Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 19:12, курсовая работа
В самом общем виде понятие маркетинга означает изучение рынка с определенной целью. В маркетинге, который призван удовлетворять потребности людей, исследования имеют большое значение. В условиях рынка получают преимущества те фирмы и компании, которые лучше других знают эти потребности и производят товары, способные их удовлетворить. Но рынок постоянно меняется, потребности людей под воздействием различных факторов также меняются, поэтому фирмы, чтобы получить прибыль, должны постоянно следить за конъюнктурой рынка. Именно с помощью маркетинговых исследований фирмы могут осуществлять отслеживание изменений потребностей покупателей. Маркетинговые исследования - это любая исследовательская деятельность, обеспечивающая потребности маркетинга.
Введение………………………………………………………………………….3
Цели, задачи, направления маркетинговых исследований……………....5
Процесс маркетингового исследования……………………………………7
Информационное обеспечение маркетинговых исследований…………12
Ассортиментная политика на рынке чая ………………………………....18
Ценовая политика на рынке чая ………………………………………..…34
Исследование предпочтений потребителей на рынке чая……………....43
Заключение…………………………………………..………………………….47
Список литературы………………………………….…………………………49
Приложение …………………………...…………………………………………51
Таблица 11 - Группировка чая, реализуемого в предприятиях торговли г. Красноярска в зависимости от частоты наличия в продаже по мнению торговых работников
Показатели |
Ассортиментные группы |
Удельный вес в общем числе разновидностей, % |
А |
1 |
2 |
Товары постоянного предложения |
Чай черный байховый фасованный крупный (листовой), гранулированный, чай зеленый байховый фасованный крупный (листовой) |
20,0 |
Товары частого предложения |
Чай черный и зеленый байховый фасованный мелкий |
13,3 |
Товары периодического предложения |
Чай черный и зеленый байховый фасованный мелкий |
6,7 |
Товары редкого предложения |
Чай черный и зеленый байховый нефасованный и зеленый байховый фасованный гранулированный |
46,7 |
Товары, отсутствующие в продаже |
Чай черный и зеленый байховый нефасованный, кирпичный чай, плиточный чай |
60,0 |
По мнению торговых работников наибольший удельный вес в общем числе разновидностей (60,0%) - это товары, отсутствующие в продаже, такие как: кирпичный чай, плиточный чай и т.д.
Из анкетных данных покупателей видно (см. табл. 12), что мнение покупателей и торговых работников о наличии в продаже чая в торговых предприятиях практически совпадают, это говорит о том, что выборка покупателей сделана верно и погрешность исследования небольшая.
В таблице 13 представлена группировка чая, реализуемого в предприятиях торговли города Красноярск.
Таблица 12 - Группировка чая, реализуемого в предприятиях торговли г. Красноярска в зависимости от частоты наличия в продаже (по мнению покупателей)
Показатели |
Ассортиментные группы |
Удельный вес в общем числе разновидностей, % |
А |
1 |
2 |
Товары постоянного предложения |
Чай черный байховый фасованный крупный (листовой), гранулированный, чай зеленый байховый фасованный крупный (листовой) |
26,7 |
Товары частого предложения |
Чай черный и зеленый байховый фасованный мелкий |
6,7 |
Товары периодического предложения |
Чай черный и зеленый байховый фасованный мелкий |
6,7 |
Товары редкого предложения |
Чай черный и зеленый байховый нефасованный и зеленый байховый фасованный гранулированный |
6,7 |
Товары, отсутствующие в продаже |
Чай черный и зеленый байховый нефасованный, кирпичный чай, плиточный чай |
60,0 |
Таблица 13 - Данные о минимальном и максимальном числе разновидностей чая, реализуемых в розничной торговой сети г. Красноярск
Ассортимент |
1 ноября |
1 февраля | ||||
Min цена |
Max цена |
Средняя цена |
Min цена |
Max цена |
Средняя цена | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2. Чай черный байховый фасованный |
|
|
|
|
|
|
крупный (листовой) |
22,7 |
23,6 |
23,2 |
23,1 |
24,4 |
23,8 |
мелкий |
23,6 |
24,8 |
24,2 |
24,3 |
25,7 |
25,0 |
гранулированный |
15,3 |
17,0 |
16,2 |
16,1 |
17,4 |
16,8 |
4. Чай зеленый байховый фасованный |
|
|
|
|
|
|
крупный (листовой) |
27,4 |
28,2 |
27,8 |
27,5 |
28,2 |
27,9 |
мелкий |
36,0 |
38,3 |
37,2 |
36,7 |
38,3 |
37,5 |
Анализ полноты ассортимента чая в разрезе предприятий торговли г. Красноярска (в Приложении 1, см. табл. 15) показывает базовую полноту ассортимента чая и фактическую долготу ассортимента, по этим показателям рассчитывается коэффициент полноты.
