Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 10:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить и реализовать процесс маркетингового исследования, и в последующем использовать полученные материалы для формирования учебно-методического пособия.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать существующие первоисточники
2. Проанализировать существующие методические материалы и литературу
Введение.....................................................................................................................3
1. Постановка проблемы и выдвижение гипотезы исследования........................4
1.1.Технико-экономическое обоснование предприятия……………….....4 1.2. Описание конкурентов...………….……….…………………………...8
1.3. Оценка конкурентоспособности……………………………………...10
1.4. Проведение SWOT-анализа ………………………………................12
1.5. Описание потребителей………………………………….……………16
1.6. Формулировка гипотезы методом экспертных оценок……………..22
1.6.1. Метод фокус-группы……………………………………………...17
1.6.2. Метод экспертных оценок………………………………………...19
2. Определение объема выборки………………………………………………...25
3. Разработка анкеты……………..……………………………………………….27
4. Анализ данных……………………………...………………………………….33
4.1. Результаты опроса респондентов.........................................................33
4.2. Проверка статистической гипотезы.....................................................35
5. Подготовка отчета для руководства…………………………………..………37
Заключение…………………………………………...……………………......….39 Литература.............................................................................................................. 40
Далее необходимо построить диаграммы, отражающие сравнение показателей предприятия с показателями конкурентов.
Приведем пример круговой диаграммы, отражающей сравнение объема продаж СОАО «Коммунарка» с объемом продаж конкурентов (рисунок 1.2.1.)
Рисунок 1.2.1. Объем продаж за 2008 год, млн. руб.
Примеры круговых диаграмм, отражающих соотношение других показателей находятся в приложении 1.
Далее необходимо проанализировать полученные диаграммы.
Для оценки конкурентоспособности предприятия используется дифференциальный метод, который позволяет оценить конкурентоспособность с технической и экономической стороны. Необходимо разработать шкалу, по которой будут присуждены баллы по каждому из параметров. Пример шкалы находится в приложении 2.
Далее необходимо выбрать предприятие, которое будет принято за образец. В данном примере за образец принято предприятие «Спартак». В таблице 1.3.1 приведен пример данных для оценки конкурентоспособности.
Таблица 1.3.1 Пример данных для оценки конкурентоспособности
Представители |
Технические характеристики |
Экономические характеристики | |||
Известность марки (Р1) |
Качество продукции (Р2) |
Ассортимент товара (Р3) |
Объём продаж, млн. руб. |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств | |
Образец |
9 |
5 |
110 |
1216 |
3 |
СОАО «Коммунарка» |
8 |
4 |
108 |
1190 |
2,8 |
«Красный пищевик» |
7 |
4 |
74 |
721 |
1,7 |
«Первая шоколадная компания» |
6 |
3 |
32 |
410 |
1,2 |
Коэффициент весомости (аi) |
0,27 |
0,40 |
0,33 |
0,61 |
0,39 |
Для оценки конкурентоспособность, необходимо рассчитать следующие показатели:
расчет единичного показателя по техническим параметрам на примере СОАО «Коммунарка»:
q1 = 8 / 9 = 0,89; q2 = 4 / 5 = 0,8; q3 = 108 / 110 = 0,98
расчет единичного показателя по экономическим параметрам на примере СОАО «Коммунарка»:
q1 = 1216 /1190 = 1,02; q2 = 3 / 2,8 = 1,07
2. Показатели конкурентоспособности, рассчитываемые комплексным методом.
Групповые показатели рассчитываются по формуле:
расчет группового показателя по техническим параметрам на примере СОАО «Коммунарка»:
Iтп = 0,89*0,27 + 0,8*0,4 +0,98*0,33 = 0,88
расчет группового показателя по экономическим параметрам на примере СОАО «Коммунарка»:
Iэп = 1,02*0,61 + 1,07*0,39 = 1,04
3. Интегральный показатель:
расчет интегрального показателя на примере СОАО «Коммунарка»:
К = 0,88 / 1,04 = 0,85
Проанализировать полученные показатели, сделать вывод о том, какое место среди конкурентов занимает предприятие.
SWOT -анализ заключается
в исследовании сильных и
В процессе SWOT-анализа необходимо дать ответы на следующие вопросы:
SWOT -анализ может проводиться:
Этапы SWOT -анализа
Наиболее часто используемой качественной методикой проведения SWOT-анализа является методика с форматом в виде четырехпольной таблицы (таблица 1.4.1.).
Таблица 1.4.1. Четырехпольная таблица SWOT-анализа
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
Сильные стороны: 1. 2. 3. 4. 5. ……………… |
Возможности: 1. 2. 3. 4. 5. ………………… |
Слабые стороны: 1. 2. 3. 4. 5. ……………… |
Угрозы: 1. 2. 3. 4. 5. ………………….. |
В данной таблице необходимо отобразить сильные и слабые стороны компании, а также существующие возможности и угрозы .
