Маркетинговые исследования рынка экскурсионных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 15:28, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время актуальность экскурсионного туризма как сферы услуг не вызывает сомнения, и играет важную роль в развитии рыночной экономики, она является важным элементом экономики Санкт-Петербурга

Содержание

Введение
1. Общая характеристика и структура рынка экскурсионных услуг
2. Оценка конъюнктуры рынка услуг
3. Сегментация рынка
4.Тенденция развития рынка услуг
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 36.58 Кб (Скачать файл)

Экскурсии в загородные дворцы Санкт-Петербурга, поездки на метеорах, длительностью 5-7 часов, в  зависимости от количества человек, соответственно будут стоить от 2 тыс. до 7 тыс. руб. При этом стоимость  экскурсии включает гида-экскурсовода, автотранспорт, входные билеты.

Экскурсии для туристов с индивидуальным гидом без транспорта.

Экскурсии в музеи  Санкт-Петербурга, длительностью 3-4 часа, в зависимости от количества человек, соответственно будут стоить от 600 руб. до 5 тыс. руб.

Экскурсии для туристов в составе сборных групп.

Экскурсии в музеи Санкт-Петербурга, длительностью 1,5 – 3 – 5 часов, будут  стоить от 300 руб. до 1 тыс. руб.В стоимость входят услуги гида-экскурсовода, входные билеты Водные прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга.  

Стоимость обзорной экскурсии для индивидуальных туристов (продолжительность 1 час) в зависимости от количества человек, соответственно будут стоить от 400 руб. до 4 тыс. руб.)

Самыми популярными  обзорными экскурсиями по городу, являются экскурсии с посещением Петропавловской крепости, Исаакиевского  собора, Военно-Морского музея.

Среди экскурсий  в музеи, большим спросом пользуются экскурсии в Эрмитаж, Русский  музей, Спас-на-Крови, Юсуповский дворец, Экскурсия по Летнему саду с посещением Летнего дворца Петра1.

Большим спросом  пользуются экскурсии в загородные дворцы Санкт-Петербурга, такие как: Экскурсия в Пушкин(Царское село): Екатерининский Дворец с Янтарной комнатой, Экскурсия в Павловск: Дворец Павла I + парк, Экскурсия в Петергоф (Петродворец) : фонтаны + один из малых дворцов, Экскурсия в Петергоф (Петродворец) : Большой дворец + фонтаны на Метеоре, Экскурсия в Кронштадт + форт Константин.

Основная проблема въездного экскурсионного туризма  в Санкт-Петербурге – это короткий туристический сезон (всего несколько  месяцев в году в период «Белых ночей»), которая, во-первых, мешает развитию туристской инфраструктуры города и, во-вторых – инвестиционному процессу. Бренд  «Белые ночи», продвигавшийся в советские  времена, прочно закрепился в путеводителях  и сознании зарубежного туриста. Но Петербург – это крупный  европейский центр всесезонного экскурсионного туризма. Культурная жизнь: выставки, интересные мероприятия –  проходят, в основном, осенью, зимой  и в весеннее время. 100-200 лет назад  гости приезжали в Санкт-Петербург  специально на Петербургские зимние сезоны.

Политика Администрации  Санкт-Петербурга в сфере туризма  опирается на устойчивый интерес  к городу в России и за рубежом. Городское правительство проводит курс на улучшение качества обслуживания наших гостей, на совершенствование  законодательства в сфере туризма.

Пока питерский  туризм приносит в бюджет города 10–15%, а мог бы – намного больше. Как известно, туризм становится бюджетообразующей отраслью для экономики какого-либо города, когда число приезжающих в него за год туристов превышает количество жителей. Если учесть, что население Санкт-Петербурга – 5 миллионов, то среднее число туристов, посещающих наш город в год – это 3 миллиона. Поддержка малого бизнеса в сфере экскурсионного туризма – это один из приоритетов работы городского правительства. Органы государственной власти Санкт-Петербурга осуществляют поддержку развития туризма в Санкт-Петербурге в следующих основных формах:

-принятия нормативных  правовых актов Санкт-Петербурга, регулирующих вопросы туризма  в Санкт-Петербурге в пределах  предметов ведения Санкт-Петербурга;

-разработки, принятия  целевых программ Санкт-Петербурга  в сфере туризма в Санкт-Петербурге  и реализации их за счет  средств бюджета Санкт-Петербурга  и иных источников, не запрещенных  действующим законодательством;

-информационного  обеспечения сферы туризма в  Санкт-Петербурге, в том числе  организации распространения информации  о туристских ресурсах Санкт-Петербурга;

-привлечения инвестиций  в сферу туристской индустрии  в Санкт-Петербурге;

-налогового регулирования  деятельности в сфере туризма  в Санкт-Петербурге.

