Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 01:04, реферат
Цель исследования – изучение проблемы лидерства в научном сообществе историков XIX-XX в.в.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
рассмотреть понятие и классификацию лидерства;
проанализировать проблемы лидерства в научном сообществе историков XIX-XX в.в.;
определить ключевые аспекты в ходе исследования, обозначит выводы.
Введение ................................................................................................................
3
Глава 1. Теоретические аспекты лидерства ........................................................
5
1.1 Понятие и сущность лидерства ................................................................
5
1.2 Типы подходов к изучению лидерства ....................................................
10
Глава 2. Проблема лидерства в научном сообществе историков XIX - начала XX века .....................................................................................................
17
2.1 Классификация ученых-историков на основе историографических направлений ................................................................................................
17
2.2 Основные типы лидерства в историографии ........................................
19
Заключение ............................................................................................................
29
Список использованных источников ..................................................................
32
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .............................. |
3 | |
Глава 1. Теоретические аспекты
лидерства .............................. |
5 | |
1.1 Понятие и сущность
лидерства .............................. |
5 | |
1.2 Типы подходов к изучению
лидерства .............................. |
10 | |
Глава 2. Проблема лидерства
в научном сообществе историков XIX
- начала XX века .............................. |
17 | |
2.1 Классификация ученых- |
17 | |
2.2 Основные типы лидерства в
историографии .............................. |
19 | |
Заключение .............................. |
29 | |
Список использованных источников
.............................. |
32 |
ВВЕДЕНИЕ
Проблема лидерства имела огромное значение для судеб людей во все времена и во всех странах. От неё в определенной мере зависит и благополучие страны, и отдельных её районов, вплоть до каждого учреждения и каждой семьи. К сожалению, подготовка лидеров в нашей стране в необходимом количестве и с должными качествами практически не ведется, и нередко руководители большого масштаба учатся в процессе исполнения роли лидера, используя здравый смысл, метод проб и ошибок, причем их ошибки или заблуждения имеют достаточно глубокие последствия.
В России общепринятым является мнение о том, что чем выше руководитель взбирается по административной лестнице, тем он больше знает и дальше видит. Это, по нашему мнению, является заблуждением, т.к. при таком росте область профессиональных знаний руководителя постепенно уменьшается, а потом и вовсе исчезает.
В мире имеются достойные примеры, когда мудрые руководители сферу своих незнаний компенсировали путем привлечения самых квалифицированных экспертов, составляя из них целевую команду. Весьма часто у нас роль лидеров играют случайные люди со своими личными интересами, амбициями и намерениями, что не способствует развитию руководимых ими сообществ. Они могут только играть какое-то время эту роль, т.к. подлинными лидерами они никогда не станут по причине отсутствия высших целей и приверженности общим интересам, видения общественных перспектив (соответственно и умение выбирать правильную стратегию и тактику), достаточного для занимаемой должности профессионализма.
Руководителями научно-исследовательских институтов нередко становятся люди, не знающие, что такое научное исследование, не владеющие научной методологией, не умеющие поставить научную задачу, т.е., фактически не способные быть научными лидерами творческих коллективов.
Параллельно отмечается тенденция использования ученых степеней и званий в коммерческих целях, а, значит, утрачивается их значимость и престижность. Всё это не способствует развитию областей российской науки.
Значение лидеров в научных учреждениях остается исключительно высоким и в современном мире. В условиях переходного периода (когда теряется определенность, меняется система привычных отношений, схем управления и финансирования) эта роль возрастает. В современных условиях от лидера и его качеств полностью зависит выживаемость и перспективы развития многих коллективов.
В данной работе тема «Лидерство в науке» будет рассмотрена в контексте проблемных аспектов лидерства в научном сообществе историков XIX-XX в.в.
Объект исследования – теоретические основы лидерства.
Предмет исследования – проблема лидерства в научном сообществе историков XIX-XX в.в.
Цель исследования – изучение проблемы лидерства в научном сообществе историков XIX-XX в.в.
