Маркетинговые исследования спроса и предложения на туристском рынке Пензенской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 13:07, реферат

Краткое описание

Предмет договора
1. Составление плана маркетинговых исследований с учетом:
- уровня спроса на услуги внутреннего туризма по Пензенской области,
- приемлемости уровня цен,
- определения потребительских предпочтений на туристские маршруты Пензенской области,
- определения предложения услуг внутреннего туризма на Пензенском рынке.

Содержание

Техническое задание 3

Цели исследования 4

Выводы 6

Исследование спроса на услуги внутреннего туризма среди
жителей г.Пензы 9

Исследование спроса на услуги внутреннего туризма среди
жителей других регионов 15

Исследование предложения на услуги внутреннего туризма
среди турагентств Пензенской области 22

Исследование предложения на услуги внутреннего туризма
среди иногородних турагентств

Вложенные файлы: 1 файл

Маркетинговые исследования.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

Практически неизвестны среди иногородних респондентов места санаторно-курортного отдыха в Пензенской области: они не смогли вспомнить ни одного из данных мест.

Рисунок 5. Популярность туробъектов Пензенской области

 среди иногородних  респондентов

Желание и готовность посетить Пензенскую область связано, прежде всего, с такими факторами  как цена и приемлемый уровень  обслуживания, интересные достопримечательности. Это в целом совпадает с  оценками, данными факторам спроса иногородними турагентствами (рис. 6).

Рисунок 6. Факторы, оказывающие влияние на спрос на

 объекты внутреннего туризма  Пензенской области по мнению 

иногородних респондентов (в порядке убывания важности)

 

Как видно на рисунке 6, цена является наиболее важным фактором, влияющим на решение респондентов посетить объекты внутреннего туризма Пензенской области. Далее можно отметить уровень обслуживания, интересные достопримечательности и развитость инфраструктуры.

Для участников Интернет-опроса в большей степени оказались важными также уровень обслуживания и интересные достопримечательности (20% ответов), однако, интересно, что фактор цены не имеет для них абсолютно никакого значения (0%).

Рисунок 7. Количество дней, которые респонденты готовы провести в турпоездке по Пензенскому краю.

 

Оценки временных и  финансовых затрат, которые респонденты  готовы понести в путешествии  по Пензенской области, достаточно сдержаны. Основная часть опрашиваемых  предполагает провести здесь не более семи дней (85,5%) и 500-1500 руб. в день (52,5%). (рис.7-8)

Рисунок 8. Количество денежных средств, которые иногородние респонденты готовы потратить на один день путешествия.

 

Выборка Интернет-опроса оказалось менее репрезентативной. Из 1000 человек, приглашенных к обсуждению на сайте из различных городов России, в группу вступило 55 человек, однако в ответы на размещенные опросы дали только 20 человек. Это может свидетельствовать о довольно слабом интересе к данной теме, либо к Пензенской области как туробъекту. Несмотря на небольшое количество респондентов, результаты опроса использовались в дополнение к основному исследованию.

Таким образом, результаты опроса показали, что наибольшее влияние  на спрос иногородних респондентов на объекты внутреннего туризма Сурского края оказывает цена.

Наиболее привлекательным  для респондентов является экскурсионный (65%) и активный (25%) виды туризма. Одной  из причин низкого спроса на услуги пензенского туристического рынка является несоответствие цены и качества. Следует заметить, что это – одна из главных проблем всего российского рынка туристических услуг. 

Еще одной проблемой является низкий уровень обслуживания. Как показало исследование, уровень обслуживания имеет огромное значение для туристов. Респонденты проранжировали факторы, оказывающие влияние на посещение туробъектов, и уровень обслуживания они выделили как один из самых важных.

В целом можно сказать, что интерес у жителей других регионов России к туризму в Пензенской области пока не достаточен в основном из-за того, что они не видят для себя интересных предложений.

 

 

3 Исследование предложения на услуги внутреннего туризма среди турагентств Пензенской области

Для проведения экспертного  опроса среди турагенств Пензенской области была разработана анкета, которая приведена в приложении 4.

Были опрошены представители 50 пензенских турагентств. Как эксперты по вопросам туризма, они в целом  положительно оценивают перспективы  развития турпотенциала Пензенской области. Представители 60% турагентств считают, что спрос на туруслуги Пензенской области возрос, 30% - что остался неизменным, и только 10% - что снизился.

На рисунке 9 приведена  оценка возможных направлений развития Пензенского туристического потенциала агентствами региона.

