Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 22:07, реферат
Концепция жизненного цикла товаров помогает маркетологам анализировать и предвидеть развитие событий на рынке в отношении данного товара, ведь главной задачей маркетинга является удлинение продолжительности ЖЦТ на рынке.
Введение
Жизненный цикл товара (ЖТЦ)
Этапы жизненного цикла
Маркетинговые факторы
Управление ЖТЦ и стратегии фирмы
Заключение
Литература
«Маркетинговые факторы управления жизненным циклом товара»
Содержание
Введение
Жизненный цикл товара (ЖТЦ)
Этапы жизненного цикла
Маркетинговые факторы
Управление ЖТЦ и стратегии фирмы
Заключение
Литература
Введение
Концепция жизненного цикла товара является ключевой в деятельности любого предприятия, ориентированного на потребителя. При правильном определении стадии жизненного цикла можно без особого труда выбрать именно ту стратегию, которая наиболее подходит предприятию и принесет наибольшую прибыль или, в крайнем случае, наименьшие потери.
Организации и предприятия все
больше осознают необходимость разработки
новых товаров и услуг и
связанные с этим выгоды. Срок жизни
ныне существующих товаров сокращается,
и их приходится заменять новинками.
Однако новинка может потерпеть
неудачу. Риск, связанный с новаторством,
велик, но столь же велики и связанные
с ним материальные выгоды. Залогом
успешной деятельности служит создание
добротной организационной
Процесс жизни товара включает в себя несколько этапов. Цель каждого этапа состоит в принятии решения о целесообразности или нецелесообразности работы над идеей. Фирма стремится свести к минимуму шансы разработки слабых идей и отсева добротных, ведь каждому товару, запущенному в коммерческое производство, присущ свой жизненный цикл, отмеченный рядом постоянно возникающих проблем и открывающихся возможностей.
Так как в настоящее время в России развивается рыночная экономика и работает огромное количество самостоятельных предприятий, выпускающих свой товар, концепция жизненного цикла товара является очень актуальной для нашей страны.
Жизненный цикл товара (ЖТЦ)
Товар – это основной элемент деятельности общества.
Если предприятие произведет изделие, то оно еще не будет являться товаром и еще не будет готово для рынка и конечного для потребителя; такое изделие называется продуктом.
Продукт – это конкретный результат
исследований, разработок и производства,
несущий в себе определенные свойства,
ради которых товар будет кем-то
приобретен, а также обладающий качествами,
которые характеризуют его
Кроме того, необходим комплекс мер, позволяющих и помогающих довести продукт до потребителя и позволяющих обеспечить его использование. Для этого существует поддержка продукта.
Поддержка – это комплекс маркетинговых мер, обеспечивающих обслуживание, транспортировку, хранение, безопасное и грамотное использование продукта.
Поддержка продукта включает:
• Все меры, помогающие сберечь потребительские свойства продукта до момента продажи: транспортные услуги, упаковка и маркировка, средства хранения и консервации.
• Меры по обеспечению потребителя документацией на продукт, обучение пользованию, гарантии и сервисное обслуживание.
• Сопутствующие продукты и услуги, необходимые для успешного использования продукта.
Поддержка и продукт являются основой товара и составляют как бы его вещественное содержание; чтобы товар был соответствующим образом оценен потребителем, чтобы сформировать определенный образ у потребителя, побудить его приобрести товар, чтобы товар приобрел законченный вид и в итоге его можно было вывести на рынок, необходимо воздействие инструментов маркетинга. К ним относятся грамотная реклама, налаженный сбыт, эффективное обслуживание, гибкая ценовая политика. Это становится особенно важным, так как в современных условиях нужно не просто обеспечить потребителя, но и завоевать его, удовлетворить его потребности и запросы, лишь тогда можно получить выгоду от производства продукта.
Сейчас можно подытожить все вышесказанное и представить формулу товара.
