Маркетинг как специальная форма хозяйствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Проблема использования маркетинга предприятиями наиболее актуальна на современном этапе развития отечественной экономики.
В этой связи необходимо разобраться с сущностью и содержанием маркетинга, обосновать необходимость и рассмотреть эффективность его применения на предприятиях (на примере ОАО «Междуреченский хлебокомбинат»), а также особенности использования маркетинга в условиях отечественной экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА, ЕГО ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 4
1.1 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ МАРКЕТИНГА 4
1.2 ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ МАРКЕТИНГА 7
2. НЕОБХОДИМОСТЬ МАРКЕТИНГА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ 12
2.1. ЗНАЧЕНИЕ МАРКЕТИНГА ДЛЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ 12
2.2. НЕОБХОДИМОСТЬ МАРКЕТИНГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 14
3. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ МАРКЕТИНГА ПО ПРОДУКТУ И ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОТДЕЛЕНИЮ 20
3.1. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ МАРКЕТИНГА ПО ПРОДУКТУ 20
3.2. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОГРАММЫ МАРКЕТИНГА ПО ПРОДУКТУ 22
3.3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ МАРКЕТИНГА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОТДЕЛЕНИЮ 27
3.4. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ПРОГРАММЫ МАРКЕТИНГА ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОМУ ОТДЕЛЕНИЮ 28
4. ОБОСНОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ( ЦЕНОВАЯ, СБЫТОВАЯ, КАДРОВАЯ, АССОРТИМЕНТНАЯ, НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ ) 30
4.1. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА 30
4.2. СБЫТОВАЯ ПОЛИТИКА 32
4.3. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА 41
4.4. АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА 44
4.5. НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 50
5. ЭФФЕКТИВНОСТЬ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ 52
6. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА 54
6.1. ИЗГНАНИЕ МАРКЕТОЛОГОВ КАК СРЕДСТВО БОРЬБЫ С ДЕПРЕССИЕЙ 55
6.2. ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА 56
6.3. ЧТО ЛУЧШЕ: СТРЕЛЯТЬ БЫСТРО ИЛИ СТРЕЛЯТЬ ТОЧНО? 57
6.4. ФОРМАЛИЗМ ДУЭЛЯНТУ НЕ ПОМЕХА 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ: 65

Вложенные файлы: 1 файл

0165095_C5515_marketing_kak_specificheskaya_forma_hozyaistvovaniya.doc

— 784.00 Кб (Скачать файл)

 

Программа маркетинга по производственному  отделению исходя как из глобальных целей фирмы, определяемых стратегий, разрабатываемой на высшем уровне управления, так и из целей и стратегии, определяемых на уровне хозяйственного подразделения, должна экономически обосновать принятие решений по следующим основным направлениям: номенклатура выпускаемой продукции и структура производства; обеспечение производства материальными и трудовыми ресурсами; издержки производства и цены; издержки обращения; прибыль и эффективность производства.

Основными задачами при составлении  программы маркетинга являются минимизация  издержек производства по всем направлениям производственно-сбытовой деятельности и видам финансовых затрат; поиск  оптимальных вариантов на основе многовариантных расчетов. Ее конечный результат - определение показателя прибыли по производственному отделению в целом.

Программа маркетинга по производственному  отделению служит базой для координации  маркетинговой деятельности и планирования в центральных службах аппарата управления.

Номенклатура выпускаемой продукции  определяется на основе разработанной  ассортиментной политики. В программе  маркетинга приводятся количественные и стоимостные показатели выпуска  каждого вида продукции на перспективу, а для 8-10 основных видов продукции определяются возможные темпы роста спроса при неизменных ценах и среднем уровне инфляции. Широкий ассортимент производимой продукции позволяет полнее учитывать различия в потребностях покупателей. Производство в крупных масштабах дает возможность сокращать затраты и соответственно цену продукции. Массовое производство, опирающееся на современную научно-техническую базу, предполагает необходимость постоянной модернизации оборудования, автоматизации производства и компьютеризации всей управленческой деятельности.

Конкретные вопросы, по которым  в производственном отделении принимаются  решения на основе программы маркетинга, это-разработка принципиально новых  видов продукции, обладающих качественно  новыми технико-экономическими показателями; модификация выпускаемых видов изделий применительно к требованиям и запросам конкретных покупателей; усовершенствование выпускаемой продукции на базе новых научно-технических разработок своей фирмы; создание новых видов продуктов с применением приобретенных патентов и лицензий.

