Маркетинговые исследования в организации производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 10:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить и реализовать процесс маркетингового исследования, и в последующем использовать полученные материалы для формирования учебно-методического пособия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать существующие первоисточники
2. Проанализировать существующие методические материалы и литературу

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
1. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы исследования........................4
1.1.Технико-экономическое обоснование предприятия……………….....4 1.2. Описание конкурентов...………….……….…………………………...8
1.3. Оценка конкурентоспособности……………………………………...10
1.4. Проведение SWOT-анализа ………………………………................12
1.5. Описание потребителей………………………………….……………16
1.6. Формулировка гипотезы методом экспертных оценок……………..22
1.6.1. Метод фокус-группы……………………………………………...17
1.6.2. Метод экспертных оценок………………………………………...19
2. Определение объема выборки………………………………………………...25
3. Разработка анкеты……………..……………………………………………….27
4. Анализ данных……………………………...………………………………….33
4.1. Результаты опроса респондентов.........................................................33
4.2. Проверка статистической гипотезы.....................................................35
5. Подготовка отчета для руководства…………………………………..………37
Заключение…………………………………………...……………………......….39 Литература.............................................................................................................. 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая%20работа[1].doc

— 622.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

Белорусский государственный  университет

информатики и радиоэлектроники

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «

на тему: «»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2009

Содержание:

Введение.....................................................................................................................3

1. Постановка проблемы  и выдвижение гипотезы исследования........................4

      1.1.Технико-экономическое обоснование предприятия……………….....4                 1.2. Описание конкурентов...………….……….…………………………...8

          1.3. Оценка  конкурентоспособности……………………………………...10

1.4. Проведение SWOT-анализа ………………………………................12

1.5. Описание потребителей………………………………….……………16

1.6. Формулировка гипотезы методом экспертных оценок……………..22

   1.6.1. Метод фокус-группы……………………………………………...17

   1.6.2. Метод экспертных оценок………………………………………...19

2. Определение объема выборки………………………………………………...25

3. Разработка анкеты……………..……………………………………………….27

4. Анализ данных……………………………...………………………………….33

     4.1. Результаты опроса респондентов.........................................................33

     4.2. Проверка статистической гипотезы.....................................................35

5. Подготовка отчета для руководства…………………………………..………37

Заключение…………………………………………...……………………......….39 Литература.............................................................................................................. 40

Приложение 1..........................................................................................................41

Приложение 2……………………………………………………………………..42

Приложение 3……………………………………………………………………..42

Приложение 4…………………………………………………..…………………44

 

 

Введение

 

Маркетинговые исследования - это процесс, обеспечивающий связь организации с потребителями и общественностью через информацию. Маркетинговые исследования позволят получить необходимую информацию и снизить риск при принятии важных решений. Практически каждая организация, как частного, так и государственного сектора испытывает потребность в более широкой информации о своем рынке.

В ходе маркетингового исследования получают информацию, необходимую для  решения имеющихся проблем, разрабатывают  методы сбора информации, проводят ее анализ и формулируют рекомендации, которые доводят до заинтересованных лиц.

Цель данной курсовой работы – изучить и реализовать процесс маркетингового исследования, и в последующем использовать полученные материалы для формирования учебно-методического пособия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие  задачи:

    1. Проанализировать существующие первоисточники
    2. Проанализировать существующие методические материалы и литературу
    3. Привести примеры расчетов по каждому этапу маркетингового исследования, а именно:
  • построение динамических рядов
  • построение трендовой модели
  • расчет конкурентоспособности товара
  • реализация SWOT анализа
  • осуществление метода экспертных оценок
  • определение объёма выборки
  • составление анкеты и проведение опроса
  • обработка и анализ результатов опроса
  • проверка статистической гипотезы
  1. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы исследования

1.1. Технико-экономическое обоснование предприятия

Технико-экономическое  обоснование предприятия зависит  от объекта исследования.

Для того, чтобы дать технико-экономическое обоснование предприятия, выпускающего продукцию или оказывающего услуги, нам необходимо проанализировать ассортимент выпускаемой продукции (оказываемых услуг), основные экономические показатели, данные о рентабельности продукции и объеме продаж. Также необходимо составить динамический ряд, отражающий объемы продаж, построить трендовую модель и спрогнозировать объем продаж на последующие годы.

Дадим технико-экономическое обоснование на примере СОАО «Коммунарка»

Таблица 1.1.1. Пример представления ассортимента товаров [7-9]

Наименование товара

Цена, руб.

Объем продаж, млн. руб.

Доля в общем объеме продаж, %

1.Шоколад (плитки)

3400-6700

264,2

31,5

2. Коробки конфет

7200-46000

439,6

52,3

3. Карамель

3000-9600

136

16,2


 

 Таблица 1.2.1. Пример основных экономических показателей [7-9]

Наименование показателя

Размерность

Величина показателя

2005 год

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

1. Объем продаж

млн. руб.

