Маркетинг в биржевой торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2012 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является выявление и раскрытие сущности инфраструктуры биржевого рынка, ее назначения; определение понятия и сущности биржи, ее видов и особенностей деятельности; операций на биржах и их функций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Крупнейшие международные биржевые центры………………………..4
1.1 Общая характеристика биржевых рынков…………………………...4
1.2 Биржевые рынки США………………………………………………...5
1.3 Биржевые рынки Европы………………………………………………8
2. Международные товарные биржи: организационная структура
и функции…………………………………………………………………….....13
2.1 Организационная структура……………………………………..…….13
2.2 Виды биржевых сделок…………………………………………….…..23
2.3 Особенности сделок на российских биржах…………………………..24
3. Товарные биржи в современной России…………………………………...27
3.1. Специфика первых российских бирж……………………………….…27
3.2. Проблемы развития бирж в России…………………………………....29
3.3. Товарная биржа ММВВ…………..…………………………………….32
Заключение…………………………………………………………………..47
Список использованной литературы………………………………………48

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг.docx

— 163.40 Кб (Скачать файл)

Основными функциями  товарной биржи являются:

1. Организация рынка сырья с помощью биржевого механизма:

   - прежде всего биржа обеспечивает  спрос на сырье,  который прямо  не связан  с его использованием.  Специфически биржевой спрос  и предложение осуществляют деятели  биржи  -  биржевые  спекулянты.  Биржевая   торговля   обеспечивает  возможность того,  что  при   существующих  ценах не будет  ни дефицита ,  ни  затоваривания;

   - на  бирже  обращается  не  сам товар,  а титул собственности  на него или же контракт  на  поставку  товара. Современная   товарная  биржа  -   это   рынок контрактов на  поставку  товара  при  относительно  небольших  размерах его реальных  поставок.  Биржа,  не  связывая  движение  больших  масс  товаров,  выравнивает спрос и предложение;

2. Выявление и регулирование биржевых цен.

    Биржа участвует в выявлении  и регулировании цен на все  виды биржевых товаров    концентрация спроса и предложения  на бирже, заключение большого  количества сделок исключает  влияние нерыночных факторов  на цену, делают ее максимально  приближенной к   реальному  спросу и предложению. Биржевая  цена  устанавливается в процессе  ее котировки, которая рассматривается  как наиболее важная функция  биржи. Под котировкой понимают фиксирование цен на бирже в течении каждого дня ее  работы, регистрацию курса валюты или ценных бумаг, цену биржевых товаров.

    Котирование цен - это регистрация биржевых цен по биржевым правилам с их последующей публикацией.

     Более подробно эту функцию  мы рассмотрим ниже.

     Отсюда виден еще один из  компонентов организации рынка  - стабилизация цен:

   - колебания   цены,  вызванные   расхождением  реального  спроса  и  реального      предложения,  слабо эластичны,  не погашаются  немедленно, а скорее обладают  кумулятивностью  -  способностью  превращаться  в  резкие  колебания   цены. Биржевая  спекуляция  является  механизмом   не   вздувания   цен,   а   их     стабилизации;

   - важный  фактор  стабилизации  цен  является  гласность   заключения  сделки, публичное   установление  цен  на  начало  и  конец  биржевого дня  (биржевая  котировка),  ограничение  дневного колебания цен  пределами,  установленными биржевыми правилами.  С этим связана информационная  деятельность бирж.

3. Выработка  товарных   стандартов,   установление   сортов,   приемлемых   для   потребителей  и потому  обладающих  относительной ликвидностью,  регистрация   марок фирм,  допущенных к биржевой торговле.  Последнее особенно  важно.  Это своего рода ценз на качество продукции, произведенной фирмой. Важной стороной деятельности биржи является стандартизация типовых контрактов,  своего  рода установление традиций торговли.

4. По прежнему  биржи выполняют свою товаропроводящую функцию,  т.е.  ту функцию,    из-за  которой они первоначально и возникли - покупка и продажа реального товара.

5. Стабилизируя цены на ограниченный список сырья и товаров, биржи стабилизируют и издержки на производство других, не только биржевых товаров.

6. Стабилизация денежного  обращения  и  облегчение  кредита.             

   Биржа  увеличивает емкость денежного  обращения,  т.к.  она представляет  собой сферу  максимальной  ликвидности  товаров.  Биржа  -  одна  из важнейших сфер  приложения  ссудного   капитала,   поскольку   она   предоставляет   надежное обеспечение ссуд и  сводит риск к минимуму.

