Маркетинговое исследование рабочей силы в Свердловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 09:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – маркетинговое исследование рабочей силы Свердловской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, изучить теоретические аспекты маркетингового исследования и особенностей рабочей силы как объекта маркетингового исследования.
Во-вторых, проанализировать методами маркетингового анализа сильные и слабые стороны рабочей силы Свердловской области.
В-третьих, выявить пути улучшения рабочей силы в Свердловской области.
Объект исследования – рабочая сила.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ…………………………………………………………………5
1.1. Российский рынок труда и тенденции его развития……………………….5
1.2. Роль маркетинга на рынке труда…………………………………………...12
2. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ СИЛЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………………25
2.1.Социально-экономическая характеристика рабочей силы Свердловской области………………………………………………………….
2.2. Сильные и слабые стороны рабочей силы Свердловской области……..
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rynok_truda_Mark_issledovanie_rab_sily.doc

— 522.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Уральский государственный  экономический университет

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По предмету: Рынок труда.

На тему:

 «Маркетинговое  исследование рабочей силы в Свердловской области»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент II курса

 заочного факультета

специальности

"Экономика  труда"

Курмакаева  Д.Р.

Домашний адрес: г.Екатеринбург,

Ул. Братская, д.11

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  РАБОЧЕЙ СИЛЫ…………………………………………………………………5

1.1. Российский  рынок труда и тенденции его  развития……………………….5

1.2. Роль маркетинга  на рынке труда…………………………………………...12

2. МАРКЕТИНГОВЫЙ  АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ СИЛЫ СВЕРДЛОВСКОЙ  ОБЛАСТИ……………………………………………………………………………25

2.1.Социально-экономическая характеристика рабочей силы Свердловской области………………………………………………………….

2.2. Сильные и  слабые стороны рабочей силы  Свердловской области……..

3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ  РАБОЧЕЙ СИЛЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Современная  демографическая ситуация в мире  и в России характеризуется сложными процессами в развитии населения. Ее главная отличительная черта в России - сохранение отрицательного естественного прироста, что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры, которая несет следы как долговременных эволюционных изменений, так и прошлых демографических кризисов, связанных с мировыми войнами, репрессиями 30-х и 40-х гг. и пр. Определенное воздействие на ситуацию в области народонаселения в мире оказало состояние экономики в 90-х гг.

Следует отметить, что последствия экономических  кризисов проявились в нарастании инфляционных процессов, снижении реального содержания доходов населения, и, как следствие, в резком падении их покупательной способности, росте социально-экономической дифференциации и увеличении численности малоимущего населения. В настоящее время помимо нуждающихся в особой защите групп населения (многодетные, неполные семьи, инвалиды, пенсионеры, учащиеся и т.д.) в категорию бедных попадают новые группы экономически активного населения.

Указанные тенденции  социально-экономического развития существенно  повлияли на качественные и количественные характеристики демографических процессов, на качество населения в целом, которое является важнейшей составляющей развития экономики и качества жизни.

Цель курсовой работы – маркетинговое исследование рабочей силы Свердловской области.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.

Во-первых, изучить  теоретические аспекты маркетингового исследования и особенностей рабочей силы как объекта маркетингового исследования.

Во-вторых, проанализировать методами маркетингового анализа сильные и слабые стороны рабочей силы Свердловской области.

В-третьих, выявить  пути улучшения рабочей силы в  Свердловской области.

Объект исследования – рабочая сила.

Предмет исследования – маркетинговое исследование рабочей  силы Свердловской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ  РАБОЧЕЙ СИЛЫ

1.1. Российский  рынок труда и тенденции его  развития

 

Важнейшей составной  частью программы перехода к рыночной экономике является разработка и обеспечение механизма эффективного формирования рынка труда. Рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между свободными трудоспособными владельцами рабочей силы, нуждающимися в работе по найму, и физическими или юридическими владельцами средств производства, предъявляющими спрос на рабочую силу по поводу распределения, перераспределения, найма и включения рабочей силы в процесс общественного производства.

Рынок труда  в России как органическая часть  рыночной экономики формируется  в беспрецедентной обстановке - после длительного исторического периода приостановки действия рыночного механизма регулирования экономики в результате перехода к плановой централизованно управляемой системе хозяйства, в которой факторы производства (средства производства и рабочая силы) не являлись товаром. Практика общественной организации труда и занятости не может быть одномоментно ликвидирована или приспособлена к требованиям рыночного механизма регулирования пропорций производства и занятости, заменена одной из привлекательных моделей западного мира.

