Маркетинг В Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 17:52, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотрение истории развития маркетинга, как науки.
Задачи данной работы:
- рассмотрение понятия «Маркетинг»;
- изучение основных целей и принципов маркетинга;
- изучение особенностей развития маркетинга в России.

Содержание

Введение
1 История развития маркетинга
2 Понятие маркетинга
2.1 Принципы маркетинга
2.2 Цели маркетинговой деятельности
3 Становление маркетинга в России
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг в россии.docx

— 45.40 Кб (Скачать файл)

Во второй половине 80-х  годов в России начали формироваться  предпосылки для реального использования  маркетинга, такие, как разрушение государственной  монополии, изменение отношений  собственности, возникновение проблем  со сбытом произведенной продукции  в отдельных отраслях и на некоторых  предприятиях.

Изменение ситуации вызвало  к жизни публикацию довольно большого количества статей и монографий по маркетингу зарубежных и отечественных  авторов, маркетинг вошел в моду и некоторые производители в  качестве ориентиров своей деятельности использовали выявление потребностей покупателей, так как только такой подход позволял обеспечить фирме стабильное процветание.

С началом реформирования российской экономики еще больше возросла популярность маркетинговых  идей среди ученых и практиков, на многих предприятиях начали возникать  отделы маркетинга, формироваться система  бизнес-образования, где много внимания уделялось теории маркетинга. Вокруг маркетинга возникла своеобразная эйфория. Маркетинг повсеместно стал восприниматься нашими управленцами чуть ли не как единственный способ преодоления всех трудностей, переживаемых фирмами в условиях переходной экономики. Но вслед за этим наступило определенное разочарование и попытки построить предпринимательскую деятельность российских фирм по классическим маркетинговым образцам потерпели неудачи.

Предпосылки возникновения  маркетинга в России связаны прежде всего с тем, что произошли истинно революционные изменения в отношениях собственности. Закон о собственности в РСФСР, принятый в декабре 1990 г., по существу, стал фундаментом, на котором началось строительство системы маркетинга в нашей стране. Проведенная затем приватизация привела на практике к разрушению монополии государственной собственности и утверждению многообразных форм собственности и хозяйствования. Производители и потребители от преимущественно административных форм связей перешли на преимущественно рыночные отношения в форме различного рода сделок и контрактов.

Либерализация экономики, начавшаяся с отпуска цен, сделала рыночные параметры (цены, процентные ставки, валютный курс и др.) ориентирами поведения  предпринимателей. Были приняты законы, определяющие институциональные рамки  делового поведения маркетологов, такие, как закон «О защите прав потребителей», закон «О рекламе», антимонопольное законодательство и др.

В это же время расширилось  само поле рыночных отношений; их стали  применять даже многие предприятия  военно-промышленного комплекса. Российская экономика стала открытой. Если в  сферу экспортно-импортных отношений  ранее были допущены в основном государственные  внешнеторговые объединения, то теперь эту деятельность осуществляет большое  число юридических и даже физических лиц, которые, чтобы выжить, просто обязаны  на практике учитывать жесткие законы международного маркетинга.

Потребность в маркетинге у российских предпринимателей возрастает в настоящее время и в связи  с тем, что для многих из них  главным ограничителем роста  производства стал недостаточный платежеспособный спрос покупателей.

Тем не менее, сегодня действуют  факторы, ограничивающие возможности  развития маркетинга в России и определяющие его качественные отличия от классической модели. Справедливости ради надо сказать, что между моделью маркетинга, описанной в научной литературе, и реальной практикой западных фирм тоже существует определенный разрыв.

Неблагоприятные для российских фирм факторы внешней среды во многом связаны с недоразвитостью  и нецивилизованностью рыночных отношений в России, «переходным» состоянием экономики, вялотекущим, противоречивым и половинчатым характером российских реформ и несовершенством законодательства. В российской практике нет отлаженного механизма взыскания долгов. Это сыграло большую роль в возникновении массовой неплатежеспособности и взаимозадолженности участников производства, что противоречит природе нормальных рыночных отношений и создает парадоксальную ситуацию для маркетологов. Проведение стратегической инвестиционной политики и стратегического маркетинга затруднено из-за общего неустойчивого состояния экономики, неопределенности политической ситуации, отсутствия последовательной государственной инвестиционной политики.