В маркетинговой деятельности нововведения рассматриваются как главное  средство приспособления фирмы к  изменяющимся рыночным условиям на уровне основного хозяйственного звена. Этим в значительной степени обусловлена передача ответственности за принятие решений о реализации научно-технических программ и внедрение продукции в серийное производство Руководителям производственных отделений. При этом их ответственность подкрепляется соответствующими стимулами и достаточными ресурсами для решения конкретных задач.

Управляющие производственными отделениями  самостоятельно принимают решения  о необходимости внесения изменений (модификаций) по результатам тестирования товара на рынке или его апробации; о выборе нового продукта в качестве базового образца, на основе которого в последующем будут разрабатываться и производиться его модификации с учетом требований конкретных рынков или групп потребителей.

  1. ОБОСНОВАНИЕ ПОЛИТИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ( ЦЕНОВАЯ, СБЫТОВАЯ, КАДРОВАЯ, АССОРТИМЕНТНАЯ, НАУЧНО - ТЕХНИЧЕСКАЯ )

4.1. Ценовая политика

 

В область ценовой политики предприятия  входят вопросы оптовых и розничных  цен, все стадии ценообразования, тактика  определения начальной цены товара, тактика коррекции цены. Решая эти вопросы маркетологи устанавливают на товар наиболее благоприятную цену, что способствует повышению прибыльности фирмы.

Виды цен

В зависимости от реализационной цепочки  можно выделить несколько видов  цен. Оптовые цены предприятий - цены, по которым предприятие продает продукцию оптовому покупателю. Эта цена состоит из себестоимости продукции и прибыли предприятия. Оптовые цены торговли - цены, по которым оптовый посредник продает товар розничному продавцу. Цена включает в себя себестоимость, прибыль и снабженческо-сбытовую скидку (издержки оптового поставщика). Розничная цена - цена, по которой товар продается конечному потребителю. Она включает в себя также торговую скидку (издержки розничного торговца).

Внешние факторы процесса ценообразования

К внешним факторам процесса ценообразования относятся:

      • Потребители. Этот фактор всегда занимает доминирующее положения в современном маркетинге.
      • Рыночная среда. Этот фактор характеризуется степенью конкуренции на рынке. Здесь важно выделить является ли предприятие аутсайдером или лидером, принадлежит ли к группе лидеров или аутсайдеров.
      • Участники каналов товародвижения. На этом этапе на цену влияют как поставщики, так и посредники. Причем важно заметить, что наибольшую опасность для производителя представляет повышение цен на энергоносители, поэтому эту отрасль старается контролировать государство.

Государство влияет на цену путем  косвенных налогов на предпринимательство, установлением антимонопольных  и демпинговых запретов.4

Определение исходной цены товара.

Хотя цена и меняется на рынке, маркетологи дорыночно выделяют четыре основных методов определения исходной цены:

      • Затратный метод. Метод основан на ориентации цены на затраты на производство. При этом методе цена складывается из себестоимости и какого-то фиксированного процента прибыли. Этот метод более учитывает цель предпринимателя, нежели покупателя.
      • Агрегатный метод. Этот метод подсчитывает цену, как сумму цен на отдельные элементы товара, а также как цену общего (агрегатного) блока и надбавки или скидки за отсутствие или наличие отдельных элементов.
      • Параметрический метод. Суть данного метода состоит в том, что из оценки и соотношения качественных параметров товара определяется его цена.
      • Ценообразование на основе текущих цен. По этому методу цена на конкретный товар устанавливается в зависимости от цен на аналогичные товары, она может быть и больше, и меньше.

Коррекция цены.

Рынок, несомненно, влияет на производителя  и заставляет его корректировать цену различными методами. Маркетологи  выявили восемь основных методов для коррекции цены, что помогает предпринимателю выбрать наиболее оптимальный и уменьшить издержки.

Методы коррекции цены

    1. Метод установления долговременных и гибких цен. Производитель может установить гибкую цену на товар в зависимости от времени или места продажи. Также можно установить стандартную цену, но при этом несколько изменить качество продукта.
    2. Метод установления цены по сегментам рынка. По этом методу цены различаются по сегментам рынка, в основном по потребительскому сегменту.
    3. Психологический метод установления цены. При использовании этого метода предприниматель (в основном розничный торговец) рассчитывает на психологию покупателя. Самый простейший пример - цена в каталогах  (99-90 руб.,  что составляет практически 100 руб.).5

 

    1. Метод ступенчатого дифференцирования. Маркетологи выявляют такие ступеньки (промежутки) между ценами, в пределах которых потребительский спрос остается неизменным.
    2. Метод перераспределения ассортиментных издержек. В этом методе учитывается разнообразие ассортимента одинакового продукта, что приводит к незначительным издержкам, но значительному повышению цены.
    3. Метод перераспределения номенклатурных издержек. В этом случае предприниматель заранее устанавливает низкую цену на основной товар, но более высокую на сопутствующие ему товары.
    4. Метод франкирование. Франкирование - оплата за перевозку товара от продавца покупателю. Здесь цена слагается из себестоимости товара, реальных транспортных издержек и прибыли.
    5. Метод скидок. Этот метод используется для стимулирования сбыта продукции. Скидки могут быть как вследствие количества закупаемого товара, так и за предшествующую оплату.

