Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 23:40, курсовая работа
Цель работы: Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности, проанализировать финансовую, хозяйственную и маркетинговую деятельность предприятия ЗАО «Очаково». Выявить и изучить проблемы ЗАО "Очаково" по совершенствованию маркетинговой деятельностью. Дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельностью.
2.1 Общие сведения о деятельности предприятия
Сфера деятельности: Производство напитков: безалкогольные
(квас, лимонады серии "Ах", морс), слабоалкогольные напитки и пиво.
Форма собственности: коллективное предприятие, 100 % акций принадлежит коллективу предприятия.
Общая численность работающих: она составляет 450 человек. Из них менеджеры, служащие, рабочие.
На данный момент выпускается следующая продукция:
2.2 Организационная структура управления предприятием "Очаково"
ё
Рисунок 5 - Организационная структура управления ЗАО "Очаково"
2.3 Анализ основных технико-
Данные для анализа взяты приблизительные, так как основные показатели является секретной информацией.
Таблица 2 - Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия "Очаково"
Основные показатели |
2000 |
2001 |
Откло-нения |
Темп роста |
Реализовано продукции, т.
|
7 241 957 |
8803 995 |
1 562 38 |
121,5 103,9 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс.р. |
20784 |
34984 |
14200 |
168,32 |
Товарная продукция, тыс.р. |
12002 |
13566 |
1564 |
113 |
Себестоимость товарной пордукции, тыс.р. |
11692 |
12516 |
824 |
107 |
Среднесписочная численность, чел. |
450 |
450 |
0 |
100 |
Сумма материальных затрат, тыс.р. |
10 712 |
20 972 |
10260 |
195,8 |
Затраты на 1 руб. товарной продукции |
98,06 |
91,62 |
-6,44 |
93,4 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции |
95,82 |
96,23 |
0,41 |
101 |
Продолжение таблицы 2 |
||||
Основные показатели |
2000 |
2001 |
Откло-нения |
Темп роста |
Производительность труда, тыс.р. |
77,68 |
159,45 |
81,77 |
205,2 |
Прибыль от реализации, тыс.р. |
869 |
1049 |
180 |
120,7 |
Балансовая прибыль, тыс.р. |
7 686 |
16 140 |
8454 |
209,9 |
Рентабельность продаж, % |
4,37 |
8,3 |
3,93 |
189,9 |
Реализация продукции увязана со спросом и изменяется в соответствии с заказами торгующих организаций. Заявки предприятий на безалкогольную продукцию и пиво выполняются полностью.
Прибыль является важнейшим показателем деятельности предприятия, отражает различные стороны производственно-хозяйственной деятельности. Она обусловлена объемом реализованной продукции, ее качеством, ассортиментом, уровнем себестоимости и другими факторами.
Прибыль отчетного периода по предприятию составила 1049 тыс. р., что на 180 тыс. р. больше соответствующего периода 2000 г.
Затраты на рубль реализованной продукции – один из важнейших показателей эффективности производства. Затраты на рубль реализованной продукции в 2001 г. составили 96,23 коп., что на 4,1 коп. выше уровня 2000 г. Затраты на производство на предприятии меньше рубля, т.е. предприятие окупает затраты и работает с прибылью.
2.4 Анализ финансового состояния предприятия "Очаково"
Рассмотрим финансовое положение предприятия за последних два года.
Таблица 3 – Исходные данные для анализа финансового состояния, тыс. р.
Статья |
На 01.01.00 |
На 01.01.01 |
АКТИВ |
||
1. Оборотные активы |
||
2. Денежные средства и их |
117,755 |
63,102 |
3.Расчеты с дебиторами |
0,298 |
61,371 |
|
- |
- |
|
118,053 |
124,473 |
|
||
|
31,792 |
30,067 |
|
- |
- |
|
31,792 |
30,067 |
|
1095,502 |
1374,536 |
ПАССИВ |
||
|
||
|
721,769 |
857,160 |
|
- |
- |
|
721,769 |
857,160 |
Собственный капитал |
||
Уставной капитал |
55,970 |
55,970 |
Фонды и резервы |
- |
- |
Итого по разделу 2 |
55,970 |
55,970 |
Всего источников |
1095,502 |
1374,536 |
Данная таблица является основой для расчета ряда аналитических показателей – коэффициентов ликвидности и платежеспособности. Основными коэффициентами ликвидности являются: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности:
Экономическую результативность управленческой
деятельности
КЭР2000 = Д / ЗПР = 10 303 / 326 = 31,6 (2.1)
КЭР2001 = Д / ЗПР = 15 839/ 402 = 39,4 (2.2)
Коэффициенты КЭР2000 и КЭР2001 > 1, это означает то, что предприятие работает с прибылью, и имеются возможности для расширения производственной и коммерческой деятельности.
