5. Организация и проведение образовательного процесса с использованием методически
обоснованных педагогических технологий.
6. Контроль уровня усвоения знаний
и умений их применения.
7. Выпуск и трудоустройство молодых
специалистов.
8. Поддержание связей с выпускниками
и их консультирование.
9. Мониторинг использования и
оценки специалистов работодателями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время правомерно говорить
о распространении рыночных отношений
во многие сферы жизни общества, в том
числе и в образование. В этой связи принципиально
важным является применение маркетингового
подхода в управлении учебным заведением.
В наиболее общем виде маркетинг в сфере
образования может быть представлен как средство выявления конкретных
потребностей в профессиональной подготовке
и повышении квалификации рабочих и специалистов
через организацию комплекса исследований,
планирование разработки содержания,
методов и форм обучения, налаживание
и поддержку устойчивых связей с потребителями
своих образовательных услуг.
Поскольку рынок образовательных услуг
в России еще только формируется, в его
инфраструктуре отсутствуют многие значимые
компоненты и связи между участниками
рыночных отношений. Явно мал практический
опыт применения методологии и инструментария
маркетинга в сфере образования. Только
наиболее дальновидные организаторы
и коллективы российских образовательных
учреждений уже всерьёз занимаются маркетингом.
В основном же исследования российского
рынка образовательных услуг и продуктов,
изучение потенциальных потребителей,
разработка маркетинговой стратегии и
подбор средств её реализации носят стихийный,
бессистемный характер и проводятся в
основном неподготовленными для этой
работы специалистами. Традиционно используемые
элементы комплекса маркетинга – товар,
цена, методы распространения и стимулирования
– в маркетинговой практике российских
вузов слабо увязаны между собой и ещё
в меньшей степени ориентированы на целевой
рынок потребностей целевых потребителей.
Профориентационная деятельность вузов,
как коммерческих, так и некоммерческих,
направлена на захват большей доли рынка
услуг образования. Конкуренция между
вузами учитывает некоторое разнообразие
в предоставлении таких услуг (различные
формы обучения), ценовой фактор, использование
элементов комплекса стимулирования (реклама,
пропаганда, связи с общественностью).
Тем не менее, бессистемность в организации
маркетинговой деятельности в сфере высшего
образования приводит к перепроизводству
специалистов по отдельным специальностям,
невозможности для них найти сферу приложения
своим профессиональным знаниям и умениям.
Открытие вузами новых специальностей
и направлений в большинстве случаев основывается
не на прогнозах развития рынка занятости,
а на отдельных статистических данных прошлых
лет, касающихся тенденций развития рынка
труда (повышение или снижение спроса
на какие-либо профессии или специальности),
и еще реже учитывает результаты опросов
выпускников школ о выборе профессий.
Несмотря на то, что существуют теоретические исследования
по проблемам выбора критериев позиционирования
услуг образования, вузы мало используют
их выводы в своей практической профориентационной
деятельности.
Маркетинговые мероприятия, проводимые
вузами, слабо ориентированы на долгосрочную перспективу. Целью
рекламной деятельности, мероприятий
по связям с общественностью, пропаганды
является привлечение внебюджетных средств,
которые помогают вузам в условиях дефицита
бюджетных ассигнований улучшать материальную
базу, пополнять библиотечные фонды современной
учебной литературой, повышать квалификацию
и заработную плату ППС и т.д.
Проведённое исследование в государственном
университете позволило выделить некоторые недостатки в
его маркетинговой деятельности.
Для обеспечения долговременного благополучия вуза
в условиях формирования рынка образовательных
услуг очевидной является необходимость
грамотного использования комплекса маркетинга,
учёта потребностей потребителя, интересов
учебного заведения и интересов общества
в целом в маркетинговой деятельности
вузов.
ЛИТЕРАТУРА
- Александравичюте Б, Крауютайтите Л,
Пячкайтис Ю.С. Маркетинг университетского дистанционного образования
// Маркетинг в России и за рубежом. –2005. - №6. – с.23-31.