Товар = Продукт + Поддержка + Инструменты маркетинга
Товар (в маркетинговом понимании) – это продукт, как результат труда производителя с присущими ему качествами плюс поддержка как комплекс мер, обеспечивающих эксплуатацию продукта и подготовку к ней на должном уровне, плюс воздействие инструментов маркетинга как средств для выхода на рынок, завоевания потребителей и реализации продукта.
Для того чтобы получить прибыль и существовать, любое предприятие должно произвести свой товар, определить его цену и выйти с ним на внешний или внутренний рынок. Иными словами, товар - это продукция, удовлетворяющая какой-нибудь спрос, имеющая свою цену и предназначенная для продажи на рынке
Объемы и продолжительности производства того или иного товара изменяются во времени циклически. Это явление называется жизненным циклом товара.
Жизненный цикл товара (англ. Life cycle product) – это время существования товара на рынке, промежуток времени от замысла изделия до снятия его с производства и продажи.
Концепция жизненного цикла товара
описывает сбыт продукта, прибыль, конкурентов
и стратегию маркетинга с момента
поступления товара на рынок и
до его снятия с рынка. Она была
впервые опубликована Теодором Левитом
в 1965г. Концепция исходит из того,
что любой товар рано или поздно
вытесняется с рынка другим, более
совершенным или дешевым
Понятие жизненного цикла товара применяется
для анализа товарной категории
(алкогольные напитки), разновидности
товара (крепкие напитки), продукта
(водки) или торговой марки («Путинка»),
хотя многие экономисты говорят преимущественно
о жизненном цикле только товара,
почти отрицая наличие
Когда мы говорим о жизненном цикле товара (ЖЦТ), то имеем в виду следующее:
срок жизни товара ограничен;
объем продаж продукта включает несколько этапов, для каждого из которых характерны специфические задачи, возможности и проблемы;
на разных стадиях ЖЦТ прибыль, которую приносит товар, варьируется;
каждая стадия ЖЦТ требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом.
Жизненный цикл товара характеризует конкретные закономерности развития оборота и прибыли фирмы на конкретном рынке во времени, то есть динамику поведения конкурентоспособного товара на рынке. Жизненный цикл товара в этом случае выступает как идеальная модель реакции рынка на товарное предложение фирмы. Модель жизненного цикла иллюстрирует, что всякий товар как продукт труда имеет ограничение по периоду продолжительности жизни, в процессе которого он проходит несколько этапов (разработку, внедрение, рост, насыщение и спад), каждый из которых открывает перед компанией новые возможности, но ставит достаточно сложные проблемы.
Каждый этап ЖЦТ требует особого подхода к стратегии в области маркетинга, финансов, производства, сбыта и управления персоналом.
Маркетинговая деятельность фирмы должна основываться на особенностях поведения товара на отдельных фазах ЖЦ, учитывая важные характеристики (динамика спроса (продаж), покупательское поведение потребителей, тенденции формирования ассортимента, динамика цен, прибыли, конкуренции).
Но нужно учитывать и ряд проблем ЖЦТ:
сложность идентификации, на каком
этапе ЖЦТ находится в
сложность определения момента перехода товара на следующий этап;
сложность определения факторов, влияющих на перемещение товаров по этапам.
Теория ЖЦТ нередко
Данная концепция интересна и полезна для маркетологов; однако хотя она и дает хорошую базу для планирования продукта, но не доказала свою полезность в прогнозировании по следующим причинам. Во - первых, этапы, общая продолжительность и форма жизненного цикла меняются в зависимости от продукта. Во - вторых, внешние факторы, такие, как экономика в целом, уровень инфляции и стиль жизни потребителей, могут оказать большое воздействие на состояние продукта и сократить или удлинить жизненный цикл. В - третьих, компания может быть в состоянии не только управлять жизненным циклом, но и удлинять его. Эффективный маркетинг может привлечь новый сегмент рынка, найти новое применение для продукта или создать большую поддержку дилеров. В - четвертых, некоторые компании могут делать самосбывающиеся предсказания, когда они прогнозируют падение продаж и затем устраняют маркетинговую поддержку. Если бы они этого не сделали, продукты могли бы не потерпеть поражение.