Далее необходимо составить
матрицу четырехпольного SWOT-
Таблица 1.4.2. Матрица четырехпольного SWOT- анализа
Возможности (ВО) Показатель ВО 1 Показатель ВО 2 Показатель ВО 3 Показатель ВО 4 Показатель ВО 5 |
Угрозы (УГ) Показатель УГ 1 Показатель УГ 2 Показатель УГ 3 Показатель УГ 4 Показатель УГ 5 | |
Сильные стороны (СИС) Показатель СИС 1 Показатель СИС 2 Показатель СИС 3 Показатель СИС 4 Показатель СИС 5
|
Группа 1 Разработка стратегий, использующих «силу» для реализации «возможностей» СИВ |
Группа 2 Разработка стратегий, использующих «силу» для устранения «угроз» СИУ |
Слабые стороны (СЛС) Показатель СЛС 1 Показатель СЛС 2 Показатель СЛС 3 Показатель СЛС 4 Показатель СЛС 5 |
Группа 3 Разработка стратегий, минимизирующих «слабость», преодоление слабостей за счет выявления «возможностей» СЛВ |
Группа 4 Разработка стратегий, минимизирующих «слабость», и избавления от слабостей и предотвращения угроз СЛУ |
На основе SWOT-анализа необходимо определить основные направления развития предприятия, позволяющие воспользоваться открывающимися возможностями. Сформулировать основные проблемы предприятия и пути их решения.
Пример проведения SWOT-анализа находится в приложении 3.
Главным элементом микросреды маркетинга являются потребители. Всех потребителей можно разделить на группы по различным признакам, таким как пол, возраст, уровень дохода, географическое положение и так далее. Для этого применяется метод сегментации.
Метод сегментации заключается в определении на рынке групп покупателей с аналогичными покупательскими потребностями и характеристиками.
Сегментация может проводиться по различным критериям, представленным в таблице 1.5.1.
Таблица 1.5.1. Критерии сегментации потребителей.
Группы критериев |
Критерии |
Психографические критерии: психологический или социологический состав покупателей |
Принадлежность к социальному классу. Личностные факторы. Образ жизни. Поведенческие принципы. Повод для покупки. Искомые выгоды. Статус пользователя. |
Демографические критерии: Характеристики, которые могут быть обнаружены при анализе статистических данных, полученных при переписи населения |
Возраст, пол. Этап жизненного цикла семьи. Размер семьи, тип дома. Уровень образования. Культурное происхождения. Доход. Род занятий. Религиозные убеждения. Раса, национальность. |
Географические критерии: Места проживания, работы и совершения покупок. |
Размер населенных пунктов, на территории которых находится потребитель. Плотность населения на территории потребителя. Климат и расположение территории. Страна, регион. Доступность СМИ. Уровень конкуренции. |
Проведем сегментацию потребителей по уровню дохода на примере СОАО «Коммунарка» (таблица 1.5.2.)
Таблица 1.5.2. Сегментация потребителей по уровню дохода [7-9]
Уровень дохода |
Низкий |
Средний |
Высокий |
Количество, чел |
800 000 |
1 600 000 |
1 100 000 |
Строим круговую диаграмму, отражающую сегментацию потребителей по уровню дохода (рисунок 1.5.1.):
Рисунок 1.5.1. Сегментация потребителей по уровню дохода
На основании результатов сегментации определить целевой сегмент предприятия.
Для формулировки гипотезы применяется качественное исследование, которое может быть проведено одним из методов: фокус-группы, экспертных оценок, метода «мозгового штурма».
Группа, состоящая из
6—12 человек с определенными
Основные задачи использования фокус-групп:
• генерирование проверяемых гипотез;
• генерирование информации для опросных листов;
• получение предварительной информации;
• стимулирование поиска новых идей для товарных концепций;
• интерпретация ранее полученных количественных результатов.
Успешность работы фокус–группы во многом зависит от эффективности деятельности ведущего (модератора), который на основе глубокого понимания целей и задач дискуссии без прямого вмешательства в ее ход управляет ее проведением. Он должен стремиться к балансу между естественной дискуссией среди участников и уходом от обсуждаемой темы, направлять дискуссию в нужное русло. Данные работы фокус–группы должны быть обработаны.
На основании всего вышеперечисленного должна быть сформулирована проблема и, исходя из нее, выдвинута гипотеза.
Пример 1.6.1. Реализация метода фокус-группы.
В качестве проблемы была определена проблема сбыта продукции СОАО «Коммунарка». Фокус–группе было предложено обсудить эту проблему и оценить факторы, влияющие на выбор потребителей. Факторами были выделены:
После анализа работы фокус–группы были получены следующие результаты. Если общее влияние факторов взять за 100%, то на каждый фактор приходится (таблица 1.6.1.):
Таблица 1.6.1. Результаты проведения фокус-группы
Информация о работе Маркетинговые исследования в организации производства