Маркетинговые исследования конкурентной среды страховой компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Страхование является одной из важнейших составляющих финансовой системы страны в обеспечении защиты имущественных интересов государства и его граждан.
Отечественный страховой рынок выглядит весьма скромно по сравнению с рынками развитых стран: сборы страховых премий всего российского страхового рынка равны сборам средней страховой компании из развитой страны. В этой связи базой для сравнения отечественных страховых компаний могут быть только компании стран Центральной и Восточной Европы, находящиеся в условиях переходной экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг контрольная.docx

— 487.14 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «СТРАХОВАНИЕ»

на тему: «Маркетинговые исследования конкурентной среды страховой компании»

(на примере Закрытого акционерного общества

 «Страховая компания  АЛИКО» в РФ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Страхование является одной  из важнейших составляющих финансовой системы страны в обеспечении  защиты имущественных интересов  государства и его граждан.

 Отечественный страховой рынок выглядит весьма скромно по сравнению с рынками развитых стран: сборы страховых премий всего российского страхового рынка равны сборам средней страховой компании из развитой страны. В этой связи базой для сравнения отечественных страховых компаний могут быть только компании стран Центральной и Восточной Европы, находящиеся в условиях переходной экономики.

Изучению проблем оценки конкурентоспособности страховых  компаний посвящены работы как российских ученых и экономистов, так и зарубежных. Вместе с тем, целый ряд актуальных проблем, связанных с конкурентоспособностью российских страховых компаний, остается недостаточно исследованным. В том  числе существует необходимость  уточнения места и роли страховой  отрасли в повышении конкурентоспособности  российской экономики, анализа повышения  конкурентоспособности страховой  отрасли на основе привлечения иностранных  инвестиций. Недостаточно внимания уделялось  комплексному анализу факторов повышения  конкурентоспособности отечественной  страховой отрасли, системе показателей ее конкурентоспособности.

Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выявления основных факторов повышения  конкурентоспособности страховых  компаний, анализа этих факторов, изучения основных направлений и механизмов развития страхового рынка, совершенствования  национальной конкурентной среды и  инновационных стратегий страховых компаний.

Целью курсовой работы является формирование модели повышения конкурентоспособности страховых компаний.

Для достижения указанной  цели в работе поставлены следующие задачи:

- с теоретических позиций  рассмотреть сущность конкурентоспособности  применительно к страховым компаниям;

- определить совокупность  факторов, обусловливающих конкурентоспособность  страховых компаний, определить  уровень конкурентоспособности российских страховщиков;

- разработать предложения  по повышению конкурентоспособности  деятельности российских страховых  компаний на примере МетЛайф Алико;

- рассмотреть зарубежные  методики составления рейтингов  конкурентоспособности страховых  компаний.

Объектом  исследования является МетЛайф Алико - компания, основным видом деятельности которой является страховые виды деятельности.

Предметом исследования курсовой работы явилась  маркетинговая деятельность МетЛайф Алико.

Цель  курсовой работы заключается в исследовании конкурентной среды фирмы. Основные задачи состоят в изучении теоретического материала, оценки деятельности страховой  группы и деятельности конкурентов, проведения анализа конкурентной среды  фирмы. Так же планируется разработать  предложения по совершенствованию  конкурентной среды фирмы и оценить  их эффективность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические аспекты маркетинговых исследований конкурентной среды страховой компании

 

По мере своего развития каждое предприятие сталкивается с  определенными проблемами и задачами, преодоление и решение которых  осуществляются посредством применения различных управленческих методик  и технологий исследования конкурентной среды фирмы. Стандартов же оценки, как и единой методики, не существует, так как практически каждая компания в России и на Западе, да и немало предприятии, обладают собственными «уникальными»  методиками оценки конкурентной среды  предприятия. Итак, мы пришли к выводу, что определенной методики исследования конкурентной среды не существует.

Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества в конкуренции, поиск их как внутри предприятия, так и вне его предопределяют набор функций, выполняемых аппаратом управления ведущих компаний..