 Рисунок 9. Оценка возможных  направлений развития пензенского  туристического потенциала турагентствами  региона

Наиболее высокая оценка была дана экспертами экскурсионному туризму (68%). За исключением деревенского туризма (14%), другие направления получили довольно низкие оценки перспективы развития. Респонденты также считают недостаточным уровень поддержки Правительства Пензенской области.1Отсутствие спроса в качестве причины не отметил никто. (рис. 10).

Рисунок 10.Причины, препятствующие развитию туризма

 в Пензенской области

Что же касается оценок, данных турагенствами объектам размещения, то они незначительно, но отличаются (табл.7: оценка 1 дана представителями группы турагентств, занимающихся внутренним туризмом, оценка 2 – представителями турагентств, не связанных с внутренним туризмом).

Таблица 7. Оценка объектов размещения представителями турагентств, предоставляющих и не предоставляющих услуги внутреннего туризма.

Объекты

Оценка 1

Оценка 2

Объекты лечебно-оздоровительного туризма

3,9

3,475

Конференц-залы и другие объекты  для проведения деловых встреч

2,2

2,25

Мотели (придорожные гостиницы)

2,3

2,025

Придорожный сервис (кафе, рестораны)

2

2,725

Гостиницы

2,7

2,775

Рестораны

3,8

4,025


Оценки давались по 5-бальной шкале, таким образом, средняя оценка объектов достаточно низкая, за исключением объектов лечебно-оздоровительного туризма и ресторанов.

Анализ показал, что  из пензенских турагентств только 20% специализируются на внутреннем туризме. При этом ни одно не предлагает полный спектр услуг. Как правило, это предоставление транспорта и экскурсовода, предлагают также организацию питания и проживания.(табл.8)

Таблица 8. Предлагаемые пензенскими турагентствами виды услуг

 

Виды услуг

Количество, %

Предоставление транспорта

90

Предоставление экскурсовода

90

Организация питания

80

Организация проживания

80

Развлекательная программа

20

Индивидуальная разработка тура

60


 

Опрос показал, что чаще всего туры по Пензенской области  заказывают группы учащихся (80%). Туры по Пензенской области также заказывают предприятия и организации для своих сотрудников (70%). Намного реже заказывают предприятия для деловых гостей (20%). Семьи и частные лица довольно редко обращаются за организацией тура (20%). И всего лишь 10% туров заказывают туристические агентства и частные лица из других регионов.

По результатам опроса выяснилось, что наибольшим спросом  пользуются такие туристические места как «Тарханы», Наровчат,  Никольск. Список маршрутов, предлагаемых пензенскими турагентствами, представлен в приложении 5.

Таким образом, исходя из данных, полученных в результате исследования, можно сделать вывод, что основным препятствием развития внутреннего туризма является неразвитая инфраструктура (плохие дороги, туалеты, отсутствие доступных гостиниц).

Следует отметить, что  предложения по экскурсионному туризму имеются, а вот предложения по активному туризму отсутствуют. На сегодняшний момент получение новых впечатлений и территориальная близость являются для населения наиболее привлекательными сторонами внутреннего туризма. Однако стоит обратить внимание на то, что услугами туристических агентств пользуются в основном группы учащихся и предприятия, организующие поездки для своих сотрудников, а спрос со стороны населения почти отсутствует.

 

4 Исследование предложения на услуги внутреннего туризма среди иногородних турагентств

Исследование предложения  по данному направлению проводилось  в рамках выставки INTOURMARKET 2008, проходившей в марте 2008 г. в Москве. Здесь присутствовали ведущие туроператоры и турагентства, поэтому можно говорить о достаточно представительной выборке, определяющей состояние внешнего предложения на объекты пензенского туристического потенциала в целом по России. (список турагентств, участвовавших в опросе, представлен в приложении 6)

Главной задачей исследования в данном направлении являлась оценка степени известности и заинтересованности в объектах пензенского турпотенциала  со стороны иногородних представителей турбизнеса. Для проведения экспертного опроса среди иногородних турагенств была разработана анкета, которая приведена в приложении 7.

Анализ показал, что на территории региона располагаются несколько объектов, пользующихся достаточной степенью известности среди жителей других регионов страны и зарубежья (рис.11). Помимо музеев и памятных мест Пензы, туристов привлекают Государственный Лермонтовский музей-заповедник "Тарханы". Большой популярностью среди гостей области и страны пользуется Лермонтовский праздник в селе Тарханы, на который приезжает множество именитых гостей. Достаточно известны музеи-усадьбы Радищева А.Н. и Белинского В.Г. Как правило, это не столько результат мероприятий по продвижению данных объектов, сколько сохранившиеся  традиции и знания из общеобразовательной программы.

 Наряду с этим все более известными становятся места паломничества православных верующих (Троице-Сканов монастырь, Церковь Рождества в Аблязово). Они воспринимаются не только как исторические памятники культуры, но и как особые места, где можно отдохнуть душой.

