Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:25, курсовая работа
Цели изучения рынка концентрируются на двух главных моментах:
- анализе ситуации внутри и вне предприятия, прогноз возможных изменений и на этой основе выработка управленческой стратегии;
- поиске критериев для принятия управленческих решений, проверка и подтверждение гипотезы поведения предприятия на рынке.
Задачей изучения рынка должна быть не просто структура технологии изучения, а поиск методов для решения насущных для предприятия проблем. В качестве предпосылки здесь выступает не техника проведения, а получение ответов на вопросы “для чего это нужно?» и “что является проблемой?».
Введение……………………………………………………………………….…3
1 Организация маркетингового исследования
1.1 Взаимодействие со специализированными маркетинговыми фирмами при проведении маркетинговых исследований……………................................7
1.2 Выбор способа организации исследования и компании для сотрудничества…………………………………...….…………………………..11
1.3 Российский опыт при организации и проведении маркетинговых исследований…………………………………...……………………………….17
2 Маркетинговое исследование спроса на фитнес – услуги в городе Москве
2.1 Ситуация на рынке фитнес – услуг Москвы…………………………..…23
2. 2 Методология проведения маркетингового исследования…………...…28
2.3 Предварительный анализ результатов маркетингового исследования...31
Заключение……………………………………………………………………….37
Приложения…………………………………………………………………...…39
Список информационных источников……………….…………………….…..43
Чем выше сегмент фитнеса, тем большая площадь требуется для размещения всех видов оказываемых услуг. Как правило, средняя площадь фитнес - клубов составляет от 400 до 2000 кв.м. При этом большинство клубов находится в спальных районах Москвы и на территориях массовой застройки.
Площадь в 400-800 кв. м характерна для клубов эконом-класса, спектр услуг которых по большей части ограничивается тренажерным залом и групповыми занятиями. Такие клубы размещаются в районах с уровнем дохода жителей «средний» и «ниже среднего». Довольно часто спрос на спортивные услуги здесь обеспечивается также за счет физкультурно-оздоровительных центров, детско-юношеских спортивных школ и пр. Как правило, фитнес - клубы располагаются в спальных районах на цокольных или первых этажах жилых домов, либо в их пристройках, а также на территории спортивных объектов - например, стадионов.
Площадь 800-1600 кв. м занимают фитнес - клубы бизнес-класса, в которых есть бассейн, несколько залов групповых занятий, большой выбор фитнес-программ, а местами - массажные и spa-процедуры. Чаще всего такие клубы размещаются в активно развивающихся районах с доходом населения «средний» и «выше среднего», в т.ч. на территории жилых комплексов, например, в ЮЗАО, СЗАО, ЗАО. По большей части, посетители таких клубов - семейные пары с детьми, поэтому наличие услуг детского фитнеса является неотъемлемым признаком заведения бизнес-класса. Фитнес - клубы бизнес-класса нередко размещаются и в центре Москвы, например, в зданиях офисных центров и торговых галерей, где наличие детских комнат просто нецелесообразно. В активно развивающихся районах часто размещаются также спортивно-оздоровительные комплексы площадью до 2000 тыс. кв. м, включающие теннисные корты, баскетбольные площадки и другие спортивные секции.
Фитнес - клубы премиум-класса занимают площадь в среднем от 1000 до 5000 кв. м и выше. Они предоставляют своим клиентам полный комплекс услуг - индивидуальный подход, фитнес-программы, проводимые в залах групповых тренировок, тренажерных залах и бассейнах, занятия в секции боевых искусств и йоги, массажные и spa-процедуры, салон красоты, финские и турецкие бани. Наличие детских программ является определяющим фактором спроса, это один из критериев, который делает из клуба заведение премиум-сегмента. Наибольшее скопление премиальных спортивных клубов наблюдается в центре Москвы, в пределах ТТК и по направлению Рублевского и Новорижского шоссе. Большинство фитнес -клубов премиум и luxury-класса находятся в статусных бизнес-центрах или гостиницах. Однако новых клубов такого класса выводится на рынок весьма ограниченное количество. Это объясняется, прежде всего, достаточно узкой целевой аудиторией, а также крайне малой долей вакантных площадей такого объема и местоположения.