Конкурентная среда –  это рынок, на котором независимые  продавцы свободно соперничают за право  продажи в условиях постоянной угрозы появления новых конкурентов, новых  товаров и услуг. Исследование фирм конкурентов проводится либо в отрасли, либо по отдельным сегментам рынка.[7, c.59]

Признанным лидером разработки конкурентного анализа является профессор Гарвардской школы  бизнеса М.Портер. Он выделил пять факторов, определяющих конкуренцию:

1. Текущие конкуренты;

2. Опасность появления новых конкурентов;

3. Опасность появления заменителей товара;

4. Способность потребителей идти на сделки;

5. Способность поставщика идти на сделки.

Для страховых компаний первые три фактора являются наиболее важными.

 

Рисунок 1.1 иллюстрирует пять сил конкуренции.

 

Рисунок 1.1 – Пять сил  конкуренции

 

По условиям адаптации  к конкурентной среде поведение  конкурентов, например на рынке стройматериалов, может делиться на четыре линии:

1.Оборона характерна для  лидеров промышленного рынка  стройматериалов.

2.Наступление. Суть заключается  в том, чтобы, избегая сильных  сторон конкурента, использовать  его слабости.

3.Воплощение свежей идеи  осуществляется новыми «игроками», пыта-ющимися закрепиться в отрасли.

4.«Партизанская война» - это удел мелких фирм. Суть  в том, что бы закрепиться  на небольшом участке рынка  стройматериалов.[7, c 89]

Цель проведения исследования конкурентной среды – изучение по-зиций  и возможностей фирм-конкурентов; предполагает поиск ответов на четыре основные группы вопросов, вокруг которых строится структура системы слежения и  борьбы с конкуренцией.

1. Каковы основные цели  конкурента?

2. Каковы текущие стратегии  достижения этих целей? 

3. Какими средствами располагают  конкуренты, чтобы реализовать свои  стратегии?

4. Каковы их вероятные  будущие стратегии? 

Ответ на первые три пункта должен обеспечить исходные данные для  предвидения будущих стратегий. Анализ совокупности сведений по указанным  четырем областям дает достаточно полную картину действий конкурентов.

По сути дела, разговор идет о сборе и анализе информации о потенциале фирм – конкурентов  и уровне его использования. Имеются  в виду такие составляющие потенциала, как финансово-экономическая, производственная, научно-техническая, кадровая, маркетинговая.[4, c.102]

К позитиву конкуренции можно  отнести:

а) повышение качества;

б) снижение цен;

в) представление льгот;

г) реклама;

д) развитие послепродажного  обслуживания;

е) технический прогресс.

К негативу конкуренции относятся:

а) экономический шпионаж;

б) подделки (фальсификации) фирменной продукции;

в) подкуп и шантаж;

г) обман потребителей;

д) махинации с деловой  отчетностью;

е) валютные махинации;

ж) сокрытие дефектов.

Изучение конкурентной среды  требует систематического наблюдения за главными конкурентами, не упуская  из виду потенциальных конкурентов. Полученную информацию целесообразно  накапливать в специальных банках данных. Анализ информации, ее интерпретация  позволяют специалистам вывести  обоснованные оценки по каждому фактору  конкуренции и охарактеризовать общее положение фирмы на рынке  по отношению к основным конкурентам.

Чтобы получить подробную  информацию о конкуренции на том  рынке, куда должна поступить продукция, необходимо ответить на следующие вопросы:

1) Сколько и какие фирмы  предлагают аналогичную продукцию?

2) Какая часть рынка  контролируется конкурирующими  фирмами

3) Какова ситуация на  конкурирующих фирмах с объемами  продаж, с доходами, с внедрением  новых товаров, с сервисом?

4) Какова тенденция развития  этих показателей?

5) Сколько средств выделяют  конкурирующие фирмы рекламе  своих

товаров? 

6) Что собой представляет  их продукция: основные характеристики, уро¬вень качества, дизайн, мнение  покупателей?

7) Что является основой  для конкуренции? (Цена, качество, сервис,

имидж и т.д.)