7. Урегулирование  всевозможных  споров  и   разногласий  между сторонами -арбитражная деятельность.

    В  процессе биржевых торгов в  силу самых разных причин (ошибка, попытка обмана   и т.д.) возможны  случаи возникновения спорных  ситуаций между участниками биржевой  торговли, которые по своему характеру  могут быть разрешены непосредственно  только на бирже и ее соответствующим  нейтральным органом. Обычно это  третейский суд или арбитраж.

8. Формирование и функционирование мирового рынка.  Современная товарная биржа в    этом моменте соединяет функционирование товарной, фондовой и валютных бирж.

9. Биржевое страхование (хеджирование) участников биржевой торговли от неблагоприятных для них колебаний цен. Для этого на бирже используются специальные виды сделок и механизмы их заключения. Выполняя задачу страхования участников биржевого торга, биржа не столько организует торговлю, сколько ее обслуживает.

10.Организация биржевых собраний для проведения гласных публичных торгов, а именно:

   -организация  биржевых торгов

   -разработка  правил биржевой торговли

   -материально-техническое  обеспечение торгов

   -квалифицированный  аппарат биржи

    Для  организации торгов биржа прежде  всего, должна располагать хорошо  оборудованные “рыночным местом”  (биржевым залом), которое могло  бы вмещать достаточно  большое  количество продавцов и покупателей,  ведущих открытый биржевой торг. Использование современных электронных  средств связи не требует физического  присутствия торгующих в зале, а позволяет вести торговлю через электронные компьютерные терминалы. Но и в этом случае биржа призвана обеспечить высокоэффективную систему электронной торговли.

    Организация  требует от биржи разработки  и соблюдения строгих правил  торговли, т.е. норм и правил  поведения участников торга в  зале.

    Материально-техническое  обеспечение торгов включает  оборудование биржевого зала   рабочих мест участников торга,  компьютерное обеспечение и т.д.

11.Разработка биржевых контрактов, которая включает:

   -стандартизацию  требований к качественным характеристикам  биржевых торгов

   -стандартизацию  размеров партий товаров

   -выработку  единых требований к расчетам  по биржевым сделкам.

    Биржа  устанавливает жесткие требования  к тем товарам, которые  допускаются  к    биржевым торгам. На основе  этих требований разрабатываются  биржевые стандарты, которые учитываются  производителями и потребителями  на товарных биржах.

12.Гарантирование выполнения сделок достигается посредством биржевых систем клиринга и расчетов. Для этого биржа использует систему безналичных расчетов путем зачета взаимных требований и обязательств участников торгов, а также организует их исполнение.

13.Информационная деятельность биржи.

    Важнейшей функцией биржи являются сбор и регистрация биржевых цен с последующим их обобщением и публикацией, предоставление клиентам, различным другим заинтересованным организациям, на международный рынок информации о наличии товаров по образцам и пробам обычно на основе сложившихся биржевых стандартов, ее публикация в газетах, журналах, информационных агентствах.

  

     На современных  фьючерсных  биржах  цены выходят за рамки  элементарного ориентира. Преобладание  сделок с будущим, еще не  произведенным товаром  предполагает  заключение  контрактов  с указанием  в них дня проведения биржевого  собрания,  цена которого и  станет продажной. 

 

 2.2.Виды биржевых сделок

 

 

         На современных российских биржах с момента возражения  их деятельности существовали виды сделок как привычные для биржевой практики старых российских бирж, так и особенные. Принятый в 1992г. Закон РФ “О товарных биржах и биржевой торговли” обобщил существующею практику и дал перечень операций, осуществление которых возможно на отечественных биржах. Статья 8 закона гласит: “В целях настоящего закона участниками биржевой торговли в ходе биржевых торгов могут совершаться сделки, связанные:

    1. с взаимной передачей прав и обязанностей в отношении реального товара (сделки на наличный товар с немедленной поставкой);
    2. взаимной передачей прав и обязанностей  в отношении реального  товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);
    3. взаимной передачей прав и обязанностей в отношении стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);
    4. уступкой прав на будующую передачу прав и обязанностей

           в отношении контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки)

            5. другие сделки в отношении биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли (бартерные сделки).

Возможность заключения бартерной сделки привлекала клиентов в ситуации товарного дефицита, разрушенных хозяйственных связей и ослабленного рубля, поэтому биржи вводили у себя бартерные сделки.

