Маркетинговое исследования рынка сотовой связи на примере Мегафон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 07:27, курсовая работа

Краткое описание

Десятки операторов по всей России предлагают своим абонентам одни из самых современных видов сотовой связи. Компании ведут отчаянную конкурентную борьбу между собой за каждого клиента. По мобильному телефону можно теперь не только говорить – имеется возможность обмениваться текстовыми и мультимедиа-сообщениями, видеофайлами; также предоставляются услуги голосовой почты, выход в Интернет и многое другое.

Содержание

Введение 3
1 Кабинетные исследования 4
1.1. История продукта 4
1.2. История предприятия ОАО «Мегафон»: направления и виды деятельности 6
1.3 Исследование тенденций рынка 8
2 Полевые исследования 15
2.1. Маркетинговые исследования потребителя 15
2.2 Сегментирование рынка 25
Заключение 28
Список используемой литературы 29
Приложение А 31

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая МР исследования.docx

— 308.98 Кб (Скачать файл)

 

В результате исследования конкурентов можно увидеть, что  по цене больше всего проигрывает  компания МТС (у данного оператора  достаточно высокие цены на рынке), при этом выигрывает в вопросах цены компания «Мегафон» (4,8 балла), а на втором месте компания «Билайн» (4,7 баллов).

В области качества связи  – самым лучшим оператором на рынке  оказалась компания НТК и МТС.

Качество обслуживания у  конкурентов по сравнению с самой  компанией «Мегафон» достаточно низкое, что говорит о конкурентном преимуществе у ОАО «Мегафон».

Перечень предоставляемых  услуг у всех операторов г. Владивостока приблизительно одинаковый, единственное исключение составляет предприятие  «Акос».

Тарифные планы в среднем  по рынке были оценены на 4,12 балла. Самые неинтересные тарифы оказались у компании «Акос» (3,2 балла).

Зоны покрытия самые плохие у компаний «Акос» и «Билайн». Однако в ближайшей перспективе данные обстоятельства изменятся, т.к. компания «Билайн» выкупила компанию «НТК», а компанию «Акос» выкупил оператор «Ростелеком».

Самые неудачные места  расположения офисов продаж по мнению потребителей оказались у компании «Акос».

В целом самая низкая оценка была дана компании «Акос», а самая высокая – у компании «Мегафон».

2.2 Сегментирование  рынка

Сегментация представляет собой  базу для разработки маркетинговой  программы, ориентированную на конкретные группы потребителей (сегментация рынка  по группам потребителей) [14]. Процесс сегментации состоит из нескольких этапов (рисунок 24).

Формирование критериев  сегментации


Выбор метода и осуществление  сегментации рынка

Интерпретация полученных сегментов

Выбор целевых рыночных сегментов

Позиционирование товара (услуги)

Разработка плана маркетинга


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 24 - Процесс сегментации рынка

На этапе формирования критериев сегментации рынка  необходимо, прежде всего, ответить на вопросы: «Кто основные потребители  товара? В чем их сходство и различия?» [26, с. 294].

На основе проведенных  исследований собранной вторичной  информации, можно выделить основные сегменты потребителей услуг сотовой  связи, ориентируясь на такие признаки сегментирования как характер потребления услуг связи, выраженный в минутах и на сферу применения связи.

Рассмотрим выделенные сегменты более подробно.

Сегмент 1. 83% потенциальных  абонентов используют связь время  от времени, не регулярно, до 90-100 минут  в месяц. К данному сегменту относятся  школьники, пенсионеры.

Сегмент 2. 7% потенциальных  абонентов пользуются связью регулярно  до 150 минут в месяц. К данному  сегменту относятся малоговорящие  абоненты разных возрастов и профессий.

Сегмент 3. 5% потенциальных  абонентов используют связь достаточно много, в том числе для работы, до 300 минут в месяц. К данному  сегменту относятся бизнесмены, и  работники различных профессий.

Сегмент 4. 3% потенциальных  абонентов постоянно используют телефон для различных целей  – до 500-600 минут в месяц.

Сегменты 3-4 – это общительные  абоненты, пользующиеся связью для  работы, общения; возможно люди, не имеющие  проводного телефона.

Сегмент 5. 1,5% потенциальных  абонентов пользуются связью без  ограничений, международные и междугородние  звонки, а также услуги роуминга; бизнесмены, политики, прочие абоненты без материальных проблем.

Таким образом, в результате исследования и представленной сегментации  рынка услуг сотовой связи  было определено 5 сегментов, над которыми всем операторам сотовой связи необходимо работать.

На основе проведенного сегментирования  рынка услуг сотовой связи  операторам рынка услуг сотовой  связи можно рекомендовать следующие  пакеты услуг (таблица 3).