- Алиев Ш.М. Рынок образовательных услуг и вопросы его регулирования.- М.: 2003.- 22 с.
- Андреев С.Н. Зачем нужен некоммерческий
маркетинг? // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. - №4. – с. 36-42.
- Андреев С.Н. Маркетинг в некоммерческой
сфере: теоретический аспект// Маркетинг
в России и за рубежом.-2000.-№4. - с. 3-12.
- Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих
субъектов.- М.: Издательство «Финпресс»,
2002. - 320 с.
- Андреев С.Н. Роль маркетинга в повышении
результативности деятельности некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом.- 2000.-№2. - с. 14-26.
- Андреева А.Ф. Маркетинг образовательного
учреждения // Профессиональное образование. – 2003. - №8. – с. 22.
- Арефьев О.Н. Факторы эффективности учреждения
профобразования // Профессиональное образование.- 2006.- №8.- с.31-32.
- Балаш О.Ю. О маркетинговой деятельности в государственном техническом вузе // Маркетинг в России и за
рубежом.- 2006. - №1. – с. 22-37.
- Белый Е.М., Романова И.Б. Принципы формирования
товарной политики вуза // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. – с. 42-47.
- Белый Е.М., Романова И.Б. Ценообразование
на образовательные услуги в государственных
вузах // Маркетинг в России и за рубежом.- 2003.-№3. - с.33-40.
- Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. — М., 2005.
- Бондаренко В.А. Маркетинговое сопровождение образовательных услуг как средство
снижения рисков высшего учебного заведения
// Практический маркетинг.- 2005.- №11 (105).
- Волкова М., Звёздова А. Маркетинговые
исследования в области образовательных услуг // Маркетинг в России и
за рубежом.- 2005.-№6. с.12-31.
- Высшее и среднее профессиональное образование
в Российской Федерации: статистический справочник/ под
ред. Савельева А.Я. –М.: 2005.- 100 с.
- Гвозденко А.Н. Российские экономические вузы: имидж или доля рынка? // Маркетинг в России и за рубежом.-2006.-№2. с.116-119.
- Голдобин Н.Д. Особенности маркетинга в организации дистанционного обучения // Дистанционное образование. — 2005. — № 1.
- Голодец Б.М. Современная концепция социального
маркетинга //Маркетинг в России и за рубежом.-
2001.- №6. с. 3-10.
- Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник.
– 2-е изд. – М.: Финпресс, 2000
- Голубков Е.П. Современные тенденции
развития маркетинга // Маркетинг в России
и за рубежом.- 2000.- №4. - с. 3-7.
- Голубков Е.П., Голубкова Е.П., Секерин В.Д. Маркетинг: выбор лучшего решения. – М. – 2007. – 430 с.
- Горбунова Ю.А. Маркетинг в сфере высшего
образования: пример университета Калабрии // Маркетинг в России
и за рубежом. – 2005. - № 5. – с. 24-28.
- Гордин В.Э. Социальная политика и социальный
маркетинг.- СПб., 2007. – 213 с.
- Горяева Е. Социальный маркетинг или
как продвигать общественную организацию.- Новосибирск, 2005. - 91 с.
- Грудзинский А.О. Университет как предпринимательская
организация // Социс.- 2003.- №4.- с. 113-121.
- Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. — М., 2006.
- Добрыднёв С.И. К вопросу определения
продукта вуза // Маркетинг в России и за рубежом.- 2004. - №4. – с.50-60.
- Как сбалансировать рынок труда и рынок
образовательных услуг? // Профессиональное образовпние.- 2007.- №1. –
с. 3-4.
- Киреева Н.А. Маркетинговое исследование в системе регулирования
и удовлетворения потребностей в образовании
(методологические проблемы): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. – Екатеринбург. – 2000. –
20 с.
- Кожухар В.М. К определению содержания образовательной услуги // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3.
– с. 42-47.
- Концепция модернизации российского
образования на период до 2010 года // Высшее образование сегодня. – 2002.
- №2 . - с.3-25.
