Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 08:21, курсовая работа
Маркетинговая оценка потребительского рынка косметических товаров проводилась методом социологического опроса населения города Ростова-на-Дону. Респондентам предлагалось заполнить анкету (приложение 1), целью которой являлось выявление мотивов, предпочтений и намерений потребителей, а также их оценки используемых и обновляемых косметических товаров.
При формировании выборочной совокупности применялись методики квотного отбора по признакам пола и возраста. По полу и возрасту, респонденты были распределены пропорционально половозрастной структуре населения г. Ростова-на-Дону (см. таблицу 1.1). Этот метод опроса был выбран для получения наиболее достоверных данных и для повышения их точности.
Введение 4
Половозрастная структура 5
Структура потребителей косметических средств 7
Структура предпочтений косметических средств 9
Соотношение косметических стредств 11
Уровень «известность с поддержкой» 12
Популярность приобретения косметических средств 14
Кожа 18
3.1 Отношение людей к своей коже 18
3.2. Проблемная кожа 19
Вывод 27
Литература 34
Были установлены наиболее популярные места приобретения косметических средств. Из диаграммы (см. рис.1.8) видно, что большинство потребителей приобретают косметические средства в специализированных магазинах (58,9%). Значительная часть населения приобретает косметические средства по каталогам у торговых агентов (50,8%), в супермаркетах — 26,5%, в аптеках незначительная часть населения — 15,1%. Некоторые приобретают косметические средства в киосках (5,4%), а кому-то их просто дарят (1,6%).
Рис.2.4. Значимость потребительских показателей косметических средств
Ответы на вопрос, чем вы руководствуетесь при выборе косметических средств, представлены на рисунке 1.9. Большинство потребителей при приобретении косметических средств руководствуются собственными знаниями (58,9%). Так как косметические средства в настоящее время имеют достаточно широкий спектр действия, различные способы применения, то продажа косметических товаров должна сопровождаться консультациями. Продавцам-консультантам также доверяет значительное количество потребителей (43,8%).
Рис. 2.6. Уровень доверия советам при выборе косметических средств
Данные о частоте приобретения косметических средств показывают (см. рис. 1.10), что в основном все респонденты покупают косметические средства один раз в три месяц (39,5%). На открытую часть вопроса, почему вы приобретаете косметические средств именно в такой период, респонденты отвечали следующим образом: 31% ответили, что им хватает купленных косметических средств на это время; 8,2% ответили, что он приобретают косметические средства по мере надобности; 5% говорит, что у них и хватает средств покупать косметические средства чаще; 3,3% ответили, что они хотя выглядеть лучше.
Рис. 2.7. Частота приобретения косметических средств
Рассмотрим данные, полученные при изучении отношения людей к своей коже. Данные о частоте ухаживания за кожей лица и рук представлены на рисунке 1.11 (а, б) Из диаграммы видно, что 35,2 % женщин ухаживает за кожей лица и 31,9% — за кожей рук каждый день. Мужчины же в большинстве предпочитают ухаживать за кожей лиц; (13,5%) и рук (22,7%) по необходимости. Также значительное число мужчин ухаживает за кожей лица (12,9%) каждый день. Полученные данные можно применить к оценке величины спроса на соответствующие наименования косметических средств, т.е. крема для лица и крема для рук.
а) Уход за кожей лица
б) Уход за кожей рук
Рис. 3.1. Частота ухода за кожей лица и рук
Ответы на вопросы, касающиеся проблем с кожей, проанализированы с учетом возраста респондентов (см. рис. 1.12). Из данных анкетирования можно сделать вывод по поводу наличия каких-либо проблем с кожей у населения. Далее в процентном соотношении приведены все полученные результаты. Они помогут производителям косметических средств по уходу за кожей лучше разобраться в проблемах покупателей их продукции. Пересмотреть свое позиционирование на рынке и направленность на определенную целевую аудиторию.
