Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 19:11, курсовая работа
Рынок маркетинговых исследований и маркетингового консалтинга в России, по данным анализа, проведенного Гильдией маркетологов совместно с Российской ассоциацией маркетинга в 2002 г., приблизился к 100 млн. долл. США. Как же обстоит дело в сфере маркетинга образовательных услуг?
Общее число студентов платной формы обучения в государственных вузах составляет 1,6 млн. человек (общее число студентов — 4,8 млн.). Если к этой цифре прибавить 630 тыс. студентов, обучающихся в 400 негосударственных вузах, и около 30% учащихся платной формы обучения в сузах (общее количество — 2,5 млн. учащихся), то общее число платных студентов составит приблизительно 3 млн. человек.
Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России
Шевченко Д.А.,
директор Центра маркетинга и информационного менеджмента РГГУ,
к. филос. н., доцент кафедры прикладной социологии
Рынок маркетинговых исследований и маркетингового консалтинга в России, по данным анализа, проведенного Гильдией маркетологов совместно с Российской ассоциацией маркетинга в 2002 г., приблизился к 100 млн. долл. США. Как же обстоит дело в сфере маркетинга образовательных услуг?
Общее число студентов платной формы обучения в государственных вузах составляет 1,6 млн. человек (общее число студентов — 4,8 млн.). Если к этой цифре прибавить 630 тыс. студентов, обучающихся в 400 негосударственных вузах, и около 30% учащихся платной формы обучения в сузах (общее количество — 2,5 млн. учащихся), то общее число платных студентов составит приблизительно 3 млн. человек. Стоимость одного года обучения в российских вузах и техникумах колеблется от 250 до 5000 долл. Среднее значение может быть принято в размере 500—750 долл. в год. Таким образом, официальная оплата обучения студентов, не считая неофициальной, составляет 1,9 млрд. долл. в год [2]. В среднем около 2% от общего объема платного образования идет в бюджет отдела маркетинга и рекламы вуза. Это составит 38 млн. долл. Как показывает практика, из них не более 10% расходуется на маркетинговые исследования. Таким образом, общая сумма расходов на маркетинговые исследования образовательных услуг в России в 2003 г. может составлять 3,8 млн. долл.
Ни один специалист по маркетингу в сфере образования, начиная от дошкольного уровня и заканчивая высшим образованием, а также дополнительным вторым или бизнес-образованием, не сомневается, что учебные заведения испытывают на себе влияние рынка. Это факт объективный.
В этой связи обращает на себя внимание присутствие практически всех государственных и коммерческих вузов на традиционных осенних и весенних выставках «Образование и карьера». Активный паблик рилейшнз и широкие рекламные акции, проводимые вузами, отмечены возрастающим объемом и тиражом справочных изданий, отраслевых рекламных журналов типа «Куда пойти учиться», «Где учиться» и, в особенности, динамично развивающимся продвижением в Интернете.
Маркетинговые исследования
возможны и востребованы только на
стадии осознания руководством вуза
положения, при котором он не может
предложить потребителям больше, чем
располагает сам. Это относится
и к количеству, и к качеству,
и к цене образовательных услуг.
Именно здесь возникает необходимость
выявить потребности рынка и
адаптировать под них свои услуги.
Без изменения ориентации вуза на
потребности рынка
Основными объектами исследований
в маркетинге образовательных услуг
являются: анализ спроса и предложения
(экономические отношения
Таким образом, маркетинговые исследования образовательных услуг включают в себя 9 основных направлений — это исследования в области:
рынка образовательных услуг;
потребителей;
цены;
каналов продвижения;
конкурентов;
рекламы;
методов стимулирования продаж;
персонала, процесса обучения;
внутренней маркетинговой среды вуза.
Результатом исследований маркетинга являются конкретные разработки и результаты, которые используются при выборе и реализации стратегии и тактики маркетинговой деятельности образовательного учреждения.
Сейчас трудно определить, какое количество подразделений в вузах занимается маркетинговыми исследованиями. По мере обмена опытом функционирования центрами и отделами маркетинга будут создаваться подобные структуры в других вузах. Можно заметить у некоторых руководителей опасение в отношении обмена опытом проведения маркетинговых исследований. Зачем же учить других, как эффективно строить свое поведение на рынке образования? Но почему же учить? А может быть — учиться? Тем более что универсальных рецептов, приводящих к успеху на рынках, — нет. Влияние факторов макросреды: политических, правовых, экономических, научно-технических, культурных, социальных — не оставляет надежды специалистам по маркетингу рассчитывать на вчерашний опыт, который с успехом можно повторить завтра.
