Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 21:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических вопросов, касающихся современного содержания маркетинговых исследований как способов получения информации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. рассмотреть теоретические основы маркетингового исследования как способа получения информации.
2. Провести анализ опыта проведения маркетинговых исследований в России.
3. Осветить практические основы маркетингового исследования на примере рынка молочной продукции.
Введение 3
1. Теоретические основы маркетингового исследования как способа получения информации 5
2 .Анализ опыта проведения маркетингового исследования в России 13
3. Практические основы маркетингового исследования на примере рынка молочной продукции 22
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 36
В заключение хочется отметить, что проблемы развития маркетинговых исследований как способа получения информации, на наш взгляд, связаны с тем, что в России, к сожалению, пока еще нет рыночной экономики в чистом виде, как это наблюдается в развитых странах, где маркетингу отводится ведущая роль.
3. Практические основы маркетингового исследования на примере рынка молочной продукции
Цель исследования:
изучить особенности
Задачи исследования:
1. Дать характеристику товарному предложению.
2. Дать характеристику спроса.
3. Разработать программу проведения анкетного опроса.
4. Составить анкету
опроса населения –
5. Представить социально-
6. Представить результаты исследования и сформировать соответствующий отчёт.
Метод сбора информации: опрос, сравнение, сопоставление, анализ литературных источников и информационных данных.
Характеристика основных источников вторичной информации: отчеты и доклады коммерческих исследовательских центров; издания некоммерческих организаций; журналы; данные статистики; компьютерные базы данных и т.п.
Организация сбора первичной информации. В данной работе предусмотрен сбор первичной информации путем проведения опроса.
В качестве орудия исследования при опросе используется анкета, представляющая собой вопросник, предусматривающий фиксацию ответов.
Основные производители товара:
Сегодня на молочном рынке Санкт-Петербурга представлено большое количество торговых марок. Однако производителей на рынке молока далеко не так много. Основным «поставщиком» торговых марок является компания ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» (СПб) – этот «монстр» молочной отрасли имеет в своем активе более 1100 видов продукции. Далее следуют ОАО «ЮНИМИЛК» и ОАО «Danone», ОАО «Valio» и др.
Ёмкость рынка – всего [10, c. 39]:
- 2,1 млн. тонн (СПб);
- 43,1 млн. тонн (Россия).
Ассортимент предлагаемой продукции [5, c. 36]:
ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» - собственно молоко и молочные продукты; йогурты; масложировые продукты; плавленый сыр.
ОАО «ЮНИМИЛК» - собственно молоко и молочные продукты; йогурты; масложировые продукты.
ОАО «Danone» - собственно молоко и молочные продукты; йогурты.
ОАО «Valio» - собственно молоко и молочные продукты; йогурты; масложировые продукты; плавленый сыр.
Динамика выпуска продукции в последние 3 года [5, c. 36]:
ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» - 402 тыс. тонн (2009 год), 422 тыс. тонн (2010 год), 419 тыс. тонн (2011 год).
ОАО «ЮНИМИЛК» - 247 тыс. тонн (2009 год), 251 тыс. тонн (2010 год), 253 тыс. тонн (2011 год).
ОАО «Danone» - 198 тыс. тонн (2009 год), 201 тыс. тонн (2010 год), 205 тыс. тонн (2011 год).
ОАО «Valio» - 67 тыс. тонн (2009 год), 68 тыс. тонн (2010 год), 69 тыс. тонн (2011 год).
Характеристика качества продукции [5, c. 36]:
Рейтинг по 10-бальной шкале (от низкого к высокому):
ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» - 9.
ОАО «ЮНИМИЛК» - 6.
ОАО «Danone» - 7.
ОАО «Valio» - 8.
Средний балл – 7,5 из 10.
Характеристика цен:
Ранжирование (от низкого к высокому):
ОАО «ЮНИМИЛК» - 1.
ОАО «Danone» - 2.
ОАО «Valio» - 3.
ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» - 4.
Имидж [5, c. 36]:
ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» - огромный выбор, широчайший ассортимент, высокие цены.
ОАО «ЮНИМИЛК» - низкие цены, постоянный ассортимент.
ОАО «Danone» - оригинальная упаковка, большой ассортимент.
ОАО «Valio» - следование многолетним традициям производства, широкий ассортимент.
Объем реализованного спроса в динамике:
ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» - 400 тыс. тонн (2009 год), 421 тыс. тонн (2010 год), 416 тыс. тонн (2011 год).
ОАО «ЮНИМИЛК» - 246 тыс. тонн (2009 год), 250 тыс. тонн (2010 год), 251 тыс. тонн (2011 год).
ОАО «Danone» - 197 тыс. тонн (2009 год), 200 тыс. тонн (2010 год), 204,5 тыс. тонн (2011 год).
ОАО «Valio» - 66 тыс. тонн (2009 год), 67,5 тыс. тонн (2010 год), 68,5 тыс. тонн (2011 год).
Везде отмечается незначительное превышение предложения над спросом.
Покупательские предпочтения:
Ранжирование по производителям (от высокого к низкому предпочтению): ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания», ОАО «Valio», ОАО «Danone», ОАО «ЮНИМИЛК».
Ранжирование по ассортименту (от низкого к высокому предпочтению): плавленый сыр, йогурты, масложировые продукты, собственно молоко и молочные продукты.
Объем и структура неудовлетворённого спроса:
Поскольку у всех 4 фирм отмечается незначительное превышение предложения над спросом, неудовлетворённый спрос отсутствует – имеет место избыточное предложение, которое в 2011 году составило 6 тыс. тонн [11]:
ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты питания» - 3 тыс. тонн.