Рис. 3.2 Наличие проблем с кожей
Из рисунка 3.2. видно, что лиц, считающих, что у них есть проблемы с кожей, больше. Также хорошо заметно, что в основном проблемы с кожей у молодежи (19—29 лет) — 17,8% и у лиц 40—49 лет — 17,3%. Средняя возрастная категория (30—39 лет) разделилась, часть лиц этой группы имеют проблемы с кожей (7,6%) и у чуть большей части нет проблем с кожей (8,6%).
Выяснить, какие же проблемы с кожей у каждой возрастной группы, помогут следующие данные, полученные в результате опроса лиц, у которых такие проблемы есть. Из рисунка 1.13 видно, что у лиц до 18 лет основная проблема с кожей — угри, воспаления (9,8%). У большинства лиц 19—29 лет (см. рис. 1.14) на первое место также выходят угри, воспаления (15,2%) и расширенные поры (13,4%). Также имеют место такие проблемы, как чувствительность к контакту с окружающей средой (9,8%), сухость кожи (9,8%), раздражения на лице (9,0%). У средней возрастной группы (см. рис.1.15) на первом месте — сухость кожи (5,4%) и раздражения на лице (5,4%). У возрастной группы 40—49 лет (см. рис. 1.16) проявляются признаки старения (14,3%), а также сухость кожи (14,3%). Лица старше 50 лет также считают, что у них проявляются признаки старения (10,7%), все чаще сталкиваются с проблемами тургора (обвисшей кожи) – 2,7%.
Указанные проблемы в данной категории (до 18 лет), которые имеют самые высокие показатели, по всей видимости, связаны с процессами, которые происходят в организмах подростков в данном возрасте (гормональные изменения): угри и воспаления, расширенные поры. Все это должны учитывать производители, выпуская специализированные косметические средства для этой возрастной категории, учитывая все проблемы кожи, которые могут возникать у подростка.
Рис. 9.3 Проблемы с кожей возрастной категории – до 18 лет
В возрастной категории 19-29 лет, как видно из диаграммы, преобладают те же показатели, что и в предыдущей категории (до 18 лет), т.е. Расширенные поры, угри и воспаления, так же здесь имеют высокие показатели: чувствительность к контакту с окружающей средой, раздражения на лице и склонность к аллергическим реакциям
Рис. 9.4 Проблемы с кожей возрастной категории - 19-29 лет
Все данные приведенные в этих диаграммах, можно использовать для разработки целых комплексов по уходу за кожей, которые будут связаны не просто с типом кожи (сухая, жирная, комбинированная), но и с возвратными категориями потребителей. Например, в категории 30-39 лет мы видим значительные изменения данных по сравнению с категориями до 18 лет и 19-29 лет. Здесь преобладают признаки: сухость кожи, раздражения на лице.
Рис. 9.5 Проблемы с кожей возрастной категории – 30-39 лет
Мы можем наблюдать тенденцию изменения проблем кожи в зависимости от возраста человека. В категории 40-49 лет на первое место по показателям занимает проблема - старения кожи, а так же сухость кожи. Самые маленькие показатели у проблем связанных с угрями и воспалениями на лице, а так же проблем с появление тургора.
Рис. 9.6 Проблемы с кожей возрастной категории - 40-49 лет
На данной диаграмме (50 и старше) мы можем увидеть, что в этой категории исчезают проблемы связанные с угрями и воспалениями и раздражениями на лице. Однако значительно увеличились показатели: Признаки старения и сухость кожи, а так же проблемы тургора.
Рис. 9.7 Проблемы с кожей возрастной категории – 50 лет и старше
Исследования показали, что большинство населения (77,7%), независимо от уровня дохода, решает проблемы с кожей с помощью кремов различного спектра действия. 26,8% пытаются решить проблемы с кожей с помощью народных средств (маски, отвары, настои). Лишь 12,5% заказывают в аптеке специальные фармацевтические средства, всего 6.3% прибегают к помощи БАД.
Полученные данные могут быть использованы для совершенствования и обновления ассортимента косметических средств по уходу за кожей.
Обобщенные результаты проведенного маркетингового социологического исследования представляют большой практический интерес для торговых структур и производителей косметических средств, а также позволяют составить весьма наглядный портрет потребителя косметических средств.