Главная цель «Программы развития Санкт-Петербурга как туристского  центра на 2006–2010 гг.», утвержденной городским  Правительством в октябре 2005 года, –  вывести Санкт-Петербург к 2010 году в пятерку наиболее посещаемых городов  Европы, а количество иностранных  туристов в городе увеличить до 5 миллионов.

 

3. Сегментация  рынка

 

Среди экскурсионных  фирм может наблюдаться определенная ориентация на тот или иной рыночный сегмент.

По составу участников различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних или иностранных), городского населения и сельского, организованных, однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных, незнакомых друг с другом экскурсантов. По другим основаниям можно построить иные классификации. Например, различают экскурсии для учащихся, профессионалов и широкой публики.

В качестве особого  контингента, требующего специальных  приемов и методов проведения экскурсии, можно указать группы религиозных паломников, детей младшего возраста, инвалидов, престарелых,

Большое место в организации  экскурсионного обслуживания местного 
населения и туристов занимает проведение и подготовка экскурсий с учетом запросов, интересов, уровня подготовки и других особенностей различных групп населения. Существует несколько видов группировок экскурсантов.

Первый вид группировки. Участники всех экскурсий, проводимых 
экскурсионной организацией, подразделяются на определенные группы в 
зависимости от отношения этих людей к экскурсии. В этом случае группы отличаются большим или меньшим интересом людей к самой экскурсии. Профессиональные интересы, образование, уровень культурного развития и возраст в этом случае экскурсионным учреждением не учитывается. Этот вид группировки охватывает три основных категории экскурсантов.

В первую категорию входят наиболее любознательные люди, которые  хотят знать буквально все  о науке, производстве, строительстве, истории, 
искусстве, архитектуре.

Это самая массовая группа экскурсантов. В 
настоящее время значительная часть экскурсионной работы построена на 
обслуживании именно таких экскурсантов. В эту группу входят рабочие, 
служащие, студенты, дети, т.е. люди, самые различные по своему роду занятий, культурному уровню, возрасту. Все они сходны в одном – в стремлении получить знания, поэтому их привлекают любые темы экскурсий;

Во вторую категорию  участников экскурсий, входят люди, которые  имеют широкий круг знаний, проявляют  устойчивый интерес к определенной области знаний, например к истории и к искусству. Они ставят перед собой задачу дополнить знания или уточнить свою точку зрения по интересующей их теме или проблеме. Этим объясняется тщательный выбор ими темы предстоящей экскурсии. Работа с такими экскурсантами требует постоянного расширения экскурсионной тематики;

К третьей категории экскурсантов относятся люди, которые стремятся 
заполнить свой досуг интересными мероприятиями без четко определенной 
цели. Однако в ходе экскурсии в группе, состоящей из таких экскурсантов, 
происходит расслоение. Часть участников, заинтересованная объектами 
показа и увлеченная рассказом экскурсовода, становится более активной. 
Другая часть группы проявляет вежливую заинтересованность, а иногда 
вообще не скрывает своего безразличия к содержанию экскурсии. В будущем 
значительное число экскурсантов, отнесенных к третьей категории, 
пополняют группы первой и второй категорий.

Второй вид группировки. Здесь подразделение экскурсантов на группы 
происходит по более сложным признакам:

Первый признак – разделение экскурсантов по возрасту. Создаются 
однородные экскурсионные группы с учетом возраста. Экскурсии для разных 
возрастных групп отличны друг от друга по способу передвижения, 
продолжительности, содержанию, методике преподавания материала;

Второй признак  – разделение по роду занятий экскурсантов. Положенный в основу дифференцированного  подхода к организации проведения экскурсий, он вдет к созданию отдельных  групп из рабочих разных профессий. При проведении экскурсий для  таких групп учитывают профессиональные интересы каждой из них;

Третий признак – экскурсионные  группы формируются по характеру 
общественной деятельности. Уже сейчас многие экскурсионные учреждения 
проводят экскурсии для профсоюзных работников;

Четвертый признак  – разделение на группы происходит в зависимости от формы учебы  экскурсантов, расширения их кругозора. Имеются в виду кружки и семинары;

Пятый признак – экскурсанты, которые отдают часы своего культурного  досуга любительским занятиям. Эту  группу составляют участники коллективов  и кружков художественной самодеятельности, клубов и объединений по интересам  – любителей музыки, театра, киноискусства, 
книги, туризма, природы, фотографии, различных видов коллекционирования.

Отдельно следует  отметить детские экскурсии. Экскурсии  для детской аудитории можно  разделить на две группы – школьные и внешкольные. Их отличают друг от друга задачи, тематика, методика проведения.