Таблица 3– Предложения пакетов услуг для компании ОАО «Мегафон» в зависимости по сегментам рынка

Сегмент

Пакет услуг

1

Абонентская плата – 0;

Низкая стоимость вызовы ночью;

Недорогие внутрисетевые  вызовы;

Выгодная стоимость SMS-сообщений;

Услуга «Любимый номер».

2

Минимальная абонентская  плата;

Минимальный пакет времени  или SMS, возможен тариф без пакета времени с фиксированной стоимостью входящего вызова;

Низкая стоимость вызова ночью;

Услуга «Любимый номер».

3

Абонентская плата (ежемесячный  платеж);

Пакеты времени;

Низкая стоимость вызова ночью;

Услуга «Любимый номер».

4

5

Абонентская плата

Неограниченное количество входящих и исходящих вызовов


В целом по результатам  анализа рынка услуг сотовой  связи было выделено пять сегментов, а также составлены предложения  в рамках сегментации рынка.

 

Заключение

Целью проведения маркетингового исследования было поставлено изучение отношения потребителей к  предприятию, а также определения факторов, которые в первую очередь влияют на выбор потребителей сотовой компании.

Для этого был исследован продукт  - сотовая связь, история  его изобретения, и особенности  развития.

Кроме этого были исследованы  основные тенденции на рынке телекоммуникационных услуг в России.

Исследование потребительских  предпочтений на рынке услуг сотовой  связи проводилось на базе компании ОАО «Мегафон», в одном из крупнейших офисов продаж в г. Владивосток (ост. Авангард).

В исследовании приняло участие 250 человек, которые заполнили специально подготовленную анкету.

По результатам исследования было выявлено, что к компании относятся  достаточно лояльно, при этом самыми плохими свойствами компании является зона покрытия, качество связи и  тарифные планы. Однако к конкурентным преимуществам предприятия можно  отнести удобство расположения офисов продаж компании, высокий уровень  качества обслуживания клиентов.

В целом по результатам  анализа рынка услуг сотовой  связи было выделено пять сегментов. Целевым сегментом, составляющим 83% потенциальных абонентов, являются абоненты компании, которые используют связь время от времени, не регулярно, до 90-100 минут в месяц. К данному сегменту относятся школьники, пенсионеры. Сегмент 2 составил 7% потенциальных абонентов, которые пользуются связью регулярно до 150 минут в месяц. К данному сегменту относятся малоговорящие абоненты разных возрастов и профессий. Сегмент 3 - 5% потенциальных абонентов, используют связь достаточно много, в том числе для работы, до 300 минут в месяц. К данному сегменту относятся бизнесмены, и работники различных профессий.

Сегмент 4. 3% потенциальных  абонентов постоянно используют телефон для различных целей  – до 500-600 минут в месяц.

Сегменты 3-4 – это общительные  абоненты, пользующиеся связью для  работы, общения; возможно люди, не имеющие  проводного телефона.

Сегмент 5. 1,5% потенциальных  абонентов пользуются связью без  ограничений, международные и междугородние  звонки, а также услуги роуминга; бизнесмены, политики, прочие абоненты без материальных проблем.

Таким образом, в результате исследования и представленной сегментации  рынка услуг сотовой связи  было определено 5 сегментов, над которыми всем операторам сотовой связи необходимо работать.

На основе проведенного сегментирования  рынка услуг сотовой связи  для операторов были составлены предложения в рамках сегментации рынка и рекомендованы пакеты услуг относительно каждого сегмента.

 

 

