Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 09:41, курсовая работа
Цель курсовой работы – маркетинговое исследование рабочей силы Свердловской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи.
Во-первых, изучить теоретические аспекты маркетингового исследования и особенностей рабочей силы как объекта маркетингового исследования.
Во-вторых, проанализировать методами маркетингового анализа сильные и слабые стороны рабочей силы Свердловской области.
В-третьих, выявить пути улучшения рабочей силы в Свердловской области.
Объект исследования – рабочая сила.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ…………………………………………………………………5
1.1. Российский рынок труда и тенденции его развития……………………….5
1.2. Роль маркетинга на рынке труда…………………………………………...12
2. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ РАБОЧЕЙ СИЛЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………………25
2.1.Социально-экономическая характеристика рабочей силы Свердловской области………………………………………………………….
2.2. Сильные и слабые стороны рабочей силы Свердловской области……..
3. ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………
Что касается второй стороны рынка труда- предложения рабочей силы, то оно растет, о чем свидетельствуют данные регистрации безработных в центрах занятости. Наметилась четкая тенденция к росту числа официально зарегистрированных безработных, что говорит об общем росте предложения рабочей силы, т.е. людей желающих работать и предлагающих свой труд обществу. По функциональному признаку на рынке труда преобладает предложение рабочей силы, имеющие профессии физического труда.
Для нашего рынка характерны стихийное его формирование, становление и развитие, пока еще не сложилась единая инфраструктура рынка труда , то они занимаются в большей своей части лишь сбором информации о наличии рабочих мест (хотя в ряде городов, в частности в Санкт-Петербурге, проводятся так называемые "ярмарки" рабочих мест для молодежи, что, в общем-то, заслуживает внимания для обобщения этого опыта), регистрацией незанятого населения, выдачей пособий по безработице и т.п.
Формирование организованного рынка труда должно опираться на следующие принципы:
во-первых, наличие условий для добровольного выбора между занятостью и незанятостью в общественном производстве, свободного выбора профессии, вида деятельности (кроме тех, что могут нанести ущерб здоровью и безопасности других граждан) с учетом как индивидуальных интересов, так и общественных потребностей. Иными словами - свобода предложения рабочей силы;
во-вторых, свобода найма и увольнения всеми работодателями (в лице государственных предприятий и учреждений, частных предприятий и т.д.) при обязательном соблюдении норм трудового законодательства, защите интересов граждан и плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты. Иными словами - свобода спроса на рабочую силу.
в-третьих, свободное движение заработной платы и других законных видов доходов при соблюдении установленного законом гарантированного минимума. Регулирование доходов должно происходить только через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале;
в-четвертых, свободное перемещение рабочей силы в пределах государства и за его пределами, для чего необходимо создать цивилизованный рынок жилья, отменить так называемую "прописку".4
____________________
4 Рощин С.Ю., Разумова Т.О. «Экономика
труда» учебное пособие. Москва: ИНФРА
2010-145-168с.
1.2. Роль маркетинга на рынке труда
Одним из важнейших направлений реформирования российской экономики является развитие рыночных отношений в сфере труда. И в ситуации, когда государство перестает быть монополистом в использовании трудовых ресурсов, возникает активная экономическая связь между работодателем и наемным работником.
Рынок труда рассматривается как система отношений, складывающихся между работодателем и наемным работником по поводу спроса и предложения рабочей силы и ее воспроизводства, обеспечивающих процесс непрерывного общественного развития.
Главными субъектами отношений на рынке труда являются наниматели и лица, желающие работать по найму, а также субъекты, регулирующие движение спроса и предложения рабочей силы. Работодателем или нанимателем может выступать как государство, так и другие юридические лица, являющиеся собственниками средств производства. Нанимающиеся (наемные работники) лица, обладающие способностью к труду, которая как их личная собственность, может быть продана в обмен на заработную плату собственнику средств производства. Это те, для кого работа по найму является главным источником средств на личное воспроизводство.