- Корчагова Л. Управление маркетингом образовательных услуг// Маркетинг.- 2004.- №6. - с. 69-76.
- Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и вступ. ст. Пеньковой Е.М. – М.: Прогресс, 1990. – 736 с.
- Кутякова Н.А. Необходимость формирования
маркетинговой стратегии вуза на рынке образовательных услуг // Управление
человеческими ресурсами: регион, территория, организация:
Тезисы докладов международной научно-практической конференции. – Барнаул:
Изд-во НП «Азбука», 2001. – 288 с.
- Лоншакова Н.А. Региональный вуз и рынок
труда: проблемы адаптации // Социс. – 2003.- №2.- с.
68-72.
- Мамонтов С.А. Сфера образования как многоуровневая
маркетинговая система // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №5. – с. 33-39.
- Маркетинг в отраслях и сферах деятельности:
Учебник / Под ред. проф. В.А. Алексунина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. – 614 с.
- Мелиховский В.М. Социальный маркетинг.
– Ярославль, 2006.- 154 с.
- Методология исследований, проектирования
и менеджмента в области высшего образования:
Сб. науч. тр./Под ред. А.Я. Савельева. – М., 2006. -322 с.
- Менеджмент, маркетинг и экономика образования
/ Под ред. А.П. Егоршина. — Н. Новгород: НИМБ, 2001.
- Мешков А.А., Жильцова С.В. Создание совместной
ценности услуги в области бизнес-образования на основе маркетинга
партнёрских отношений //Маркетинг в России
и за рубежом.- 2004. - №5. – с. 97 -104.
- Миляева Л.Г. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг провинциальных городов (на примере
учреждений высшего профессионального образования) // Маркетинг в
России и за рубежом.- 2005. - №5. – с. 33-39.
- Миляева Л.Г. Маркетинговый подход к обоснованию стоимости платных образовательных
услуг // Маркетинг в России и за рубежом.- 2006. - №4. – с. 116-121.
- Миляева Л.Г. Маркетинговый подход к оценке
качества образования: анализ и пути решения // Маркетинг в России
и за рубежом.- 2005. - №2. – с. 33-36.
- Миляева Л.Г. Рынок образовательных услуг
провинциальных городов: маркетинговый подход // Человек и труд. –
2005. - №9. – с. 48-55.
- Миляева Л.Г., Волкова Н.В. Маркетинговый инструментарий для оценки соответствия
содержания и качества образовательных
услуг //Маркетинг в России и за рубежом.- 2004.- №1. – с. 86-94.
- Миронов В. Болонский процесс и национальная
система образования // Alma mater.- 2006.- №6.- с. 3.
- Мягков Г.А. Проблемы развития высшего образования в
крае. – Барнаул: ГУ. – 2000. – 40 с.
- Новаторов Э. Качобрус: маркетинговый
инструментарий для измерения качества образовательных услуг//Маркетинг. – 2001. - №6. – с.54-68.
- Основы маркетинга: Учеб. пособие/ Похабов
В.И., Тарелко В.В. – Мн.: Высш. шк., 2001. – 271 с.
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных
услуг //Маркетинг в России и за рубежом.- 2006. - №2. – с. 10-21.
- Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных
услуг в высшем и дополнительном образовании. Учебное пособие.
М.: Интерпракс, 2006, 240 с.
- Платонова Н.А., Христофорова ИВ. Маркетинговые
подходы к изучению потребностей в товарах
и услугах в вузах // Маркетинг в России
и за рубежом. –2003. - №4. – с. 42-48.
- Потолицина Л.Ф. Социально ориентированный
маркетинг образовательных услуг // Профессиональное образование.-
2006.- №6.- с. 23.
- Прогнозирование развития и мониторинг
состояния высшего и среднего профессионального
образования / А.Я. Савельев., М.В.Зуев и др. – М., 2005. – 192 с.
