Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:52, контрольная работа
1. Рынок как объект маркетинга.
2. Характеристика количественных показателей, сегментов, товаров на рынке конкретного предприятия. Рекомендации по исследованию, сегментированию, позиционированию товаров на данном рынке.
3. Ситуационная задача «Планирование и контроль маркетинга»
Сегментация рынка – разделение потребителей с их многочисленными и сложными потребностями на узкие, однородные по характеристикам требований группы.
Для сегментации
рынка товаров народного
Проведем исследование количественных показателей, сегментов, товаров на примере ООО «Мечта»:
ООО «Мечта» является оптово-розничным предприятием по реализации безалкогольной продукции (сок, лимонад, квас, минеральная вода и т. п.). ООО «Мечта» располагается в пгт. Суходол Сергиевского района Самарской области.
В состав отдела
маркетинга входят менеджер по снабжению,
обеспечивающий поставку материалов и
комплектующих, и менеджеры по
продажам, изучающие рынок и
Рассмотрим распределение потребителей ООО «Мечта», которое представлено в таблице 2.1:
Распределение потребителей ООО «Мечта»
Таблица 2.1
Территория |
Число потенциальных потребителей в Сергиевском районе, чел. |
Доля в численности населения Сергиевского района, % |
Количество продаж, шт. |
Доля в объеме продаж, % |
пгт. Суходол |
22669 |
52 |
7688 |
49 |
с. Сергиевск |
13949 |
32 |
3452 |
22 |
п. Сургут |
2178 |
5 |
1725 |
11 |
п. Серноводск |
4794 |
11 |
2824 |
18 |
ИТОГО: |
43590 |
100 |
15689 |
100 |
Рассмотрим состав потребителей ООО «Мечта», который представлен в таблице 2.2:
Состав потребителей ООО «Мечта»
Таблица 2.2
Категория |
Количество продаж, шт. |
Доля в объеме продаж, % |
Лица в возрасте от 35 и старше |
8091 |
51,5 |
Лица в возрасте от 18 до 35 |
4986 |
31,8 |
Лица в возрасте от 7 до 18 |
2612 |
16,7 |
ИТОГО: |
15689 |
100 |
Анализ поведенческих
Анализ поведенческих критериев
Таблица 2.3
Критерий (повод) |
Количество продаж, шт. |
Доля в объеме продаж, % |
Для собственных нужд (население) |
9708 |
61,9 |
Для перепродажи (организации) |
5981 |
38,1 |
ИТОГО: |
15689 |
100 |
Анализ клиентов зафиксирован в таблице 2.4:
Анализ клиентов
Таблица 2.4
Потребитель |
Среднее количество клиентов, шт. |
Доля в общем числе, % |
Прибыль, руб. |
Доля в объеме выручки, % |
Население |
3787 |
95,4 |
196363 |
29,8 |
Организации |
183 |
4,6 |
462575 |
70,2 |
ИТОГО: |
3970 |
100 |
658938 |
100 |
Потребители дифференцируются по организационному признаку на население и организации. В ООО «Мечта» реализация товара организациям приносит наибольший объем выручки (занимает долю равную 70,2 %), следовательно основными целевыми клиентами ООО «Мечта» являются организации.
ООО «Мечта» необходимо постоянно стимулировать покупательский спрос (путем проведения акций; скидками), что приведет к дополнительному увеличению объема продаж.
ООО «Мечта» необходимо проводить рекламные компании и промо-акции, данные меры позволят увеличить количество продаж и расширят число потребителей.
Изучение предпочтений потребителей целевых сегментов, сравнение себя с конкурентами по выделенным критериям, выделение конкурентных преимуществ, также позволят ООО «Мечта» увеличить количество продаж.
Необходимость сегментации определяется давлением рынка:
- если наблюдается экономический рост, то происходит усложнение процесса сегментации, что объясняется ростом потребностей и возможностей их удовлетворения;
- если экономическая ситуация ухудшается, то происходит свертывание процесса сегментации, что объясняется снижением уровня удовлетворения потребностей большинством потребителей.
Цель сегментации – выявление у каждой группы покупателей сравнительно однородных потребностей в товаре и организация в соответствии с этим товарной, ценовой, сбытовой деятельности предприятия.
3. Ситуационная задача «Планирование и контроль маркетинга»
Фирма Oscar Ltd. в течение четверти века известна в Великобритании как изготовитель высококачественной кожи, замши, верхней мужской одежды из овчины. Штат компании состоит примерно из 60 наемных работников и трех директоров. Помещение, в котором расположена фирма, довольно старое, арендуемое ею со дня основания. Рабочая сила гибкая, а среди директоров лишь управляющий директор (г-н Штайн) занимает активную позицию в бизнесе.
Текущий ассортимент состоит из курток и пальто, который насчитывает 22 разновидности по стилю. Производительность компании 400-500 изделий в неделю. Можно было бы использовать дополнительные помещения, машинистов и станки, чтобы повысить производительность до 1000 изделий в неделю.
Емкость рынка этих товаров оценивалась в Великобритании в 80-е годы в 1,5 млн. ф. ст. Однако с 1985 г. рынок заметно сократился под влиянием инфляции, малые предприятия вообще прекратили торговлю.
Производительная перепись показала, что 25% выпуск продукции приходится на шесть фирм с числом работающих 1200 чел. 20% всего промышленного производства приходится на 1000 небольших компаний (до 100 работающих). На независимые магазины мужской одежды приходится на 23% продаж курток и 30% - пальто. Многочисленные портные занимают соответственно 15 и 22% рынка, а фирменные магазины, как правило, - 12 и 13% соответственно.