Распределение наемных работников между секторами экономики и группами работодателей характеризуется динамизмом общественного хозяйства и зависит от фазы экономического и социального развития. Подъем в экономике, спад или кризис производства определяет отношение групп крупных, средних и мелких работодателей и соответственно распределение между ними наемных работников, увеличение или уменьшение числа субъектов рыночных отношений в сфере занятости. В условиях спада или кризиса, сопровождаемого массовым банкротством и закрытием нерентабельных предприятий и, как следствие этого, высвобождение рабочей силы за пределы производства, на рынке труда (в сфере обращения) увеличивается предложение рабочей силы, в том числе и за счет разорившихся предпринимателей. Следовательно, при определении задач и направлений регулирования и управления рынком труда необходимо исследование таких элементов рыночного механизма, как: спрос и предложение, их соответствие; факторы, влияющие на их объем и структуру; показатели, характеризующие их динамику; организационно-экономические и социально-политические рычаги и методы согласования спроса и предложения.
В настоящее время уже
оформляются условия для
- формируется
рынок покупателя трудовых услу
- появилась конкуренция как между работниками так и между работодателями;
- у работника и работодателя
утверждается долговременная
- работник и работодатель свободны в выборе принятия решения о найме;
- появилась относительная свобода в перемещении рабочей силы;
- сформировались условия
для свободного помещения
Значение маркетинга на рынке труда можно подчеркнуть следующими моментами:
- большинство людей работает или нанимают рабочую силу, поэтому маркетинг позволил бы им стать более информированными, избирательными и результативными в трудовых отношениях;
- маркетинг способствует
улучшению регулирования
- маркетинг может значительно повлиять на воззрения людей и их образ жизни, так как уже сейчас повышаются требования работодателей к нанимаемому работнику (высокая профессиональная компетентность, деловитость, предприимчивость, инициативность, организованность и пунктуальность, здоровый образ жизни, знание иностранного языка, уровень культуры и т.д.), а у работников формируются свои соответствующие требования к рабочему месту (соответствующая затратам труда заработная плата, хорошие условия труда, устраивающий работника распорядок рабочего дня, перспективность профессии, корпоративная культура и т.п.);
- маркетинг на рынке
труда может содействовать
Роль маркетинга в системе управления рынком труда на различных уровнях определяется целями и задачами экономических субъектов рынка.
На общегосударственном уровне, роль маркетинга заключается в ранней диагностике предотвращения будущих структурных дисбалансов в сфере занятости, поэтому исходной позицией в управлении рынком труда должны стать маркетинговые исследования, то есть сбор и анализ информации о проблемах, связанных с согласованием спроса и предложения рабочей силы, выявление тенденций формирования и распределения рабочей силы между регионами страны, отраслями производства.
На региональном уровне роль маркетинга на рынке труда заключается в поддержании соответствия спроса и предложения рабочей силы в конкретных условиях территории, в решении следующих задач:
1) формирование трудового потенциала, соответствующего по своим количественным и качественным характеристикам требованиям общественного хозяйства региона, города с учетом менталитета населения;
2) обеспечение предприятий
необходимыми кадрами из
3) обеспечение эффективной
и динамичной занятости
4) поддержание региональной,
отраслевой и профессионально-
Поэтому любой фирме, прежде чем выбрать оптимальный способ организации управления человеческими ресурсами, целесообразно провести комплексное маркетинговое исследование, включающее в себя как изучение конкурентоспособности персонала, кадровой ситуации, сложившейся конъюнктуры на рынке труда, так и оценку возможностей самой фирмы способствовать эффективной занятости работников.
Таким образом, маркетинг рабочей силы - это вид деятельности, направленный на достижение оптимального соответствия между спросом и предложением рабочей силы с целью удовлетворения потребности в труде всех субъектов трудовых отношений. Маркетинг рабочей силы затрагивает все стадии воспроизводства рабочей силы: формирование, распределение (перераспределение), обмена и использования.