 

 

Рисунок 11. Степень известности туристических маршрутов Пензенской области среди иногородних турагентств

Опрос показал, что более 60% представителей туагентств считают, что объекты Пензенской области  представляют интерес для туристов. Такой интерес обусловлен, прежде всего, общим ростом интереса к объектам внутреннего туризма в России.(рис.12)

 

Рисунок 12. Степень заинтересованности в туробъектах Пензенской области

(по мнению турагентств)

 

На рисунке 13  представлены мнения представителей турагенств об уровне значимости перечисленных ниже факторов:

Рисунок 13. Факторы, оказывающие влияние на спрос на объекты внутреннего туризма Пензенской области по мнению иногородних турагентств

(баллы в порядке  убывания важности, от 1 до 7)

 

Факторами, в наибольшей степени влияющих на привлекательность  пензенского турпотенциала, по мнению респондентов, являются цена и интересные достопримечательности. Характерно, что  уровень обслуживания и развитость инфраструктуры, не играет первостепенной роли при выборе в качестве туробъектов Пензенской области. Тем не менее, по мнению нескольких представителей иногородних турагенств, туробъекты Сурского края не будут пользоваться спросом, пока не появится нужное количество хороших гостиниц, и цена предоставляемых услуг не будет соответствовать качеству.

Наименьшую значимость имеют географические особенности  и условия для семейного отдыха.

Таким образом, с точки  зрения иногородних турагентств, Пензенская область представляет интерес в качестве объекта относительно дешевого экскурсионного маршрута с приемлемым уровнем обслуживания и развитости инфраструктуры.

 

 

Предложения

  1. Необходимо обеспечить функционирование фирмы- туроператора, возможно и при поддержке региональных органов власти, которая бы занималась созданием и реализацией туров по выявленным перспективным направлениям. Такие структуры как министерство культуры, министерство образования и науки, управление потребительского рынка и сферы услуг, профсоюзы Пензенской области могли бы способствовать созданию и развитию устойчивого спроса на туруслуги. Управление инвестиционного развития и туризма Правительства Пензенской области могло бы взять на себя координирующую функцию в данном процессе.
  2. Стратегия развития турпотенциала Пензенской области должна быть разработана с ориентацией на выявленные целевые сегменты с учетом возрастных особенностей, социально-экономического уровня, образа жизни, культурно-религиозного воспитания.  Важно учитывать особенности спроса на туруслуги как внутренних потребителей, так и внешних. Необходимо выбрать направления позиционирования региона для различных целевых сегментов.
  3. Определяя перспективы развития спроса, необходимо особое внимание уделить формированию потребностей во внутреннем туризме у детей младшего возраста, подростков и студентов. В связи с этим, предлагается, используя административный ресурс Правительства Пензенской области, рекомендовать общеобразовательным и профессиональным учреждениям активнее использовать экскурсии, активный отдых в образовательном процессе и оздоровлении учащихся. Необходимо совместно с министерством образования и науки разработать программу по интеграции туристических услуг в учебные программы.
  4. Помимо существующих экскурсионных программ, предлагается разработать инновационные направления туризма, включающие познавательные, оздоровительные, развлекательные и духовные аспекты деятельности. Перспективными направлениями также будет являться разработка событийных туров, связанных с проведением спортивных, культурных, религиозных мероприятий. В связи с этим министерствам культуры, спорта и туризма предлагается разработать событийный календарь с указанием основных мероприятий и форм их проведения.
  5. Предлагается разработать программу по формированию комплексных туров, включающих многообразные аспекты туристической деятельности – размещение, питание, анимация, трансфер, экскурсионное обеспечение. Для разработки и проведения предлагаемых туров можно привлекать студентов и преподавателей профильных специальностей образовательных учреждений.
  6. Предлагается провести мониторинг состояния средств размещения, питания, развлечения на предмет соответствия их стандартам качества обслуживания. Необходима разработка программы развития инфраструктуры туризма.
  7. Необходимо на региональном уровне разработать программу информационной поддержки туробъектов Пензенской области и мероприятия по их продвижению, как в России, так и за рубежом. В качестве инструментов продвижения предлагается более активно использовать российские и международные выставки "Intourmarket", "Mitt"  и др. Подготовить план мероприятий по подготовке дня открытых дверей "Край наш Пензенский", ориентированный на представителей турбизнеса и потенциальных клиентов в рамках проведения ежегодной выставки «Туризм и отдых». Данная выставка должна проходить в выходные дни для того, чтобы ее могли посетить пензенцы.

Информация о работе Маркетинговые исследования спроса и предложения на туристском рынке Пензенской области