ОАО «ЮНИМИЛК» - 2 тыс. тонн.
ОАО «Danone» - 0,5 тыс. тонн.
ОАО «Valio» - 0,5 тыс. тонн.
Профиль целевого потребителя:
1. Преимущественно женщины 25-55 лет.
2. Покупатели, имеющие в семье детей.
3. Покупатели, интересующиеся информацией о продукте, в том числе размещенной на упаковке.
4. Другие покупатели молока.
Программа проведения анкетного опроса
Цель опроса: исследование петербургского рынка молока и молочной продукции.
Рабочие гипотезы:
1. Петербургский потребитель
слабо информирован о
2. Потребитель не
удовлетворен выбором
Численность и состав опрошенных: 900 человек:
1. Преимущественно женщины 25-55 лет.
2. Покупатели, имеющие в семье детей.
3. Покупатели, интересующиеся информацией о продукте, в том числе размещенной на упаковке.
4. Другие покупатели молока.
Способы отбора опрашиваемых лиц: 900 человек, посетивших места продаж молока, соответствующих перечисленному выше плану состава опрошенных.
Способ связи с аудиторией: устный опрос с последующей письменной фиксацией ответов.
Анкета опроса населения – потребителей молочной продукции представлена в таблице 1.
Таблица 1
Анкета опроса населения – потребителей молочной продукции
1. Как часто Вы покупаете/пьете молоко? |
Покупаю
|
Пью
|
Примечание: Если вы вообще не покупаете молоко, пожалуйста, ответьте на вопросы 8, 12, 13, 14. | ||
2. Для кого Вы покупаете молоко? |
| |
3. Молоко с каким сроком хранения Вы предпочитаете? |
| |
4. Молоко какой жирности Вы обычно покупаете? |
| |
5. Укажите, что еще помимо жирности является для Вас важным в молоке. |
Произвольный ответ | |
6. На что Вы обращаете внимание при покупке молока? |
| |
7. Какое молоко Вы предпочитаете? |
| |
8. Чем, по-вашему, отличается
стерилизованное молоко от |
| |
9. Покупаете ли Вы молоко с содержанием сухого молока? |
| |
10. Удовлетворены ли Вы выбором молока в магазине |
| |
11. Бывает ли так, что приходя в магазин, Вы не видите того молока, которое хотели бы купить? |
| |
12. Какие другие молочные продукты Вы покупаете? |
|
Социально –
демографический портрет
Таблица 2
Социально – демографический портрет респондентов
Социально-демографические признаки опрошенных |
Удельный вес в общем объеме выборки, % |
Пол - итого мужчины женщины |
100 19 81 |
Возраст - итого До 10 лет 10 – 16 16 – 23 23 - 50 Старше 50 |
100 0 12 15 65 8 |
Среднемесячный доход на 1 опрошенного - итого до 10 тыс. руб. 10 – 20 тыс. руб. свыше 20 тыс.руб. |
100 14 71 15 |
Род занятий - итого Служащие Предприниматели Рабочие Социальные работники Студенты Домохозяйки Учащиеся Пенсионеры |
100 13 3 15 3 27 25 9 5 |
В таблице 3 представлены результаты ответов респондентов на анкетный опрос.
Таблица 3
Результаты ответов респондентов на анкетный опрос
1. Как часто Вы покупаете/пьете молоко? |
Покупаю
|
Пью
|
Примечание: Если вы вообще не покупаете молоко, пожалуйста ответьте на вопросы 8, 12, 13, 14. | ||
2. Для кого Вы покупаете молоко? |
| |
3. Молоко с каким сроком хранения Вы предпочитаете? |
| |
4. Молоко какой жирности Вы обычно покупаете? |
| |
5. Укажите, что еще помимо жирности является для Вас важным в молоке. |
Ответы: вкус (46%), оставшийся срок хранения (28%), цена (26%) | |
6. На что Вы обращаете внимание при покупке молока? |
| |
7. Какое молоко Вы предпочитаете? |
| |
8. Чем, по-вашему, отличается
стерилизованное молоко от |
| |
9. Покупаете ли Вы молоко с содержанием сухого молока? |
| |
10. Удовлетворены ли Вы выбором молока в магазине |
| |
11. Бывает ли так, что приходя в магазин, Вы не видите того молока, которое хотели бы купить? |
| |
12. Какие другие молочные продукты Вы покупаете? (ответ комбинированный) |
|
Ранжирование причин
неудовлетворённости выбором
Таблица 4
Ранжирование причин
неудовлетворённости выбором
Причина |
Ранг |
Мало скидок и акций |
1 |
Малый ассортимент |
2 |
Много просроченной продукции |
3 |
Доля затрат на оптимальный состав продукции в организации имеет также положительную динамику. По сравнению с экономической результативностью динамика этого показателя характеризуется более плавным ростом, но он также стабилен.
Результативность
Это условно-негативный момент, поскольку затраты могут расти за счёт добровольного намерения руководства более усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.
Доля затрат на оптимальный
состав продукции в организации
имеет также положительную
Результативность
Это условно-негативный момент, поскольку затраты могут расти за счёт добровольного намерения руководства более усиленно финансировать управление (положительный момент) либо они могут расти вынужденно (отрицательный момент). Если затраты на управление персоналом растут по вынужденным причинам, то необходимо обеспечить тесное взаимодействие уже не секторов, а целых отделов службы управления предприятием.
Информация о работе Маркетинговое исследование как получение информации