На формирование рынка труда в России оказывают  влияние следующие макрофакторы :

- становление  и развитие системы рыночных  отношений - осуществление разгосударствления, приватизация собственности, развитие новых форм хозяйствования, сферы частного и индивидуального бизнеса в условиях кризиса социально-экономической и политической независимости;

- развертывание структурной  перестройки (конверсия военного  производства, изменение структуры  хозяйства в связи с интеграцией  России в международный рынок, предстоящие изменения технического бизнеса, освоение современных технологий);

- нынешний курс экономической  политики правительства России, направленный на либерализацию экономики, финансовую стабилизацию, ликвидацию бюджетного дефицита, стабилизация обменного курса рубля и т.д. Развитие этих процессов сопровождается кризисом финансовой системы, жесткой кредитной политикой, ростом цен, инфляцией, падением жизненного уровня, спадом производства.

От сущностных макрофактров, формирующих новые  условия социально-экономического развития России, во многом зависят факторы, которые непосредственно оказывают влияние на воспроизводство рабочей силы и ее движение на рынке труда.

 К этой группе относятся  прежде всего:

- социально-экономические  факторы, закладывающие основы уровня доходов и жизни населения, меру возможностей его социальной защищенности при переходе к рынку, формирование образовательного квалификационного потенциала;

- социально-демографические  факторы: уровень урбанизации,  поло-возрастная структура населения, режимы его воспроизводства, оказывающие разноплановое влияние на соотношение спроса и предложения рабочей силы;

- технико-экономические,  организационно-экономические факторы,  характеризующие степень развитости гибких форм организации производства, занятости, рынка труда;

- организационно-политические: федеративное устройство России, формирующее специфику отношений по воспроизводству рабочей силы (ее подготовке, распределению, перераспределению) и занятости между административно-территориальными образованиями;

- социально-культурные, национально-этнические, обуславливающие различия в уровне подвижности населения и приемлемых формах организации занятости;

- Столь специфический  набор взаимодействующих факторов  и условий, формирующих рынок труда в России на современном этапе, определяют его отличительные черты и тенденции развития.1

Рассмотрим особенности  российского рынка труда:

1. Современный  рынок труда в России неоднороден.  Он представляет собой многослойную  структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, несущими разную функциональную нагрузку, различающимися способом и формами аккумуляции резервов рабочей силы, организации и регулирования, характером влияния на эффективность производства и положение трудящихся. По этим признакам российский рынок труда можно подразделить на "открытый" и "скрытый".

Открытый рынок труда  в свою очередь представлен официально организованной и неофициальной (по преимуществу) частями.

Открытый рынок  труда охватывает все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места и должности, а также ученические места в государственном и негосударственном секторах.

Официальная часть  открытого рынка включает в себя рабочую силу и вакансии, зарегистрированные в федеральной службе занятости, и ученические места в системе профессионального образования. Неофициальная часть открытого рынка аккумулирует ту часть спроса на труд, учебные места, которые не опосредуются услугами органов трудоустройства и учебных структур профессионального образования. Их согласование осуществляется на основе прямых контактов с работодателями, а также опосредуется различного рода посредниками негосударственными структурами, осуществляющими подбор подходящей работы, подготовку, повышение квалификации и овладение дефицитными новыми профессиями.

_____________________

1Рофе А. И. и др. Рынок труда, занятость населения, экономика  ресурсов для труда: Учебное пособие / Рофе А. И., Ишин В. В.; Под ред. А.И. Рофе.- М.: «МИК», 2007-328-336с.

 

Скрытый рынок труда образуют работники, сохраняющие статус занятых, но имеющие в ближайшей перспективе достаточно высокую долю вероятности потерять работу - на условиях договора или контракта.2

2. Россия по многим  исходным параметрам рыночной экономики существенно отличается от индустриально развитых стран Запада и Востока, на опыт которых в области регулирования процессов занятости и рынка труда принято сейчас опираться при выборе ориентиров социально-экономической политики, модели рынка труда и принципов перестройки общественной организации труда и занятости.