 

Таблица 1.1 – Сравнительная таблица[4, c.110]

Сравнительные характеристики

Конкуренты

Ваша фирма

1

2

3

Функционально-стоимостные параметры  продукта

       

Расходы и средства распространения  рекламы

       

Сервисные услуги

       

Упаковка и дизайн

       

Размещение

       

Имидж

       

Мнение покупателей

       

 

Ответы на перечисленные  вопросы целесообразно представить в виде сравнительной таблице 1.1, которая даст возможность определить ваши преимущества и уязвимые места перед конкурентами и разработать методы конкурентной борьбы. Цель проведения исследования конкурентной среды: на основе полученных оценок выявляются сильные и слабые стороны конкурентной борьбы по всем изученным направлениям конкурентоспособности.

Исследование страхового рынка России является неотъемлемым и необходимым элементом деятельности страховых компаний, который в  разнообразных  формах  присутствует на последовальных этапах развития страховщиков. В различной степени вопросы проведения исследований страхового рынка освещают Коломин  Е.В., Зубец А.Н., Николенко Н.П. Цыганов А.А. и др. В то же время отдельные работы, посвященные обобщению теоритических аспектов и практик исследований по страхованию, практически не встречаются. 

В данной работе предложена авторская точка зрения на особенности  и методы проведения исследований на страховом рынке, и, прежде всего, исследований конкурентного окружения страховых  компаний.

Существует два  подхода к определению термина  «исследование страхового рынка»: как  к процессу анализа и как к  сбору информации. В данной статье предложен комплексный вариант определения.

Исследование рынка  страхования – это процесс  сбора информации о страховом  рынке (или его отдельных сегментах)  и ее количественный и/или качественный анализ, проводимый с целью изучения объема рынка, конкурентной среды (показателей страховщиков – конкурентов), спроса на страховые услуги, предложения страховых услуг, продуктовых инноваций, каналов продаж, прогноза развития страхового рынка. В качестве синонимов понятия «исследование страхового рынка»  используют термины «исследование страхования», «анализ страхования», «анализ страхового рынка», «статистика страхования», «динамика страхования».                               

В широком понимании  термин «исследование рынка страхования» объединяет всю совокупность возможных  исследований по теме страхования. В  узком понимании «исследование  рынка страхования» - это часть  бизнес-исследований по вопросам страхования, к которым, помимо исследования рынка  страхования, относятся маркетинговые  исследования (исследования спроса), исследования страховых услуг (страховых программ) и исследования рекламы страховых  услуг и страховых компаний.

Для исследований страхового рынка присущи общенаучные методы познания – анализ, синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование, абстрагирование и конкретизация, системный анализ и формализация, гипотетический и аксиоматический  методы, создание теории, наблюдение и  эксперимент, лабораторные и полевые  исследования.

Исследование страхового рынка должно проводится с соблюдение принципов объективности (всестороннего  учета фактов), адекватности используемых методов, учета непрерывности измерения, историзма и перспектив развития (динамики), системности изучения процесса.

Исследование рынка  страхования является прикладной формой научного исследования. Фундаментальные  исследования связаны с процессом  изучения теории страхования.

Исследования рынка  страхования могут быть классифицированы по различным критериям:

1. По объектам  исследования

1.1 Исследование  рынка страхования (общерыночных  показателей, региональных показателей  и каналов продаж страховых  услуг);

1.2 Исследование   спроса на страховые услуги (потребителей страховых услуг);

1.3 Исследование  страховых компаний (показатели  деятельности, предложение страховых  услуг, реклама и методы стимулирования  продаж страховых услуг).

1.4 Исследование  регулирования рынка страхования.

2. По типу информации

2.1 Исследование  статистической информации;

2.2 Исследование  бухгалтерской и иной отчетной  информации;

2.3 Исследование  информации о программах страхования  и тарифах (методических разработок, тарификаторов, полисных условий  и прочих);

2.4 Исследование  обучающей информации.

3. По источнику  информации:

3.1 Исследование  информации страховых компаний и других субъектов страхового рынка;

3.2 Исследование  информации государственных органов  (ФСФР, Росстат, ФАС, Центральный  банк, суды и прочие);

3.3 Исследование  информации объединений страховщиков  и иных субъектов страхового  рынка;

3.4. Исследование  исследовательских компаний и  рейтинговых агентств;

3.5 Исследование  информации научных организаций,  в том числе образовательных;

3.6 Исследование  информации СМИ, в том числе  интернет сайтов;

3.7 Исследование  информации потребителей и объединений  потребителей.

