Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 17:15, контрольная работа
Для эффективности рыночной деятельности, ведения целенаправленной
конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования. Каждаякрупная зарубежная компания ежегодно проводит своими силами или заказываетпроведение сторонними организациями 3 - 4 маркетинговых исследований.
Принципиальной особенностью маркетингового исследования, отличающей его отсбора и анализа внутренней и внешней информации, является его целевая направленность на решение определенной проблемы или комплекса проблем маркетинга. Эта целенаправленность и превращает сбор и анализ информации в маркетинговое исследование.
1. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ВИДЫ.
Для эффективности рыночной деятельности, ведения целенаправленной
конкурентной борьбы фирме необходимы маркетинговые исследования. Каждаякрупная зарубежная компания ежегодно проводит своими силами или заказываетпроведение сторонними организациями 3 - 4 маркетинговых исследований.
Принципиальной особенностью
Таким
образом, под маркетинговым
целенаправленный на решение стоящей перед фирмой проблемы (комплекса
проблем) процесс постановки задач, получение маркетинговой информации,
планирование и организация её сбора, анализ и представление отчета о
результатах.
К основным принципам
Принцип объективности означает необходимость учета всех факторов и
недопустимость принятия определенной точки зрения до завершения анализа
всей собранной информации.
Принцип точности означает четкость постановки задач исследования,
однозначность их понимания и трактовки, а так же выбор инструментов
исследования, обеспечивающих необходимую достоверность результатов
исследования.
Принцип тщательности означает детальность планирования каждого этапа
исследования, высокое качество выполнения всех исследовательских операций, достигаемое за счет высокого уровня профессионализма и ответственности исследовательского коллектива, а так же эффективной системы контроля над его работой.
Маркетинговые исследования, проводимые фирмами, различают как по масштабам, так и по видам.
Важнейшими факторами, определяющими масштабы и направления маркетинговых исследований, являются размер (масштаб маркетинговых исследований) и специализация фирмы (направление маркетинговых исследований). Средние фирмы затрачивают на маркетинговые исследования гораздо меньшую долю своего бюджета (1,5%), чем крупные (3,5%).
Фирмы, выпускающие товары потребительского назначения, так же затрачивают на маркетинговые исследования большую долю оборота (0,08%), чем фирмы, выпускающие товары промышленного назначения (0,04%). Мелкие же фирмы, независимо от их специализации, как правило, не затрачивают существенных средств на маркетинговые исследования.
Каждая фирма самостоятельно определяет тематику и объем маркетинговых
исследований, исходя из имеющихся у неё возможностей и потребностей в
маркетинговой информации, поэтому, виды маркетинговых исследований,
проводимых различными фирмами, могут быть разными.
Приведем некоторые из областей и видов маркетинговых исследований:
1 Исследование рынка.
1.1
определение рыночного
1.2
определение характеристик
1.3
анализ распределения долей
1.4 изучение экспортных рынков;
2
Исследование потребительских
2.1
исследование реакции
2.2
испытание и тестирование
2.3 анализ товаров конкурентов;
2.4 исследование упаковки;
2.5
изучение товарной
2.6 изучение воздействия товара на окружающую среду;
3
Экономический анализ
3.1 анализ политики цен;
3.2 краткосрочное и долгосрочное прогнозирование рынка;
4 Исследование сбыта.
4.1 анализ сбыта;
4.2 анализ каналов распределения;
4.3 анализ издержек распределения;
4.4 анализ размещения предприятий и складов;
4.5 пробный маркетинг.
5 Исследование рекламы, стимулирование сбыта и «Паблик рилейшинз».
5.1
исследование эффективности
5.2 изучение средств рекламы;
5.3
исследование рекламных
5.4
исследование стратегий и
(скидок, купонов, образцов и т.д.);
5.5
исследование методов
5.6
исследование потребительских
5.7
изучение законодательных
стимулирования сбыта;
5.8
изучение проблем
2. ПОРЯДОК
ВЕДЕНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ
Несмотря на многообразие видов маркетинговых исследований, проводимых
фирмами, в основе их лежит общая методология, определяющая порядок их
выполнения.
Процесс проведения маркетинговых исследований в общем случае состоит из 5-и основных этапов:
1.
выявление проблем и
2.
отбор источников, сбор и анализ
вторичной маркетинговой
3.