Таблица 16 - Анализ широты ассортимента чая в предприятиях торговли г. Красноярск
Предприятие |
Широта на начало исследования |
Широта на конец исследования |
Отклонение (+/-) |
А |
1 |
2 |
3 |
ТК "Калина" |
7 |
7 |
0 |
"Дом торговли" |
6 |
6 |
0 |
"Светлана" |
4 |
4 |
0 |
"Эмин" |
6 |
6 |
0 |
"Дельфин" |
5 |
5 |
0 |
"Лукошко" |
4 |
3 |
-1 |
"Ангара" |
4 |
3 |
-1 |
"Парус" |
2 |
3 |
+1 |
"Ермак" |
2 |
2 |
0 |
"Волна" |
3 |
3 |
0 |
"Север" |
4 |
3 |
-1 |
"Горизонт" |
3 |
3 |
0 |
"Оазис" |
6 |
5 |
-1 |
"Для Вас" |
6 |
6 |
0 |
"Русич" |
4 |
4 |
0 |
"Огонёк" |
3 |
3 |
0 |
"Колос" |
3 |
3 |
0 |
"Алые паруса" |
4 |
3 |
-1 |
"Продукты" |
3 |
3 |
0 |
"Весна" |
4 |
4 |
0 |
Отклонение широты ассортимента только в одном магазине положительное (+1), в пяти магазинах - отрицательное (-1). А в 70% торговых точек широта ассортимента осталась без изменений.
Таблица 17 - Анализ структуры ассортимента чая по основным его характеристикам
Объем упаковки |
Вид упаковки | ||
Мягкая |
Полужесткая |
Художественно-оформленная | |
25 г |
нет |
нет |
нет |
50 г |
Ахмад |
Ахмад |
нет |
75 г |
нет |
нет |
нет |
100 г |
Монарх |
Беседа |
Ахмад |
Брук Бонд | |||
Дилма | |||
Дольче Вита | |||
Золотая чаша | |||
Императорский | |||
Липтон | |||
Лисма | |||
Майский Золотые Лепестки | |||
Монарх | |||
Пр.Гита | |||
Пр.Канди | |||
Пр.Нури | |||
Пр.Ява | |||
125 г |
Дилма |
нет |
нет |
150 г |
Императорский |
нет |
нет |
200 г |
Императорский |
Ахмад |
Ахмад |
Беседа | |||
Брук Бонд | |||
Дилма | |||
Дольче Вита | |||
Золотая чаша | |||
Императорский | |||
Липтон | |||
Лисма | |||
Майский Золотые Лепестки | |||
Монарх |
Анализ показывает, что наиболее распространенными и следовательно востребованными характеристиками видов упаковки и объема являются следующие: чай в полужесткой упаковке объемом 100 г и чай в полужесткой упаковке объемом 200 г, реже встречается чай в мягкой и в художественно-оформленной упаковке.
Таблица 18 - Анализ устойчивости ассортимента чая в разрезе магазинов г. Красноярска
Магазины |
Число разновидностей, шт. Р max |
Число разновидностей на дату обследования |
Коэффициент устойчивости | |
на 1 ноября |
на 1 февраля | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
ТК "Калина" |
52 |
7 |
7 |
0,269 |
"Дом торговли" |
52 |
6 |
6 |
0,231 |
"Светлана" |
52 |
4 |
4 |
0,154 |
"Эмин" |
52 |
6 |
6 |
0,231 |
"Дельфин" |
52 |
5 |
5 |
0,192 |
"Лукошко" |
52 |
4 |
3 |
0,135 |
"Ангара" |
52 |
4 |
3 |
0,135 |
"Парус" |
52 |
2 |
3 |
0,096 |
"Ермак" |
52 |
2 |
2 |
0,077 |
"Волна" |
52 |
3 |
3 |
0,115 |
"Север" |
52 |
4 |
3 |
0,135 |
"Горизонт" |
52 |
3 |
3 |
0,115 |
"Оазис" |
52 |
6 |
5 |
0,212 |
"Для Вас" |
52 |
6 |
6 |
0,231 |
"Русич" |
52 |
4 |
4 |
0,154 |
"Огонёк" |
52 |
3 |
3 |
0,115 |
"Колос" |
52 |
3 |
3 |
0,115 |
"Алые паруса" |
52 |
4 |
3 |
0,135 |
"Продукты" |
52 |
3 |
3 |
0,115 |
"Весна" |
52 |
4 |
4 |
0,154 |
Анализ устойчивости ассортимента в городе Красноярск показал, что наибольший коэффициент устойчивости ассортимента принадлежит магазинам: ТД «Калина», «Дом торговли», «Эмин», «Оазис», «Для Вас», в среднем он составляет 0,235. А наименьший коэффициент устойчивости 0,087 в магазинах «Парус» и «Ермак». В остальных рассматриваемых торговых предприятиях коэффициент устойчивости ассортимента варьирует от 0,115 до 0,154. Эту колебание можно объяснить месторасположением магазинов, торговой площадью, торгово-экономической направленностью и т.д.
