В
русле финансовой поддержки и
для ее обеспечения целесообразно
также осуществить меры по дифференциации
системы налогообложения предприятий
и физических лиц, аккумулирования
соответствующих средств в федеральном
и региональном бюджетах. Обеспечение
статусной поддержки образования может
быть реализовано через: поддержку и укрепление
благоприятного общественного мнения
в кругах работодателей и среди населения,
через осуществление правовой защиты
субъектов рынка ОУ (прежде всего потребителей)
от монополизма, от недобросовестности
в бизнесе, рекламе, через аттестацию качества
ОУ.
Практически
любое программное решение властных
органов должно сопровождаться соответствующим
образовательным, кадровым обеспечением.
Статус образовательного учреждения поддерживается
государством в том числе и через систему
государственных заказов на ОУ. Заказчиками
выступают органы федеральной власти,
в т.ч. министерства, комитеты и др., в т.ч.
- субъектов Российской Федерации. Формирование,
размещение и реализация государственного
заказа в образовательных учреждениях
могут осуществляться на следующих основных
принципах:
- Государственный
заказ служит средством инициации, формирования,
поддержки спроса на образовательные
услуги, укрепления благоприятного общественного
мнения среди государственных служащих
и органов государственной власти в отношении
образовательных учреждений, которым
он адресован.
- Государственный
заказ формируется на основе анализа,
прогноза и моделирования потребностей
органов государственной власти Российской
Федерации (субъектов федерации) в образовательных
услугах. Аналитическая, прогностическая
и моделирующая деятельность осуществляется
федеральными органами исполнительной,
законодательной и судебной властей совместно
с соответствующим образовательным учреждением
или объединением образовательных учреждений.
- Государственный
заказ по своей структуре соответствует
Реестру должностей, действующему в федерации,
регионе.
- Государственный
заказ размещается в образовательных
учреждениях при наличии у них соответствующей
лицензии на реализацию профессионально-образовательных
программ по обусловленным в государственном
заказе направлениям и уровням образования.
- Государственный
заказ размещается по уровневому и территориальному
принципам, ориентируясь на потенциал
и с учетом размещения образовательных
учреждений.
- Выполнение
государственного заказа финансируется
правительством Российской Федерации,
субъектами федерации с применением налоговых
льгот, прежде всего по НДС и спецналогу.
- Обеспечение
соответствия качества выполнения государственного
заказа выявленным потребностям органов
государственной власти достигается при
участии их представителей в информационном
обеспечении, в осуществлении учебного
процесса, в организации учебной практики
и стажировки, в промежуточном и итоговом
контроле его результатов.
- Качество
реализации, выполнения государственного
заказа на образовательные услуги по подготовке,
переподготовке и повышению квалификации
государственных служащих подтверждается
процедурами аттестации, аккредитации
и нострификации, проводимыми в соответствии
с законодательством РФ с участием органов
государственной власти, образовательных
учреждений и общественных организаций.
Аналогичный
комплекс принципов целесообразно
внедрять и в регионах, определяя
контрольные цифры трудоустройства,
резервируя квоты мест выпускников
вузов в бюджетных организациях
регионов. Управленческая поддержка прямо
связана со статусной и предполагает последовательную
децентрализацию управления образованием,
одновременно с налаживанием связей по
кооперации образовательных учреждений
с органами обеспечения занятости, банками,
другими элементами рыночной инфраструктуры,
заинтересованными социальными институтами.
Это направление работы предполагает
изменение структуры предложения ОУ. Например,
в высшей школе и последипломном образовании
возможно изменение предложения ОУ в пользу
услуг высших технических школ, юридических,
экономических, управленческих, социологических
и педагогических факультетов вузов. Информационно-консультационная
и научная поддержка реализуема путем
статистического обслуживания, содействия
проведению масштабных рыночных исследований,
консультирования через создание соответствующих
маркетинговых центров - федерального
и региональных. Существенную роль здесь
должна сыграть поддержка дальнейшей
разработки теории маркетинга в сфере
образования, и прежде всего по проблемам
обновления ассортимента ОУ, ценообразования
(особенно цены потребления ОУ), коммуникаций.
Причем, если традиционная для маркетинга
проблема организации продаж применима
в отношении образования только в его
коммерческой сфере, то другие же вышеназванные
проблемы актуальны для всего образования.
