Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 13:44, курсовая работа
Цель моей курсовой работы рассмотреть систему маркетинга в экономической
деятельности.
Узнать о сущности и содержании маркетинга, основных приемах и т.д. А так же
рассмотреть, то как развивается мошенничество в предпринимательской
деятельности, то есть как осуществляется растрата или хищение со стороны
работников, поставщиков, руководителей и менеджеров, как производятся аферы с
инвестициями, а так же мошенничество со стороны поставщиков, заказчика или
клиента, смешенного типа и другое.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1 Теория маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Возникновение и развитие маркетинга . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Сущность и содержание маркетинга . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . 8
1.3 Функции и подфункции маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . 12
1.4 Основные приёмы маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . 14
Глава 2 Методы маркетинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . 17
2.1 Ориентация на продукт, изделие, услугу . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . 17
2.2 Ориентация на потребителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . 19
2.3 Маркетинг открытых систем . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . 21
Глава 3 Проблемы маркетинга в современной экономике . . . . . . . . . . 25
3.1 Проблемы функционирования маркетинговых служб
на российских предприятиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . 25
3.2 Маркетинг и мошенничество в предпринимательской
деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
3.3 Развитие маркетинговых структур на предприятиях
России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . 42
городу Фивы, что в Древнем Египте (2-е тысячелетие до н. э.), к Венеции,
Генуе, Амстердаму, Лондону и, наконец, к Нью-Йорку пролегает исторический
путь мест, становившихся центрами мировой торговли, а значит, и центрами
экономической власти во всем мире. Именно здесь, решались судьбы
благосостояния стран и
стали бы начисто это отрицать. Сила этих городов была именно в том, что они
служили местом обмена между разными людьми, из разных мест. Именно в таких
местах зарождалась и
приветствовались люди с разными взглядами и идеями.
Проблемы маркетинга в современной экономике.
3.1.
Проблемы функционирования
Анализ деятельности современных
отделов маркетинга свидетельствует о разнообразии их организационных структур.
Организационная структура маркетинговой службы предприятия отражает те функции,
которые выполняет маркетинг на данном предприятии. Единых рецептов по
использованию четко определенных организационных структур управление
маркетингом не существует. На формирование
организационной структуры
такие экономические факторы, как тип рынка, на котором действует предприятие,
какие цели оно ставит для достижения, характер продукции или услуг, область
распространения деловых отношений предприятия и другие. Кроме того,
организационная структура предприятия претерпевает изменения в течение
жизненного цикла самого предприятия.
При всем многообразии структур маркетинговых служб укрупнено можно выделить 4
группы типичных организационных структур в зависимости от того, на какой
основе они строят свою деятельность: выполняемых функций, различия
производимых товаров или
1. Функциональная организация основана на подчинении специалистов
по различным областям маркетинга руководителю службы маркетинга, который в свою
очередь подчиняется заместителю руководителю фирмы, координирующему их
деятельность и отвечающему за стимулирование сбыта, разработку новых товаров
сбыта, обслуживание потребителей, прогнозирование развития торговли, рыночное
планирование. Не важно, как называется заместитель, ответственный за маркетинг,
- заместитель директора по
вопросам, или по коммерческим вопросам (есть случаи когда служба маркетинга
находится в подчинении главного инженера завода). Важно, чтобы данный
заместитель был вторым человеком на предприятии после руководителя фирмы (схема
1).
Преимущество такой
увеличиваются по мере того, как увеличивается число товаров или рынков: 1)
отсутствует планирование реализации конкретных товаров на конкретных рынках,
поскольку нет специалиста, полностью отвечающего за какой–либо товар или
рынок; 2) каждая функциональная группа решает свои задачи и считает свои
функции более значимыми, чем функции других групп. В качестве примера
действующей уже более двух лет функциональной организации можно привести
структуру маркетинговой службы на машиностроительном заводе города Пенза
(схема 2).
2. Товарная организация является дополнением 1-ой группы.