5. Ценовая политика чая на рынке
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на объемы реализации и структуру потребляемых товаров, является цена. В процессе исследования были определены минимальные, максимальные и средние цены.
Таблица 19 - Данные об индивидуальных и средних уровнях цен на чай в предприятиях торговли г. Красноярск
Ассортимент |
1 ноября |
1 февраля | ||||
Min цена |
Max цена |
Средняя цена |
Min цена |
Max цена |
Средняя цена | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Чай черный байховый фасованный |
|
|
|
|
|
|
крупный (листовой) |
22,7 |
23,6 |
23,2 |
23,1 |
24,4 |
23,8 |
мелкий |
23,6 |
24,8 |
24,2 |
24,3 |
25,7 |
25,0 |
гранулированный |
15,3 |
17,0 |
16,2 |
16,1 |
17,4 |
16,8 |
2. Чай зеленый байховый фасованный |
|
|
|
|
|
|
крупный (листовой) |
27,4 |
28,2 |
27,8 |
27,5 |
28,2 |
27,9 |
мелкий |
36,0 |
38,3 |
37,2 |
36,7 |
38,3 |
37,5 |
Для анализа ценообразования необходимо проанализировать динамику и разброс цен на чай.
Таблица 20 - Анализ динамики индивидуальных и средних цен на чай в предприятиях торговли г. Красноярск
Ассортимент |
На начало исследования |
На конец исследования |
Абсолютное изменение | ||||||
Min цена |
Max цена |
Средняя цена |
Min цена |
Max цена |
Средняя цена |
Min цена |
Max цена |
Средняя цена | |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Чай черный байховый фасованный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. Крупный (листовой) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ахмад |
39,47 |
42 |
41 |
40 |
42 |
41 |
0,53 |
0 |
0,265 |
Дилма |
35,5 |
37 |
36 |
36 |
37 |
37 |
0,5 |
0 |
0,25 |
Дольче Вита |
35 |
35,5 |
35 |
35 |
35,5 |
35 |
0 |
0 |
0 |
Золотая чаша |
18,9 |
20 |
19 |
19 |
20 |
20 |
0,1 |
0 |
0,05 |
Императорский |
35,6 |
36 |
36 |
36 |
38 |
37 |
0,4 |
2 |
1,2 |
Беседа |
14,6 |
15 |
15 |
16 |
18 |
17 |
1,4 |
3 |
2,2 |
Брук Бонд |
20,6 |
21 |
21 |
21 |
23 |
22 |
0,4 |
2 |
1,2 |
Липтон |
26,9 |
27 |
27 |
27 |
28 |
28 |
0,1 |
1 |
0,55 |
Лисма |
17,3 |
20 |
19 |
18 |
20 |
19 |
0,7 |
0 |
0,35 |
Майский |
22,3 |
24 |
23 |
23 |
24 |
24 |
0,7 |
0 |
0,35 |
Монарх |
24,4 |
25 |
25 |
24,9 |
25 |
25 |
0,5 |
0 |
0,25 |
Пр.Гита |
7,3 |
8 |
8 |
7,5 |
8 |
8 |
0,2 |
0 |
0,1 |
Пр.Канди |
12,1 |
13 |
13 |
12,5 |
13 |
13 |
0,4 |
0 |
0,2 |
Пр.Нури |
17,6 |
18 |
18 |
18 |
20 |
19 |
0,4 |
2 |
1,2 |
Пр.Ява |
12,9 |
13 |
13 |
13 |
15 |
14 |
0,1 |
2 |
1,05 |
1.2. Мелкий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ахмад |
42,2 |
43 |
43 |
45 |
48 |
47 |
2,8 |
5 |
3,9 |
Дилма |
39,5 |
40 |
40 |
40 |
<p style=" margin-top: 0pt; margin-bottom: 0 |