ВЫВОД
Таким образом, исследование рынка косметических средств г. Новороссийска и потребительских предпочтений населения позволили сделать следующие основные выводы:
1. Основными потребителями косметических средств являются женщины, причем наибольшая их часть замужем.
2. Рынок косметических средств для ухода за кожей достаточно насыщен, но наибольшим спросом у потребителей пользуются крема для рук и лица, у мужчин большим спросом пользуются крема для бритья и после бритья.
3. Отмечена
тенденция предпочтения импортных торговых
марок. Выделены
наиболее популярные торговые марки Avon,
Nivea. В пятерку самых популярных импортных
кремов также вошли кремы фирм Loreal, Lumene,
Florena,
Given, Garnier и Vichy.
4. Наиболее важными показателями для потребителей являются польза косметического средства, его эффективность и безопасность, а также качество косметического средства.
5. Выявлено, что покупки косметических средств потребители совершают один раз в три месяца, что свидетельствует о средней величине спроса на них.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Уважаемые потребители!
Группа исследователей изучает рынок косметических товаров в г. Ростове-на-Дону.
Отвечая на предложенные вопросы, не торопитесь и прочтите вначале все возможные варианты ответов. Выбрав тот или те из них, которые совпадают с Вашим мнением, обведите его или их код. Если ни один из вариантов не отражает Вашего мнения, напишите собственный ответ на свободной строке.
Заранее благодарим Вас за полные и искренние ответы!
1. Пользуетесь ли Вы косметическими средствами по уходу за кожей?
2. Какими косметическими средствами по уходу за кожей Вы пользуетесь?
11. Ваш вариант .
3. Косметическими средствами какой торговой марки Вы предпочитаете пользоваться?
______________________________
5. Укажите, пожалуйста, насколько важны для Вас эти показатели при покупке косметических средств по уходу за кожей?
Показатель |
Очень важно |
Относительно важно |
Неважно |
Абсолютно не важно |
1. Эффективность |
||||
2. Безопасность |
||||
3. Натуральность |
||||
4. Удобство пользования |
||||
5. Новизна |
||||
6. Торговая марка |
||||
7.Цена |
||||
8. Качество товара |
||||
9. Реклама |
||||
10. Внешний вид и упаковка |
||||
11. Состав |
||||
12. Польза |
6. Где Вы приобретаете косметические средства по уходу за кожей чаше всего?
7. Чем Вы руководствуетесь при выборе косметических средств?
6. Ваш вариант
8. Как часто Вы приобретаете косметические средства по уходу за кожей и почему?
9. Косметические средства по уходу за кожей каких торговых импортных марок Вы предпочитаете?
10. Косметические средства по уходу за кожей каких импортных торговых марок Вы предпочитаете?
11. Как часто Вы ухаживаете за кожей лица?
12. Как часто Вы ухаживаете за кожей рук?
13. Есть ли у Вас проблемы с кожей?
14. Какие?
7.Склонность к аллергическим реакциям.
8. Раздражения на лице (коже).
9. Чувствительность к контакту с окружающей средой (перепад температур, ветер).
10. Проблемы тургора (обвисшая, недостаточно подтянутая кожа).
11. Ваш вариант .
15. С помощью каких средств Вы решаете проблемы с кожей?
1. Крема, какой торговой марки .
2. БАД, какой торговой марки
ПАСПОРТИЧКА
16. Ваш пол:
17. Состоите ли Вы в браке:
18. Ваш возраст:
19. Ваше социальное положение (род занятий):
8. Ваш вариант .
20. Оцените Ваш уровень дохода:
Спасибо за участие в нашем опросе!
ЛИТЕРАТУРА
1. Анурии В., Муромкина Е. Маркетинговые исследования потребительского рынка: Учеб. пособие. — СПб.: Издательство «Питер», 2004. — 270 с.
Малхотра Н. Маркетинговые исследования и эффективный анализ статистических данных: Издательство «ДиаСофт», 2002