Маркетинг в сфере здравохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:37, курсовая работа

Краткое описание

Рынок продовольствия представляет собой один из важнейших структурных компонентов рыночной экономики любой страны. Это объясняется рядом объективных причин: во-первых, значимостью и ролью продовольственных товаров в жизнеобеспеченности общества; во-вторых, особой ролью аграрного сектора в воспроизводственных процессах рыночной экономики; в-третьих, низкой ценовой эластичностью спроса на продовольствие.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Рынок продовольственных товаров как экономическая категория….……...5
1.1 Понятие рынка продовольственных товаров, его функции..……...……...5
1.2 Сегментация рынка продовольственных товаров..……….……………….9
1.3 Факторы спроса и предложения на продовольственном рынке…..…….11
2. Особенности спроса на продовольствие на Российском рынке…………...14
2.1 Факторы формирования спроса на продовольственном рынке России...14
2.2 Анализ спроса на продовольствие в различных регионах России…..….18
3. Эластичность спроса на продовольственном рынке……………….………19
3.1 Виды эластичности…………………………………………………………19
3.2 Расчёт эластичности спроса на примере хлебобулочных изделий…..…22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по рег. особ..docx

— 57.33 Кб (Скачать файл)

Спрос (D) рассчитывается по формуле:

D = N Wi Z / Р i

При изучении спроса необходимо различать понятия  «потребление» и «спрос». Под  потреблением понимают физический объем  реально потребленных продуктов  питания. М. Трейси определяет спрос  как обеспеченное деньгами желание  потребителя приобрести некоторое  количество продуктов питания.

Общий спрос  на продукцию на стадии потребления  внутри страны должен быть идентичным сумме спроса отдельных индивидуумов.

Спрос учитывается  в количественной и стоимостной  формах.

      Количественно спрос может оцениваться  в физических единицах. Однако  такая оценка для продуктов  питания в целом или отдельных  их групп (например, суммирование  растительных или животных продуктов)  не имеет смысла, В этом случае  динамика количественного спроса  прослеживается по агрегированным  продуктам путем определения  стоимостного объема.

         Стоимостный спрос – это объем  потребленной продукции, умноженный  на текущую рыночную цену.

Суть закона спроса заключается в следующем: чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателя; и наоборот, чем ниже цена товара, тем выше спрос на него.

 На рынке  продовольственных товаров действие  закона спроса ограничено одной  из его особенностей –неподвижность  производственного процесса, то  есть невозможностью его быстрого  приспособления к изменениям  конъюнктуры рынка, так как  источник ресурсов для производства  продовольственных товаров, сельское  хозяйство, является относительно  малоэластичным в зависимости  от цен.

  Предложение  представляет собой совокупность  определенной продукции, поступающей  на рынки. 

Закон предложения: если цена на продукцию снижается, то количество этого продукта, поступающего на рынок, сокращается.

Для рынка  продовольственных товаров это  не является безусловным, так как  сельскохозяйственное производство зависит  от почвенно-климатических и метеорологических  условий.

Величина предложения  зависит от следующих факторов:

- стоимость  единицы товара;

-  потребность  в данном товаре на рынке  в определенный период времени;

-  уровень  конкуренции в данной отрасли;

-  рентабельность  товара;

-  налоговая  политика и политика торговых  агентов.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Особенности спроса на продовольствие  на Российском рынке

2.1 Факторы  формирования спроса на продовольственном  рынке России

     Спрос на продовольствие на  Российском рынке весьма разнообразен. На это влияют, в основном, динамика  доходов и национальные предпочтения. Процесс формирования покупательских  предпочтений имеет ярко выраженный  региональный аспект, структура  потребления регионов неоднородна. 

        Первую теорию о функциях и  размещении системы населенных  пунктов (центральных мест) в рыночном  пространстве выдвинул В. Кристаллер  в своем труде «Центральные  места в Южной Германии», опубликованном  в 1993 году. Центральными местами  В. Кристаллер называет экономические  центры, которые обслуживают товарами  и услугами не только себя, но и население своей округи (зоны сбыта). Согласно В. Кристаллеру,  зоны обслуживания и сбыта  с течением времени имеют тенденцию  оформляться в правильные шестиугольники, а вся заселенная территория  покрывается шестиугольниками без  просвета. Благодаря этому минимизируется  среднее расстояние для сбыта  продукции или поездок в центры  для покупок и обслуживания. Теория  Кристаллера объясняет, почему  одни товары и услуги должны  производиться (предоставляться)  в каждом населенном пункте (продукты  первой необходимости), другие - в  средних поселениях (обычная одежда, основные бытовые услуги и  т.п.), третьи - только в крупных  городах (предметы роскоши, театры, музеи и т.п.)