2.2 Методология проведения исследования
Цели данного
маркетингового исследования:
1. Анализ рынка фитнес - услуг в городе
Москва.
2. Получение данных о потребительских предпочтениях.
3. Характеристика портрета целевого потребителя.
В настоящей работе мы будем использовать такой метод сбора первичной информации как опрос. В качестве орудия исследования методом опроса используем анкету, представляющую собой вопросник, предусматривающий фиксацию ответов.
Достоинство этого метода состоит прежде всего в практически неограниченной области его возможного применения. Так, этот метод позволяет получить данные не только о текущем поведении объекта, но и о его поведении в прошлом и намерениях в будущем.
Опросы практически не имеют альтернативы в тех случаях, когда фирма нуждается в информации о знаниях, убеждениях и предпочтениях потребителей, о степени их удовлетворенности, об имидже фирмы и т.п. Этим, прежде всего, объясняется широкое применение при проведении маркетинговых исследований этого метода. К недостаткам этого метода относится относительно большая трудоемкость и значительные затраты на проведение опросов, а также возможное снижение точности полученной информации, обусловленное неправильными или искаженными ответами.
Подготовка проведения сбора информации с помощью опроса предусматривает решение следующих задач:
- выбор способа связи с аудиторией;
- подготовка анкеты;
- проведение тестирования и доработка анкеты.
Различают три основных способа связи исследователя с объектом при проведении опроса: по телефону, по почте и личное интервью. Каждый из этих способов связи обладает определенными достоинствами и недостатками. Личное интервью по праву считается универсальным и самым популярным способом связи с объектами исследования, поскольку позволяет избежать указанных выше недостатков, присущих опросам по почте и телефону.
К достоинствам этого способа относятся:
- относительно
небольшая доля отказов от
ответов, обеспечиваемая
- относительно высокая
точность обследования, обеспечиваемая
применением более сложных и
длинных анкет (чем при опросе
по телефону или по почте), что
обусловлено возможностью и
- возможность совмещения
личного опроса с наблюдением,
позволяющая получить
Основным недостатком личного опроса является относительно большие организационные усилия и материальные затраты на его проведение, а также возможность оказания интервьюером вольного или невольного влияния на мнение опрашиваемых при наличии у него определенных пристрастий.
Анкета является гибким инструментом опроса, т.к. для получения необходимой информации могут использоваться вопросы, отличающиеся формой, формулировками, последовательностью. Так исследователи могут проводить как открытый, так и скрытый опрос. В нашей работе будет проведено открытое анкетирование.
Цель опроса – выявление предпочтений на рынке фитнес услуг.
Численность и состав опрошенных:
Численность и состав опрошенных: 30 женщин и мужчин среднего класса в возрасте от 25 до 55 лет.
Способы отбора опрашиваемых лиц: лица, пользующиеся фитнес услугами.
Способ связи с аудиторией: личный опрос (с использованием анкет).
Макет анкеты для опроса
Введение: название и реквизиты организации, проводящей опрос, цель опроса, пояснения к заполнению анкеты, девиз или лозунг (если таковой имеется).
Основная часть: вопросы и возможные варианты ответов.
Необходимо использовать различные типы вопросов:
- открытые и закрытые
(альтернативные, с веером ответов,
фильтрующие, контрольные,
- о фактах и действиях;
- о намерениях и мнениях.
Сведения об опрашиваемом: В реквизитной части приводится информация, касающаяся респондентов: пол, возраст, образование, принадлежность к определенному классу, род занятий, семейное положение, размер и состав семьи, сведения о доходах и т.п.
Структура анкеты полностью представлена в Приложении А.