Картина наличия маркетинговых исследований и маркетинговой информации образовательного рынка печальна.
В год публикуется не более 10 статей, посвященных маркетинговым исследованиям в образовании. Большая часть статей носит теоретический характер. В то же время заметно усиление внимания исследователей к маркетингу услуг. Журналы «Маркетинг в России и за рубежом», «Практический маркетинг», «Маркетолог», «Индустрия рекламы», «Лаборатория рекламы», «Эксперт», а также журналы издательства «Дома Гребенникова» дают интересную информацию об опыте работы маркетинговых структур и центров.
Маркетинговые исследования образовательных услуг в России находятся в стадии становления и теоретического осмысления. Менеджеры, работающие в сфере маркетинговых исследований, опираются на довольно серьезный учебно-методический и научный комплекс. В этой связи обращает на себя внимание солидный учебник, подготовленный Нижегородским институтом менеджмента и бизнеса под редакцией д.э.н., проф. А.П. Егоршина [5].
Российская ассоциация маркетинга инициирует работу секции преподавания маркетинга в вузах.
Гильдия маркетологов планирует
посвятить теоретическую и
Московский экономико-
Последние исследования аналитической
группы журнала «Эксперт» посвящены
теме «Стиль жизни среднего класса».
Они содержат интересные результаты
анализа структуры
В настоящее время Министерством
образования РФ инициируется создание
в сети Интернет единого федерального
портала «Российское
Обращает на себя внимание
содержание сайтов вузов. На одних из
них можно найти много
Отсутствие значимой информации
о состоянии рынка
Не каждому вузу под силу собственными силами провести маркетинговые исследования. Заказать же их специализированным агентствам дорого. Стоимость подобного рода заказа в форме «вложения» колеблется от 6 до 12 тыс. долл. Это «вложение» включает в себя блок от 12 до 15 вопросов.
В то же время опыт работы подразделений маркетинга в вузах может представлять значительный интерес.
В Российском государственном
гуманитарном университете
Вот несколько направлений этой работы.
В течение вот уже четырех
лет ведется опрос
Проведение подобных исследований
дает основания для позитивного
прогноза предполагаемого объема продаж
(объема платного образования). Имеется
в виду отношение абитуриентов бюджетной
формы обучения к возможности, в
случае если они не поступят по конкурсу,
воспользоваться платной формой
обучения — дневной, вечерней, заочной.
Эти прогнозы служат хорошим ориентиром
для выдачи рекомендаций отделам
продаж, управлениям платных
На протяжении длительного времени проводится сбор и анализ информации методом опроса посетителей выставок «Образование и карьера». Результат этих исследований позволяет оперативно определить место бренда вуза в соответствующем рейтинге. Образовательные выставки — это своеобразный мини-рынок, где можно наблюдать и анализировать результаты и способы позиционирования вузами своих образовательных продуктов и услуг. Здесь же можно собрать информацию о текущем уровне цен потенциальных конкурентов в рамках своих продуктовых линий. Интерес для менеджера по маркетингу вуза может представлять анализ источников информации, которыми пользуются потенциальные клиенты (абитуриенты и их родители). Мы решали задачу исследования феномена когнитивной модели «хорошего вуза», который складывается в сознании потребителя.
Оценку эффективности
различных каналов коммуникаций
можно анализировать
Цена — самый существенный
канал коммуникаций. Посредством
цены потребители оценивают качество
образования в вузе, репутацию
его торговой марки (бренда). Система
ценообразования в маркетинге построена
на изучении потребительского спроса.
Определение же спроса зависит от
точного сегментирования
С учетом цены, спроса, конкурентов, издержек в этом году была проведена серьезная корректировка цен на образовательные услуги университета. Наш опыт показывает, что без предварительного сбора информации, маркетинговых замеров рынка, невозможно положительно выстроить цены на образовательные услуги. Для специалистов, руководителей отделов маркетинга рекомендуемая ими руководству вуза цена является существенным риском. Здесь директоров по маркетингу ожидает все — и удача, и серьезные неприятности. В этой связи у маркетологов нет других вариантов, как только собрать надежную маркетинговую внутреннюю и внешнюю информацию [10].
Комплекс маркетинг-микс
услуги имеет отличительные особенности
от товаров. Эти особенности можно записать
формулой «7Р» против «4Р» (к классическим
product, price, place, promotion добавляются personal, process,
physical surround). В этом отношении маркетинг
все больше становится менеджментом. Проводимые
исследования оценки студентами персонала
вуза, в первую очередь профессорско-
Вот несколько результатов.
На вопрос: «Насколько Ваша
работа соответствует Вашей
Информация о работе Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг в России