Также фактором  действующим на различное региональное формирование спроса является  разница  между природно - климатическими зонами. Климат в России изменяется от морского на крайнем Северо - Западе до резко  континентального в Сибири и муссонного на Дальнем Востоке. Средняя температуры  в январе от 0 до -50С, в июле от 1 до 30С. Осадков от 150 до 2000 мм в год. На территории России располагаются зоны: арктическая пустыня, тундровая, лесотундровая, лесная, лесостепная. Все эти данные имеют немалое влияние на продовольственный  спрос. Например, такой вид потребления, как жаждоутоляющие напитки (минеральная вода, «Pepsi», «Fanta» и т.п.). В данном случае больший спрос имеет место в тех природно-климатических зонах, где климат более жаркий. Географические особенности сильно влияют на структуру спроса. 

Географические  условия необходимо учитывать не только при прогнозировании спроса, но и при производстве товара (его  конструктивные особенности различны для каждого региона). Например, практически все автомобилестроительные концерны поставляют в Россию автомобили приспособленные для российских условий.

В России очень  сильно развиты национальные предпочтения. Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга  по своим вкусам, желаниям и потребностям. Главное же то, что все они приобретают  товары, руководствуясь совершенно разными  мотивами, поэтому необходимо понимать, что при разнообразии спроса, да еще в условиях конкуренции, каждый отдельный человек будет неодинаково  реагировать на предлагаемые товары и услуги. Так, например, ряд потребителей предпочитают высококачественные товары и готовы заплатить соответствующую  цену, тогда как другие имеют возможность  приобрести товар с приемлемыми  потребительскими характеристиками по невысокой цене. Может оказаться  и так, что среднее количество и набор свойств при средней  цене не удовлетворит ни одну из групп  потребителей. В связи с тем, что  в России живут более 100 национальностей, сказывается и динамика спроса на продовольствие. Имеет место и немалая доля потребителей, занимающихся дачными, огородными угодьями, а также жителей деревень, поселков, имеющих сельское хозяйство. Не только доходы от личного подсобного хозяйства, огородов, дач представляются от реализации излишков продовольственной продукции, но и в виде натуральной продукции, которая потребляется в семье, занимавшейся выращиванием этой продукции. Развитие личных подсобных хозяйств оказывает влияние не только на бюджет семей, которые ведут эти хозяйства. Они существенно помогают тем семьям, которые приобретают их продукцию.

При формировании спроса на продовольственном рынке  целесообразно использовать рекламу, присутствие на рынке большой совокупности взаимозаменяемых и сопутствующих товаров делает крайне важным, для успешной реализации, наличие конкурентных преимуществ продукта, выгодно отличающих его от аналогов. Как правило, любой товар, попадающий на рынок, несет с собой определенное информационное поле, представляющее из себя совокупность сведений о свойствах, особенностях, преимуществах и недостатках данного продукта. Эту информацию используют и сравнивают покупатели, ориентированные на данный тип товаров. Покупатель испытывает сразу несколько воздействий со стороны рыночных информационных компонент. Наиболее явное - навязчивое и объемное - со стороны рекламы. Эта компонента является самой привычной для покупателя. Продукт, который не сопровождает реклама (пусть самая примитивная) становится исключением. Потоки рекламы, обрушивающиеся на современного потребителя, настолько велики и многочисленны, что он зачастую начинает оценивать их не по информационной, а по эмоциональной составляющей. В этой ситуации начинает выигрывать реклама утонченная, эстетическая, поданная с юмором и высоким профессионализмом. При этом в большинстве своем, потребитель ясно осознает цель рекламы - сформировать хороший образ продукта и допускает, что рекламодатели вполне могли пойти на преувеличение положительных товарных качеств и замалчивание нежелательных проявлений. Это заставляет его относиться к рекламному давлению с определенным сомнением.

   Классификация  спроса по покупательским намерениям  открывает широкие возможности  направленного воздействия продавца  на покупателя как способами  рекламы, так и методами непосредственного  влияния продавца на выбор  покупки. Определенная часть покупателей  (по некоторым расчетам около  четверти) поддается психологическому  нажиму, активно реагирует на  магазинную демонстрацию товаров. Из этого вытекает необходимость оптимального размещения товара в магазине, обеспечения доступности товара для осмотра и испытания, оригинальности и красочности экспозиции, и ее информативности (мерчендайзинг).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              2.2 Анализ спроса на продовольствие  в различных регионах России

Развитие регионов происходит крайне неравномерно. Существуют разные регионы, города с различной  скоростью развития и возможностями.

Средний объем  потребления продуктов питания  в России составляет 3000 руб. на человека в месяц. Тем не менее в стране немало регионов, где уровень потребления гораздо выше – их можно назвать горячими. Это Тюменская и Самарская области, Ханты-Мансийский округ, а также ряд регионов, где уровень затрат на продукты питания значительно выше среднероссийского, например Республики Коми и Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий и Чукотский округа, Сахалинская, Камчатская и Магаданская области.