4. По методам  исследования

4.1 Исследование  кабинетным методом, в том числе  методом структурированного анализа;

4.2 Исследование  социологическими методами (фокус-группы, опросы и прочие);

4.3 Исследования  методами экономической разведки (таинственный покупатель, таинственный  агент и прочие)

5. По цели проведения  исследования:

5.1 Исследования  по заказу субъекта страхового  рынка для решения внутренних  бизнес-задач (индивидуальные исследования).

5.2 Коммерческие  инициативные  исследования (готовые исследования)

5.3 Научные исследования.

Практически всегда исследования страхового рынка носят  комбинированный характер и могут  быть ранжированы по каждому классификационному признаку. 

Методологические  подходы к организации исследований страхового рынка, связанных с изучением  страховщиков-конкурентов, определяются характером информации, которую планируется  получить в ходе проведения исследований.

К основным видам  информации по страховщикам-конкурентам  относятся открытая информация и  информация под грифом «для внутреннего  пользования» и «коммерческая тайна».

В открытой информации можно выделить следующие группы:

  • Статистическая информация;
  • Бухгалтерская информация;
  • Информация о программах страхования и тарифах;
  • Обучающая информация;
  • Информация по рекламе.

Открытая информация может быть получена заинтересованной стороной с помощью соответствующих  маркетинговых методов в рамках действующего законодательства.  Считается, что информация под грифом «для внутреннего пользования» или «коммерческая тайна» не может быть собрана  без нарушения законодательства.

Также информацию о  страховщиках-конкурентах с практической точки зрения целесообразно  классифицировать на  внешнюю и внутреннюю.

Внешняя информация  о страховой компании может быть получена из внешних источников, к которым относятся надзорные и другие государственные органы, объединения страховщиков, рейтинговые и аналитические агентства.

Основным источником внешней информации на страховом  рынке выступает Федеральная  служба по финансовым рынкам, которая  ежеквартально выпускает сводную  информацию на основании 1С формы. Из государственных органов также  Росстат является официальным источником обобщенной статистической  информации, основанной на анализе 1-СК формы.  Несколько лет Центральный Банк России проводит сбор информации о страховых резервах и их инвестициях в экономику страны.

Также источником статистической информации о страховщиках-конкурентах  выступают объединения страховщиков, в частности Всероссийский союз страховщиков и Российский союз автостраховщиков.

РА «Эксперт»  1 раз в полгода самостоятельно собирает статистическую информацию по страховщикам по отдельным видам страхования, и публикует ее на сайте.

«Интерфакс» выпускает 1 раз в полгода сборник «Интерфакс 100» и является источником статистической и бухгалтерской информации, так  как анализирует бухгалтерскую  отчетность (форма 1 и 2).

Источником внутренней информации является страховая компания. Внутренняя информация условно может  быть разделена на три  зоны: внешняя, промежуточная и скрытая.

Внешняя зона внутренней информации содержит открытую информацию (без грифа «для внутреннего пользования» или «коммерческая тайна»), которую  страховая компания специально подготавливает для распространения во внешнюю  среду. К такой информации относятся:

  • Пресс-релизы и производные от них в СМИ (интервью, комментарии и прочие);
  • Промо-информационные материалы;
  • Рекламные и рекламно-информационные материалы;
  • Сайт в интернете.
  • Материалы, рассылаемые в качестве предложения о покупке страховых услуг.

Промежуточная зона внутренней информации  включает открытую информацию (без грифа «для внутреннего пользования» или «коммерческая тайна»), которая не  распространяется страховой компанией во внешнюю среду, а предоставляется по мере необходимости в зависимости от ситуации. К такой информации относятся:

  • Информация, предоставляемая потенциальным потребителям по их запросу (коммерческие предложения, условия и правила страхования, проекты договоров страхования и прочие);
  • Информация для страхователей (условия выплат, пролонгации, дополнительные возможности);
  • Обучающая информация для агентов и менеджеров (описание программ, техника продаж, бонусное стимулирование и прочее);
  • Информация для партнеров (страховых и нестраховых посредников);
  • Официальная отчетная информация для государственных органов;
  • Информация для СМИ, рейтинговых и аналитических агентств, предоставляемая по их запросу.

