Концепция коммерческой деятельности в сфере товарного обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 15:00, курсовая работа

Краткое описание

Коммерческо-посреднческая сеть в целях повышения результативности своей деятельности должна быть конкурентно способной в системе всех звеньев сферы товарного обращения. Она должна широко использовать современные принципы менеджмента и маркетинга, постоянно внедрять новейшие формы и методы оптовой торговли, используя лучший мировой опыт этой области, активно развивать сервисные услуги на новейших принципах рыночного взаимодействия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………
3
Глава 1. Концепция коммерческой деятельности в сфере товарного обращения. Содержание коммерческой системы: принципы, цели, задачи……………………………………………………………………..


5
Глава 2. Анализ основных показателей деятельности ООО «Газпромнефть-Юг»……………………………………………….

13
Глава 3. Рекомендации по развитию диверсификации коммерческой деятельности и улучшению сервисного обслуживания……………….

28
Заключение…………………………………………………………………
31
Список используемой литературы……………………………………….

Вложенные файлы: 1 файл

Газпромнефть-Юг.doc

— 585.50 Кб (Скачать файл)

 

Оценим данные результаты по пятибалльной шкале, чтобы оценить конкурентоспособность предприятий на рынке в количественном выражении в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 - Количественная оценка конкурентоспособности фирм

Группы показателей

ООО

«Газпромнефть-Юг»

ЛУКОЙЛ

ТНК

Финансы

Структура активов (задолженность)

3

3

4

Отношение объема продаж к стоимости активов

2

5

4

Отношение основного и оборотного капитала

2

4

4

Размер собственности

2

4

5

Всего

9

16

17

Производство

Количество рабочей силы

2

4

5

Запас сырья

3

4

5

Объем продаж в расчете на одного занятого

2

5

4

Контроль качества

1

4

3

Своевременность поставок готовой продукции

3

4

4

Всего

11

21

21

Система связи

Четкость разделения функций управляющих

3

2

5

Скорость реакции управления на изменения

1

3

4

Всего

4

5

9

Маркетинг

Контролируемая доля рынка сбыта

2

4

5

Репутация продукции на рынке

2

5

4

Престиж торговой марки

1

5

3

Уровень обслуживания потребителей

3

5

5

Торговый аппарат предприятия

1

4

5

Цены на изделия и услуги

3

4

3

Число потребителей

2

5

5

Всего

14

32

30

Состав рабочей силы

Общее число работников на почасовой оплате

1

4

5

Конторский персонал

1

4

5

Торговый и сбытовой персонал

2

4

5

Управляющие среднего уровня

3

4

4

Управляющие высшего уровня

2

4

3

Число уровней управления

1

2

4

Текучесть кадров

5

4

5

Всего

15

26

31

Технология

Технология изготовления изделий

3

4

3

Новые изделия

5

4

4

Мощность инженерно-конструкторской базы

2

5

3

Всего

10

13

10

ИТОГО

63

113

118


 

Для рассматриваемых фирм анализ показателей конкурентоспособности показал (таблица 2.4):

 

 Таблица 2.4 - Индексы конкурентоспособности фирм

Индекс конкурентоспособности

ООО

«Газпромнефть-Юг»

ЛУКОЙЛ

ТНК

По финансовому положению

2,25

4

4,25

По производственным показателям

2,2

4,2

4,2

По системе связи

2

2,5

4,5

По маркетингу

2

4,6

4,3

По составу рабочих

2,1

3,7

4,4

По технологии

3,3

4,3

3,3

Общий индекс

2,52

4,25

4,72


 

Из рассчитанных данных, очевидно, что рассматриваемая фирма ООО «Газпромнефть-Юг» обладает наименьшей конкурентоспособностью. И относится к фирмам, которые имеют устойчивые позиции на рынке, соответствуют отраслевым стандартам, но не более. Во многом, конечно, положение фирмы ООО «Газпромнефть-Юг» зависит от ее небольших размеров по сравнению с компаниями-конкурентами. Хотя стоит отметить, что по технологическим показателям данная фирма соответствует показателям компании «ТНК», занимающей первое место. Покажем рейтинг конкурентоспособности на рис. 2.3:

Рисунок 2.3 - Рейтинг конкурентоспособности

 

По рейтингу на первом месте ТНК, на втором — ЛУКОЙЛ и на третьем ООО «Газпромнефть-Юг».

Из рассчитанных данных очевидно, что рассматриваемая фирма обладает наименьшей конкурентоспособность. И относится к фирмам, которые имеют устойчивые позиции на рынке, соответствуют отраслевым стандартам, но не более. Во многом, конечно, положение фирмы Калуганефтепродукт зависит от ее небольших размеров по сравнению с компаниями-конкурентами.

По состоянию на конец 2011 года структура отрасли включает 10 вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК): «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Сибнефть», «ТНК», «СИДАНКО», «Славнефть», «Татнефть», «Башнефть», добывающих 90% нефти в стране, 153 малых и средних предприятий, на долю которых приходится 7% добычи. Еще около 3% добычи осуществляет ОАО «ГАЗПРОМ». В России насчитывается 27 основных НПЗ суммарной мощностью по первичной переработки нефти 261 млн. тонн в год, загрузка которых в 2010 году составляла 66%. Протяженность магистральных нефтепроводов составляет 48,6 тыс. км. и нефтепродуктопроводов – 19,3 тыс. км.

«ЛУКОЙЛ». Является ведущей в российском нефтяном секторе с точки зрения географической диверсификации бизнеса. Стратегическая цель – стать фирмой мирового уровня, ориентированной на реализацию продукции с высокой добавленной стоимостью. Однако экспансия на запад сопряжена с высокими затратами. Считается, что увеличение доходности операций на зарубежных рынках – основная задача, которую необходимо решить предприятию.

Становление «ЛУКОЙЛ» как компании международного класса будет зависеть не только от повышения ее производственно-финансовой конкурентоспособности. Следование международным стандартам корпоративного управления – принципиально необходимо для дальнейшего развития.

Особенности нефтеперерабатывающей промышленности

Нефтяная отрасль России, в которой занято 3% самодеятельного населения, сегодня производит 8% ВВП, но на ее долю приходится 35% поступлений от внешней торговли, около 40% федерального бюджета и почти 20% – консолидированного. Нефтяники обеспечивают более двух третьих общего потребления первичных энергоресурсов и четырех пятых их производства, от них поступает пятая часть всей промышленной продукции. Динамика производства нефтяной отрасли по сравнению с промышленностью в целом показывает ее опережающее развитие.

В нефтеперерабатывающей промышленности с начала 2011 года переработано 173,9 млн. тонн нефти или на 2,9% больше, чем за аналогичный период 2010 года.

Возросло производство основных видов нефтепродуктов – топочного мазута – на 0,9%, дизельного топливо – на 1,9%, автомобильного бензина – на 1,3%.

На предприятиях  «Роснефть» объем нефтепереработки с начала 2011 года увеличился на 15,5%, в том числе. В «ТНК» нефтепереработка увеличилась на 1,6%. Темпы роста в  «ЛУКОЙЛ» с начала года составили 101,4%.

ОАО «ТНК» – один из крупнейших российских производителей высококачественных нефтепродуктов. По объемам перерабатываемого сырья (21,9 млн. тонн в 2002 году, в том числе 21,1 млн. тонн нефти) компания занимает третье место в России. Переработку нефти осуществляют четыре нефтеперерабатывающих завода – Рязанский, Орский, Нижневартовский и расположенный в Украине Лисичанский.

Одно из направлений развития ОАО «ТНК» – расширение присутствия на рынке нефтепродуктов. Работая на внутреннем рынке, компания ориентируется на достижение максимального объема продаж, повышения рентабельности и укрепление своих конкурентных преимуществ.

Для этого компания расширяет ассортимент продукции нефтепереработки, увеличивает доли продуктов глубокой переработки, улучшает качество предлагаемых покупателям нефтепродуктов. Параллельно продолжается расширение сбытовой сети и развитие ее инфраструктуры. Компания выходит на новые рынки сбыта и укрепляет свои позиции в регионах присутствия.

В 2010  году  «ТНК» реализовало 19,7 млн. тонн нефтепродуктов, в том числе на экспорт 11,8 млн. тонн. На внутреннем рынке России компанией было реализовано 7,9 млн. тонн нефтепродуктов (40,1%), в том числе 3,9 млн. тонн – через сбытовую сеть.

В 2011  году ОАО «ТНК» увеличило экспорт в абсолютном выражении, а также и его долю в структуре реализации. Экспорт нефти вырос до 17,0 млн. тонн по сравнению с 16,8 млн. тонн 2010 года, удельный вес экспортируемой нефти достиг 45%.

НК «Роснефть» стремится вывести свои нефтеперерабатывающие мощности на качественно новый технологический уровень, чтобы резко увеличить выпуск высококачественных и экологически безопасных видов топлива, получить максимальную прибыль с тонны перерабатываемой нефти. Эти задачи более чем актуальны для НПЗ «Роснефти», средняя глубина переработки нефти на которых, составляла в 2011 году лишь 57,1%. Исходя из этого компания проводит масштабную реконструкцию и модернизацию на своих заводах.

В 2010 и 2011 годах объем поставленной  «Роснефть» на экспорт нефти составил, соответственно, около 50% и 43% от объема добычи. Оставшаяся нефть была переработана на нефтеперерабатывающих заводах компании и других российских НПЗ для дальнейшей реализации на внутреннем и внешнем рынках.

На территории России «Роснефть» обладает мощной и развитой сетью сбыта продукции. Более полутораста предприятий по сбыту, перевалке и экспорту нефтепродуктов и нефти расположены в наиболее значимых и динамично развивающихся регионах страны – русский Север, Северный Кавказ, Дальний Восток, Западная Сибирь и др. В планах компании на ближайшие годы – развитие собственной фирменной сети автозаправочных станций, закрепление на розничном рынке нефтепродуктов.

В 2011 году сбытовыми предприятиями «Роснефти» было реализовано почти 18 млн. тонн нефтепродуктов, что на 30% больше показателей предыдущего года.

В настоящее время компания располагает 625 автозаправочными станциями. Масштабная реконструкция и строительство новых автозаправочных комплексов осуществляется «Роснефтью» в Краснодарском крае и республиках Северного Кавказа.

 «ЛУКОЙЛ» владеет значительными нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом. Российские заводы компании (Волгоградский НПЗ, «Пермнефтеоргсинтез», «Нижегороднефтеоргсинтез», Ухтинский НПЗ) способны перерабатывать 40,7 млн. тонн нефти в год (16% российских нефтеперерабатывающих мощностей). Зарубежные НПЗ «ЛУКОЙЛа» (в Бургасе, Плоешти, Одессе) имеют общую мощность 17,8 млн. тонн в год.

В 2011 году на нефтепереработку «ЛУКОЦЛом» было направлено 44,9 млн. тонн нефти. В рамках проводимой программы реструктуризации была увеличена загрузка российских НПЗ компании, на которых было переработано 33,9 млн. тонн нефти. Это позволило сократить продажи нефти на внутреннем рынке и получить дополнительный доход от продажи нефтепродуктов в размере $355 млн.

Модернизация НПЗ позволила «ЛУКОЙЛу» увеличить производство высокооктановых автомобильных бензинов на 16,9%. Доля высокооктановых автобензинов в общем объеме производства автомобильных бензинов составила 50,6%, на 2% выше уровня 2010 года.

Российские нефтяные компании в большинстве своем являются вертикально и / или горизонтально интегрированными. Поэтому при анализе структуры рыка мы будем использовать данные по компаниям в целом для более правильного и точного отражения ситуации на рынке автобензина.

Анализ структуры рынка автобензина будет проводиться по трем наименованиям этого продукта: АИ – 76, АИ – 92 и АИ – 95.

Данный анализ будет проводиться по результатам последних четырех лет, а именно с 2000 года по 2003 год, что позволит выявить тенденцию развития рынка автобензина.

В ходе анализа нам необходимо выявить, какое предприятие доминирует на рынке, как распределяются силы в конкурентной борьбе, а также сделать прогнозы дальнейшего развития рынка.

На первом этапе анализа нам необходимо определить количество участников рынка, а также объемы выпуска продукции на каждом из них. Эти данные сгруппируем в таблице 2.5.

 

Таблица 2.5 – Объем производства автобензина в 2011 году (тыс. тонн)

 

НПЗ России

АИ –76

АИ – 92

АИ – 95

ЛУКОЙЛ

2148,3

1520,2

203,7

ТНК

513,3

1075,3

138,2

Роснефть

216,8

970,22

200,55

ООО «Газпромнефть-Юг»

150,5

857,66

144,3

Совокупный  объем производства

3028,9

4423,38

686,75


 

 

 

 

Вторым этапом анализа является определение долей участников рынка автобензина. Для этого мы используем формулу (1).

 

di =Qi/Q, (1)

 

где di – доля определенного предприятия на рынке;

Qi – объем производства определенного предприятия;

Q – совокупный объем  производства участников рынка.

И так, нам необходимо разделить объем производства одного из участников на совокупный объем производства. Таким образом, мы выясним, как распределяются доли на рынке.

Информация о работе Концепция коммерческой деятельности в сфере товарного обращения