания тем товарам, которые покупатели ожидают найти в супермаркете в первую очередь. Товары с истекающим сроком реализации нерационально выложены на полках, им необходимо выделить наиболее оптимальное полочное пространство. Реализованные в торговом зале, но имеющиеся на складе товарные запасы вовремя не поступают в точки продажи. Месторасположение ценников на товары часто не соответствует расположению самого товара, либо указанная цена уже устарела.

Позиции супермаркета «Стэйтон» по сравнению со своими основными конкурентами можно проследить по данным табл. 2.1.

 

Таблица 2.1.

Объемы реализации продукции в 2010 г. (тыс. руб.)

 

 

«Стейтон»

«Гурман»

«Алан»

Кулинария

56458

70458

45899

Кондитерские изделия

67940

58945

64982

Мясные полуфабрикаты

98128

80634

74392

Молочные изделия

10352

11452

10789


 

 

По оценке специалистов супермаркета «Стэйтон», за последние два года заметно возросла культура потребления. Большинство покупателей отдает предпочтение качеству, а не цене товара. К тому же покупатель выбирает не только более качественный, но и лучше упакованный продукт. За удовольствие от приобретения товара в красивой, качественной и удобной упаковке уже готовы платить.

Уровень цен по-прежнему много значит для потребителя с низким уровнем дохода. По ряду позиций (хлебобулочные изделия, молочные и мясные продукты) магазин установил минимальную торговую наценку 10-15%.

Цена на продукцию определяется затратным способом с учетом цен конкурентов. Наценка устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Для установления цен на новую, элитную продукцию (в основном алкогольную) используется метод «снятия сливок».

По нашим наблюдениям, в последнее  время все большее значение покупатели придают качеству обслуживания. В это понятие входит и безусловное качество товара, разнообразие выбора, как по товарным группам, таки внутри них, вежливость и доброжелательность персонала.

В супермаркете с момента открытия были установлены кассовые аппараты компании IPS-POS2. Также супермаркетом используется расчетно-кассовая система "Супермаг", которая облегчает расчеты с покупателями и поставщиками, позволяет за несколько часов произвести полную инвентаризацию.

С момента открытия в магазине была разработана система безопасности, которая позволила свести на нет хищения продукции. Помимо строгой пропускной системы через служебный вход в торговом зале работает две смены продавцов и охранников, которые являются материально ответственными лицами. Смены работы охраны и торгового персонала постоянно меняются, что позволяет предотвратить возможность сговора и хищений.

Информация о работе Конкуренция и методы маркетинга в конкурентной борьбе