Управляющие, ответственные за маркетинг отдельных товаров, становятся
руководителями
отдела маркетинга была впервые применена компанией “Проктер энд Гэмбл” в 1927
г., когда необходимо было разработать и стимулировать продажу нового сорта
мыла.
3. Рыночная организация.
Если среди покупателей
можно выделить четкие группы, то для них желательна рыночная организация отдела
маркетинга – управляющие, ответственные за отдельные рынки. Основным
преимуществом рыночной организации отдела маркетинга является то, что
маркетинговая деятельность направлена на удовлетворение потребностей
определенной группы потребителей в отличии от товарной организации, при которой
все внимание концентрируется на товарах, или функциональной организации, при
которой основное значение уделяется выполнению маркетинговых функций.
4. Товарно-рыночная организация присуща фирмам, производящим
широкий ассортимент товаров, предназначен для разнообразных рынков, и имеет
значительные затраты. Товарно-рыночная организация присуща и средним фирмам,
специфика которых в ярко выраженном характере товаров и рынков сбыта. На схеме
3 представлена структура службы продаж на фирме «MEJKO» (Германия).
Производящей промышленные моечные машины (ПММ) разной модификации в
соответствии с требованиями потребителей и моечные машины дезинфекционные (ММД)
также разной модификации.
С точки зрения вертикального разделения труда организационные структуры
управления делятся на структуры иерархического и органического типа. К
первому типу относятся организационные структуры линейного строения,
функционального строения, линейно-функционального, линейно-штабного,
дивизионального строения. Ко второму
типу относятся проектные и
организационные структуры.
При организации маркетинговой
структуры предприятия
следующих основных принципов ее построения.
Принцип 1. Простота маркетинговой структуры. Чем проще структура, при
прочих равных условия, тем мобильнее управление ею и выше шансы на успех.
Принцип 2. Эффективная
система связей между
обеспечивает четкую передачу информации и обратную связь.
Принцип 3. Малозвенность маркетинговой структуры. Чем меньше количеством
звеньев характеризуется структура, тем более оперативно оказывается передача
информации как сверху вниз, так и снизу вверх.
Принцип 4. Гибкость
и приспособляемость. Под
покупательского спроса, высоких темпов научно-технического прогресса, роста
масштабов и усложнения производства, а также других факторов изменяется
характер и направления целей предприятия, способы и достижения.
Маркетологи, работающие в службе маркетинга, независимо от формы организации
таких служб, должны выполнять следующие функциональные обязанности:
1. Участвовать в
изучении потребностей и
2. Разрабатывать мероприятия, направленные на более полное
удовлетворения потребностей.
3. Продумывать внешнее оформление товара, создавая определенную упаковку
и товарную марку.
4. Учитывать цену товара, обеспечивающую необходимую величину прибыли.
5. Продумывать систему
распределения товаров на
международном рынках.
6. Обеспечивать эффективную
систему информации
о товаре, используя наиболее эффективные средства рекламы.
7. Управлять процессом
удовлетворения спроса и
маркетинга в зависимости от полученных результатов.
Специалист по маркетингу является одновременно и исследователем маркетинга, и
психологом, и социологом, и экономистом, и специалистом в области
коммуникаций, и юристом.
Дополнительные требования к маркетологу:
1. Быть высоко эрудированным, всесторонним специалистом.
2. Обладать высокой коммуникабельностью.
3. Быть новатором, склонным к нововведением.
4. Маркетолог должен быть дипломатом, уметь гасить возникающие
конфликты; психологом – уметь разговаривать с новыми людьми, чтобы они
вступили в контакт.
5. Специалист по
маркетингу должен знать
Для отечественных предприятий маркетинг является сравнительно новой функцией
управления. Численность и функции маркетологов на каждом предприятии
определяется индивидуально, в зависимости от разнообразных фактов,
воздействующих на организационную структуру.
Организация служб маркетинга по началу не вызывала противоречий с
образованными раннее управленческими подразделениями предприятиями. Однако по
мере развития служб маркетинга их профессиональные обязанности все чаще стали
пересекаться с функциями
планирования, сбыта, ценообразования.