Сбыт компании Oscar Ltd. традиционно осуществляется через агентов, которые год от года менялись. Однако в 1980-1985 гг. производство фирмы перешло в значительной мере под опеку Luxury, которая имеет розничную сеть магазинов во многих странах Европы. В 1984-1985 гг. на эту фирму приходилось 93% оптовых продаж. К этому времени у фирмы Oscar оставалось лишь одно агентское соглашение. Но в 1986 г. вследствие неблагоприятной ситуации на рынке Luxury значительно сократило количество контрактов (по 25% по сравнению с предыдущим годом). Руководство фирмы Oscar вынуждено было принять решение о переходе на два рабочих дня в неделю. Деловые отношения с Luxury осложнились и хотя несколько возросло число контрактов с ней, фирмы Oscar имела всего 10% чистого дохода. Г-н Штайн подозревает, что Luxury использует Oscar как заменяющего поставщика дешевой одежды из Кореи и Тайваня. К тому же в торговле ходят слухи, что некоторые покупатели возвращают кожаные изделия этих изготовителей с жалобами на низкое качество пошива и окраски.
В 1984 г. между Oscar Ltd. и Luxury было подписано соглашение о продаже одежды через сеть магазинов в Бельгии, ФРГ и Франции. Вначале заказы возросли до значительного уровня, но постепенно они сокращались и неожиданно прекратились без каких-либо объяснений. В 1986 г. фирма Oscar предприняла попытку экспорта продукции через европейского агента в Швецию и Норвегию, но потерпела неудачу. С 1985 г. Oscar торгует таким количеством товара, которое ведет к ее разорению. Задолженность фирмы банку достигла 50000 ф. ст., размеры кредитования со стороны поставщиков уменьшаются.
Служащие банка попросили о встрече с г-ном Штайном для обсуждения ситуации с задолженностью и дальнейших перспектив развития компании, а также пересмотра аренды недвижимости на новый срок. Г-н Штайн в отчаянии позвонил в консалтинговую маркетинговую службу и попросил совета.
Вопросы и задания:
Поставьте себя на место консультанта по маркетингу и подготовьте доклад для г-на Штайна, в котором:
1. Приведите анализ факторов внешней среды, влияющих на бизнес фирмы;
2. Выявите и обоснуйте основные маркетинговые цели как стратегического (на 5 лет), так и тактического характера;
3. Порекомендуйте возможные пути по увеличению объемов продаж в ближайшее время в рамках существующего производства компании и финансовых ограничений;
4. Дайте оценку предложений с позиции г-на Штайна.
Доклад для г-на Штайна
1. Основная цель любой фирмы - получение прибыли.
Основная задача системы управления маркетингом - обеспечить производство товаров, привлекательных с точки зрения целевых рынков. Успех зависит также и от действия посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий.
Основные факторы внешней
Поставщики - это деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и ее конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг. События в среде поставщиков могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность фирмы (цены на товары поставщиков, забастовки у поставщиков и др. факторы).
Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие компании в продвижении, сбыте и распространении ее товаров среди клиентуры. Это торговые посредники, фирмы - специализирующиеся по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения. В данном случае к ним можно отнести компанию Luxury и нескольких мелких агентов, с которыми фирма Oscar Ltd имеет контракты.
Торговые посредники подыскивают клиентов и непосредственно продают товар фирмы. Для фирмы более разумно использовать посредника с развитой сетью торговли, чем создать аналогичную сеть для своей фирмы, однако, как показала ситуация зависимость от такого посредника может и негативно отражаться на деятельности компании.
Выбор торговых посредников - сложная задача, т.к. в развитом рынке обычно торговый посредник это мощная фирма, которая диктует свои условия, и вообще может не допустить проникновения производителя на некоторые рынки большой емкости.
Фирмы - специалисты по организации товародвижения помогают компании создавать запасы своих изделий и продвигать их от места производства до места назначения.
Склады - это предприятия, обеспечивающие накопление и сохранность товаров на пути к их очередному месту назначения. Железные дороги, организации автотранспортных перевозок, авиалинии, грузовой, водный транспорт и другие грузообработчики, перемещающие товары из одного места в другое.
Фирме надо выбрать самые экономичные методы отгрузки, сбалансировав такие факторы, как стоимость, объем и скорость поставки, сохранность груза.
Агентства по оказанию маркетинговых услуг - это фирмы маркетинговых исследований, рекламные агентства, организации средств рекламы и консультационные фирмы по маркетингу - помогают фирме точнее нацеливать и продвигать товары на подходящие рынки. Фирма должна предварительно изучить услуги, качество их и расценки агентств, чтобы не пришлось затем менять его.
Кредитно-финансовые учреждения - банки, кредитные компании, страховые компании и прочие организации, помогающие фирме финансировать сделки и страховать себя от риска.
Клиентура. Основными типами клиентурных рынков являются:
Контактные аудитории средств информации. Аудитории средств информации - организации, распространяющие новости, статьи, комментарии (газеты, журналы, радио- и теле- центры).
Контактные аудитории
Гражданские группы действий - это группы по защите окружающей среды, по борьбе за качество продукции и т.п.
Местные контактные аудитории - это окрестные жители и общинные организации. Для работы с местным населением крупные фирмы обычно назначают специального ответственного за связи с общиной, который присутствует на собраниях членов общины, отвечает на вопросы.