Список используемой литературы

  1. Анурин, В., Муромкина И., Евтушенко Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка. – СПб.: Питер, 2008. – 272 с.
  2. Афанасьева, М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы./М.П. Афанасьева - М. : Финстатинформ, 2008. – 448 с.
  3. Багиев, Г.Л. Маркетинг: Учебник / Под ред. Г.Л. Багиева. В.М. Тарасевич, Х. Анн - М.: Экономика, 2007. – 704 с.
  4. Барышев, А. Ф. Маркетинг./А.Ф. Барышев  —  М.: Издательский центр «Академия», 2009. -208 с.
  5. Беляевский, И.К. Маркетинг: Курс лекций. / И.К. Беляевский -  Вып. 1-6 / Московский Государственный Университет Экономики, Статистики и Информатики. - М., 2007. – 184 с.
  6. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика./ Е.П. Голубков - 2-ое изд, перераб. и доп. – М.: изд-во «Финпресс», 2008. - 464 с.
  7. Данченок, Л.А. Маркетинг по нотам: практический курс на российских примерах: Учебник. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2007. – 754 с.
  8. Дурович, А.Л. Маркетинг предпринимательской деятельности./А.Л. Дурович - Минск: НПЖ «Финансы, учет аудит», 2007. – 218 с.
  9. Егоров, А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности./ А.Ю. Егоров - М.: СП «Вся Москва», 2008. -  255 с.
  10. Кеворков, В., Леонтьев C. План маркетинга и контроль его исполнения. - М.: Феникс, 2009. – 289 с.
  11. Ковалев, А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. – М.: Центр экон. и маркетинга, 2009. – 403 с.
  12. Крэнделл, Р. 1001 способ успешного маркетинга. М.: Вильямс, 2009. – 198 с.
  13. Кулибанова, В.В. Маркетинг: Сервисная деятельность. – СПб.: Питер, 2008. – 279 с.
  14. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: Стратегический и операционный маркетинг.  - СПб: Питер, 2008. - 800 с.
  15. Ландреви, Ж., Леви Ж., Линдон Д. Меркатор. Теория и практика маркетинга (комплект из 2-х книг) – М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2007 -1176 с.
  16. Ланкастер, Дж., Джоббер Д. Продажа и управление сбытом. - Минск: Амалфея, 2009. – 486 с.
  17. Лебедев, О.Т., Филиппова Т.К. Основы маркетинга (Учеб. пособ. под ред. д-ра эконом. наук проф. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. - Дизайн. обл. А.С. Андреев. - СПб.: ИД "МиМ", 2009. – 397 с.
  18. Левшин, Ф.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены, маркетинг./ Ф.М. Левшин - М.: Международные отношения, 2008. – 194 с.
  19. Малхотра, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство (+ CD-ROM), 4-е издание – М.: Вильямс, 2008. – 1200 с.
  20. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник/ Под ред. проф. В.А. Алексунина .- 3-е изд., - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.- 716 с.
  21. Маслова, Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. Задачи, логические схемы. Тесты. - СПб.: Питер, 2009. -  128 с.
  22. Мачадо,  Р. Маркетинг для малых предприятий /  Р. Мачадо - Пер. с англ. - СПБ.: Питер паблишинг, 2007. – 288 с.
  23. Райтер, Г.Р. В лабиринтах современного управления: Стратегическое планирование, маркетинг, обслуживание клиентов, управление персоналом, оплата труда. – М.: Экономика, 2009. – 248 с.
  24. Хулей Грэм, Сондерс Джон, Пирси Найджел. Маркетинговая стратегия и конкурентное позиционирование. – М.: Баланс Бизнес Букс, 2007. – 778 с.
  25. Черчилль, Г.А. Маркетинговые исследования./ под. Ред. И.В. Крылова – Спб.: Питер, 2007. – 752 с.
  26. Ежегодный отчет о деятельности компании ОАО «Мегафон»
  27. Сотовая связь в России отмечает 20-летие - http://www.vl-g.ru/novost.php?id=142

Приложение А

АНКЕТА

Здравствуйте!

Я являюсь сотрудником  отдела маркетинга компании «Мегафон». Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы  для выявления потребительских  предпочтений относительно нашей компании.

 Ваше мнение очень  важно для нас!

1. Знаете ли Вы компанию  «Мегафон»?

1) Да   2) Нет

2. Пользовались ли Вы  когда-нибудь услугами компании  «Мегафон»?

1) Да  2) Нет

3. Пользуетесь ли Вы  услугами «Мегафон» в настоящее  время? (если да – то перейти  к 10 вопросу, если нет то перейти к вопросу 4)

1) Да    2) Нет

4. Что явилось причиной  отказа от использования услуг  «Мегафон»? (можно выбрать несколько  вариантов)

1) цена

2) тарифный план

3) качество обслуживания

4) зона покрытия

5) качество связи

6) место расположения  офисов компании

Другое______________________________________________________

5. С какой целью Вы  приобретаете услуги сотовой  связи? (можно выбрать несколько  вариантов)

1) личное общение

2) деловое общение

3) покупка детям

4) подарок

Другое_____________________________________________________

6. Сколько времени в  месяц вы тратите на разговоры?

1) до 100 мин в месяц

2) от 100 до 200 мин в месяц

3) от 300 до 500 мин. в месяц

4) от 500 до 600 мин. в месяц

5) без ограничений

7. Решающим фактором для совершения покупки услуги для Вас является? (можно выбрать несколько вариантов)

1) цена

2) тарифный план

3) услуги, предоставляемые  операторами

4) действующие акции

5) качество связи

6) зона покрытия

Другое_____________________________________________________

8. Как часто Вы приобретаете услуги сотовой связи?

1) раз в месяц

2) раз в 3 месяца 

2) раз в полгода 

3) раз в год

4) очень редко

9. Когда Вы в последний раз приобретали услуги сотовой связи?

1) менее недели назад

2) от 7 до 30 дней назад

3) от 30 до 90 дней назад 

4) от 90 до 180 дней назад

5) от 180 до 365 дней назад

6) более 1 года

10. Сколько в среднем в месяц Вы тратите на услуги сотовой связи?

Информация о работе Маркетинговое исследования рынка сотовой связи на примере Мегафон