Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 11:37, контрольная работа
Маркетинг в переводе с англ. означает «действие на рынке», т. е. деятельность в сфере рынков сбыта. В классическом понимании маркетинг – это, прежде всего предпринимательская деятельность, связанная с продвижением товаров и услуг от производителя к потребителю. Современные специалисты в сфере экономики рассматривают его в более широком смысле – как философию бизнеса, определяющую стратегию и тактику фирмы (предприятия) в условиях конкуренции.
Введение………………………………………………………………………….3
I. История развития маркетинга.………………………………..……………....4
II. Виды и способы сборы маркетинговой информации …………………………10
III. Проанализируйте конкурентов Вашего предприятия……………….….....19
Заключение………………………………………………………………….…...20
Список используемой литературы……………………………………………..26
II. Виды и способы сборы маркетинговой информации.
Маркетинговые
исследования и разработка на их основе
маркетинговых стратегий
Поиск информации при проведении маркетинговых исследований сводится к ответу на пять основных вопросов.
Какая информация необходима для решения поставленных задач?
Где и когда можно получить необходимую информацию?
В каком виде и объеме можно получить информацию?
Насколько полученная информация ценна для решения поставленных задач?
Каковы финансовые и временные затраты на получение информации?
В целом маркетинговые
исследования мало отличаются от других
видов социально-экономических
По способу
получения маркетинговые
I. Вторичные (кабинетные) исследования базируются на уже имеющейся информации из двух видов (внутренних и внешних) источников.
Внутренние источники — это источники информации, расположенные внутри предприятия. Они являются основным видом источников информации в маркетинге, не требуют больших затрат, всегда под рукой и включают в себя как минимум три вида маркетинговой информации:
Маркетинговая
статистика (характеристика товарооборота,
структура продаж, рекламации и т.
п.). Это информация о рынке, о том,
кто, что, когда, где, с какой регулярностью,
на каких условиях, в каком количестве
и т. д. покупает. «Чистых данных»
нет ни в бухгалтерии, ни в финансовой
службе, ни в других подразделениях.
Маркетинговое подразделение
Данные о маркетинговых затратах (по продукту, сбыту и коммуникациям). Маркетинговые мероприятия очень затратные. Они должны не только окупиться, но и принести ощутимую прибыль. Поэтому лучше вовремя остановиться, если что-то «вдруг не сработает», чем терять время, деньги и рыночные возможности;
Внутрифирменные данные (производительность оборудования, загрузка мощностей, характеристика системы складирования и др.) Это вспомогательная информация, уже имеющаяся на предприятии. Она отражает внутренний потенциал предприятия, который необходимо учитывать при планировании маркетинговых мероприятий. Например, нет смысла набирать заказов больше, чем предприятие может выполнить.
Внешние источники информации состоят из общедоступных материалов сторонних организаций, представляющих ценность для планирования маркетинговых мероприятий. Это не совсем то, что нужно для работы, но какую-то полезную информацию из них почерпнуть можно. Например:
Материалы государственных и муниципальных органов власти и управления. Из них можно выяснить, например, условия оказания поддержки малому бизнесу, приоритеты территориального развития, положение об образовании избирательных участков (для анализа эффективности распределения торговых точек) и т. д. Эта информация доступна в информационно-правовых системах.
Материалы торгово-промышленных
палат. Торгово-промышленные палаты (ТПП)
представляют собой некоммерческие
организации, занимающиеся координацией
предпринимательской
Сборники статистической информации. Статистика ориентирована в первую очередь на потребности государства и далеко не всегда адекватно отражает реальную ситуацию. Однако во многих случаях ее данные незаменимы для анализа рыночных тенденций. Основные источники информации здесь — обобщенные данные налоговой отчетности, материалы переписи населения и обследований хозяйствующих субъектов, а также данные других федеральных органов (Таможенной службы, Роспотребнадзора и т. д.). Кроме того, все региональные управления Госкомстата предоставляют по запросу предприятий платную информацию в рамках своей компетенции.