Скрытая зона внутренней информации содержит  данные, которым страховщиком-конкурентом присвоен статус «для внутреннего пользования» или «коммерческая тайна»  (при их наличие в страховой компании).

Под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющей ее обладателю (страховщику-конкуренту) увеличить доходы, сократить расходы, сохранить положение на страховом  рынке или получить иную коммерческую выгоду  (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»). 

Конкретный перечень информации под грифом «коммерческая  тайна», порядок ее охраны и распространения  определяется внутренними документами  страховой компании, в частности  «Положением о коммерческой тайне  на предприятии».

Для внешней информации и внешней зоны внутренней информации достаточно использовать  структурированный сбор информации из открытых источников.  Для получения внутренней информации из промежуточной зоны может использоваться комплекс методов под общим названием «экономическая разведка». Незаконные способы  получения внутренней информации из скрытой зоны могут быть названы экономическим шпионажем.

Структурированный сбор внешней и внутренней информации (внешняя зона) представляет собой  системный сбор информации, включающий четкую регламентацию:

  • Страховщиков-конкурентов;
  • Периодичности сбора информации;
  • Перечня изучаемых показателей;
  • Источников получения информации;
  • Методов обработки получаемой информации.
  • Форм предоставления собранной информации.

В максимальном варианте структурированный сбор внешней  и внутренней информации (внешняя  зона) называется «Система постоянного  мониторинга страховщиков-конкурентов».

Для получения информации из промежуточной зоны используется комплекс методов, называемых «экономическая разведка».

Экономическая разведка – это  совокупность активных методов сбора информации, реализуемых в виде запроса на добровольное предоставление информации страховщиком-конкурентом. То есть ключевыми критериями экономической разведки выступают активные действия исследователя (запрос)  и добровольный характер предоставления информации.

К методам экономической  разведки в страховании относятся:

  • Таинственный покупатель;
  • Таинственный агент;
  • И некоторые другие.

Основными принципами экономической разведки в страховании  являются:

  • Учет специфики оказания страховых услуг.
  • Использование методов, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
  • Сбор информации «под легендой».
  • Ориентирование на конкретных лиц, принимающих управленческие решения, и на соответствующие подразделения (внутренних заказчиков).

Необходимо отметить, что существует и более широкое  понимание термина «экономическая разведка» как совокупности всех законных методов сбора информации о компаниях-конкурентах, но с практической точки зрения более целесообразно  использовать определение, рассмотренное  ранее. 

Наиболее сложным  в части соответствия действующему законодательству, в том числе  и Уголовному кодексу Российской Федерации, является получение информации страховщика-конкурента, составляющей коммерческую тайну.

Существуют законные и незаконные способы получения  информации страховщика-конкурента, составляющей коммерческую тайну.

Получение коммерческой информации незаконными методами подпадает  под действие ст. 183 Уголовного кодекса  Российской Федерации.

В соответствии с  п.1 данной статьи «Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую  или банковскую тайну, путем похищения  документов, подкупа или угроз, а  равно иным незаконным способом  наказывается штрафом в размере до 80 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет.

Пункт 2 ст.183 определяет, что «незаконные разглашение  или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца  лицом, которому она была доверена или  стала известна по службе или работе, наказываются штрафом в размере  до ста двадцати тысяч рублей или  в размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью  на срок до трех лет либо лишением свободы  на срок до трех лет».

Кроме того, ч. 2 п. 2 статьи 139 ГК РФ предусматривает обязанность  лица, получившего информацию под  грифом «коммерческая тайна» незаконными  методами, возместить причиненные убытки.

Среди незаконных способов получения информации под грифом «коммерческая тайна» выделяют непосредственные и опосредованные.

Непосредственные  способы приведены в ч.1 ст. 183 Уголовного кодекса – это похищение документов, подкуп, угроза. То есть происходит преднамеренное (умышленное) преодоление принятых страховщиком-конкурентом мер по охране конфендициальности.