В рамках достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
Теоретико-методологическая основа исследования – базовые подходы к изучению темы в рамках нашего исследования Б.Д.Парыгина, Г. П.Мягков, М.Г. Ярошевского, Пойнтера, Санчеза и др.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты расширяют и углубляют представления об определении и классификации лидерства. Также в рамках данной работы сделана попытка рассмотрения проблемы лидерства на примере функционирования научного сообщества историков XIX-XX в.в.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, а также включает в себя список использованных источников (21), таблицы (2).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА
1.1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ЛИДЕРСТВА
Существует много определений лидерства, хотя отдельные известные специалисты в области управления полагают, что лидерство является настолько сложным и тонким инструментом, что практически не поддаётся определению. В тоже время отсутствие единого понимания лидерства затрудняет анализ той роли, которую оно играет в жизни общества, в т.ч. в науке. Поэтому остановимся на определении Пойнтера и Санчеза (1994), которое, хотя и несколько упрощенно, но всё же высвечивает основную сущность лидерства. По мнению авторов лидерство – это процесс, с помощью которого человек осознанно пытается оказать влияние на другого человека или группу людей для достижения определенной цели [3]. Из этого определения вытекают следующие характерные черты лидерства:
Это влияние тремя способами. Первый – это умственное воздействие на мышление других людей. Чтобы изменить поведение человека, нужно, прежде всего, изменить образ его мыслей. Это заставляет другого человека принять точку зрения лидера. Кроме того, объектом воздействия лидера могут стать чувства и убеждения других людей. Человеку часто легче осознать и воспринять какие-то новые идеи и мысли, чем изменить свои взгляды и чувства. Поэтому нередко лидер использует в качестве второго способа эмоциональное влияние на чувства и убеждения. И, наконец, третий способ – это поведенческое воздействие, когда лидерство ставит своей целью изменение поведения, то есть образа действия. Поэтому лидер должен уметь повлиять на людей так, чтобы они выполнили даже то, чему противятся.
Обязательное условие лидерства – обладание властью в конкретных формальных или неформальных организациях самых разных уровней и масштаба от государства и даже группы государств до правительственных учреждений, местного самоуправления или народных и общественных групп и движений. Формализованная власть лидера закрепляется законом. Но во всех случаях лидер имеет социальную и психологическую, эмоциональную опору в обществе или в коллективах людей, которые за ним следуют [20].
Выделяют формальное и неформальное лидерство. В первом случае влияние на подчиненных оказывается с позиций занимаемой должности. Процесс влияния на людей через личные способности, умения и другие ресурсы получил название неформального лидерства [21].
Считается, что идеальным для лидерства является сочетание двух основ власти: личностной и организационной.
Решение проблем, возникающих перед группами людей при достижении ими общей цели, решалось путем сплочения вокруг одного лидера. В предпринимательстве этот тип лидерства является основным. Это позволяет за счет концентрации власти в одних руках решать сложные задачи выживания.
Но, следует отметить, что такой способ взаимодействия в рамках организации имеет и слабые стороны:
В целом лидерство признается последователями тогда, когда он уже доказал свою компетентность и ценность для отдельных сотрудников, групп и организации в целом.
Характерными чертами эффективного лидера являются [9]:
Следовательно, лидер является доминирующим лицом любого общества, организованной группы, организации, его отличают ряд качеств, характеризующих этот тип людей [9].
Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние (воздействует) на других, с другой, лидерство – это процесс преимущественно не силового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей. Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Лидерство как тип отношений управления отлично от собственно управления и строится больше на отношении типа «лидер - последователь», чем «начальник - подчиненный». Успех в управлении не компенсирует плохого лидерства.
Подходы к изучению лидерства различаются комбинацией трех основных переменных, привлекающих внимание исследователей: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Важную роль при этом играют характеристики и поведение последователей. Каждый из подходов предлагает свое решение проблемы эффективного лидерства [5].
Ранние традиционные концепции предлагали определять эффективное лидерство на основе либо качеств лидера, либо образцов его поведения. Ситуационность в этих случаях во внимание не принималась. Эти концепции, в конечном счете, утонули в бесконечном множестве выявленных качеств и образцов поведения, так и не создав завершенной теории.
Подходы, основанные на ситуационности лидерства, предлагали объяснять эффективность лидерства через различные ситуационные переменные, т.е. через влияние внешних факторов, не принимая при этом во внимание лидера как личность. Новые концепции попытались объединить преимущества и достижения как традиционного, так и ситуационных подходов. В своих выводах эти концепции основываются на анализе лидерского характера и его взаимосвязи с имеющейся ситуации [5].
Лидер – это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа – таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют [3]:
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.
Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».
Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.