Наряду с непосредственной подготовкой
студентов, кадров преподавателей и особенно
организаторов образования (в т.ч. маркетологов
образования) перспективы межгосударственного
сотрудничества (прежде всего в рамках
СНГ) видятся в первую очередь:
- в
выработке и согласовании общих «правил
игры» вплоть до формирования единого
образовательного пространства на территории
СНГ;
- в
создании общей информационно-консультационной
и научной среды образования, строительстве
инфраструктуры рынка ОУ;
- в
организации межгосударственной практической
поддержки маркетинга образования,
- в
развитии форм кооперации образовательных
учреждений и структур.
Заключение
На
основании вышеизложенного материала
можно сделать некоторые выводы. В работе
обоснована необходимость и перспективность
реализации потенциала маркетинга в сфере
образования, применительно как к коммерческим,
так и к бюджетным (государственным) образовательным
учреждениям, в связи с переменами, происходящими
в российском обществе. Формирование эффективной,
современной рыночной экономики возможно
только благодаря масштабным усилиям
в сфере образования. Отечественному образованию,
в условиях жесткого дефицита государственных
ассигнований, необходим цивилизованный,
эффективно работающий образовательный
рынок, нужно многообразие организационных
форм и рыночных стратегий образовательных
учреждений, необходимы содействующие
им и потребителям их услуг элементы и
связи рыночной инфраструктуры, важен
маркетинговый подход, ориентированный
на успешное удовлетворение образовательных
запросов личностей, фирм, социальных
институтов и групп, всего общества. Рассмотрена
концепция маркетинга в сфере образования,
в том числе определены его миссия, сфера
действия, предмет, роль, объекты, структура
задач, состав и функции участников, содержание
и направленность маркетинговых отношений,
основные принципы и методы маркетинговой
деятельности с учетом выявленных принципиальных
особенностей этой сферы, а также особенностей
существующей в России окружающей маркетинговой
среды трансформационного периода. В числе
особенностей, определяющих специфику
маркетинга в сфере образования как таковой,
выделены прежде всего следующие:
- активная
роль конечного потребителя образовательных
услуг - личности - в образовательном процессе
в корне меняет содержание и характер
маркетинговой деятельности, задает ей
особые требования и предоставляет новые
возможности;
- отсроченный
характер проявления результатов образования,
в т.ч. дифференцированного в зависимости
от степени фундаментальности и прикладной
ориентации знаний существенно изменяет
динамику спроса и диктует особенности
ценовой, коммуникационной политики, а
также политики в отношении ассортимента
услуг и его обновления;
- сущность
маркетинга образовательных услуг как
маркетинга систем, открытых для информационного
и другого обмена задает приоритет сотрудничества
и ограничивает эффективность конкуренции
производителей образовательных услуг;
- сохраняющаяся
высокая значимость и необходимость участия
государства (в лице федеральных и региональных
органов управления) в развитии образования
диктует целесообразность тесного взаимодействия
коммерческих и некоммерческих ориентаций
в маркетинге образовательных услуг.
Выявлены
особенности реализации маркетинга образовательных
услуг в отечественной среде, ведущими
среди которых выступают:
- кризисный
характер динамики политической и экономической
среды, эрозия социально-политических
институтов, традиционно ответственных
за развитие образования, фактическая
отстраненность государства от решения
злободневных и особенно перспективных
задач развития образования;
- низкий
социальный статус образования, кризис
ресурсной базы воспроизводства интеллектуального
потенциала общества, структурные диспропорции
в ассортиментной политике, предложении
образовательных услуг, особенно в отношении
перспектив спроса на них;
- разрозненность
усилий образовательных учреждений различных
организационных форм, уровней и профилей
подготовки, неразвитость инфраструктуры
рынка образовательных услуг и отсутствие
многих необходимых для его развития элементов
инфраструктуры, особенно - элементов
активного содействия становлению маркетинга
в сфере образования, равно как и отсутствие
сколько-нибудь комплексных теоретических
и методических разработок маркетинга
в этой сфере.
В
русле рассмотренной концепции проанализирован
комплексный маркетинговый подход к решению
актуальных и перспективных проблем высшего
и дополнительного образования в условиях
формирующегося рынка образовательных
услуг. Рассмотрены рекомендации российских
маркетологов, раскрывающие направления,
последовательность и содержание работ
по становлению и поддержке маркетинга,
по организации работы маркетинговой
службы и управления ее деятельностью
в образовательном учреждении. Также определены
возможности и направления содействия
маркетингу ОУП со стороны федеральных,
региональных органов управления и общественных
организаций.