Специализированная
литература, сообщения в журналах
и газетах. Это то, что можно
почерпнуть с помощью контент-анализа
печатных изданий. Даже профессиональные
разведки мира большую часть информации
получают из открытых источников. Тут
речь может идти, например, о поиске
перспективных направлений
Прайс-листы,
выставочные каталоги, проспекты
и другие фирменные публикации. Все
эти материалы в достаточном
количестве обычно имеются в любой
коммерческой организации. Обычно для
их получения применяются «
Материалы консалтинговых
организаций. Обычно эти материалы
включают в себя анализ рынков и
конкуренции, консалтинговые фирмы
проводят внешние ревизии и
Исследования, выполненные на основе вторичной информации, обычно являются предварительными и носят описательный или постановочный характер. С помощью таких исследований можно определить, к примеру, тенденции развития рынка, конкурентные стратегии, местные инфраструктурные особенности и т. д.
Достоинствами
вторичных (кабинетных) исследований являются
меньшие затраты времени и
финансов, чем на первичные исследования,
и возможность использования
результатов для определения
задач первичного исследования, если
цель не достигнута. Значимость внутренней
или внешней информации в каждом
конкретном случае определяется задачами
исследования. Основная проблема в
их использовании связана с
II. Первичные
(полевые) исследования
Полное (сплошное)
исследование охватывает всех респондентов.
Обычно оно применяется для изучения
небольшого их числа, например крупных
потребителей или контрагентов. Сплошные
исследования отличаются точностью, а
также низкими затратами
Частичное (выборочное) исследование охватывает определенный процент или целевую группу респондентов. Обычно оно представляют собой обычное социологическое исследование, проводимое на основе выборки из статистической совокупности респондентов в соответствии с ее структурой. Чем точнее выборка, тем точнее получаемый результат. Выборку можно заказать в любом территориальном управлении статистики, где она рассчитывается на основании результатов последней переписи населения.
Существует три вида выборки:
случайная подразумевает случайный подбор респондентов независимо от их личностных характеристик. Например, опрос прохожих при выборе места расположения новой торговой точки;
нормированная (квотированная) подразумевает подбор респондентов в соответствии со структурой населения. Например, в России в среднем проживает 51 % женщин, 49 % мужчин и далее — по возрасту, доходам, национальным особенностям, образованию, потребительским предпочтениям и т. д. в зависимости от целей исследования;
концентрированная подразумевает отбор не всех респондентов, а только представителей определенного сегмента потребительского рынка или контрагентов. Например, для изучения продаж детских подгузников совсем не обязательно опрашивать мужчин, школьников или пенсионеров.
Основные методы полевых (первичных) исследований в маркетинге условно можно разделить на три группы.
Группа I. Опросы
потребителей и контрагентов. Проведение
опросов подразумевает два
Анкетирование
— это письменная форма опроса,
осуществляемого вне
Интервьюирование
— это письменная форма опроса,
осуществляемого в процессе непосредственного
контакта с респондентом. Интервью
отличается большей точностью, трудоемкостью,
значительными затратами
Технология проведения опросов предусматривает множество вариантов.
1. Личная беседа через прямой контакт с респондентом подразделяется на три разновидности:
стандартизированный опрос — основан на использовании стандартных вариантов ответов (например: 1. Вы курите. 2. Вы не курите). Этот метод часто используется при анкетировании с самостоятельным заполнением анкет респондентами;
нестандартизированный опрос — основан на использовании в опросах помимо стандартных вариантов ответа так называемых открытых ответов на вопросы (например: 1. Вы курите.2. Вы не курите. 3. Другое (назовите). Этот метод используется как в анкетировании, так и в интервьюировании респондентов. Его недостаток — высокая трудоемкость обработки анкет с большим количеством открытых ответов;
экспертный опрос — вообще не подразумевает использования анкет. Обычно беседа ведется под запись на диктофон с последующей расшифровкой и анализом. Например, представитель поставщика выясняет у торговых представителей контрагента региональные особенности спроса и конкуренции на рынке.
2. Телефонный
опрос дешевле, быстрее и
3. Компьютерный
опрос включает в себя три
варианта: адресную рассылку, интерактивный
опрос на сайтах и рассылку
по электронной почте
4. Почтовый
опрос снижает трудоемкость
5. Групповое интервью — очень эффективная форма исследования рынка, ограниченная лишь потенциалом опрашиваемых. Например, представители производителя опрашивают сотрудников отделов сбыта, оптовых торговцев, которые методом мозгового штурма формулируют ответы на заданные вопросы. Разновидностью группового интервью являются потребительские конференции, на которых презентуются новые товары и выявляются особенности потребительского спроса.
6. Фокус-группа
состоит из 12 -15 человек опрашиваемых,
с которыми в течение 1,5-2 ч
в непринужденной обстановке (за
чашкой чая) под запись на
диктофон беседует ведущий (