Развитие данного направления в формируемой рыночной среде должно включать создание концептуальных основ маркетинга рабочей силы, освоение процедур и методов маркетинга в данной сфере, разработку необходимого инструментария маркетинговой деятельности.5
Современная концепция маркетинга базируется прежде всего на фиксации интересов экономических субъектов, вступающих во взаимные отношения. Результатом маркетинговой деятельности на рынке труда должно стать обеспечение гарантий стабильности положения субъектов на рынке.
_______________________
5 Томилов В.В., Семеркова Л.Н. Маркетинг рабочей силы, М.: Экономика, 2008г-273-302с.
Причем такая ситуация выступает как продолжение конкурентного взаимодействия субъектов. Исходная посылка маркетинга заключается в том, чтобы каждый субъект рыночных отношений, с одной стороны, мог максимально приспособиться к рынку, а с другой - активно воздействовать на него, формируя его в выгодном себя направлении. Тем самым маркетинг выступает как управляющая и управляемая система. Задача маркетинга на рынке труда, безусловно, включает приспособление каждого субъекта к рыночной ситуации, осуществление на основе маркетинговых исследований необходимых ему перестроек (смена профиля деятельности, повышение квалификации, предложение более высокого заработка и т.п.). Что касается обратной связи - воздействие на рынок труда, то возможности самих субъектов здесь сужены, хотя в определенной мере можно говорить и о них. Возможностями формировать рынок труда в выгодном для себя направлении обладает далеко не каждый его субъект и далеко не в полной мере. Такие возможности бедует иметь при монопольной структуре рынка крупный работодатель. Важную роль в этом процессе способны сыграть профсоюзы. Не следует упускать из виду, что рынок труда относится к регулируемому и социально защищенному рынку. Поэтому возможности поведения субъектов в определенных условиях могут детерминироваться государственной регламентацией. Следовательно, детерминирующей стороной маркетинга выступает максимальная адаптация его субъектов к рыночным условиям и ситуациям, чтобы овладеть этим свойством, необходимо квалифицированное знание рынка, что достигается с помощью маркетинговых исследований.
В условиях углубления безработицы и конкурентной борьбы на рынке труда маркетинг может стать одним из решающих средств достижения искомой подходящей и привлекательной работы, поскольку уже сегодня для многих потенциальных работников главная проблема заключается не в том, чтобы получить необходимую профессию и специальность, а в том, чтобы найти ее достойное применение, реализоваться через рынок труда.
Объектом маркетинга становится любой объект, который предлагается на рынке для обмена на определенное количество каких-либо благ и на этих условиях пользуется спросом. Маркетинг рабочей силы - это маркетинг трудовых услуг. Их приходится приобретать веря "на слово". Чтобы убедить покупателя сделать это, продавцы стараются формализовать наиболее значимые для покупателя параметры услуги и представить их по возможности наглядно: дипломы, сертификаты, рекомендации и т.п. Таким образом на рынке труда объектами маркетинга являются: рабочая силы (трудовые услуги) и рабочие места.
Все многообразные маркетинговые средства можно объединить в два основных вида:
- маркетинг, ориентированный на продукт, в качестве которого выступает рабочая силы (услуги труда);
- маркетинг,
ориентированный на
Эти виды маркетинга
на рынке рабочей силы находят
выражение в следующем: одна сторона маркетинговой
деятельности должна быть нацелена на
товар, в форме которого выступают трудовые
услуги, представляемые рабочей силой,
другая - на удовлетворение потребностей
работодателей. При сочетании этих двух
видов маркетинга согласование спроса
и предложения должно быть наилучшим.
Первый вид маркетинга должен обеспечивать
конкурентоспособность предложения рабочей
силы. Однако вынести суждение о соответствии
профессионально-
Не менее
важна оценка предложения рабочей
силы со стороны характеристики процессов высвобождения
занятых. Она дает возможность обнаружить
ошибки в профессионально-
Информация о работе Маркетинговое исследование рабочей силы в Свердловской области