712,0

814,0

956,0

1002,0

1216,0

2. Издержки производства

млн. руб.

402,0

512,0

634,0

714,0

917,0

3. Прибыль

млн. руб.

213,0

322,0

412,0

543,0

703,0

4. Уровень рентабельности

%

52,0

57,1

54,4

59,2

64,6

5. Затраты на продвижение

млн. руб.

65,2

54,3

69,0

76,5

88,1

6. Затраты на  инновации

млн. руб.

78,4

88,6

89,4

95,7

99,8


На основании данных таблицы необходимо построить динамический ряд объема продаж предприятия за последние 5 лет (таблица 1.3.1.).

 

Таблица 1.3. 1. Динамика объема продаж

Год

2005

2006

2007

2008

2009

Объем продаж, млн. руб.

712

814

956

1002

1216


 

На основании динамического  ряда строится трендовая модель (рисунок 1.1.1):

Рисунок 1.1.1. Динамика объема продаж

 

Необходимо определить вид функции, которую представляет линия тренда. Она может иметь вид линейной, логарифмической, экспоненциальной либо степенной функции. В данном случае линия тренда имеет вид линейной функции:

y=119,6x+581,2

На основании полученного уравнения рассчитываются прогнозные показатели объема продаж на следующие 3 года:

2009 год – 1298,8 млн. руб.

2010 год – 1418,4 млн руб.

2011 год – 1538,0 млн руб.

Далее необходимо построить график, отображающий прогнозные показатели и тренд (рисунок 1.1.2.):

Рисунок 1.1.2. Прогноз объема продаж

 

На основании полученных результатов необходимо сделать вывод. В примере объем продаж продукции будет возрастать в среднем на 119,6 млн. руб. ежегодно.

 

Для проверки трендовой  модели необходимо рассчитать следующие показатели:

      1. математическое ожидание

=∑yi/n                                                                                               (1)      

где уi – значение показателя;

– среднее значение показателя;

 n – количество показателей.  

      1. дисперсия

                                                                                     (2)

 

      1. среднеквадратическое отклонение ряда:

                                                                           (3)

 

      1. среднее линейное отклонение                                                               

 

a = |y -y|/n                                                                                        (4)                     

 

      1. коэффициент вариации

 

   V=σ/a*100%                                                                                         (5)

 

 

      1. абсолютный прирост        

 

    Δц= Уn – Уn-1                                                                                                                                         (6)

      1. коэффициент роста      

                                                                                                   (7)

      1. темп роста                    

                  Тр= Кц·100                                                                                            (8)

 

      1. средний абсолютный прирост   

                                                                                                               (9)

 

10)     средний коэффициент роста     

                                                                                  (10)

             

11)      средний темп роста         

  = · 100                                                                                              (11)

 

  1. темп прироста                                               

 Тпр = Тр – 100                                                                                          (12)

 

  1. средний темп прироста               

  = – 100                                                                                            (13)   

14)     абсолютное ускорение

                                (14)

 

На основании рассчитанных показателей сделать вывод о степени изменения показателей и тенденции в их изменении.

    1. Описание конкурентов

 

Приведем пример описания конкурентов предприятия. Для этого отобразим в таблице основные сведения о главных конкурентах СОАО «Коммунарка» (таблица 1.2.1.).

Таблица 1.2.1. Пример описания конкурентов

 

СП ОАО "Спартак"

Кондитерская фабрика, на рынке 15 лет, обладатель многих международных наград, название является брэндом

ООО "Первая шоколадная компания"

Кондитерская фабрика, на рынке 12 лет, специализируется на производстве шоколада

«Красный Пищевик»

Кондитерская фабрика, на рынке  более 20 лет, специализируется на производстве пастило-мармеладных изделий.


 

Далее необходимо провести сравнительную характеристику конкурентов по различным показателям. Пример результатов сравнения отобразим в таблице (таблица 1.2.2.).

 

Таблица 1.2.2. Пример сравнительной характеристики конкурентов

 

Наименование показателя

"Коммунарка"

"Спартак"

"Первая шоколадная компания"

"Красный пищевик"

1. Объем продаж, млн. руб. (2008 г.)

1190

1216

410

721

2. Доля рынка, %

39

41

9

11

3. Уровень цен

средний

высокий

высокий

Средний

4. Качество продукции

высокое

высокое

среднее

Высокое

5. Наличие брэнда

да

да

нет

Нет

6. Рентабельность продукции, %

64,6

63,8

21,7

32,4

7. Прибыль, млн. руб. (2008 г.)

703

648

134

315

8. Специализация

разнообразная продукция

разнообразная продукция

шоколад

пастило-мармеладные  изделия

9. Присутствие на рынке,  лет

>40

15

12

>20

10. Качество рекламы, баллы от 1 до 5

5

4

4

3

Информация о работе Маркетинговые исследования в организации производства