Ряд факторов, определяющих специфику российского маркетинга, связан с самими российскими предприятиями. Это прежде всего касается целевой функции деятельности российского бизнеса. Здесь складывается довольно противоречивая ситуация. Значительная часть руководителей бывших государственных предприятий, оказавшись в рыночной среде, преследует не вполне рыночные цели. Большинство из них главными целями своей деятельности считают поддержание объема выпуска, сохранение коллектива, увеличение заработной платы, а в рыночной среде глобальной целью, как известно, является прибыль.

Вместе с тем и цели российских фирм, отдающих приоритет  прибыли, не совпадают с целями иностранных  фирм. В отличие от многих западных предпринимателей они поставлены в  условия, когда сиюминутные интересы преобладают над долгосрочными  интересами. Главной особенностью поведения  предприятий переходного периода  является «ориентация на выживание». Неочевидны и перспективы выживания  их рыночных контрагентов, нередки  случаи прямого обмана, не отработан  легальный механизм обеспечения  выполнения контрактов. Все это приводит к огромным операционным издержкам. Поэтому приемлемая норма прибыли  для многих российских предприятий  в десять и более раз превышает среднюю норму прибыли западного бизнеса, составляющую 5—10%.

Многие фирмы, стремящиеся  проводить грамотную маркетинговую  политику, на практике находятся еще  в начале пути. Организованные на них  службы маркетинга часто не в состоянии  исследовать большое количество альтернатив маркетингового поведения. Службы маркетинга пока в немногих случаях осуществляют комплексное  управление всей деятельностью фирмы, применяя лишь отдельные элементы и приемы маркетинга.

Сейчас лишь сравнительно небольшому числу фирм доступен маркетинг постиндустриального общества, ориентированный на потребителя, индивидуальные запросы, высококачественную, часто обновляемую продукцию. Большинство работает в лучшем случае в рамках модели маркетинга индустриального общества, ориентированного на продукт.

При этом наблюдаются значительные различия в стратегии российских предпринимателей по регионам страны из-за различий в уровне доходов  населения и емкости рынка. В  крупнейших городах сжатие спроса ощущается  слабее, промышленность быстрее находит  свою рыночную нишу. В малых городах  и отдаленных районах возможностей для маркетинговых маневров значительно  меньше. Низкий уровень доходов основной массы потребителей заставляет проводить  только стратегию пассивного маркетинга, использовать в качестве главного инструмента  в борьбе за потребителя относительно низкие цены, часто при невысоком  качестве продукции. Существенным препятствием для снижения цен на российском рынке  являются высокие издержки обращения, порождаемые неэффективной организацией торговли.

Стратегическое маркетинговое  управление делает на российской почве  только первые шаги. Исследователи  этого процесса отмечают ряд особенностей стратегического российского маркетинга по сравнению с западной нормативной  моделью. Имеется в виду большое  количество переменных факторов внешней  среды, сужение горизонта стратегического  планирования, необходимость разрабатывать  большое количество вариантов стратегических планов развития фирмы, чаще корректировать цели и стратегии в зависимости  от новой ситуации.

Еще сложнее обстоит дело в нашей стране с так называемым социально-ответственным маркетингом. Причиной этого является прежде всего высокая степень монополизации и олигополизации наших рынков. А предприятия-монополисты вместо долгосрочной стратегии кропотливой работы с потребителем и товаром, вместо того, чтобы «делать деньги» на обороте, предпочитают «быстрые деньги» за счет поддержания высоких цен при ограничении выпуска продукции.

На ряде рынков, особенно финансовом, монополия продавца покоится на неинформированности потребителя, которому удается навязать сомнительные услуги с помощью массированной рекламы. На некоторых рынках вместо делового партнерства возникают разрушительные формы конкурентной борьбы вплоть до криминальных.

Существенной проблемой  является неразвитость в нашей стране институциональных предпосылок  для функционирования современного маркетинга. Речь идет как о недостатках  правового регулирования хозяйственных  отношений, так и о неформальных нормах и правилах поведения российских предпринимателей.

Большую опасность для  потребителей несет коррупция в  государственных органах, особенно призванных осуществлять контроль за качеством поставляемой на наш рынок импортной продукции. Недостаточную силу пока еще набрало «гражданское общество» (общества потребителей, экологические движения и другие общественные организации).

