Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 13:37, курсовая работа
Рынок продовольствия представляет собой один из важнейших структурных компонентов рыночной экономики любой страны. Это объясняется рядом объективных причин: во-первых, значимостью и ролью продовольственных товаров в жизнеобеспеченности общества; во-вторых, особой ролью аграрного сектора в воспроизводственных процессах рыночной экономики; в-третьих, низкой ценовой эластичностью спроса на продовольствие.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Рынок продовольственных товаров как экономическая категория….……...5
1.1 Понятие рынка продовольственных товаров, его функции..……...……...5
1.2 Сегментация рынка продовольственных товаров..……….……………….9
1.3 Факторы спроса и предложения на продовольственном рынке…..…….11
2. Особенности спроса на продовольствие на Российском рынке…………...14
2.1 Факторы формирования спроса на продовольственном рынке России...14
2.2 Анализ спроса на продовольствие в различных регионах России…..….18
3. Эластичность спроса на продовольственном рынке……………….………19
3.1 Виды эластичности…………………………………………………………19
3.2 Расчёт эластичности спроса на примере хлебобулочных изделий…..…22
Заключение……………………………………………………………………….24
Список литературы………………………………………………………………
Таблица 1 Расчет коэффициента ценовой эластичности спроса
Количество проданных батонов шт. |
Цена, руб. |
Выручка, руб. |
Коэффициент эластичности |
500 |
20 |
10000 |
- |
1000 |
19,5 |
19500 |
4,3 |
1500 |
19 |
28500 |
2,2 |
2000 |
18,5 |
37000 |
1,3 |
2500 |
18 |
45000 |
0,8 |
Рассчитаем
изменение величины спроса. Возьмем
второй интервал — от 1000 до 1500 батонов.
Величина спроса изменилась на 500 батонов,
или на 50% (500:1000=0,5). Однако если мы рассмотрим
изменение величины спроса в обратном
направлении, т.е. с 1500 до 1000 батонов, то
в процентном отношении это составит
лишь 33% (500:1500=0,33). Такие различия создают
сложности при расчете
Изменение величины спроса в интервале от 1000 до 1500 батонов составит 500:1250=0,4 (или 40%). В общем виде формула для определения процентного изменения величины спроса ∆Q будет выглядеть:
Где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены, шт.
Аналогично для определения процентного изменения цены ∆P выбранном интервале получаем:
где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.
Коэффициент эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цены:
Рассчитав коэффициенты
эластичности ( таблица1), получим количественные
характеристики ценовой эластичности
спроса в различных ценовых
На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.
Современное состояние спроса
на российском рынке продовольственных
товаров, обладая своей спецификой,
отражает кризисное состояние экономики
и общества в целом. Процесс формирования
продовольственного рынка в нашей
стране происходит стихийно, а рыночные
механизмы государственного регулирования
развиты еще слабо и
Рост объемов
различных сегментов
Российский рынок имеет и свои отличия. Если на мировом рынке один из самых быстрорастущий сегментов это питьевой йогурт, то в России это сегмент готовых блюд (в 2010 г. его рост составил 41%), детские соки и сокосодержащие напитки (33%).
Впрочем, в 2010 г. самым быстрорастущим как в мире, так и в России, стал сегмент детского питания. В России это объясняется тем, что в стране введена господдержка многодетных семей, растут показатели рождаемости. Производители все чаще выступают в роли консультантов по детскому питанию, приспосабливаясь к местным вкусам. Но одновременно, в условиях погони производителей за сверхприбылями, в сегменте отмечается снижение качества и использование дешевого низкокачественного сырья.По особенностям спроса на регионом продовольственном рынке России , для производителей в первую очередь, привлекателен центральный регион, где уровень доходов выше.
Список использованной литературы
Учебники, монографии, брошюры
1. Астратова
Г.В. «Маркетинг
2. Гомелько
Т.В. «Формирование и
3.Гончаров
В.Д. «Маркетинг
3. Добросоцкий
В.И. «Государственное
4. Дубровин
И.А. « Маркетинг
5.Котлер Ф. «Основы маркетинга» краткий курс,изд. «Вильямс»2011 г.;
6. Соколова
И. А. «Cпрос на продукты
Монографии и брошюры
7.Березин И.К.
«ВВП, потребительский рынок,
8..
Стуканова И.П. «Управление региональным
рынком продовольственных товаров: маркетинговый
подход»Информационно-
Электронные ресурсы
9. «Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах в 2010 году»Федеральная служба государственной статистики, официальный сайт http://www.gks.ru.
10. «Товары повседневного спроса, продукты питания»деловая сеть www.rb.ru/biz/.