 

Итак, при определении цены, при  прогнозе ее дальнейшего изменения, при ее корректировке предпринимателю  очень важно не только не прогадать, но и завысить цену, что может прямым образом отразиться на спросе и отношении к фирме покупателей. Поэтому маркетологи анализируют все изменения и разрабатывают стратегии к установлению и корректировке цен, что способствуют повышению прибыльности и эффективности.

4.2. Сбытовая политика

 

Система сбыта товара – одна из важнейших в маркетинговой политике предприятия. В сбытовой политике маркетологи  затрагивают вопросы выбора наиболее оптимального канала сбыта, метода сбыта  товара, что при эффективном использовании, несомненно, увеличит прибыль компании.

Одним из пунктов сбытовой политики предприятия является выбор оптимального канала сбыта. Канал сбыта (распределения) товара - это организация либо человек, занимающийся продвижением и обменом  конкретного товара (нескольких групп товаров) на рынке.

Реализация продукции в большинстве  случаев проводится через посредников, каждый из которых формирует соответствующий  канал распределения. Использование  посредников в сфере обращения  выгодно, прежде всего, для производителей. В этом случае им приходится иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта. С помощью посредников,  возможно, сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции.

В качестве посредников могут выступать  снабженческо-сбытовые организации, крупные  оптовые базы, биржевые структуры, торговые дома и магазины. Среди основных причин, обусловливающих использование посредников, можно выделить следующие:

      • организация процесса товародвижения требует наличия определенных финансовых ресурсов;
      • создание оптимальной системы товародвижения предполагает наличие соответствующих знаний и опыта в области конъюнктуры рынка своего товара, методов торговли и распределения;

Посредники благодаря своим  контактам, опыту и специализации  позволяют обеспечить широкую доступность  товара и доведение его до целевых  рынков.

Предприятия в условиях рыночной экономики  значительное внимание уделяют проблемам оптимизации процесса продвижения товаров от производителя к потребителю. Результаты их хозяйственной деятельности во многом зависят от того, насколько правильно выбраны каналы распределения товаров, формы и методы их сбыта, от широты ассортимента и качества предоставляемых предприятием услуг, связанных с реализацией продукции.

Канал распределения принимает  на себя и помогает передать кому-либо другому право собственности  на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Канал распределения можно трактовать и как путь передвижения товаров от производителей к потребителям. Участники каналов распределения выполняют ряд функций, способствующих успешному решению требований маркетинга. К ним следует отнести такие функции, как: проведение научно-исследовательской работы, стимулирование сбыта, налаживание контактов с потенциальными потребителями, изготовление товаров в соответствии с требованиями покупателей, транспортировка и складирование товаров, вопросы финансирования, принятие ответственности за функционирование канала распределения.

Каналы распределения могут  быть трех видов: прямые, косвенные  и смешанные.

Прямые каналы связаны с перемещением товаров и услуг без участия  посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками.

Косвенные каналы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к незнакомому участнику-посреднику, а затем от него - к потребителю. Такие каналы обычно привлекают предприятия и фирмы, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта, согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и соответственно от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы несколько ослабить контакты с потребителями.

Смешанные каналы объединяют черты  первых двух каналов товародвижения. Так, предприятия машиностроительного  комплекса мало используют преимущества прямых контактов с поставщиками, они реализуют продукцию через систему посредников. Возникают и другие государственные и коммерческие посреднические организации и предприятия, гарантирующие значительно больший набор снабженческо-сбытовых услуг.

Таким образом, видно, что от фирмы  требуется значительное умение в проведении своей сбытовой политики. Следует также заметить о том, когда важно заниматься развитием собственной торговой сети. Это целесообразно, если количество товара достаточно велико, чтобы оправдать прибылью расходы на организацию торговой сети, если потребители находятся достаточно близко от фирмы и их небольшое количество, так как затраты на организацию сети будут невелики, если товар требует высококвалифицированного сервисного обслуживания и др.

Методы сбыта товаров.

Не зря выше было рассмотрено понятие канала сбыта продукции. С этим понятием соотносятся понятия протяженности и ширины канала сбыта.

Информация о работе Маркетинг как специальная форма хозяйствования