Конкуретноспособность товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы: выявить возможные пути повышения конкурентоспособности товара или хотя бы частичное решение этой проблемы.

Задачи курсовой работы:

•Изучить теоретические основы конкурентоспособности товара
•Исследовать рынок строительного оборудования (на примере товара «Станция штукатурная») Республики Беларусь и сравнить конкурентоспособность его продукции
•Дать рекомендации по улучшению конкурентоспособности товаров (на примере «Станция штукатурная СШ-4») для частного предприятия «Мир Стройки».

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач.docx

— 44.09 Кб (Скачать файл)

План

 

    Введение

    На  сегодняшний день  выживаемость любой фирмы, ее устойчивое положение  на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В  свою очередь, конкурентоспособность  связана с действием нескольких десятков факторов, среди которых  можно выделить два основных - уровень  цены и качество продукции. При этом качество продукции постепенно выходит  на первое место. Производительность труда, экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

    При развитии рыночных отношений обеспечение  необходимого уровня качества продукции  и услуг должно являться стратегическим направлением деятельности любой хозяйственной  единицы.

    Качество - синтетический показатель, отражающий совокупное проявление многих факторов - от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и  управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной  единицы. Вместе с тем мировой  опыт показывает, что именно в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются  факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности.

    От  того, насколько успешно решается проблема качества, зависит многое в экономической и социальной жизни страны. Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины  наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономического развития за последние десятилетия, с одной стороны, и причины  повышения эффективности производства и уровня жизни в развитых странах  Запада, с другой это качество создаваемой  и выпускаемой продукции.

   Показатели  качества товара, его эксплуатационная безопасность и надежность, дизайн, уровень послепродажного обслуживания являются для современного покупателя основными критериями при совершении покупки и, следовательно, определяют успех или неуспех нашей фирмы на рынке.

     Важно отметить, что на рынке  товаров в сфере B2B(в частности на рынке продажи и поставки строительного оборудования) до всемирного кризиса 2008-2009 года как таковой конкуренции не существовало. Многие фирмы уже занимали какой-либо сегмент рынка и не особо стремились завоевывать и осваивать новые сегменты. Но кризис поставил многие предприятия на грань выживания, и они начали искать возможности и решения в сфере продаж. На данный момент, хочу отметить, что тема как никогда актуальна, так как только сейчас начала чувствоваться конкуренция. Фирмы начали активно пользоваться инструментами маркетинга, стремясь не только привлечь новых клиентов, но и удержать старых.

   Цель  данной курсовой работы: выявить возможные  пути повышения конкурентоспособности  товара или хотя бы частичное решение  этой проблемы.

    Задачи  курсовой работы:

  • Изучить теоретические основы конкурентоспособности товара
  • Исследовать рынок строительного оборудования (на примере товара «Станция штукатурная») Республики Беларусь и сравнить конкурентоспособность его продукции
  • Дать рекомендации по улучшению конкурентоспособности товаров (на примере «Станция штукатурная СШ-4») для частного предприятия «Мир Стройки».

1. Теоретические аспекты  конкурентоспособности  товара.

    1.1 Понятие конкурентоспособности  товара.

    Для того чтобы более точно дать представление  о понятии «конкурентоспособность товара», думаю, не лишним будет рассмотреть  понятия «конкурентоспособность»  и «конкурентоспособность предприятия».

    Итак, понятие конкуренции, как и маркетинга, многозначно, поэтому универсального ее определения не существует. Конкуренция — это соперничество, соревнование между товаропроизводителями на рынке за более выгодные условия производства и сбыта товаров для получения на этой основе максимально возможной прибыли. Одновременно конкуренция — это и механизм автоматического регулирования пропорций общественного производства.

    Являясь атрибутом рынка, конкуренция естественно  возникает из рынка и одновременно служит непременным условием его  существования и развития.

    Для участников рыночных отношений, и в  первую очередь для товаропроизводителей, конкуренция носит объективно принудительный характер, заставляя их систематически применять новые технологии, повышать производительность труда, снижать  или сдерживать цены на производимые товары. Иначе говоря, конкуренция  систематически заставляет снижать  индивидуальные издержки производства, экономить ресурсы, добиваться наиболее рационального сочетания используемых факторов производства. [Завьялов]. Отсюда следует, что под конкурентоспособностью предприятия понимают –  способность его производить конкурентоспособную продукцию за счет умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал [8, с.179].

Следует отметить, что  кконкурентные преимущества фирмы можно разделить на две категории: «превосходство в умении» и «превосходство в ресурсах». Первая категория обусловлена эффективностью работы маркетологов и сбытовиков и включает в себя ноу-хау в исследованиях и проектировании, умелое использование возможностей маркетинга, умение организовать стимулирование сбыта, инициативность всех звеньев производственно-сбытовой деятельности.

Разнообразными  могут быть и ресурсы, способствующие возникновению преимуществ в  конкуренции: доступ к сырью, энергии, комплектующим; финансы, кадровый состав и его квалификация; производственные возможности, требующие небольших  затрат; наличие развитой системы  научно-технического, производственного, коммерческого сотрудничества. [Зав]

          Формируя и осуществляя товарную стратегию, предприятие преследует цель производить такие товары, которые в наибольшей степени могут удовлетворить потребителя и которые он предпочтет всем другим аналогам.