Школьные экскурсии в  свою очередь имеют три вида: урочные  проводимые в учебное время; внеурочные, проводимые до и после занятий  в классе и внеклассные – факультативные. Экскурсии урочные и внеурочные имеют учебный характер, их содержание связано с учебной программой 
определенного класса школы. Эти экскурсии ведут педагоги 
общеобразовательных школ в соответствии с планом работы по своему 
предмету. Цель школьной экскурсии – изучение учебной программы по 
конкретному предмету. Внешкольные экскурсии направлены на расширение культурного кругозора детей и подростков, воспитание подростков.

Первоочередная  задача, которую предстоит решить для наиболее эффективной работы в этой сфере: учесть то, что люди становятся независимыми, все больше и больше путешествуют, хотят все  больше увидеть и узнать.

Иностранные туристы  – желанные гости любой страны. В среднем один иностранный тратит от 100 до 200 долларов в день: на сувениры, проживание, экскурсионные программы. И чем дольше он остается в городе, тем больше денег оставляет в  нем. Поэтому задача Санкт-Петербурга – не просто привлечение туристов, а увеличение срока их пребывания в городе. Для этого в городе постоянно создаются любопытные эксклюзивные маршруты. Например, вертолетные  экскурсии над городом с приземлением в загородных резиденциях русских  царей или путешествия на ретро-трамваях. Строятся новые или абсолютно  уникальные и удивительные туристские объекты.

Иностранных туристов привлекает возможность безвизового  въезда в Россию на 72 часа в составе  экскурсионных групп. И в отличие  от других портов Балтики, где стоянка  круизных лайнеров не превышает 12 часов, в Санкт-Петербурге большинство  судов остаются на 2-3 дня. Так, в прошлом  году в наш порт зашли 364 пассажирских круизных судна, доставивших более 400 000 туристов. По данным статистического  исследования 2008 года, половина посетителей  Санкт-Петербурга приезжает с целью  туризма (отдыха). Доли бизмнесменов и прибывающих с частным визитом примерно равны и составляют по 25 %. Суммы общих расходов на визит варьировались от 300 до 486000 рублей, средняя сумма составила 24450 рублей, наиболее часто упоминающаяся сумма – 15000 рублей.

В российском потоке, средняя общая сумма расходов составила 13100 рублей. В иностранном  потоке, средние расходы равны 38900 рублям.

В среднем иногородние  туристы находились в Санкт-Петербурге 5 дней, иностранные -3,5 дней. Основные расходы  посетителей пришлись на приобретение товаров (в среднем 19%) и питание (18%). Транспорт и проживание, которые могли бы занимать основное место в расходах, в среднем в структуре расходов занимают лишь 13% и 12% соответственно. На достопримечательности и развлечения туристы в среднем тратили около 9%.

 

4. Тенденция развития  рынка услуг

 

В настоящее время  актуальность экскурсионного туризма  как сферы услуг не вызывает сомнения, играя ключевую роль в развитии рыночной экономики, она также является и  ее важным элементом.

Для Санкт-Петербургского рынка экскурсионных услуг, стали  характерны следующие особенности, которые раньше не наблюдались:

-ярко, выраженная  сезонность, обусловленная тем, что  основным потребителем экскурсионных  услуг как внутри страны, так  и за ее пределами стали  школьники;

-сокращение тематики  экскурсий;

-дефицит квалифицированных  экскурсоводов и гидов-переводчиков, способных обеспечить высокое  качество экскурсии;

-растет число  "подпольных" экскурсоводов.

Еще одна серьезная  проблема в развитии городского экскурсионного туризма – это несоответствие цен на предлагаемые услуги качеству этих услуг.

Для успешного развития экскурсионного рынка необходимы также  эффективная реклама, организационная  и финансовая помощь государства.

Развитие экскурсионного туризма, нормирование спроса на экскурсии, как на внутреннем, так и на внешнем  рынке невозможно без активного  воздействия рекламы.

Не маловажным элементом  в развитии экскурсионного рынка  Санкт-Петербурга является организация  методической работы в экскурсионной  фирме.

Работа строится с учетом нормативного и стратегического  планирования экскурсионной деятельности на основе годового плана. Формы работы отдела различны: семинары, лекции, конференции, учебные и показательные экскурсии, занятия методических секций экскурсоводов, заседания методического совета, обмен опытом.

Для обеспечения  высокого уровня обслуживания экскурсанта  необходима научная система, объединяющая все составляющие профессиональной экскурсионной деятельности.

Небольшие фирмы, выполняющие  в настоящее время значительные объемы туристско-экскурсионного обслуживания населения, не могут позволить себе не только методического одела, но даже штатного методиста, контролирующего качество экскурсионного обслуживания. Зачастую, они даже не содержат у себя в штате экскурсоводов. Одним из путей выхода из сложившейся ситуации и обеспечения качества экскурсионного обслуживания стала аккредитация экскурсоводов и гидов-переводчиков.

Информация о работе Маркетинговые исследования рынка экскурсионных услуг