Список литературы:
- Андреев С.Н.
Маркетинг некоммерческих субъектов —
М.: «Финпресс», 2002. – 235с.
- Барблан А.
Маркетинг как элемент нового мирового
порядка в высшем образовании // Альма-матер.
Вестник высшей школы. - 2002. - № 11. - С. 27.
- Белый Е. Количественная
оценка конкурентоспособности образовательных
услуг /Е.Белый, И.Романова // Маркетинг.-2002.-№
6.-С. 66-71.
- Березин И.С.
Маркетинг и исследования рынков. — М.:
Владос, 2003. – 278с.
- Васильченко
Н. Маркетинговые исследования рынка образовательых
услуг в регионе/Н.Васильченко, Е.Бурлюкина,
В.Секерин //Маркетинг.-2002.-№ 6.-С.24-28, начало
в 2003.-№ 1.-С.21-27
- Денисенко
П.А. Совершенствование рекламной деятельности
вуза / П.А. Денисенко, В.И.Кандалов // Право
и образование. - 2002. - № 5. - С. 146 - 157.
- Гершунский
Б.С. Философия образования для XXI века.
(В поисках практико-ориентированных образовательных
концепций). М., 2003. - 298 с.
- Голубков
Е. П. Маркетинговые исследования: Теория,
практика и методология. М.: Финпресс,2000.
- 254 с.
- Деревягина
Л.Н. Опыт подготовки специалистов по маркетингу
в системе дополнительного профессионального
образования //Маркетинг
в России и за рубежом.
- №1. - 2001.
- Егоршин
А.П. Прогноз (о перспективах образования
в России) // Высшее образование в России.
— 2000. — № 4.
- Егоршин
А.П. Стратегия развития образования в
XXI веке: Научный доклад. — Н. Новгород:
НИМБ. — 2000.- 178с.
- Кельчевская
Н.Р. Самомаркетинг - необходимое условие
инновационного организационно-экономического
управления вузом / Н.Р.Кельчевская, С.Л.Шкавро
// Университетское управление: практика
и анализ.-2003.-№ 5-6.-С. 47-51.
- Кириллина
Ю. Маркетинг образовательных услуг / Ю.Кириллина
// Высшее образование в России.-2000.-№ 5.-С.26-29
Кириллина Ю. Сегментирование рынка образовательных
услуг /Ю.Кириллина //Высшее образование
в России. - 2001.-№ 3.-С.30-33
- Котлер Ф.
Основы маркетинга. СПб.: Питер, 1998. -
715с.
- Лукашенко
М. Маркетинг и PR в учебном заведении /
М.Лукашенко //Высшее образование в России.-2002.-№
4.-С. 32-40.
- Маркетинг
образовательных услуг/ Под ред. Н.П.Литвинова.
- СПб.: Питер, 2001.- 106 с.
- Менеджмент,
маркетинг и экономика образования / Под
ред. А.П. Егоршина. — Н. Новгород: НИМБ,
2001. - 432с.
- Панкрухин
А.П. Маркетинг образовательных услуг
//Маркетинг в России и за рубежом. -
№7-8. - 1997.
- Панкрухин
А.П. Маркетинг образовательных услуг
в высшем и дополнительном образовании:
Учебное пособие. — М.: Интерпракс, 2004.
-352с.
- Платонова
Н.А. Маркетинговые подходы к изучению
потребностей
в товарах и услугах в вузах //Маркетинг в России
и за рубежом.
- №5. – 2003.
- Попов Е.
В. Сегментация рынка// Маркетинг в России
и за рубежом. — 2001. — № 2.
- Сагинова
О.В. Маркетинг образовательных услуг.
// Маркетинг в России и за рубежом. —2003.
— №5.
- Хруцкий
В.Е. Современный маркетинг. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2004. – 436с.
- Шевченко
Д. Маркетинговые исследования на рынке
образования /Д. Шевченко // Высшее образование
в России.-2003.-№ 5.-С. 37-41
- Шевченко
Д.А. Маркетинговые исследования рынка
образовательных услуг в России/ Д.А.Шевченко
// Маркетинг в России и за рубежом.-2003.-№
4.-С. 23-31