Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 11:03, лекция
Торговая и товарная марка, бренд: основные характеристики понятия и эволюция в маркетинге. Функции и характеристики бренда. Процедура создания бренда: Управление брэндами. Архитектура брэндов компании. Понятие архитектуры брэндов, стратегическая роль различных брендов: Марочная политика в сфере услуг
Марочная политика в сфере услуг
Торговая и товарная марка, бренд: основные характеристики понятия и эволюция в маркетинге. Функции и характеристики бренда. Процедура создания бренда: Управление брэндами. Архитектура брэндов компании. Понятие архитектуры брэндов, стратегическая роль различных брендов: Марочная политика в сфере услуг
Теории и практике
брендов в современном
Брэнд относительно новое заимствованное понятие для российского предпринимательства. Но в теории и практике маркетинга это понятие используется относительно давно и стало неотъемлемым компонентом товарной политики. В самом общем понимании брэнд является важным и необходимым элементом рынка, «безмолвным продавцом».
Расширение масштабов
конкуренции, стремление производителей
и продавцов привлечь к производимым
и продаваемым товарам и
В настоящее время
понятие марки и бренда заняло
центральное место в
Ключевым вопросом маркетинга становится следующий: что мотивирует или что способно повысить мотивацию потребителей чаще приобретать или больше платить за товар или услугу?Основой успеха на потребительском рынке являются стойкие конкурентные преимущества, заключающиеся в лучших в понимании потребителя свойствах товара или услуги по сравнению с конкурирующими. Поэтому одной из основных задач маркетинга на потребительском рынке является создание долгосрочных покупательских предпочтений к определенным маркам и обеспечение высокого уровня их идентификации при совершении покупок.
Согласно концепции
брендинга отдельные марки
В истории человечества знаки, служащие для отличия товаров одного производителя или продавца от товаров его конкурента в процессе торгового обмена, возникли на основе знаков собственности одновременно с появлением производства товаров в частных мастерских и торговли ими (3-2 тысячелетие до н.э.). Торговые и ремесленные знаки и эмблемы использовались в качестве вывесок на улицах средневекового города, причем во Франции 17-18 веков эти знаки подлежали обязательной регистрации в магистрате города. В России первые коммерческие знаки различия возникли не позднее 17 века – это были клейма государственных фабрик, производящих кирпич, посуду и т.д.
Концепция брендинга возникла в рамках североамериканской школы маркетинга как практическое направление. Считается, что впервые система управления маркой была применена в компаниях Procter and Gamble и General Foods в начале 30-х годов. Организационно-функциональное воплощение брендинга – марочный принцип управления, заключающийся в выделении отдельных брендов в самостоятельные объекты маркетинга. Марки в современном смысле этого слова возникли в период развития массового производства, когда производители смогли гарантировать стабильное качество своим продуктам и начали активно заявлять о них на рынке.
Марки и бренды приносят очевидную пользу потребителям и производителям. Производителям они гарантируют дополнительную прибыль, обеспечивая лояльность покупателей и тем самым уменьшая влияние конкуренции на колебания объемов продаж. Большинство производителей согласны с тем, что марки представляет собой один из наиболее эффективных инструментов получения прибыли в долгосрочном периоде. Если стратегия компании не строится на создании сильной марки с устойчивой репутацией, привлекательной для потребителя, то ее объемы продаж оказываются нестабильными, находятся в зависимости от деятельности конкурентов, их ценовой и инновационной политики.
Происхождение слова «brand» в английском языке связано с древнескандинавским глаголом «brandr» - «гореть, жечь». В средние века английское слово «brand» означало буквально «пламя, огонь, факел», однако быстро приобрело и ряд метафорических значений. Одним из них явилось «клеймо, знак собственности», возникновение которого связано с практикой клеймения скота раскаленным железом. Еще один взгляд на этимологию слова «брэнд» связан с латинским словом «Brand» - тавро, клеймо.