Проблемы анкетирования следуют из общих недостатков данного метода сбора информации, которые были описаны выше. Дополнительно можно отметить, что организация и проведение сбора информации представляет собой очень ответственную и трудоемкую процедуру, особенно если в качестве метода был выбран личный опрос.
Ответственность обусловлена прежде всего опасностью получения в результате опроса недостоверной информации, причинами которой являются:
— труднодоступность некоторых категорий опрашиваемых, ведущая либо к значительному росту трудоемкости сбора данных в связи с необходимостью совершения повторных попыток интервьюера вступить с ними в контакт, либо к смещению результатов опроса в связи с недостаточно полным охватом этой категории опрашиваемых;
— отказы опрашиваемых участвовать в опросе;
— неискренность или пристрастность опрашиваемых;
— неискренность или пристрастность интервьюера. Степень негативного влияния указанных выше факторов на результаты опросов зависит от организации сбора информации и контроля за ними.
Итак, генеральной совокупностью нашего исследования являлись мужчины и женщины 25-55 лет, принадлежащие к среднему классу и пользующиеся фитнес услугами. Количество респондентов – 30 человек. Анкетирование проводилось в городе Москва с 17 до 20 часов в непосредственной близости (у входа) в указанные в анкете фитнес - клубы.
2.3 Предварительный анализ маркетингового исследования
По результатам анкетирования можно составить следующий предварительный анализ изучаемого нами спроса на фитнес - услуги по каждому вопросу. Для наглядности к некоторым вопросам построены диаграммы.
1. Пользуетесь ли Вы фитнес - услугами?
1. да 27 = 90%
2. нет 3 = 10%
Вывод: результат ответов вполне логичен, так как анкетирование проводилось в непосредственной близости от фитнес - клубов с целью опросить именно пользователей фитнес услуг города Москвы.
2. Как давно Вы начали пользоваться фитнес - услугами?
1.последние 6 месяцев 5 = 17% 2.около года назад 10 = 33% 3.от 1 до 2 лет назад 10 = 33% 4.от 2 до 5 лет назад 3 = 10% 5.более 5 лет назад 2 = 7% Вывод: подавляющее большинство респондентов (66%) стали пользоваться фитнес услугами в течение последних двух лет. |
3. Какие из ниже перечисленных фитнес - клубов Вы посещаете (посещали)?
1.Планета – фитнес
Вывод: большинство опрошенных (60%) предпочитают фитнес - клубы уровня «бизнес».
4. Имеете ли Вы клубную карту?
5. Собираетесь ли Вы в ближайшем времени приобрести клубную карту?
6. Какая цена покупки клубной карты для Вас наиболее приемлема?
1.До 20000 руб. 3 = 10%
7. Как часто Вы пользуетесь дополнительными платными услугами в фитнес - клубе?
Виды услуг |
до 3 раз в год (А) |
3-10 раз в год (Б) |
Более 10 раз в год (В) |
1. персональный тренер (бассейн) |
24 = 80% |
3 = 10% |
3 = 10% |
2. персональный тренер (тр. зал) |
21 = 70% |
3 = 10% |
6 = 20% |
3. персональный тренер (гр.занятия) |
27 = 90% |
2 = 7% |
1 = 3% |
4. бар |
5 = 17% |
15 = 50% |
10 = 33% |
5. spa |
20 = 66% |
5 = 17% |
5 = 17% |
6. массаж |
15 = 50% |
3 = 11% |
12 = 39% |
7. мед. кабинет |
29 = 97% |
1 = 3% |
0 = 0% |
Вывод: очень немногие опрошенные планируют регулярно пользоваться дополнительными услугами, подавляющее большинство хотят ограничиться опциями, включенными в клубное членство.
8. Ваш пол:
1.муж. 15 = 50%
2. жен. 15 = 50%
Вывод: данное количество респондентов каждого пола было заранее спланировано опросить в целях получения более объективной картины исследования.
Информация о работе Маркетинговое исследование спроса на фитнес - услуги в городе Москве