В разных отраслях и сферах российской экономики приобщение к  маркетингу происходит неодинаковыми  темпами. Ранее всего технологию маркетинга начали использовать фирмы, занимающиеся экспортом и импортом. Большое развитие маркетинг получил  в фирмах, работающих на сегментах  высококачественной продукции рынков одежды, бытовой техники, компьютеров, автомобилей, дорогих услуг и  др.

Маркетинговый подход стал широко внедряться в сферу финансовых услуг, он крайне необходим на предприятиях очень рискованного научного бизнеса, в том числе малого.

Элементы маркетинга в  последнее время пытаются внедрять на двух самых больших по обороту, ассортименту и прибыльности потребительских  рынках России - продовольственном и книжном. Последний является достаточно конкурентным и более цивилизованным, особенно в сегменте специальной и деловой литературы.

Сложность ситуации состоит, видимо, в том, что большинство  сегодняшних руководителей и  специалистов воспитывались в рамках мировоззрения советского периода, которое они пытаются изменить, что  в короткие сроки сделать, к сожалению, чрезвычайно трудно.

В нашей стране должно пройти достаточно много времени, в течение  которого произойдут изменения в  образе мышления людей. Изучение основных положений маркетинга, безусловно, будет способствовать ускорению  этого непростого и длительного  процесса. Усвоение теоретических основ  маркетинга поможет преодолеть первоначальный барьер незнания и неопытности в  обращении с основными инструментами  маркетинга, дать необходимый набор  сведений для обеспечения надежной и эффективной работы того или  иного хозяйствующего субъекта.

 

 

Заключение

Термин «Маркетинг» возник в США на рубеже XIX-XX веков, а как ведущая функция управления маркетинг стал рассматриваться с 50-х годов.

В результате исследования истории становления маркетинга за рубежом можно выделить несколько  основных этапов.

 Первый этап: 1860-1930г  соответствует концепции совершенствования  производства, суть которой в  том, что потребитель не будет  благосклонен к товару, если товаров  немного и у товара высокая  цена. Цель: получение прибыли за  счет увеличения объемов производства, снижения цены через совершенствование  технологий производства. 

 Второй этап: 1930-1950гг. - концепция совершенствования товара. Суть: потребитель будет благосклонен к тем товарам, которые имеют наилучшие эксплутационные и потребительские свойства и характеристики. Цель: получение прибыли путем постоянного совершенствования товара. Объект: товар. 

 Третий этап: 1950-1960 гг. связан с развитием концепции  интенсификации коммерческих усилий. Суть: потребитель не будет благосклонен  к товару, если не предпринимать  усилий в сфере продаж. Средства: жесткие продажи, стимулирование  сбыта, реклама. Цель: получение  прибыли. 

 Четвертый этап: 1960-1980 гг. В это время развивается концепция маркетингового управления, т.е. долгосрочное и перспективное планирование и прогнозирование опирающееся, во-первых, на исследование рынка, товара, покупателя; во-вторых, использование комплексных методов формирования спроса и стимулирования сбыта; в-третьих, ориентация на товары рыночной новизны, удовлетворяющие требования тщательно вычисленных потенциальных покупателей. Суть: получение прибыли на рынке через удовлетворение потребностей. Средства: комплекс маркетинга товаров, цену, сбыт, продвижение. 

 Пятый этап: 1980-наше  время - этап становления стратегического  маркетинга, ориентирование маркетинга  на долгосрочную перспективу,  систематический анализ рынка,  что приводит к разработке  эффективных товаров, предназначенных  для конкретных групп потребителей. Так же в это время появляется  концепция социально-этического  маркетинга – маркетинг должен  быть направлен не только на  удовлетворение нужд отдельных  потребителей, но и общества в  целом. Методы маркетинга прошли  длительный путь развития, и они  постоянно менялись, совершенствовались  с учетом и в соответствии  с развитием рыночных отношений.

В России бурное развитие маркетинг  получает во время развития промышленности в начале ХХ века, однако, в советской  экономике отношение к маркетингу негативное и как наука он не изучается. Изучение и использование маркетинговых  методов и инструментов активно  начинается с началом экономических  реформ в 1990-е годы.

На сегодняшний день важность маркетинга в России очевидна каждому, кто хоть как-то связан с экономической  деятельностью. Маркетинг преподаётся  как отдельная дисциплина в университетах  и институтах. Маркетинг стал самостоятельной  специальностью, обладатели которой  становятся востребованными специалистами  на любых предприятиях.

Информация о работе Маркетинг В Российской Федерации