планирование и организация
4.
систематизация и анализ
5.
Предоставление полученных
2.1 Выявление
проблем и формулирование
Выявление проблем и формулирование целей исследования по праву считается важнейшим этапом исследований. Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель маркетинговых исследований являются залогом его успешного проведения. Ошибки же, допущенные на этом этапе, могут привести не только к неоправданным затратам на проведение маркетинговых исследований, но и к обострению истинных проблем, связанных с потерей времени на движение по «Ложному Следу»
Вне зависимости от того, проводит ли фирма исследование собственными силами
или привлекает к его проведению стороннюю организацию, к выявлению проблем и формулированию целей исследования должны привлекаться специалисты фирмы, а окончательные результаты этой работы должны быть одобрены её руководством.
При этом на практике, как правило, возможны две ситуации:
¨
Руководство фирмы
ставит
перед исследовательской
исследования. В этом случае деятельность исследовательской группы на данном этапе состоит в уточнении формулировки цели и задач исследования, а так же в определении содержания и формы представления его результатов;
¨
У руководства фирмы
исследования,
и оно ограничивается неопределенной
постановкой проблемы. В этом случае исследовательской
группе предстоит провести предварительное
исследование, направленное на конкретизацию
проблемы и формулирование на еёоснове
целей и задач маркетингового исследования.
Следует подчеркнуть, что в любом случае
успех деятельности исследовательской
группы на данном этапе во многом зависит
от её умения привлечь к этой работе руководство
и специалистов фирмы.
2.2 Отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации.
Второй из указанных выше этапов процесса проведения маркетингового
исследования состоит в последовательном выполнении определенных процедур. В зависимости от сроков и трудовых ресурсов, выделенных для выполненияуказанных процедур, отбор внутренних и внешних источников
вторичной информации и сбор её может производиться как поочередно (сначала изучается внутренняя, а затем внешняя информация), так и одновременно.
Основным и важнейшим источником внутренней вторичной информации для
большинства зарубежных фирм служит компьютер, в информационную базу которого включаются все значимые данные, отражающие различные функции управления деятельностью фирмы (организацию производства, закупку, продажу, управлениекадрами, финансовую маркетинговую деятельность и др.). Использование компьютерной технологии хранения получения внутренней и вторичной
информации позволяет не только сократить трудовые затраты по её сбору, но и обеспечить высокую оперативность её получения.
Несмотря на заметное развитие процесса компьютеризации управленческой
деятельности на отечественных предприятиях, большая часть внутренней
информации по-прежнему обрабатывается в ручную, что значительно снижает оперативность её сбора. Внешние же источники вторичной информации включают:
· Материалы законодательного и инструктивного характера, публикуемые
государственными учреждениями, в том числе федеральными и местными
(например:
справочник законодательства
налоговой инспекции и т. д.);
· Отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров;
· Издания некоммерческих исследовательских организаций (например:
отделений академий наук, университетов, институтов, материалы конференций,
семинаров и т.д.);
· Публикации торговых и промышленных ассоциаций, в т.ч. ассоциаций
маркетинга по отдельным видам продукции (например: ассоциация
товаропроизводителей, ассоциация рекламодателей и т.д.);
· Журналы по различным товарам и технологиям;
· Газеты;
· Телерекламу и радиорекламу.
Систематизация вторичной информации производится, как правило, после
завершения её сбора из внутренних и внешних источников и направлена на
облегчение процесса её последующего анализа.
Анализ вторичной информации включает в себя оценку её полноты, достоверности и непротиворечивости для решения поставленных перед исследователями задач.
Положительная оценка указанных характеристик вторичной информации позволяет приступить к её интерпретации, формулированию выводов и разработке рекомендаций, направленных на достижение цели и решение задач маркетингового исследования. В этом случае после завершения данного этапа исследования следует переход к завершающему его этапу, т.е. к предоставлению полученных результатов. В случае же неудовлетворительной оценки указанных выше характеристик вторичной информации (недостаточной полноты, достоверности или её противоречивости) определяется потребность в дополнительной первичной
информации, т.е. создается предпосылка для перехода к следующему (третьему)этапу исследования.
2.3 Планирование и организация сбора первичной информации.
Планирование и организация сбора первичной информации по праву считается самым трудоемким этапом процесса проведения маркетингового исследования,