- Пятковский О.И. Содействие занятости
студентов с помощью отдела маркетинговых исследований вуза на примере
ГТУ услуг // Формирование кадровых ресурсов края: материалы краевой
конференции. – Барнаул: Изд-во НП «Азбука»,
2002. – с. 22-25.
- Ремнёва Н.С. Трансформация социального
маркетинга в региональных системах образования (на примере края):
автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук.-
Барнаул.- 2005. – 19 с.
- Решетников А.В. Социальный маркетинг
и обязательное медицинское страхование.
М., 2005. – 246 с.
- Рязанова С.В. Организация системы взаимодействия рынка труда и образовательных услуг // Формирование кадровых
ресурсов края: материалы краевой конференции.
– Барнаул: Изд-во НП «Азбука», 2002. – с.
20-22.
- Сагинов К.А. Маркетинг образовательных
услуг региона // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. - №4. –
с. 36-42..
- Сагинова О.В. Маркетинг в сфере образования
//Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №1. – с.32-44.
- Сагинова О.В. Маркетинг образовательных
услуг //Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. – с.48-59.
- Старостина Т.В. Вузы на рынке образовательных
услуг // Социс. – 2003.- №4.- с. 121-127.
- Хатунцев А.Н. Маркетинговые исследования
рынка профессиональных знаний // Маркетинг
в России и за рубежом.- 2003.- №1.
- Хлусов В. П. Основы маркетинга. М., 2005. – 196 с.
- Чухломин В.Д. Ценообразование на образовательные
услуги с учётом факторов внутренней среды организации
// Маркетинг в России и за рубежом. –2003. - №6. – с.52-54.
- Шевченко Д.А. Маркетинговые исследования
рынка образовательных услуг в России // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. - №4. –
с. 36-42.
- Шевченко Д.А. Маркетинговые стратегии
ценообразования в вузе // Практический маркетинг- 2002. - №10. – с.7-14.
- Шевченко Д.А. Особенности маркетинга образовательных
услуг // Маркетинг в России и за рубежом. –2005. - №4. – с. 36-42.
- Шевченко Д.А., Павлов С. Контент-анализ
рекламы образовательных услуг // Практический маркетинг- 2002. - №17. – с.
25-32.
- Шереги Ф.Э., Харчева В.Г. Социология образования:
прикладной аспект. М.: Юристъ, 2006.
- Яскевич Е.В. Исследование потребителей как основа маркетингового
управления высшим учебным заведением
// Маркетинг в России и за рубежом.- 2007.- №2. – с. 46-58.
- http: // stat.edu.ru
- http: // www.ed.gov.ru
Приложение 1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ РФ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ, ИННОВАЦИЙ И УПРАВЛЕНИЯ
БЛАНК ИНТЕРВЬЮ
Здравствуйте! Предлагаем Вам участие в
исследовании, направленном на изучение
проблем и перспектив развития маркетинговой
деятельности высших учебных заведений.
Ответив на вопросы, Вы окажите неоценимую
помощь!
I. Особенности организации
маркетинга
1. Какой структурой осуществляется
маркетинговая деятельность в учебном заведении?
□ Централизованной службой маркетинга
(отделом, Центром)
□ Функции маркетинга распределены по отделам
вуза
□ Используются внешние консультанты
□ Другое.
2. Если в учебном заведении функционирует
отдел маркетинга, в каком году он появился?___________________________________________________
3. Сколько человек занято в осуществлении маркетинговой деятельности?______________________________________________________
4. Какой уровень квалификации у сотрудников,
занимающихся маркетинговой деятельностью
в университете?
□ маркетинговую
деятельность осуществляют сотрудники, имеющие специальную маркетинговую
подготовку
□ маркетинговую деятельность осуществляют
специалисты без квалификации по маркетингу
□ другое
II. Основные направления маркетинговой
деятельности
1. Совершенствуя содержание и номенклатуру
образовательных услуг и продуктов, вуз
осуществляет:
□ внедрение новых образовательных услуг
(второе высшее образование, курсы)
□ модификацию и разработку образовательных
услуг (специальностей, специализаций)
□ оценку конкурентоспособности
своих образовательных услуг
2. Какие каналы распределения своих услуг
университет использует при выходе на
конечного потребителя?