  Существует  также много регионов, которые  имеют долю на рынке России  в 1,5–2 раза выше, чем в среднем, - это ключевые регионы. В первую  очередь, речь здесь идет о  Санкт-Петербурге, Московской, Нижегородской,  Ростовской, Челябинской областях, Красноярском и Краснодарском  краях и т.д. Такие регионы  составляют экономический остов  России и занимают каждый более  1,5% от общего объема годовых  продаж. В целом надо отметить, что сейчас динамика развития  регионов начинает опережать  динамику развития Москвы. Например потребление напитков в южных регионах выше ,чем в остальных, что обусловлено  более жарким климатом. Структура потребления продуктов питания в домашних хозяйствах по субъектам Российской Федерации приведена в таблице 1, данные Федеральной службы государственной статистики

«Потребление  продуктов питания в домашних хозяйствах в 2010 году» (Приложение).Судя по данным таблицы наибольшее потребление хлеба и хлебобулочных изделий выше всего в Северо-Кавказском

 Федеральном   округе. Лидером по потреблению картофеля стал Сибирский

 федеральный  округ. С остальными данными можно ознакомится в таблице  1

 

 

            3.Эластичность спроса на продовольственном рынке

                3.1 Виды эластичности

Мера реакции  одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность спроса позволяет измерить степень  реакции покупателя на изменение  цен, уровня доходов или других факторов.

Виды эластичности

Различают эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу, а также перекрестную эластичность по цене 2х товаров.

Эластичность спроса по цене

Эластичность  спроса по цене показывает на сколько  процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

Наличие товаров  конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность  найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

Незаметное  для покупателя изменение уровня цен;

Консерватизм  покупателей во вкусах;

Фактор времени (чем больше у потребителя времени  на выбор товара и обдумывание  — тем выше эластичность);

Удельный вес  товара в доходах потребителя (чем  больше доля цены товара в доходах  потребителя, тем выше эластичность).

 В зависимости  от этих показателей различают:

Совершенно  неэластичный спрос Ep(D) = 0 объем спроса не меняется при изменении цены (товары первой необходимости).

Неэластичный  спрос Ep(D) < 1 когда объем спроса изменяется на меньший процент, чем цена (товары повседневного спроса, товар не имеет замены).

Единичная эластичность спроса Ep(D) = 1 изменение цены вызывает абсолютно пропорциональное изменение объема спроса.

Эластичный  спрос Ep(D) > 1 объем спроса изменяется на больший процент, чем цена (товары, не играющие важной роли для потребителя, товары, имеющие замену).

Совершенно  эластичный спрос Ep(D) = ∞ объем спроса не ограничен при падении цены ниже определенного уровня. Эластичность спроса по цене, ценовая эластичность спроса (price elasticity of demand) — относительное изменение объема спроса при изменении цены на 1 %. , где Q - спрос(количество); P - цена.

Эластичность спроса по доходу

Эластичность  спроса по доходу показывает, на сколько  процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она  зависит от следующих факторов:

Значимость  товара для бюджета семьи.

Является ли товар предметом роскоши или  предметом первой необходимости.

Консерватизм  во вкусах.

  Измерив  эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли  данный товар к категории нормальных  или малоценных. Основная масса  потребляемых товаров относится  к категории нормальных. Есть  товары, спрос на которые обратно  пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся некоторые  виды продовольствия(дешевая колбаса,  приправа).Формула для расчета  эластичности спроса по доходу:

E — Elasticity (эластичность); Q — Quantity (количество); P — Price (цена); d — Дельта; I — Income (доход).

Товар считается  нормальным, если эластичность по доходу положительна (E>0).Если 0<E<1, то спрос  на товар растет медленнее, чем доход. Таким показателем эластичности характеризуют товары первой необходимости.

Спрос на товар  растёт быстрее дохода в том случае, если E>1. Свойственно предметам  роскоши.

Перекрёстная эластичность спроса

Перекрестная  эластичность показывает процентное изменение  спроса на товар A относительно изменения  цен на товар B.

Формула для  расчета:

Если  , то перед нами взаимозаменяемые блага (субституты), если , то блага взаимодополняемые. Чем больше эластичность спроса на благо, тем выше степень заменяемости благ (если , то A и B – совершенные субституты). И наоборот, чем меньше эластичность, тем больше взаимодополняемость (если , то мы имеем пример жесткой взаимодополняемости).

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         3.2 Расчет эластичности спроса  на примере хлебобулочных изделий

Допустим, что  небольшая булочная выпекает батоны и продает их по свободной цене. Чем ниже будет выбрана цена, тем  большее количество батонов булочная сможет продать. Зависимость цены и  объема продаж известна (табл. 1). Нас  интересует, какова эластичность спроса и как ее измерить в различных  интервалах, выбранных нами для анализа.

Информация о работе Маркетинг в сфере здравохранения