Исследования показывают, что:
трудно предсказать, когда начнется следующая стадия, как долго она продлиться и каких уровней достигнет сбыт;
этап продукта в жизненном цикле не может быть точно определен;
четыре основных фазы цикла не разделяются на четкие этапы. В определенные моменты может оказаться, что продукт достиг зрелости, когда он фактически достиг временной стабилизации на этапе роста.
Форма кривой жизненного цикла остается более или менее одинаковой для большинства продуктов. Однако протяженность по времени и интенсивность перехода из одной стадии в другую имеют большие различия в зависимости от специфики продукта и рынка.
Нужно выбрать правильный момент для выхода на рынок с новым продуктом. Кроме того, для компании, предлагающей потребителям различные продукты, желательно, чтобы эти продукты находились на разных стадиях жизненного цикла.
Если Ваш товар цикличен, то надо стараться запускать следующий товар в производство во время фазы роста первого товара, чтобы не оказалось пробелов в реализации.
Прогнозируя реализацию (и планируя производство) товаров, надо учесть, что почти у всех товаров есть сезонность.
Этапы жизненного цикла
Жизненные циклы товаров различны и зависят от многих факторов: особенностей самих товаров и изменений, происходящих с потребителями, окружающей средой. Основные характерные виды ЖЦТ представлены на рис. 1.
Рис. 1. Характерные виды ЖЦТ
Для большинства же товаров, функционирующих на рынке, типичен традиционный или классический цикл товара.
Жизненные циклы товаров очень разнообразны, но почти всегда можно выделить основные фазы. В классическом жизненном цикле товара можно выделить четыре этапов или фаз.
Жизненный цикл товара и его стадии можно изобразить графически.
Для этого на оси X отложим время, а на оси Y - объем продажи товара в данный момент времени.
На рисунке показана традиционная кривая жизненного цикла товара. Она описывает отчетливые периоды внедрения, роста, зрелости, насыщения и спада.
Этап внедрения на рынок
Он начинается с момента поступления
товара в продажи. Иногда в виде пробных
продаж. На этой стадии товар еще
является новинкой. Технология еще
недостаточно освоена. Производитель
не определился в выборе производственного
процесса. Поскольку процесс
На этапе внедрения компания либо несёт убытки, либо получает незначительную прибыль вследствие небольшого объёма продаж и высоких расходов, связанных с организацией сбыта и рекламой.
Соотношение затрат на продвижение товаров и объём продаж в этот период максимально, поскольку необходимо:
Информировать потенциальных потребителей о новом, ещё неизвестном товаре.
Убедить их опробовать товар и обеспечить сбыт через предприятия розничной торговли.
Основные усилия по сбыту товаров
компания направляет на привлечение
потребителей, обычно это представители
групп с высоким уровнем
Фаза роста
Если товар требуется на рынке,
то сбыт начнет существенно расти. На
этом этапе обычно происходит признание
товара покупателями и быстрое увеличение
спроса на него. Охват рынка увеличивается.
Информация о новом товаре передается
новым покупателям. Увеличивается
число модификаций продукта. На рынке
появляются конкуренты, которых привлекают
возможности производства товара в
большом объёме и получение высоких
прибылей. Они предлагают товар, наделённый
новыми свойствами, и находят новые
каналы сбыта. Цены остаются на прежнем
уровне или немного снижаются
по мере увеличения спроса. Компании удерживают
затраты на продвижение товара на
прежнем уровне или немного увеличивают
их, чтобы выдержать конкуренцию,
и продолжают привлекать потенциальных
потребителей рекламы и других маркетинговых
стратегий. Прибыли довольно высоки,
так как рынок приобретает
значительное число продуктов, а
конкуренция очень ограничена. Посредством
интенсивных мероприятий по стимулированию
сбыта емкость рынка
Информация о работе Маркетинговые факторы управления жизненным циклом товара