□ непосредственное
предоставление услуг университетом
□ открытие
филиалов
□ создание
сети представительств
□ другое
3. В каких формах осуществляется университетом
продвижение своих услуг на рынок?
□ проведение
презентаций, выставок, дней открытых
дверей
□ информация
в СМИ
□ наружная
реклама
□ выпуск
собственных брошюр, буклетов
□ другое
4. В каких формах осуществляется университетом
содействие трудоустройству выпускников?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Какую систему ценообразования преимущественно
использует вуз?
□ ориентация
на затраты
□ ориентация
на спрос
□ ориентация
на цены конкурентов
□ другое
6. Проводятся ли вузом маркетинговые
исследования?
□ исследования проводятся
□ исследования
не проводятся
7. Выделите те направления исследований,
которые, на Ваш взгляд, наиболее важны?
□ исследование
рынка образовательных услуг
□ исследование рынка труда
□ исследование потребителей
образовательных услуг
□ исследование качества предоставляемых
образовательных услуг
□ исследование цены
□ анализ поведения конкурентов
на рынке
□ другое
8. По каким параметрам оценивается
социальная эффективность маркетинговой деятельности?_________________________________________
__________________________________________________________________
9. Внесёт ли коррективы в маркетинговую
деятельность учебного заведения присоединение
России к Болонскому процессу?
□ в содержание образовательных программ
□ во взаимодействие с рынком труда
□ в политику ценообразования
□ в качество предоставляемых образовательных
услуг
□ другое
Спасибо за помощь в исследовании!
Приложение 2
Положение об отделе содействия трудоустройству
выпускников
государственного университета
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Настоящее положение разработано на
основе действующих нормативных документов, Устава ГУ.
- Отдел содействия трудоустройству выпускников является структурным подразделением информационно-аналитического
центра государственного университета, пользуется правами
и обязанностями, связанными с его деятельностью.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОТДЕЛА
2.1. Основными целями отдела являются:
- Информирование администрации и подразделений вуза (факультетов, кафедр) о состоянии рынка образовательных
услуг и разработка рекомендаций в осуществлении образовательной
политики в государственном университете.
- Продвижение высококачественных образовательных
программ на рынок края и другие регионы России с целью привлечения
потребителей с учетом их потребностей.
- Создание и развитие системы содействия
трудоустройству выпускников.
- Инициация, поддержка и укрепление благоприятного
имиджа госуниверситета на рынке образовательных
услуг.
2.2. Для достижения целей отделом маркетинга
решаются следующие
задачи:
2.2.1. Исследование, изучение и анализ потребностей
в образовательных услугах личности (учащегося, студента,
слушателя);
- анализ приоритетов в выборе будущей
специальности, специализации, дополнительных образовательных программ;
- выявление перспективных образовательных
программ; форм обучения; методов и средств обучения.
2.2.2.Анализ взаимодействия рынков
труда и образовательных услуг;
- определение места, эффективных условий
будущей трудовой деятельности выпускников;
- установление требований потенциальных
работодателей к качеству образовательных программ; к выпускникам
с позиций профессиональных и должностных
требований;
- разработка инструментов и осуществление
координации внутренней политики вуза в области занятости.
2.2.3.Информирование студентов (слушателей)
вуза, подразделений вуза о тенденциях, о предъявляемом спросе
на специалистов:
- выход в международные информационные
сети, размещение и постоянное обновление
информации о деятельности отдела маркетинга
на WEB-сервере государственного университета;
- подготовка информационных материалов
о состоянии рынка образовательных услуг,
рынка труда с указанием реального трудоустройства
по каждой специальности с учетом предыдущего
года.
2.2.4. Анализ конкурентоспособности:
- специальностей, специализаций и других
образовательных программ;
- государственного университета среди других образовательных учреждений края и России.
- Изучение конъюнктуры спроса и предложения
рынков труда и образовательных услуг.