Торговая марка - имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и их дифференциации от товаров или услуг конкурентов. Марку ни в коем случае нельзя рассматривать только как имя товара. Главная цель ее создания - развитие содержательной системы ассоциаций, возникающих в сознании потребителей в связи с этой маркой, а также это обещание продавца постоянно предоставлять покупателю специфический набор качеств, ценностей и услуг.
Действующее законодательство РФ определяет товарный знак и знак обслуживания как обозначения, способные отличать соответствующие товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других лиц. Определения товарного знака практически во всех законодательствах мира сводятся именно к индивидуализации производимых и продаваемых товаров без четкого наполнения термина.
Формального определения брэнда не существует, по сути это раскрученный, общественно принятый образ марки или некая неосязаемая роскошь
Брэндинг - процесса раскрутки марки, в ходе которого значок фирмы становится запоминаемым потребителем.
Также брэндинга - создание устойчивых привлекательных образов марок товаров или услуг в сознании покупателя для установления их отличий от товаров и услуг конкурентов.
Брендинг – процесс комплексного управления торговой маркой, товаром и предприятием с целью создания долгосрочных положительных взаимоотношений с потребителем.
Брэнд - более широкое в экономическом смысле понятие, чем товарный знак. Он отражает совокупность как материальных, так и нематериальных категорий. Совокупность этих категорий формирует у потребителя благоприятное впечатление о товаре, услуге, фирме и вызывает желание приобрести товар, выделив его в ряду прочих.
Брэнд - это сущность, развивающаяся во времени, от знака, марки, состоящих из известных элементов до четко воспринятой покупателями совокупности эмоциональных и функциональных элементов, единых с самим товаром.
Бренд – система, связывающая вместе товар с его характеристиками, торговую марку, ее образ в сознании потребителей, а также концепцию производителя (продавца) по отношению к своему товару, ТМ, потребителям.
Товарный известность на рынке
знак доверие у покупателей
Процесс развития от торговой марки к брэнду:
Дать всеохватывающее и универсальное определение понятия «брэнд» очень сложно. В таблице 13.1 приведены различные аспекты, встречающиеся в определениях этого термина.
Таблица 13.1
Различные аспекты понятия «брэнд»
Аспект понятия |
Первый год упоминания |
Образ в сознании потребителя |
1956 |
Механизм дифференциации товаров |
1960 |
Индивидуальность |
1985 |
«Добавочная стоимость» |
1986 |
Правовой инструмент |
1987 |
Взаимоотношения товара и потребителя |
1991 |
Компания - производитель |
1992 |
Система поддержания и коммуникации идентичности товара |
1992 |
Сущность, развивающаяся во времени от марки как концепции производителя до воспринятой сознанием потребителя совокупности функциональных и эмоциональных элементов, единых с самим товаром и способом его представлению потребителю |
1996 |
Источник: Иевлев В. Товарный знак и
продвижение товара на российском рынке
// Маркетинг и маркетинговые
Брендинг может применяться для различных товаров и для услуг. Для потребительских товаров и услуг, основными характеристиками которых является разнообразие и доступность, брендинг будет выступать прежде всего как механизм сегментации рынка и дифференциации товара. Для высокотехнологичных товаров, которые характеризуются сложностью, высокой скоростью изменения товара, неспособностью покупателя самостоятельно разобраться в товаре, брендинг имеет значение из-за высокого риска и неопределенности. Услуги особенно нуждаются в брендинге на практике из-за неопределенности и эмоциональной составляющей покупки, необходимости формирования мнения, репутации, доверия и положительного опыта.
1. Верность покупателей
является ключевым фактором
2. Восприятие цены
влияет на восприятие бренда.
Цена не должна являться
3. Особенно важен для
брендинга комплекс
4. Место. Оно может
способствовать повышению
5. Люди. Если работники
готовы поддерживать и
6. Процесс тоже может повысить ценность бренда или создать его особый образ (особенно характерно для услуг авиакомпании).
При выработке решений, связанных с брендингом, предприятию следует опираться на следующие принципы: