Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 04:06, реферат
Начиная с 2009 года корпоративное управление в Нидерландах претерпело значительные изменения, связанные, прежде всего, с тем, что наблюдательные советы компаний стали играть более активную роль в осуществлении контроля над менеджментом, а также в вопросах взаимодействия с акционерами. В то же время, стали использоваться различные стимулы для активизации деятельности акционеров компаний на фоне некоторого ограничения их прав.
Корпоративное управление в Нидерландах
Начиная с 2009 года корпоративное управление в Нидерландах претерпело значительные изменения, связанные, прежде всего, с тем, что наблюдательные советы компаний стали играть более активную роль в осуществлении контроля над менеджментом, а также в вопросах взаимодействия с акционерами. В то же время, стали использоваться различные стимулы для активизации деятельности акционеров компаний на фоне некоторого ограничения их прав. С января 2009 года вступила в силу обновленная редакция Кодекса корпоративного управления Нидерландов, предусматривающая, что компании должны представлять ежегодные отчеты в строгом соответствии с требованиями этого документа.
К числу наиболее важных нововведений Кодекса можно отнести следующие:
Акционер вправе вынести тот или иной вопрос на обсуждение общего собрания только после его согласования с представителями правления компании. В случае, если вопрос связан с изменениями в стратегии компании, то правление оставляет за собой право на т.н. «ответное время» и может поставить вопрос на голосование в течение 180 дней с момента его внесения акционером;
Правление компании обязано обеспечить участие наблюдательного совета в обсуждениии любых инициатив, связанных с изменением стратегии компании;
Наблюдательный совет получил полномочия, связанные с анализом различных составляющих системы вознаграждения и, в соответствии с полученными результатами, по корректировке принципов вознаграждения правления компании;
Надзор наблюдательного
совета за деятельностью правления
компании включает обеспечение контроля
по взаимодействию последнего с акционерами,
а также эффективное выполнение
компанией функцией в сфере социальной
ответственности перед
Компания должна разрабатывать
и корректировать основные положения
своей политики на основе постоянного
диалога с акционерами и
Руководство компании не должно препятствовать изъявлению особого мнения акционерами, сформулированного ими под воздействием агентств, дающих рекомендации по голосованию.
Глобальный финансовый кризис поставил Банковскую ассоциацию Нидерландов (NVB) перед необходимостью внесения изменений в Банковский кодекс, вступивших в силу с января 2010 года. Наряду с Кодексом корпоративного управления Банковский кодекс основан на принципе «соблюдай или объясняй». Основные положения новой редакции Банковского кодекса касаются вопросов, связанных с ответственностью и уровнем компетенции членов правлений и наблюдательных советов, а также с управлением рисками, принципами вознаграждения, и, в частности, предусматривают следующее:
Наблюдательный совет
обязан уделять первостепенное внимание
вопросу управления рисками. Члены
наблюдательного совета должны обладать
достаточным уровнем экспертных
знаний для оценки основных направлений
банковской политики с целью выработки
сбалансированного и
Испонительный совет банка должен исходить из того, что непременным условием его успешного функционирования является наилучшее обеспечение интересов своих клиентов;
Наблюдательный совет должен на ежегодной основе обсуждать вопросы, связанные с соответствием размера прибыли банка уровню выплат различных пособий, компенсаций и бонусов руководству и, в зависимости от достигнутых результатов, корректировать политику вознаграждения банка. При выплате вознаграждений членам исполнительного совета должны приниматься во внимание такие важные факторы, как степень личного участия каждого из них как в разработке долгосрочной стратегии банка, так и в деятельности по наращиванию его ежегодной прибыли.
В последнее время важные изменения были внесены также в законодательство, регулирующее сферу корпоративного управления Нидерландов. В парламент был представлен законопроект, предусмаривающий наделение наблюдательных советов компаний правом устанавливать обоснованные и справедливые компенсационные выплаты в случае слияния компаний или отчуждения компании в пользу другого собственника. Кроме того, на рассмотрение парламента был предложен законопроект, регламентирующий порядок взаимодействия акционеров с руководством компаний и одновременно заметно ограничивающий права акционеров. Так, для включения акционером вопроса в повестку дня ежегодного собрания доля его акций в компании должна быть не менее 3% (ранее – 1%). Законопроект также предоставляет руководству компаний право доступа к персональной информации акционеров в целях установления прямого взаимодействия с ними на протяжении 60-ти дневного срока до очередного собрания. На рассмотрение сената также внесен законопроект, предусматривающий слияние в единую управляющую структуру правлений и наблюдательных советов соответствующих компаний. Некоторые зарегистрированные на фондовой бирже голландские компании уже успешно используют эту практику в целях повышения эффективности управления. В соответствии с этим законопроектом каждый член создаваемой единой управляющей структуры должен нести ответственность за положение дел в компании, а ее руководитель обязательно должен иметь статус неисполнительного директора. Законопроект также предусматривает, что члены наблюдательных советов компаний не имеют права быть их работниками, а те из них, у кого присутствует конфликт интересов при рассмотрении тех или иных вопросов, должны быть отстранены от принятия решений по этим вопросам.
Образование в Нидерландах: системы управления
Нидерланды - маленькая страна
(41 тысяча квадратных километров, 14 млн.
жителей). Разумеется, в количественном
плане нельзя сравнивать нас с
Россией, однако, несмотря на различия,
несомненно, существует также и много
общего. Я уверена, что руководители
школ в обеих странах делают все
возможное, чтобы предоставить учащимся
хорошее образование, понимают, насколько
важны профессионализм и
Сначала я опишу систему
образования на государственном
уровне, затем остановлюсь на том,
как управляются отдельные
В Нидерландах все дети от 6 до 16 лет обязаны посещать школу. Первая ступень обучения - базовая школа (большое количество детей посещают ее уже с 4 лет), где обучение проводится до 12-13 лет. Эти школы невелики, с численностью от 100 до 500 учащихся.