Соотношение численности аппарата управления ЧВУ к численности промышленного, производственного, коммерческого персонала ЧППК показывает коэффициент КЭ:
КЭ = ЧВУ / ЧППК = 35/415 = 8,4 (2.3)
Показатель данного коэффициента остается неизменным в течение последних двух лет, что говорит о стабильности численности персонала предприятия "Очаково" и об отсутствии текучести кадров.
3 Анализ отдельных аспектов
маркетинговой деятельности
3.1 Анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров фирмы «Очаково»
Проблема качества и конкурентоспособности носит в современном мире универсальный характер. От того, поскольку успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной любой стране, практически любого потребителя.
Объективный фактор, объясняющий многие глубинные причины наших экономических и социальных трудностей, снижающихся темпов экономоического развития за последнее десятилетие с одной стороны и причины повышения эффективности производства уровня жизни в развитых странах Запада, с другой - это качество создаваемой и выпускаемой продукции.
Конкурентоспособность и качество концентрированное выражение всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары.
Чтобы оценить конкурентоспособность фирмы целесообразно провести сравнительный анализ по основным образующим факторам относительно ведущих конкурентов. Подобная процедура является важным элементом конкурирующего маркетинга.
Главными конкурентами Очаково по выпуску слабоалкогольной и алкогольной продукции являются такие крупные кампании как:
Пивоваренная кампания «Балтика»
Кампания «Афанасий –Дон»
Маркетологи делят пивной рынок на пять групп. Дешевые сорта – «Жигулевское», «Останкинское», «Бадаевское», «Москворецкое», «Красный восток». Средняя цена товара составляет 9-13 рублей за 0,5 литра. Недорогое пиво, средняя цена 13 руб. (Клинское, Хамовническое,). Российское пиво класса «премиум» средняя цена – 15 руб. Это «Старый мельник», «Золотая бочка», «Бочкарев», «Балтика» № 3,4,5,6,7,8,9, «Клинское-люкс», «Афанасий»
За небольшой срок своего существования новые производители смогли охватить солидную часть рынка. По данным «Business Analytica» в Москве «Старый мельник» занимает более 5 %, а «Золотая Бочка» и «Бочкарев» - более 4 %. В целом по России а «Бочкарева», «Старого мельника» И «Золотую бочку» приходится соответственно более чем по 5,3 и 2 % рынка. Эти марки стоят не так уж и дешево, в среднем все они на несколько рублей дороже многих сортов «Балтики», не говоря уже о массовом дешевом пиве.
Сегодня, по оценкам «Business Analytica», на каждого жителя в России приходится примерно 30 литров. России есть куда стремиться. Потребление пива в России запросто можно довести дл среднеевропейского. Конечно, до уровня Чехии, где пьет очень много, России дойти трудно, но Англию, где на каждого жителя приходится примерно 80 литров пива в год, достигнуть можно.
Некоторые эксперты, правда, считают, что рост пивного рынка в России не будет продолжаться бесконечно, и призывают производителей не переоценивать свои возможности.
Что же касается пива «Балтика» то, хотя в ряде регионов оно по-прежнему занимает первое место по объему продаж среди высококачественной продукции, доля его несколько сократилась.
По результатам проведения опросов, выяснилось, что основными конкурентами пива, производимого ЗАО «Очаково» являются марки: «Балтика», «Дон», «Бочкарев», «Золотая бочка», «Старый мельник», «Арсенальное», «Афанасий».
Рисунок 6 – Ответы респондентов, на вопрос о том, какие марки пива они предпочитают
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что если товар аналогичен товарам основного конкурента, он назначает цену близкую к цене товара того конкурента. В противном случае предприятие может потерять сбыт. Если товар ниже по качеству, предприятие не сможет запросить на него цену такую же, как и у конкурентов. Запросить больше, чем конкурент, предприятие может тогда, когда его товар выше по качеству. Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя, и естественно гарантируют удовлетворение данной потребности.