        Срочные сделки имеют много разновидностей. Они различаются в зависимости от того, по какой цене будет проходить расчет по сделкам: по рыночной цене на момент заключение или исполнение сделки. Их можно различать и по сроку расчета по сделкам: через определенное количества дней, соответствующее сроку исполнению сделки (если установлен месячный срок исполнения, то сделки, заключенные к примеру 1марта будут исполнятся 1 апреля, 2 марта-2 апреля и т.д.).

Срочные сделки различаются по механизмам заключения: твердые, фьючерсные, опционные, пролонгационные.

Твердые сделки - это сделки, обязательные к исполнению в установленный срок по твердой цене. Такие сделки заключаются на разный объем ценных бумаг и срок исходя и реальных потребностей контрагентов. Фьючерсные- это сделки с производными ценными бумагами: фьючерсами и опционами.

Пролонгационные сделки используют биржевые спекулянты, когда коньюктура рынка не отвечает их планам и они переносят срок исполнения кассовой сделки. Поэтому  пролонгационные сделки представляют собой соединения кассовой и срочной  биржевой и внебиржевой.

Сделки заключенные  на бирже, оформляются биржевым договором- документом, которым оформляются  соглашения контрагентов по условиям продажи (поставки) товара в результате сделки, заключенный на бирже, и подлежат обязательной регистрации либо на бирже, либо у профессионального участника  биржевой торговли, который имеет  на это право.

 

    2.3 Особенности сделок на российских биржах

 

Возникшие в начале 90-х  годов биржи проводили операции главным образом с реальными товарами, при этом основную долю занимали спотовые сделки. Однако правовая база, созданная Законом «О товарных биржах и биржевой торговле», позволяла вводить в практику новые виды операций.

Под биржевой сделкой Закон  понимал «зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов» . Конкретизируя виды биржевых сделок, ст. 8 содержит следующее положение: В целях настоящего Закона участниками биржевой торговли в ходе биржевых торгов могут совершаться сделки, связанные с:

• взаимной передачей  прав и обязанностей в отношении  реального товара;

• взаимной передачей  прав и обязанностей в отношении реального товара с отсроченным сроком его поставки (форвардные сделки);

• взаимной передачей  прав и обязанностей в отношении  стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

• уступкой прав на будущую  передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки);

• а также другие сделки в отношении  биржевого товара, контрактов или прав, установленные в правилах биржевой торговли.

В формулировке данной статьи можно видеть все известные в биржевой торговле виды сделок, а последний пункт данной статьи, кроме того, позволял «изобретать» новые виды операций, соответствующих российской экономической ситуации того времени.

Сделки на наличный товар с немедленной  поставкой были самым распространенным видом операций в первые годы биржевой деятельности. В отличие от подобных сделок, существовавших в далеком прошлом за рубежом, продавцу не требовалось представлять товар на биржевой склад, а покупателю чаще всего самому приходилось осуществлять перевозку купленного товара со склада продавца. Учитывая высокую инфляцию и сложность финансового положения многих российских предприятий, продавцы обычно требовали предоплату контракта.

Заключение сделки проходило в  торговом зале биржи в процессе торгов, после чего брокеры двух сторон оформляли  необходимые документы и сделка регистрировалась маклером биржи. Итоговая регистрация сделки осуществлялась в расчетном бюро биржи.

Спецификой российских бирж стали  бартерные сделки, получившие особое распространение в 1991—1992 гг. Причиной их распространения стал острый товарный дефицит по многим позициям. Эти сделки были чрезвычайно выгодны для биржевых брокеров, поскольку клиенты оговаривали не ценовые лимиты для покупки и продажи товаров, а только лишь количественные пропорции обмена. При удачном стечении обстоятельств брокер мог получить на такой сделке сотни процентов прибыли.

В условиях высокой инфляции и нестабильности положения продавцов и покупателей нередки были случаи неисполнения обязательств участниками биржевой торговли. Ответом на эту ситуацию стали сделки с залогом. Это сделка, при которой один контрагент выплачивает другому контрагенту в момент ее заключения сумму, определенную договором между ними в качестве гарантии выполнения обязательства. Плательщиком залога в сделке с залогом на продажу является продавец. Она предназначалась для исключения торговли несуществующим товаром, когда продавец с целью получения прибыли продавал «воздух» и требовал 100% предоплаты. Сделка с залогом на покупку — это сделка, в которой плательщиком залога являлся покупатель. Она служила страховой гарантией платежеспособности покупателя.

Информация о работе Маркетинг в биржевой торговле