Цели различных подразделений фирмы должны гармонично сочетаться таким образом
, чтобы способствовать
На практике же взаимоотношения
различных отделов часто
соперничеством что
состоящих из отделов , решающих различные задачи в рамках общей цели, обычно
функцию координации деятельностью всех отделов в отношении потребителей
старается выполнять отдел маркетинга. Но другие отделы, естественно , не
хотят признавать лидирующую роль маркетинга . В силу этих причин часто
сотрудники различных отделов отвергают концепцию маркетинга на том основании
, что в резултате увеличиваются затраты на разработку товара, сырье и
материалы, удлиняются сроки производства товара, возникают финансовые
проблемы. Вице-президент по маркетингу призван координировать деятельность
остальных отделов, ориентируя их на удовлетворение запросов в конечных
потребителей. Из практики знакомства с работой маркетинговых служб их
взаимодействие с другими
выделить три типа структур:
Первый тип, когда структура фирмы характеризуется разобщительностью ячейка
маркетинга функционирует «сама по себе» (рис.1а).
Второй тип, когда возникают новые взаимоотношения, происходит проникновение в
стратегию предприятия идеологию маркетинга (рис.1б).
Третий тип , когда коллектив
характеризуется высокой
степенью поведения, достигнута на основе единой идеологии , направленной на
достижение единой цели (рис.1в).
Разумеется, отделение процесса становления коллектива на три типа является
условным , ибо невозможно установить четкие границы между ними.
Первые шаги функционирования маркетинговых служб показали, что наибольшей
проблемой стало ее взаимодействие с другими службами предприятия. Поэтому
большое значение при создание структуры маркетинга имеет правильная
организация его взаимоотношений с другими подразделениями для обеспечения
необходимого обмена информационными потоками. Причем служба маркетинга должна
выполнять функции координирования действия других отделов с помощью
управляющего звена. То есть информация, выдаваемая данной службой , влияет на
принятие стратегических решений, а значит, участвует в координации действий ,
ориентированных на выполнение общей цели для всех подразделений. Для
иллюстрации информационного взаимодействия внутри маркетинговой службы и вне
ее в рамках предприятий используем методику функционально –целевого анализа
на примере Одесского
станкостроительного
анализа- построение дерева цели предприятия и их ранжирование . Второй
этап- оценка состава функций подразделений . Третий этап-установление, какие
функции необходимы для достижения цели и построения матрицы .Четвертый этап-
анализ матрицы выводы о соответствии состава выполняемых в подразделениях
функций поставленным целям .Построение дерева цели предприятия начинается с
определения его миссии (смысл существования на рынке ).Из миссии выделяют
стратегическую цель , которая соответствует первому рангу. В свою очередь ,
цель первого уровня дробится на более конкретные цели , соответствующие
следующим рангам (схема 4).
Цель первого уровня выполняется всеми имеющимися подразделениями
одновременно. Цели второго уровня выделяют два направления деятельности,
которым соответствуют специальные отделения. Дерево цели показывает , что на
четвертом уровне появляются цели, связанные с выполнением функций
маркетинга, а затем уже определяются задачи других подразделений . Оценка
состава функций подразделений осуществляется руководителем данной службы на
предприятии. Для отдела маркетинга одной из главных целей является
обеспечение конкурентоспособности продукции .Из нее выделяется множество
подцелей, поставленных перед отделом маркетинга.
3.2.
Маркетинг и мошенничество в
предпринимательской деятельнос
В последнее время в странах Запада маркетинговую деятельность фирмы тесно
связывают с деятельностью по обеспечению экономической безопасности
предприятия. Этот вопрос стал актуален и в России. Взаимодействие этих служб
стало объектом пристального внимания российских бизнесменов. Это связано с
высоким уровнем криминализации российского бизнеса. В связи с этим
получается, что принципы планирования маркетинга в условиях российской
Информация о работе Маркетинг как вид экономической деятельности