В 12 лет дети с помощью родителей (однако все чаще самостоятельно) выбирают школу, в которой продолжат образование. Они имеют широкий выбор. Школы различаются по видам предлагаемого образования: подготовительное профессиональное, среднее профессиональное, высшее общее продолженное (старшие классы средней школы), подготовительное научное образование. Различны школы и по их величине: от 400 до 2500 учащихся, причем отмечается тенденция к укрупнению. Чаще всего родители и дети выбирают небольшие школы, считается, что последние более уютны и уделяют больше внимания отдельным ученикам. Различаются школы также по принадлежности к различным вероисповеданиям. Наряду с общественными, которые отличают широкая доступность и веротерпимость, существуют и специальные: католические, протестантские (с многочисленными вариациями) и другие. Закон предоставляет широкие возможности для организации различных школ, полностью финансируемых государством, этот типично нидерландский феномен свободы образования закреплен в Конституции.
Политические партии и группировки, а также совещательные органы высказывают свою точку зрения по вопросам, касающимся местного управления, в этом зачастую длительном процессе возникают компромиссы, находящие свое отражение в законодательных актах.
Государство определяет следующие моменты: структуру; объем школы (минимальное количество учащихся); пакет предметов в разных школах; правила приема в различные школы; выпускные экзамены; требования к преподавательскому составу; организацию совещательных советов; рамки полномочий "уполномоченных властей".
Важнейшим инструментом государственного управления системой образования является система финансирования. До недавнего времени существовала декларативная система, по которой школы практически были лишены права свободно распоряжаться предоставляемыми средствами. Кадровый состав и материальные средства распределялись сверху самым тщательным образом, так что школы могли проводить лишь небольшое перераспределение бюджета на другие нужды. Финансового управления на школьном уровне не существовало, следствием чего явилось то, что администрация и другой персонал не чувствовали себя ответственными за расходы. Такое положение не создавало стимулов к эффективной работе, даже наоборот, экономия средств зачастую наказывалась, так как на следующий год школа получала меньше денег. Теперь школам разрешено осуществлять свой собственный финансовый менеджмент, который ограничивается только неизмеряемыми затратами на заработную плату. Замечу, что увольнение персонала практически невозможно, собственно, только в случае самопроизвольного сокращения количества учащихся.
До недавнего времени школьное законодательство было очень подробным. Однако нидерландское общество становится все более расслоенным, люди не хотят, чтобы к ним относились, как к "одинаковым монахам в одинаковой одежде", следовательно, управление становится все более сложным. Это приводит к тому, что мы называем "бюрократической спиралью": возникает все больше и больше уточняющих правил к самым различным ситуациям, но при этом управленческая сила властей отнюдь не становится больше, наоборот, стимулируется только "творческое" использование правил. Сейчас происходит передача полномочий и, следовательно, ответственности на нижние этажи управления (местные власти и сами школы).
Меньше внимания уделяется различным правилам по организации учебного процесса, больше - результатам. Так, недавно было отменено официальное расписание уроков (количество часов в неделю на определенный предмет) в системе среднего профессионального образования, при этом преподавание стало более гибким.
Часто применяется материальное
поощрение. Государство предоставляет
дополнительные средства для поддержания
перспективных тенденций, таких, к
примеру, как увеличение числа девушек,
изучающих точные науки; рост числа
женщин в школьном руководстве, поддержка
самостоятельного образования. Бюджет,
полагающийся для системы образования,
сокращается с целью
Структура типичного голландского
учебного заведении включает в себя
школу подготовительного
Не все школы включают в себя полную шкалу видов образования, т.е. ППО, СОПО, ВОПО и ВНО. Существуют учебные заведения с двумя, тремя или даже одним видом. Правда, местные власти всяческим образом стимулируют формирование так называемых широких школьных объединений, то есть школ с полным набором видов образования, хотя законодательных актов, обязывающих школы к подобному объединению, не существует. В настоящий момент прежде всего, школам ППО трудно найти "партнера", так как многие школы более высокой ступени боятся стать менее привлекательными, если у них будет только отделение. Существует три управленческих органа: правление, дирекция и совещательный совет. Школа управляется правлением, отвечающим за финансы, кадры и педагогические программы; выполнение многочисленных финансовых обязательств; сохранение вида образования: набор персонала, включая дирекцию; работу с совещательным советом.
Отношения между правлением и дирекцией могут быть самыми различными. Существуют правления, которые буквально сидят в кресле директора и усиленно занимаются будничными вопросами. Другие принимают важные решения, которые, однако, полностью игнорируются дирекцией, в компетенцию которой и входит ежедневное управление школой. При этом всю ответственность принимает на себя директор. Степень этой самостоятельности зависит от исторически сложившейся ситуации, преподавательских и организаторских принципов школы, от других факторов, как, например, ее расположение (в одном здании или нескольких, находящихся друг от друга на значительном расстоянии), амбиций дирекции и личных качеств персонала. Количество членов дирекции в одной школе до недавнего времени определялось законодательством, теперь школам предоставлено больше свободы.
Совещательный совет - законодательный орган, контролирующий правление. Он состоит из выборных членов из числа персонала, родителей и учащихся. В его регламенте определено, для каких решений правления необходима рекомендация или даже решение совещательного совета. Если правление игнорирует рекомендации, совет вправе обратиться в арбитражную комиссию. В свою очередь правление, не получив согласия совещательного совета, может обратиться с апелляцией.