Опосредованные  способы  получения  коммерческой тайны предусматривают получения сведений от третьих лиц, в случае если получатель  знал или имел достаточно оснований предполагать  о наличии грифа «коммерческая тайна», а лицо, передаваемое информацию, не имеет соответствующих полномочий.

Информация, составляющая коммерческую тайну, считается полученной законными способами, если она получена от ее обладателя на основании договора или другом законном основании (п. 3 ст. 4 ФЗ «О коммерческой тайне»).

Но существуют и  законные способы получения коммерческой тайны.

В частности, самостоятельное получение информации под грифом «коммерческая тайна»  в процессе осуществления исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, несмотря на то, что содержание такой информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну,  считается законным способом получения.

Также к законным способам может быть отнесено получение  коммерческой тайны в результате действий случайно или по ошибке.

Необходимо отметить, что достаточно часто та или иная внутренняя информация о компании-конкуренте находится на границе двух зон, и  для ее получения могут быть использованы различные группы методов.  В данном случае выбор методов исследования должен осуществляться с учетом их преимуществ и недостатков.

Информация о  страховщиках-конкурентах, полученная различными методами экономической  разведки,  может использоваться практически всеми подразделениями  страховой компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1.2 Преимущества и недостатки методов получения информации о страховщиках-конкурентах

Метод получения

Тип информации

Преимущества

Недостатки

Структурированный сбор

Внешняя информация

-Легкость и малобюджетность;

- Официальный характер  информации;

-  Возможность сравнительного анализа.

- Существенное запаздывание  официальной информации.

- Малая информативность  для практических нужд.

- Несоответствие  официальной информации реальному  состоянию дел в отчетном периоде.

Структурированный сбор

Внутренняя информация (внешняя зона)

-Легкость и малобюджетность;

- Быстрота получения  (при наличии).

- Рекламно-информационная  дезинформация;

-  Поверхностное представление;

- Несоответствие  целевой информации.

Экономическая разведка

Внутренняя информация (промежуточная зона)

- Максимальный объем  целевой информации;

- Возможность получения  документов.

- Высокозатратный  метод.

- Средняя оперативность  в получении информации.

Экономический шпионаж

Внутренняя информация (скрытая зона)

 

- Несоответствие  законодательству.


Наиболее часто  информация о страховщиках-конкурентах  используется подразделениями маркетинга и андерайтинга, которая может  использоваться для решения следующих  задач:

1. Для определения  новых сегментов страхователей.

Изучая предложения  страховщиков-конкурентов, специалисты  могут выделить новые сегменты страхователей, для которых подготовлены предложения  конкурентов, изучить и проанализировать новые сегменты и принять решение  о разработке программ, ориентированных  на потребителей новых сегментов.

2. Для определения  конкурентных преимуществ программ  страхования.

Анализ различных  составляющих программ компаний-конкурентов  позволяет выяснить конкурентные преимущества собственных программ по специфическому, ценовому и потребительскому факторам.

3. Для определения  уровня предлагаемых тарифов.

В условиях разнонаправленного изменения тарифов, позиционирование ниже рынка может приводить не к увеличению доли, а к стабилизации на фоне снижения прибыли по страховым  операциям. Информация о тарифах  компаний - конкурентов позволит избежать этого неприятного эффекта и  повысить прибыльность страхового портфеля.

4. В процессе  разработки новых программ страхования.

При подготовке новых  программ страхования изучение аналогичных  предложений компаний-конкурентов  позволяет обеспечить адекватный уровень  их наполнения для обеспечения необходимой  конкурентоспособности.

5. В процессе  стратегического и тактического  прогнозирования.

Подготовка стратегии  развития компании и ее реализация требует подготовки стратегического  и тактического маркетинговых планов развития страховой отрасли и  конкретных видов страхования. При  их подготовки в обязательном порядке  необходимо учитывать стратегии  развития компаний-конкурентов как  в части общих показателей, так  и продуктового предложения.

Также необходимо отметить, что в практике достаточно часто  информация о страховщиках-конкурентах  требуется подразделениям продаж, которые  формируют системы вознаграждения по каналам продаж, и разрабатывают  методы стимулирования сбыта страховых  услуг.

Информация о работе Маркетинговые исследования конкурентной среды страховой компании