Россия имеет огромную по протяженности и разнообразную  по природно-климатическим условиям территорию при значительно менее развитой, чем в индустриально развитых странах, и более отсталую по показателям эффективности и качества систему транспорта, связи и информации, которая не соответствует требованиям цивилизованного рыночного хозяйства, законам бизнеса, нуждается в коренном перевооружении на новой технической основе и крупномасштабных финансовых инъекциях.

3. Российский рынок труда  формируется в условиях, когда  важнейшие элементы его самонастройки  - цена рабочей силы, уровень душевого  потребления населения - не приведены в соответствие со стоимостью рабочей силы, что уже изначально деформирует такие важные компоненты рынка труда как спрос и предложное. Активизация экономической реформы в России, сопровождающаяся изменением уровня и механизма финансирования затрат на воспроизводство трудовых ресурсов, переход к свободному ценообразованию, рост инфляции и т.д. привели к еще большему отрыву цены рабочей силы от ее стоимости, что имеет своим следствием дальнейшее снижение роли механизма самонастройки, основанного на стоимостных отношениях в организации рыночной среды.

 

__________________

2Егорова Е.А., Кучмаева О.В. Экономика труда / М., Московская финансово-промышленная академия, 2010- 52-56 с.

4. Рынок труда  в России еще до сих пор  функционирует в условиях независимости института социального партнерства, который только зарождается и охватывает не все уровни. Это крайне затрудняет выработку политики солидарности и согласия в вопросах ценообразования, заработной платы, доходов, налоговой системы с учетом интересов разных субъектов рынка труда, существенно снижает роль этого инструмента регулирования в становлении рыночного механизма распределения и перераспределения рабочей силы, основанного на стоимостных отношениях.

5. Российский  рынок плохо организован. Отсутствует  адекватная его природе инфраструктура, призванная:

- подготовить  работодателя и работника к установлению контакта, оказывать всестороннюю помощь в их взаимодействии с целью максимально возможного сокращения разрыва между спросом и предложением рабочей силы;

- осуществлять работу  по содействию занятости для  предотвращения "перегрева" свободного рынка труда;

- координировать деятельность  властных структур, систем занятости,  образования и социальной защиты, общественных организаций и объединений работодателей;

- Отсутствует достаточная  по степени охвата и качеству  показателей информация о спросе на рабочую силу, необходимая для организации работы по обеспечению занятости населения в рамках официального рынка труда.3

6. В формировании  трудовых ресурсов наметился  ряд негативных тенденций: существенное сокращение естественного прироста населения, обусловленного снижением рождаемости и ростом смертности; неблагоприятная динамика половозрастной структуры населения; увеличение демографической и экономической нагрузки на трудоспособную часть населения.

 

__________________

3 Максимова В.Ф. МИКРОЭКОНОМИКА: Учебное пособие / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М.: 2007 – 117-126 с.

 

Тем не менее  за последние годы заметно улучшились качественные характеристики трудовых ресурсов: значительно возрос образовательный потенциал трудоспособного населения; выросла доля более высоких ступеней образования в образовательной структуре.

Характеризуя в целом  состояние рынка труда в России, важно знать, как проявляются  на нем отдельные составляющие - спрос и предложение.  Рассматривая первую сторону, отражающую собой емкость рынка труда, следует отметить одну особенность: спрос на рабочую силу (это в равной степени относится и к ее предложению) переходит из состояния "стабильности", характерной для 80-х годов нашей экономики, в стадию "неопределенности", а если быть более точным, то происходит относительное сокращение спроса на рабочую силу. Об этом говорят, в частности, данные о наличии числа вакансий, среди который преобладающая часть связана непосредственно с физическим трудом (около 90 % вакансий). Естественно, с развитием новых рыночных структур происходит относительное увеличение спроса на работников таких сфер, как кредитование, страхование, налоговых инспекций, нотариальных и юридических служб, но следует заметить, что в данные сферы, как правило, набираются работники вне служб занятости, поэтому определить точное число вакансий здесь не возможно. Одновременно сокращается число занятых, а значит, и вакансий, в науке и научном обслуживании, проектных организациях, сокращается также спрос на "женскую" рабочую силу. Не случайно, численность среди последних безработных колеблется около цифры 70 %.

Информация о работе Маркетинговое исследование рабочей силы в Свердловской области