    Эта цель реализуется через производство конкурентоспособной продукции. Конкурентоспособность  продукции является сложной категорией, состоящей из ряда элементов, важнейшим  из которых является их качество и  цена товара.

    В рыночной экономике решающим фактором коммерческого успеха товара является конкурентоспособность. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за период его эксплуатации [7, с.488].

    Словари дают следующие толкования понятия «конкурентоспособность товара» :

    1) «...конкурентоспособность товара  — совокупность потребительских  свойств товара, определяющая его  отличие от других аналогичных  товаров по степени и уровню  удовлетворения потребности покупателя  и затратам на его приобретение  и эксплуатацию» [3, с. 107];

    2) «...конкурентоспособность товара  — способность продукции быть  более привлекательной для потребителя  (покупателя) по сравнению с другими  изделиями аналогичного вида  и назначения, благодаря лучшему  соответствию своих качественных  и стоимостных характеристик  требованиям данного рынка и  потребительским оценкам» [12, с. 106].

    По-моему, все эти определения имеют  один общий недостаток, представляя  конкурентоспособность как совокупность, то есть сумму, всех свойств товара и, не учитывая того, что потребителя  больше интересует соотношение: «качество/цена потребления».

         Отмечу также, что, несмотря на тесную взаимосвязь между понятиями «конкурентоспособность» и «качество», «конкурентоспособность» и «технический уровень», они неравнозначны. Понятие «конкурентоспособность» существенно шире понятий «качество» и «технический уровень» товара, хотя последние являются важнейшей составной частью КСП товара. Кроме того, если качество продукта в каждый небольшой отрезок времени представляет собой определенную неизменяемую совокупность его свойств, то КСП товара может значительно меняться при его неизменных характеристиках в зависимости от изменения таких важнейших факторов, как условия реализации, спроса и предложения, поведение конкурентов.

      Но Качество — важнейший фактор конкурентоспособности товара. В соответствии с определением Международной организации по стандартизации качество — это совокупность свойств и характеристик продукта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Низкокачественный товар обладает и низкой конкурентоспособностью, равно как товар высокого качества — это высококонкурентный товар. Но в тоже время, товар с низким качеством может быть конкурентоспособен при соответствующей цене, но при отсутствии какого-либо свойства он потеряет привлекательность вообще. Например, отсутствие вспышки у фотоаппарата практически невозможно скомпенсировать снижением цены [5, с.23].  

1.2.Классификация  показателей конкурентоспособности

Конкурентоспособность товаров более полно раскрывается через систему ее показателей. Они  представляют собой совокупность критериев  количественной оценки уровня конкурентоспособности  изделий.

Основой для  построения системы показателей  конкурентоспособности является анализ взаимодействия потребности и товара, в ходе которого осуществляется их сравнение и выявляется степень  соответствия друг другу.

  1. Качественные показатели конкурентоспособности (характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную потребность).
  2. Экономические показатели конкурентоспособности оказывают влияние на уровень расходов покупателей, т.е. фактически определяют уровень цены потребления.
  3. Организационно-коммерческие показатели конкурентоспособности характеризуют условия и коммерческие затраты на формирование спроса и стимулирование сбыта товаров на конкретном рынке.

    Таким образом, конкурентоспособность товаров  определяется качественными, экономическими и организационно-коммерческими показателями [5, с.18].

    1.Качественные  показатели конкурентоспособности характеризуют свойства товара, благодаря которым он удовлетворяет конкретную общественную потребность.

    Качественные  показатели конкурентоспособности:

1.Классификационные  
2.Оценочные:

    2.1. Регламентируемые: экологические ,безопасности, патентно-правовые, взаимозаменяемости и совместимости

     2.2.Сопоставительные: функциональные ( совершенство выполнения основной функции, универсальность применения, совершенство выполнения вспомогательной функции); надежности (безотказность, долговечность ,ремонтопригодность, сохраняемость); эргономические (гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические); эстетические (художественная выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида).

    Классификационные показатели характеризуют принадлежность продукции к определенной классификационной группировке в выбранной системе классификации и определяют назначение, область применения, условия использования данного товара.

    К классификационным показателям  относятся:

  • показатели, служащие для установления параметрического или типоразмерного ряда продукции (размер экрана по диагонали телевизора, объем низкотемпературной камеры холодильника и др.)
  • показатели исполнения продукции, определяющие область и условия ее применения (для условий тропиков)
  • показатели, определяющие группу потребителей продукции

Эти показатели используются на исходных этапах оценки конкурентоспособности для формирования групп аналогов оцениваемой продукции. Необходимо подчеркнуть, что оценка конкурентоспособности имеет смысл  только применительно к однотипной продукции, характеризующейся близкими классификационными показателями. Непосредственно  для последующей оценки конкурентоспособности  они, как правило, не используются.

      Оценочные показатели количественно характеризуют те свойства, которые образуют качество товара. Они используются для нормирования требований к качеству и сравнения различных образцов товара, отнесенных к одному классу по классификационным показателям.

Информация о работе Конкуретноспособность товаров